Валентина КОРОСТЕЛЁВА

«И ГОРНИЙ АНГЕЛОВ ПОЛЁТ…»

(Тютчев в музыке)

 

Удивительно, что стихи Фёдора Ивановича Тютчева, в каждой строчке которых явно или глубинно звучит музыка, далеко не сразу нашли своих композиторов. Я объясняю это только одним: в творческих кругах того времени (а это середина 19 века) настолько была высока общая культура, что Тютчев со своей лирикой никого не удивлял, как это было, к примеру, сто лет спустя с поэзией моего любимого Николая Рубцова. Сегодня невозможно даже сосчитать песен на его стихи, потому что и его строки, особенно лирические, полны музыки.

Но вернёмся к Фёдору Ивановичу. Афанасий Фет, что творил в ту же эпоху, что и Тютчев, тоже был автором многих стихов, внутренне уже музыкальных. В 1859 году он опубликовал в «Русском слове» статью «О стихотворениях Тютчева». «Можно ли в такую тесную рамку (я говорю о небольшом объёме книги) вместить столько красоты, глубины, силы, одним словом поэзии!» И он же ещё при жизни Тютчева утверждал, что гармония его поэзии возвела русский стих до «эфирной высоты».

А мы вспомним хотя бы одно из стихотворений Фёдора Ивановича, чтобы убедиться в словах Фета:

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня...
Тяжело мне, замирают ноги...
Друг мой милый, видишь ли меня?

Всё темней, темнее над землёю -
Улетел последний отблеск дня...
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня...
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Эти стихи были написаны «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.», о чём сообщает их название. Именно Тютчев, и особенно в цикле, посвящённом Елене Александровне Денисьевой, поднял на недосягаемую прежде высоту само это чувство любви, всё его многоцветие и многогранность, его чистоту и драматическую глубину. И разве можно композитору не оказаться в плену таких стихов?

Гармония – вот что объединяло поэтов того времени, а если точнее – высочайшая культура, которой без музыки и не могло быть. И только со временем, когда в России начались и культурные, и социальные сдвиги, стихи таких авторов становились всё ценней и светились своей лирической неповторимостью.

Истинное признание творчества Тютчева в читательских кругах наступило сравнительно поздно, как и обращение к его поэзии русских композиторов. Из великих  – современников Федора Ивановича - один Чайковский положил на музыку стихи "Как над горячею золой..." и «Слёзы людские»:

Слёзы людские, о, слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой ...
Льётесь безвестные, льётесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, —
Льётесь, как льются струи дождевые
В осень глухую порою ночной.

Наверное, это самый короткий романс из всех нам известных. Всего 6 строк, а сколько искреннего чувства и нравственной глубины они вместили!

В 1861 году, когда Тютчев мог бы справлять уже 40-летие своего творчества, появились новые музыкальные отклики на его поэзию: романсы М.Сабаниной «Весенние воды», чуть позднее «Слёзы»,  и Е.Кочубей «Я очи знал». Таким образом, среди первых романсы на слова Тютчева написаны великосветскими любительницами, что для меня ничуть не странно: таким успехом пользовался он и как Личность тогда в высшем свете. Не случайно, по воспоминаниям знакомых с ним литераторов, «он был дурён собою, небрежно одет, неуклюж и рассеян; но все это, все это исчезало, когда он начинал говорить, рассказывать; все мгновенно умолкали, и во всей комнате только и слышался голос Тютчева».

А большинство романсов на его слова написано в конце XIX и в XX веке. Среди них великолепные произведения Сергея Рахманинова «Весенние воды» и Николая Метнера - «День и ночь», «Бессонница» и другие. Но, наверное, самый известный романс на стихи Тютчева, которые он написал всего за три года до смерти, - «Я встретил вас». Автор музыки этого романса - Борис Сергеевич Шереметев — композитор-дилетант, главный смотритель Странноприимного дома в Москве. Происходил из нетитулованной ветви рода Шереметевых. Однако, судя по всему, он так был заворожён поэзией гения, что достаточно было и его невеликого дара, чтобы появился на свет шедевр, причём на века.

Но вспомним само стихотворение, которое уже в памяти нашей и звучит не иначе, как романс:

Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…

Как поздней осенью порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,

Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
1870 г.

