Георгий СОЛОВЬЕВ, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой журналистского мастерства ф-та журналистики Кубанского государственного университета (г. Краснодар)

ТЕСТ НА ТВОРЧЕСКУЮ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
(Современная кубанская литература: портрет и вокруг)

В череде недавних литературных юбилеев отпраздновано 70-летие нашего великого земляка-кубанца, известного литературного критика и публициста Юрия Селезнева.

Вспомнил я о нем не красного словца ради. С духовной прозорливостью он предсказывал грядущие потрясения нашей Родины, пытался разбудить пребывающее в летаргии национальное сознание русского народа. Третья мировая война началась в идеологической сфере, и первой ее жертвой может стать Россия, если писатели не сумеют мобилизоваться, -- предупреждал Ю.И. Селезнев.

И что же, смогли мобилизоваться? На этот вопрос, пожалуй, каждый находит свой ответ и свои аргументы. Попробуем сделать это на примере рассуждений о современной кубанской литературе. Это не обзор произведений, это именно рассуждения – таковыми их и предлагается воспринимать.

Сегодня Краснодарская краевая писательская организация Союза писателей России, которую возглавляет прозаик, лауреат нескольких Всероссийских конкурсов Светлана Макарова, насчитывает почти 60 писателей и поэтов. Среди них такие известные авторы как Виктор Лихоносов, Николай Ивеншев, Николай Зиновьев (по утверждению многих критиков один из лучших ныне пишущих российских поэтов), Кронид Обойщиков, Владимир Архипов, известный литературный критик Юрий Павлов... Писательская организация Кубани выпускает два литературно-публицистических журнала «Родная Кубань» и «Литературный Краснодар», а также газету «Кубанский писатель».

И вновь возвращаемся к вопросу, и что?

Вот недавно испытал неподдельное расстройство, прочитав в одном из литературных обозрений своеобразный некролог поэтическому творчеству. Дескать, при внешнем обилии поэтических сборников, множестве журнальных, газетных публикаций стихов, отечественная поэзия последних лет представляет собой довольно безликую, почти однородную массу. Тут скорее неправда, чем правда. Если слово оплачено судьбой и живо незаемной энергией души, оно не может оставить читателя равнодушным. Сужу об этом уже хотя бы по последним новинкам кубанских поэтов. Например, Кронида Обойщикова (сборник «Подкова на белой стене»), Николая Зиновьева (подборка «Русский слух» в журнале «Дон»), Владимира Архипова (сборник «Дорогие воспоминания»), Нелли Василининой (сборник «Еще не отцвели закаты»), Нины Хрущ (сборник «Свет обручальный»), Алексея Горобца (сборник «Снег поздней любви»)… Мы в них не перестаем – слава Богу! -- слышать родниковый голос собственной души, но… Но все больше в них повторов когда-то удачно найденных образов, правильных, но не получивших дальнейшего творческого развития, идей… Вот это беспокоит. И беспокоит вдвойне, т.к. становятся эти поэтические произведения все более безоружными перед игом графоманов, для которых творческим девизом становится новый литературный пафос или, как говорил Александр Блок, «завитки вокруг пустоты».

Непростое явление и наша кубанская проза. Несомненно, здесь сегодня самая заметная фигура это прозаик Николай Ивеншев. Плодовитый, но не графоман. В каждом его произведении, будь то небольшой рассказ, фундаментальный сборник «Индекс счастья» или недавно опубликованная повесть «Поза лотоса», открываешь для себя что-то новое. Это говорит об особенностях его творчества, о его высоком профессионализме. Работает так, как велит ему сердце и любовь к своему делу. Но и здесь, как говорится, есть свои нюансы. Все чаще Н. Ивеншев начинает сводить все сюжетные коллизии к бытописанию т.н. людей «с усталыми душами». Конечно, никто не зовет назад к «лакировочным повествованиям», но ведь читательские души без идеалов тоже мертвеют… Интересную, и вообщем-то не совсем женскую, прозу пишет Светлана Макарова. Тому пример и недавний ее сборник «Солнце за горизонтом». Но вот прочел ее новую повесть «Петух, Кондор и корень-обратим» и понял – это всего лишь добротный клон ранее опубликованных рассказов «Две линии на ладошке», «Кусочек от рифа счастья» и др. Не пахнуло на меня, не в обиду автору будет сказано, щемяще-горчащим запахом коллизий, к примеру, давнишнего рассказа «Ботинки для Гошки». Небезынтересен и новый рассказ Владимира Кирпильцова «Танька», опубликованный в «Доне». Но небезынтересен как новая часть сериала его оперской эпопеи о сыскарях из ФСБ – Гринго, Владлене и др. из «Перекрестков», «Пришельца» и наверное самого заметного произведения прозаика, переведенного уже на несколько языков романа «Реликвия»…

Одним словом, достойные произведения, конечно, не канут в вечность . Но есть, правда, нюансы. Вопрос в том, как понимать этот мир. Чувствовать жизнь – это скорее всего все же понимать новые токи времени, главное в нем; видеть то, что отличает нынешнее от прошедшего, не только в делах, но и в мыслях, настроениях, движениях души. А они, как известно, не статичны… Повторюсь, все качественное и талантливое имеет свойство находить себя во времени и пространстве. Но известно и то, что творческий человек, не сумевший до конца реализовать себя - это несчастный человек. Прежде всего потому, что этим он открывает публикационные шлюзы в Литературу литературщине; когда человек, элементарно знающий тридцать три русские буквы, будет издан.

Вернуться на главную