И вот история этих прекрасных стихов. Почти все знатоки творчества Поэта уверены, что посвящены они Клотильде Ботмер,  которую Тютчев встретил в загранице весной 1826 года после  возвращения из отпуска на родине. В это время к ней сватался коллега Тютчева. Однако юная красавица всё тянула с согласием, не в силах забыть поэта. Но узнав о том, что Фёдор Иванович женат и поняв всю тщетность надежд, вскоре вышла замуж. Через годы они встретились снова в Карлсбаде, и былые чувства вспыхнули вновь...

В советское время плодотворно работал в содружестве с поэзией Тютчева Георгий Свиридов, написавший музыку на стихотворение  «Эти бедные селенья». Давайте вспомним это замечательное стихотворение, не потерявшее с веками всей глубины любви автора к своей родине.

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты Русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
1855

И, уж так решила судьба, - на фантастический по популярности «Романс» Свиридова к фильму «Метель» замечательно легли стихи Тютчева: «Последняя любовь». Я прослушала это на одном из сайтов в исполнении Академического хора под управлением Валерия Кобышева (Кемерово). Очень гармоничное сочетание!

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, —
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.

Волшебство тютчевской поэзии притягивало к себе самых разных композиторов, в том числе и многих наших современников. К примеру, на стихи «Я очи знал…» был написан романс не только Петром Чайковским, но  и Валерием Гаврилиным. И как можно было устоять перед такими строками?

 Я очи знал,- о, эти очи!
Как я любил их - знает бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.

В непостижимом этом взоре,
Жизнь обнажающем до дна,
Такое слышалося горе,
Такая страсти глубина!

Дышал он грустный, углублённый
В тени ресниц её густой,
Как наслажденье, утомлённый,
И, как страданья, роковой.

И в эти чудные мгновенья
Ни разу мне не довелось
С ним повстречаться без волненья
И любоваться им без слёз.

Советское поколение было одарено не только самими романсами на стихи Тютчева, но и исполнением их такими мастерами сцены, как Елена Образцова - «Весенние воды», Сергей Лемешев - «Ещё томлюсь тоской желаний», Надежда Обухова - «Я очи знал…», Георг Отс «Я встретил вас…» и другие известные и любимые народом артисты.

Всего же на стихи Тютчева создано 127 музыкальных произведений, авторы - 34 композитора. И, что особенно ценно, поэзия этого, одного из самых блистательных русских поэтов, - и сегодня вдохновляет наших музыкантов; а стихотворцев, как и во все времена, учит стремиться к этой «горней» высоте звука и слова.

Не будем оглядываться по сторонам: в Балашихе, микрорайоне Железнодорожный, живут композитор Владимир Бохан и певица Алёна Лелекова, исполняющая его романсы на стихи нашего гения: «Последняя любовь», «Я очи знал…», «Весенняя гроза» и другие. Я слышала их, и видела очень хорошую реакцию зрителей. Не раз и не два они участвовали в Московском областном конкурсе исполнителей русского романса «Продлись, продлись очарованье!», что родился именно у нас. А к 200-летию Фёдора Тютчева  Владимир Бохан издал целый сборник своих произведений на его стихи.

А поэты, видя перед собой образцы поэзии, ставшей песнями и романсами, также в содружестве с композиторами представляют на творческих вечерах  свои произведения. Лично мне повезло встретиться в Солнечногорске, где я жила какое-то время, с известным композитором Владимиром Газаряном. Несколько наших с ним песен звучали не раз на творческих вечерах в Москве, Солнечногорске и Кирове. Это «Душа России», «Боевые ветераны», «Улыбайтесь» и другие произведения. А Владислав Казенин, руководивший Союзом композиторов России, земляк по Вятке, написал для известной певицы Анны Литвиненко песню на мои слова «Родина моя», и я была в Москве на премьере этого произведения. Ну, а в Железнодорожном с Владимиром Боханом создано с десяток песен, что исполняются на моих вечерах, и не только. Есть свои песни, насколько я знаю, и у других поэтов Балашихи. Так что Фёдор Иванович Тютчев, в честь которого названа наша Центральная городская библиотека, я надеюсь, одобряет наше стремление соединить поэзию XXI века с современной музыкой.

И чем же, как не стихами самого Тютчева закончить это объяснение в любви к волшебнику русского слова? Вот что он пожелал нам однажды:

Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.

Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит — и слава богу!

Наш канал
на
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную