Михаил КОВАЛЁВ

СОВРИСКУС

 

Негоже  словам  сочетаясь терять свой смысл!

Пора ввести в русский язык слово, означающее  то, что часто именуют "современным искусством". Ибо это пущенное для гоняющегося за модой стада  словосочетание насквозь лживо, и родит путаницу в понятиях.  Действительно, почему всякие Малевичи и Кандинские столетней давности висят на видных местах в музеях современного искусства, а ныне живущих талантливых художников-реалистов туда и на пушечный выстрел не подпускают?  Они, что − не творцы современного искусства?!

Вот как Википедия пытается определить соврискус:   "Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением, отделяя его от понятия «актуальное искусство», имеющее оценочный, а не хронологический характер. Тем не менее, существует взаимодействие или даже смешение этих понятий."... Да, густая каша, − "восходящее, или находящееся в противоречии" ясно указывает на отсутствие логики в этих умствованиях. Впрочем, в Википедии можно найти и вполне разумные определения, например:    «Авангардизм — обобщенное название экспериментальных идей, концепций, течений, школ, творчества отдельных художников, преследующих цель создания нового искусства, не имеющего связей со старым, путем отрицания исторической традиции и преемственности творчества.»  А зыбкую границу между модернизмом и авангардизмом википедийские мудрецы обнаруживают на уровне различия тщедушных шизоидов-аутистов вроде Кафки и атлетических наглецов-скандалистов вроде Маяковского… Чем не заповедник словоблудия?

 Вас не удивляло, − как в Русском музее нашей северной столицы экспозиция прекрасной полнокровной русской живописи сводится в хронологическом конце к нескольким, заполненным откровенной лабудой пустынным залам, которые хочется побыстрее проскочить? Живопись заканчивается   этакой культёй, требующей нудных толкований «экспертов», чтобы прирастить эту культю к живописи.  Вот наглядная иллюстрация того, как занявшийся экспериментаторством в поисках рыночного потребителя модернизм перешёл в чисто рыночный соврискус.  Модернизм ещё можно назвать искусством, соврискус, называемый википедийщиками авангардизмом, − уже нет!

Великий русский композитор и глубокий мыслитель Георгий Свиридов писал: «Мне лично казалось, что «новое» искусство (главным образом ХХ века) – есть продолжение старого, его следующая ступень… Но теперь ясно видно: это искусство обладает глубокими чертами «несовместимости». Оно призвано не продолжать ряд классического искусства, а заменить его собою, уничтожить его. Да, такова  идея, такова платформа этого нового искусства. Всем своим строем, всем смыслом оно активно направлено против основной идеи, основного пафоса классического Русского искусства и предназначено сменить его.»

Основной силой, приводящей в движение так называемые открытые западные сообщества, являются деньги.  Их «открытость» равносильна возможности обладания и распоряжения  громадными деньгами определённой группы лиц, составляющих финансовую олигархию. У этих людей самым естественным образом возникает мысль использовать своё финансовое могущество не только для достижения власти в определённой стране, но и для её распространении на весь мир1 . По-разному называют этих претендентов на мировое господство: финансовый капитал, американский империализм, мировое жидомасонство, глобалисты, глубинное государство, но суть одна. С деятельностью видного представителя этой силы международного еврея Дж. Сороса, пытавшегося в катастройку скупить нашу науку и направлять культурную политику России, старшее поколение хорошо знакомо. Если глобалисты не без успеха пытаются возвести в норму половые извращения, то почему бы им не заменить искусство соврискусом?

Но зачем понадобилась эта подмена?

Попытаемся ответить. Помните, − как Христос изгнал торгашей из храма!? Иисус понимал, к чему может привести их хозяйствование там. И соврискус, в который торгаши пытаются превратить храм искусства, − лишний раз доказывает его правоту. Как сказал поэт, − «Нет вечных истин ничего новей!»

 

Как выживали художники?

Художник занят тем, что пытается запечатлеть свои страсти, мысли, любовь, оставить потомкам их след. Продажа произведений искусства совсем другое дело, и требует иных способностей и умений. И эти умения и способности по своей природе противоположны творческому горению. Возникает извечный и особенно острый ныне вопрос, − как художнику прокормиться своим искусством?

Раньше художнику помогали выжить и творить меценаты, заказчики. Крупнейшим заказчиком была церковь. Вспомним римских пап, бывших заказчиками у Рафаэля и Микеланджело. Это были заказы, ставившие глубинные вопросы бытия, вечные библейские темы. Осмысление их творцами-гениями стало неоспоримыми вершинами искусства. На умных уважающих художника заказчиков и меценатов работали и Леонардо да Винчи, и Микеланджело. Более приземлённая живопись расцвела в Голландии семнадцатого века, где заказчиком выступила окрепшая, но ещё религиозная буржуазия. Отказ от потрафления её вкусам стоил Рембрандту потери благосостояния.

Власти и церковь понимали важность изобразительных искусств в их воздействии на народ, и принимали участие в художественной жизни.    В  России ещё Пётр I основал первую рисовальную школу, и незадолго до смерти подписал неосуществлённый указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам».В 1757 стараниями И.И.Шувалова была учреждена при Императорском Московском университете Академия художеств как высшее учебное заведение в области изобразительных искусств. При Екатерине II она стала отдельной от университета Императорской Академией художеств. Академией художеств была создана как место летней практики для малоимущих студентов Академическая дача, ныне носящая имя И.Е.Репина.  В её обустройство вложил свои средства известный собиратель и меценат, крупный предприниматель из старообрядцев, почётный член Академии художеств Василий Александрович Кокорев (1817-1889). В 1820 русскими меценатами было основано Общество поощрения художеств, находившееся под покровительством императора, и с 1882-го ставшее Императорским обществом поощрения художеств. Общество устраивало выставки, помогало в продаже произведений, финансировало поездки молодых художников в Европу, издавало журналы и выпускало открытки, при нём была организована рисовальная школа, где преподавали ведущие художники… Обладали бы мы прекрасным московским хранилищем русской национальной живописи, если бы не любивший и понимавший её предприниматель, заказчик и собиратель Павел Михайлович Третьяков (1832-1898)? Вот что писал П.М.Третьяков в письме дочери Александре: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь… Обеспечение должно быть такое, какое не дозволяло бы человеку жить без труда».

Наследниками этих учреждений в советский период стали высшие художественные учебные заведения и Союз художников СССР,  занимавшийся  поддержкой художников. Думая найти сведения о деятельности СХ СССР я открыл статью с таким названием в Википедии. Статья состоит из пары общих фраз введения, краткой хронологии, списка руководителей по годам и критики, основанной на высказываниях пациента психушки Михаила Шемякина, одарившего нас уродом «Петром Великим». В приведённой выдержке из интервью Д.Гордону Шемякин видит в   СХ СССР лишь стукачество и борьбу за  «корыто». Каких-либо иных оценок деятельности СХ СССР в этом источнике, претендующем на объективность и энциклопедичность, не приведено. А между тем, художники старшего поколения с теплотой вспоминают организованные СХ СССР снабжение красками и материалами, пленэры, творческие командировки, работу на Академической даче и в других домах творчества, где были созданы для этого все условия!

В ведении Союза Художников СССР находились: Дирекция выставок, Центральная учебно-экспериментальная студия; Агитплакат, Художественный фонд СССР, издательство «Советский художник». Печатные органы — журналы «Искусство» (совместно с министерством культуры СССР и АХ СССР) "Творчество", "Декоративное искусство СССР", "Юный художник" (совместно с АХ СССР и ЦК ВЛКСМ). Художественный фонд СССР имел предприятия (заводы, фабрики, комбинаты, мастерские и т. п.), салоны-магазины, дома творчества. Через предприятия Художественного фонда СССР осуществлялись заказы государственных и кооперативных организаций и учреждений на создание произведений изобразительного искусства, а также оформление выставок, общественных зданий и другие работы. 

 

Рыночная толоча, лабуда и лабаки

Ещё в 1886 году друг со школьной скамьи знаменитого ныне постимпрессиониста Сезанна Эмиль Золя писал: «А цены все растут, и живопись становится нечистым занятием, золотыми приисками на холмах Монмартра, банкиры захватывают ее в свои руки, из-за картин сражаются дельцы с банковскими билетами в руках!»

Возникновение соврискуса тесно связано со становлением в первой половине ХХ-го века мирового рынка изобразительного искусства, или  арт-рынка.  В это время рынок был взят под контроль еврейско-американскими воротилами. Форпосты соврискуса: Рокфеллеровский музей современного искусства был открыт в Нью-Йорке в 1929 году, и Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма  − там же в 1937-м. Описание современного положения дел содержится в достаточно откровенной книге "Завтрак у Sotheby's. Мир искусства от А до Я" Филипа Хука, проработавшего много лет на ведущих аукционах изопродукции Кристи и Сотби. Помните, как в начале отхода от социализма и нашей катастройки либеральные сирены из кожи вон лезли убеждая нас, что  рынок всё отрегулирует, всё поставит на свои места, приведёт к процветанию − как там? Надеюсь, я вас не утомлю большим числом передающих это  рыночное чудодействие выдержек из книги Хука2 . Сначала о покупателях:

«В наши дни сложился тип покупателя, не имеющего ничего общего с коллекционером, но невероятно, несметно богатого. Он готов состязаться за самые заманчивые картины и скульптуры, поскольку видит в них трофеи, свидетельство уникального высочайшего статуса.» 
«По-видимому, как только страна добивается существенного экономического роста, ее богатые граждане неизбежно начинают приобретать западное искусство. Не важно, где именно на земном шаре она находится: новых богатых в этих экономиках привлекают европейские и американские модернисты. Для них это символ статуса? Зачастую да. Реклама богатства. Для многих нуворишей стремительно развивающихся рынков Моне или Уорхол – еще один роскошный бренд, вроде сумочки от Гуччи, платья от Лакост или спортивного автомобиля «феррари». Обладание подобным трофеем подтверждает в их глазах принадлежность к наднациональной элите, к меньшинству, владеющему несметным богатством в Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, в Париже и Мумбаи, в Москве и Шанхае. Представителей этого избранного круга объединяет с подобными себе куда больше общих черт, нежели с соотечественниками.»

Филип Хук о роли дилеров и требованиях рынка:

«По мере того как современное искусство становилось все более элитарным и трудным для понимания, истолкователь, интерпретатор в облике арт-дилера сделался ключевой фигурой в процессе продажи. Он обусловливал не только эстетическую, но и коммерческую сторону вопроса. Мэри Кассатт писала в 1904 году: «Сегодня, в дни господства коммерции, художнику нужен „посредник“, который объяснил бы достоинства картины или гравюры, то есть, в сущности, „произведения искусства“, потенциальному покупателю и убедил бы его, что нет лучшего вложения денег, чем в „произведение искусства“».» 
«ХХ столетие воистину золотой век арт-дилеров, во власти которых создать и репутацию художника, и коллекцию, овеянную немеркнущей славой.  История современного европейского и американского искусства написана в равной мере художниками и арт-дилерами.»
«Художественный рынок, ценящий безусловную узнаваемость предметов искусства, которыми торгует, в сущности, формирует и распространяет бренды. Эта тенденция зародилась вместе с модернизмом. … Легко узнаваем: изрезанный ножом (чистый) холст Лучо Фонтаны, впечатляющая торговая марка.  Может быть, кампания в СМИ соблазнит какого-нибудь миллионера и он решит приобрести этот знаменитый, легко узнаваемый образ, чтобы превратить его в символ собственного высокого статуса, не руководствуясь никакими иными соображениями, кроме самодовольного упоения богатством?»

Вспомним Третьякова. Какие, всё-таки,  разные бывают предприниматели и капиталисты!

 «Деятельное создание брендов художников, подобных товарным, выплата им регулярных пособий, организация ряда хорошо продуманных коммерческих выставок их работ в различных галереях, по мере того как картины растут в цене, – все это составляющие сложного и изощренного рынка предметов искусства в XXI веке.»
«Чтобы стать доступными публике, художники должны соответствовать неким «измам». Подыскивание для художника того или иного «изма» – еще одна неотъемлемая составляющая создания бренда.  Покупатели стремятся приобрести произведение искусства, типичное для данного художника, и точно так же пользуются спросом предметы искусства, характерные для определенных «измов».»
«А искусство прошлого, например картина Моне, растет в цене прямо пропорционально степени его узнаваемости, вплоть до того что люди, входя в комнату, где висит картина, тотчас восклицают, на радость польщенному владельцу: «Ах! У вас есть Моне!» Легко узнаваемый стиль или даже сюжет вселяет уверенность в покупателя, поднимает его в собственных глазах и служит доказательством его эстетической искушенности. Таким образом, совершенно типичные для данного художника работы, «иконы», явно будут стоить очень и очень дорого. Однако остерегайтесь нетипичных: например, натюрморт или портрет того же Моне будет оценен значительно ниже, нежели «пруд с кувшинками».
Верно также, что начинающему собирателю, который открывает для себя таящий опасности, необычный мир искусства, высокая цена представляется гарантией качества. Впервые занявшись арт-дилерством, я долго не мог понять, почему прекрасный пейзаж начала XIX века, висевший на стене моей галереи, совершенно не привлекает покупателей. Меня надоумил мой друг Джаспер. «Он слишком дешевый. Ты назначил слишком низкую цену, – сказал он. – Удвой ее». Не прошло и недели, как я продал пейзаж.
«Возблагодарим же Господа за тех, кого намереваемся обмануть». Молитва арт-дилеров – беспечное признание в том, что – так уж сложилось! Тут-то мне и стало понятно, что коллекционировать произведения искусства в наши дни означает всего лишь вкладывать деньги в ценные бумаги.»
А вот как откровенно о критиках-искусствоедах и глубинах их идейных исканий:
«Совершенно естественно, что критик испытывает соблазн увидеть глубины и прозрения на картинах самого „немногословного“ художника, поскольку именно такое творчество дает наибольший простор для эстетических обманов».
«Рынок как-то пытался сформулировать контекст абстракционизма и в результате предпринял переоценку ряда художников более ранних периодов. Их творчество было признано любопытным или значимым (в том числе и финансово), поскольку в них увидели предшественников абстракционистов, задолго до их появления разделявших их идеалы и «предвосхитивших» (любимое слово искусствоведов) их искания. Столь посредственный художник, как писатель Виктор Гюго, был извлечен из мрака забвения, ибо экспериментировал с кляксами. Кроме того, с восторгом изучались рисунки акварелиста XVIII века Александра Козенса, включавшие кляксы.»
Поучительны данные Хуком характеристики некоторых «брендов» рынка:
«Мондриан, Пит: решетки, создаваемые вертикальными и горизонтальными линиями, с пустым пространством между ними, кое-где заполненным цветными четырехугольниками. Чем проще, тем лучше.»
«Идеальная картина Малевича должна быть создана непосредственно после изобретения им супрематизма (1915), чем раньше, тем лучше. Супрематизм – вариант чистого, абстрактного кубизма, поэтому на картине в ярких тонах должны быть изображены простые геометрические формы. Сюжет сводится к квадратам, прямоугольникам, кругам, хотя по временам на полотнах Малевича можно различить и крест: его стоит поискать.»

Добавлю, что  реалистические работы Малевича, демонстрацией которых нам пытаются доказать его художественный талант,  не хотят покупать на рынке и по ценам в тысячу раз меньшим стоимости его супрематических брендов…  Однако, как контрастируют эти трезвые реалистические оценки с теми безудержными, просто идиотскими 3 восторгами, которыми потчует нас написавшая книгу о Казимире в серии ЖЗЛ Ксения Букша:

"Предел, асимптота, нирвана, Царство Божие — вот что такое супрематизм... … В супрематизм можно только после некоторой подготовки прыгнуть, как прыгнул сам Малевич; и у каждого человека или Вселенной этот путь свой."

То что Казимир прыгнул неудивительно. Он был шизофреником, в чём и сам признавался4 . Но не все же такие!...   Адепты Малевича не решаются называть его основное произведение «Чёрный квадрат» живописью, ибо это не что иное, как чертёжно-малярное упражнение. Однако, они причисляют квадрат к произведениям искусства. Имеющее очень широкий и не вполне определённый смысл слово «искусство»  это позволяет. И действительно, некоторые супрематические композиции были использованы для украшения тарелок, то есть в качестве декоративно-прикладного искусства.

Филип Хук также укрывает словом искусство всяческую рыночную лабуду, которой торгуют на аукционах. Изготовление производителей этой лабуды − «гениев-новаторов» и соответствующих брендов -«измов»  для состоятельной публики  на рыночной толоче было поставлено на поток.  Это  дело основывается на солидной основе, и задействует психологов, журналюг, критиков, искусствоедов5 , мощные  СМИ. Процитирую ещё знающего толк в брендах Хука:

«Все началось с Пьеро Манцони. В его творчестве был период, когда он помещал собственные экскременты в жестяную банку и, снабдив соответствующими этикетками, представлял эти вместилища на выставках. Большинство коллекционеров верили, что в банке содержится именно то, что значится на этикетке, хотя можно вообразить, что ритуальное вскрытие банки, чем-то напоминающее откупоривание бесценной бутылки «Шато Латур» 1965 года, явилось бы ни с чем не сравнимым эстетическим наслаждением, одновременно апофеозом предмета искусства и его разрушением.
Потом пришла очередь «Картин, написанных мочой» Энди Уорхола. Потом заявил о себе Крис Офили. Он выполнял картины в технике коллажа, используя слоновий навоз, и тем самым «расцвечивал» их поверхность, особенно в цикле «Капитан Шит». Кроме того, он иногда устанавливал картины на куче слоновьего навоза, поясняя, что «таким образом поднимает их над обыденностью и вселяет в них чувство, что они рождены землей, а не просто повешены на стенку».»

Филип Хук называет эти «произведения» пошлостью. И даже выводит формулу: «Пошлость + Ирония = Искусство».  Однако, я считаю как и всякий русский художник да и просто не «новый» русский, − что хоть лопни от иронии, а баночка с дерьмом, будь она самым раскрученным брендовым  экскрементизмом6 , искусством не станет! И расцениваю формулу дилера Хука как неуклюжую попытку возвести рыночную лабуду в ранг произведений искусства…  Лабуда, пусть и торгуется наравне с произведениями искусства на аукционах, − совсем другое,  что бы ни говорили дилеры с маклерами, и кураторы с искусствоедами! В произведении искусства заключён сокровенный замысел, возвышающий над обыденностью. Художник не жалел времени и сил на его исполнение, искал истину, работал для вечности. Это творчество, − оно родственно  священнодействию. Производство лабуды есть креативщина вроде той, которой занимаются телефонные мошенники.  Происходит обычно быстро, часто в бессознательном состоянии, под газом, нацелена на успех, сбыт, обретение выгоды. Баночка с дерьмом есть в чистом виде креативчик. Приходят на память строки уловившего новые веянья  Бориса Пастернака

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Здесь, видимо, заключено фундаментальное различие нашего русского мировосприятия и «либерально-демократического» западного, ставящего во главу угла личную «успешность». Раз набил много денег,  как бы ни креативил при этом, − значит и успешен, и жизнь прожил не зря! Понимая ненадёжность такого фундамента Адольф Гитлер обоснованно называл «открытые» либерально-демократические страны − гнилыми западными демократиями. Гнилость эта вполне выявилась в ходе войны. Даже за полгода до полного разгрома, в конце декабря 1944 года Арденнское наступление немцев против превосходящих их на западном фронте по численности в 2 раза, по  танкам в 4 раза, по авиации в 6 раз англо-американских сил показало превосходство духа германских солдат над англо-американскими. Тогда Сталину пришлось выручать струхнувших союзников начав Висло-Одерскую операцию ранее запланированного срока…   Гитлер, одной из целей которого было создание могучей, боевитой нации, естественно, привлёк к этому и искусство. Авангардизм  он окрестил «дегенеративным искусством» и выметал его из германских музеев. Уверен, что если бы это не делалось, немцы так упорно до самого конца не сражались бы  в той войне.

Образцом креативщика-лабака является американский идол соврискуса Джексон Поллок, сын алкоголика и сам с юных лет алкоголик,  а впоследствии и наркоман, пьяным разбившийся на машине в возрасте 44 лет. Пишут, что в создании этого гений-бренда поучаствовали американские спецслужбы. Цель была доказать, что не только в Европе родятся гении соврискуса.  Поллок лабал громадные холсты, расстелив их на полу и забрызгивая краской,  даже не удосуживаясь придумать человеческие названия этим опусам. В 2016 году один из них под названием «Номер 17А» был куплен за 200 миллионов долларов. Что по нынешнему курсу почти на порядок превышает суммы, выделяемые по  грантовым конкурсам (2-3 млрд. руб.) на поддержку культуры  всей России. Конечно же огромные холсты предназначены для публики с дворцами, имеющими пустые стены соответствующих размеров.

Ван-Гог, Гоген и Сезанн, которых стряпчие числят предтечами  соврискуса, конечно же были талантливыми живописцами-новаторами. И, как гласит русская поговорка, − с трудов праведных не нажили палат каменных.  Знаковой фигурой в становлении соврискуса стал даровитый график Пабло Пикассо. Рыночная толоча его несказанно прославила и обогатила, что привело к шлейфу подражателей. Пресловутый русский авангард был вдохновлён  громкими успехами Пикассо. Один из его застрельщиков Татлин проник под видом слепого бандуриста натурщиком в мастерскую Пикассо, и скопировал, скреативил оттуда идею своих контррельефов. Слава и коммерческий успех были источником «творческого горения» наших авангардистов, что доказывает их лёгкий, если светила выгода,  переход к традиционному искусству.

Пикассо высказался прямо:

«… Многие становятся художниками по причинам, имеющим мало общего с искусством. Богачи требуют нового, оригинального, скандального. И я, начиная от кубизма, развлекал этих господ несуразностями, и чем меньше их понимали, тем больше было у меня славы и денег. Сейчас я известен и очень богат, но когда остаюсь наедине с собой, у меня не хватает смелости увидеть в себе художника в великом значении слова; я всего лишь развлекатель публики, понявший время. Это горько и больно, но это истина…»

Откровенное  признание характеризует его как художника-лабака. Такие были и у нас во времена социализма, только угождали они вкусам не денежных мешков, а чиновников.   Адепты соврискуса очень любят насмехаться над  официозностью их творчества. Но существенна ли разница между ними и Пикассо?...  Если не считать его коммерческого успеха и плодовитости, за свою жизнь он успел накреативить около 20 тысяч образчиков рыночной лабуды… Нет ничего зазорного в том, что художник пишет вещи на продажу, дабы прокормиться, купить краски, холсты, обеспечить возможность творческого поиска. Но это совсем другой случай!  Конечно же,  опусы Пикассо считают гениальными те, у кого дыхание в зобу спирает от озвучивания выкладываемых за них сумм. Для них суммы − неоспоримое доказательство гениальности!... Опять же, здесь проходит коренное отличие западного обывателя от русского человека. В миропонимании последнего деньги и богатство никогда не являлись предметом преклонения. Сверхзадачей наших заклятых «партнёров» является взращивание в России обывателя, преобладающего в «открытых обществах».

Следующей стадией развития соврискуса стали лабаки-художники вроде Василия Кандинского и Казимира Малевича. Будучи невзрачными художниками-подражателями они догадались сделать свой бренд, первый бесформенными цветовыми пятнами, второй − чертёжно-малярными упражнениями. Знаменитым лабаком-художником был Сальвадор Дали − взбесившийся от бешеных бабок импотент с многочисленными комплексами и фобиями, и добавленной к ним соврискусом манией величия. Он заявлял:«Наше время — эра кретинов, эпоха потребления, и я был бы последним идиотом, если бы не вытряс из кретинов этой эпохи все, что только можно». На место живописи Дали поставил шизопись, известную под брендом сюрреализма. Знаменит ещё тем, что продавал чистые холсты со своей подписью, дабы покупатели намазав что-либо тыкали брендом в глаза простаков. Можно ли представить Илью Репина или Валентина Серова, занимающимися чем-либо подобным?

Главное в деле утверждения соврискуса было возвести лабуду в ранг живописи, с чем не без успеха справилась стряпческая обслуга сложившегося рынка. Ну а дальше в бренды пошли уж чистые, толком не умеющие рисовать, лабаки вроде представителей «абстрактного экспрессионизма» Джексона Поллока и заполнявшего большие холсты разноцветными полосами Марка Ротко (Ма?ркуса Я?нкелевича—Бе?ндетовича Ротко?вича). Расцвели разнообразные, как правило, шизоидные бренды-«измы» вплоть до экскрементизма. Такова краткая история соврискуса.

Одним из основных побудительных мотивов покупать произведения искусства для денежных мешков является уверенность в том, что эти произведения дорожают со временем. Вкладывая деньги в них, можно спасти их от инфляции, и даже пустить в рост.  Однако, творения признанных старых мастеров нашли место в музеях и редко попадают на рынок. Потому одной из задач рыночной толочи стало производство новых «гениев», опусы которых в финансовом отношении подменили бы нетленные произведения. Производство «гениев» вместе с «измами» было поставлено на поток, так Википедия насчитывает около полусотни новаторских «измов», возникших только за шестидесятые годы прошлого века.   Главная задача − так примазать новаторскую лабуду к настоящему искусству, чтобы у покупателя не возникало сомнений во вложении средств. Поскольку народ равнодушен к соврискусу, это требует немалых усилий. Ни на минуту не умолкает хорошо проплачиваемая пропаганда «новаторства», разливаются моря словоблудия. Надо же обличить невежество непонятливой публики, доказать наличие в соврискусе новейших прозрений, возвысивших его над традиционным искусством. В старых музеях и галереях всячески пытаются притулить соврискус к искусству. Так, мне пришлось идти через вереницу заполненных лабудой залов в музеях Ватикана, чтобы полюбоваться фресками Рафаэля и Микеланджело. Прямо к великому искусству не пропускали. Рыночной лабуде мало выставляться в насаждаемых по всему свету музеях соврискуса, она настырно лезет в прославленные музеи и галереи. Недавно с интересом посмотрел выставку  дружившего с императорской семьёй мариниста и баталиста А.П.Боголюбова. Она была размещена на третьем этаже  Инженерного корпуса Третьяковки. А на втором в качестве бесплатного приложения с указателем «Продолжение осмотра» − состоящая из чертёжиков, инсталяций и прочего продаваемого на Западных аукционах рукоделия, выставка соврискусника и уже членкора нашей Академии художеств, тоже бывшего моряка под названием: « Александр Пономарев. Я безумен только в норд-норд-вест». Будто омела, − растение паразитирующее на деревьях.

В венском Музее истории искусств я наткнулся на выставку «великого Ротковича». И в Государственном Эрмитаже закатили выставку, приуроченную к юбилею этого «гения», которого стряпчие уже называют величайшим художником российского происхождения7 . Увлечённому бизнес-проектами и охотно предоставляющему залы соврискусу потомственному директору Эрмитажа М.Б. Пиотровскому невдомёк, что рядом с бессмертными произведениями искусства лабуда несуразна и выглядит просто похабно.
 

 

Музеефикация

При входе в Новую Третьяковку начертано: Искусство 20 века / Modern and contemporary art.   Через косую черту как-будто должен быть перевод названия экспозиции на английский язык. Но "переведено" как: "Modern − современное, новое, новейшее, да ещё  contemporary art − применяемое в английском словосочетание для соврискуса. Прямо масло масляное. То есть, налицо навязчивое желание заменить всё искусство 20-го века соврискусом8 .

Катастройка явилась звёздным часом для этого. Помню как пробегал не останавливаясь пустынные залы Новой Третьяковки, заполненные инсталляциями с унитазами, пустыми вёдрами,  кучами рваных газет. Постепенно это барахло убрали. Но, вероятно, оно было музеефицировано, и в фондах осталось. Так что, его производители могут набивать себе цену заявляя о присутствии своих опусов  в коллекциях ведущих мировых музеев... Зельфира Трегулова, пока находилась на посту директора Третьяковки, успела приобрести для галереи "Ветку" "классика московского концептуализма" Андрея Монастырского (Сумнина), представляющую собой сук, подвешенный на четырёх мотках скотча к фанерному листу.  Говорят,  то ли за полтора, то ли за 3 миллиона рублей. На церемонии пополнения галереи «шедевром» зам. Трегуловой и дочь бывшего вице-премьера Ольги Голодец Татьяна Мрдуляш 9 заявила: "Выбор этой работы был очень важен, он действительно сознательный".    Концепция сего опуса  в том, что если потянуть за сук, то мотки начнут раскручиваться с  треском − и это де музыка! Чтобы проверить, необходимо разрушить дорогостоящий опус. Этакая продажа воздуха.  Монастырский старый диссидент, попадал при социализме в психушку, участник Венецианских биеннале соврискуса 1993, 2003, 2007 и 2011,  ещё и рифмует:

гнойными тропáми
земного бытия
мы ползем клопами
среди всех – и я.

После такого афористичного кредо концептуалиста как-то не возникает желания вникать в невнятное многословие  объяснений смысла музеефицированного "шедевра". Но Трегулову и Мрдуляш, видимо, объединяет  родство душ с Монастырским. Церемония проходила в зале Александра Иванова старой Третьяковки на фоне знаменитой картины "Явление Христа народу".  Зал  был выбран не случайно, а с глубоченным замыслом − прокукарекать: "Ветка" Монастырского "продолжает традиции русского искусства", поскольку в этом зале висит этюд  Иванова тоже под названием "Ветка". Да, задача примазать, присоплить лабуду соврискуса к искусству не из лёгких!

Ныне происходит медленный дрейф Новой Третьяковки от соврискуса к искусству. Ещё недавно «Чёрный квадрат» Малевича встречал посетителя  у входа, рядом с живописью Петрова-Водкина. Ныне его задвинули подальше, в отдельный зал вместе с эпигонами Казимира. Но над построением выставки всё ещё довлеет ложная парадигма противопоставления «хорошего авангардистского неофициального искусства» «плохому реалистическому официальному». Мол реализм тождественен соцреализму, а последний только тем и занимался, что обслуживал  власти. Что уж говорить, что такой подход ведёт к крайне  искажённому и примитивному отражению  искусства советского периода. Непомерно выпячиваются бегавшие за западной модой и отъехавшие во Францию Михаил Ларионов с Натальей Гончаровой,  целый зал отдан также отъехавшему Марку Шагалу с его еврейской темой − больше, чем картинам отразившим Революцию и Великую Отечественную. Если мы хотим, чтобы Третьяковка была лицом русского национального искусства, то строить экспозицию необходимо не по шкале западного арт-рынка, а на иных принципах. Во-первых, дать больше места не одному творившему в 20-м веке Петрову-Водкину, а и другим мастерам, сложившимся до Октябрьской революции и продолжавшим работать и после неё: И.Е.Репину, К.А.Коровину, М.В.Нестерову, Б.М.Кустодиеву, А.А.Рылову, И.Э.Грабарю, К.Ф.Юону, Н.И.Фешину, Н.П.Крымову …   И проследить их пореволюционную эволюцию. Интересно увидеть, − как менялось со временем творчество художников, в молодости увлекавшихся модернизмом: П.П.Кончаловского, И.И.Машкова, А.В.Куприна и других. Просто обидно, что в Новой Третьяковке выставляются ранние подражательные работы Куприна, и спрятаны  в запасниках крымские пейзажи зрелого мастера, его прекрасная «Беасальская долина»! Несомненно, что в русской национальной галерее должен быть зал П.Д. Корина, а не Шагала. Во-вторых, просто необходимо достойно отразить основные жанры и темы живописи, этапы пройденного народом пути: революция, гражданская война, коллективизация, индустриализация, Великая Отечественная… Должны быть широко представлены вечные жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, жанровая живопись. Они живут и развиваются несмотря на то, что стряпчие соврискуса не замечают плодотворно работающих в них художников-реалистов. В душе русского человека любовь к родной природе, своей стране занимает видное место. Русская реалистическая пейзажная школа велика и разнообразна, а представлена в Новой Третьяковке предельно скудно. Наверное, отбирать работы для экспонирования должен включающий ведущих художников совет, а не ангажированные западным арт-рыночком стряпчие-кураторы вроде Трегуловой и съехавшей в Израиль Мрдуляш.

 

Соврискус в столицах и в Курске

Стряпчие от рынка выбрали Казимира Малевича 10 как танк для продвижения соврискуса в России. В эту кампанию было вложено немало средств, привлечены кураторы, искусствоеды и  чиновники от культуры, включая бывшего министра Швыдкого, втянуты власти. Даже вклеили супрематический мотивчик в церемонию открытия Олимпиады в Сочи. В Москве у Рублёвского шоссе вблизи места его утерянного захоронения  соорудили парк, названный именем Малевича, предназначенный внедрять супрематизм и соврискус в сознание масс.   В московском метрополитене открыли станцию «Новаторская», весь потолок которой завешан листами стекла супрематических расцветок.  Но, сочетается ли это новаторство с техникой безопасности? А если лист сорвётся?...  Конечно же, покорённые «мировым именем» Казимира наши начальники не знают, что это имя не упомянуто в  самой популярной по теме на Западе книге «История искусства» Эрнста Гомбриха, многократно переиздававшейся и дополнявшейся с 1950 по 1995 годы. Книга была переведена на многие языки, в том числе и русский, а тираж её превысил 5 миллионов экземпляров.

Столичную механику продвижения соврискуса   описала Татьяна Толстая в эссе «Квадрат»:

«Я числюсь «экспертом» по «современному искусству» в одном из фондов в России, существующем на американские деньги. Нам приносят «художественные проекты», и мы должны решить, дать или не дать денег на их осуществление. Вместе со мной в экспертном совете работают настоящие специалисты по «старому», доквадратному искусству, тонкие ценители. Все мы терпеть не можем квадрат и «самоутверждение того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения». Но нам несут и несут проекты очередной мерзости запустения, только мерзости и ничего другого. Мы обязаны потратить выделенные нам деньги, иначе фонд закроют. А он кормит слишком многих в нашей бедной стране. Мы стараемся, по крайней мере, отдать деньги тем, кто придумал наименее противное и бессмысленное. В прошлом году дали денег художнику, расставлявшему пустые рамки вдоль реки; другому, написавшему большую букву (слово) «Я», отбрасывающую красивую тень; группе творцов, организовавших акцию по сбору фекалий за собаками в парках Петербурга. В этом году — женщине, обклеивающей булыжники почтовыми марками и рассылающей их по городам России, и группе, разлившей лужу крови в подводной лодке: посетители должны переходить эту лужу под чтение истории Абеляра и Элоизы, звучащей в наушниках. После очередного заседания мы выходим на улицу и молча курим, не глядя друг другу в глаза. Потом пожимаем друг другу руки и торопливо, быстро расходимся.”

Мне знакома механика продвижения Казимира в Курске, где ему довелось прожить семь юношеских лет.  Искусствоеды из Курской картинной галереи им. А.А. Дейнеки с 2013 года получают гранты по проекту «ЭТОНЕМАЛЕВИЧ» на продвижение Малевича в Курске.  Такие гранты выделяет Президентский фонд культурных инициатив и Фонд президентских грантов. Я  дважды подавал заявки в эти фонды на проведение пленэров «Курщина прифронтовая», но ничего не получил. В проекте «ЭТОНЕМАЛЕВИЧ»  стараются «подружить бунтарей и новаторов начала XX века с традиционным искусством». Пытаются  навести «теоретическую базу для создания картины некоей чистой живописи, освобожденной от привычных предметных контуров, картину в стиле супрематизма». Например, берут портрет и заменяют лицо овалом. И проводя мастер-классы этому пытаются учить детей. Когда  я поинтересовался на их странице ВК  чему же они думают научить бедных детей, и не запутают ли их, проповедуя беспредметчину как современную чистую живопись, они мигом лишили меня права голоса внеся в чёрный список! Более того, директор галереи И.А.Припачкин даже грозился подать на меня в суд. Самым рьяным продвигателем Малевича в Курске является обласканный федеральным минкультом актёр, заведующий литературно-драматической частью КТЦ им. Щепкина, член Русского пен-центра11 пишущий стихи Роман Рубанов. Работает на подхвате, написал графоманский гимн, продвигающий тему «Курского характера»:

Творческой мысли бескрайний полёт,
Путь проложил в авангарде,
К новым вершинам нас смело ведёт
Уверенный Курский характер.
Не остановимся, сделав шаг
Цели осуществляя.
Будем любые проблемы решать
Характер свой проявляя.

* * *

Как раз недавно в Курске провели пропагандистскую акцию «Курские характеры» с целью примазать Малевича к знаменитым курянам Дейнеке и Клыкову. Ну и Роман вставил в гимн своего кумира с его бескрайним полётом мысли… Роман готов восторгаться откровенным глумлением над русским воинством «Курского характера», размалевавшего в супрематическом духе васнецовских «Трёх богатырей». Эту картинку вместе с дифирамбом супрематисту подсунули губернатору Роману Старовойту, и он её поместил на своей странице ВК аккурат ко  дню российской армии,  совпадающему с днём рождения Казимира.  На подтанцовке у Рубанова в соцсетях всегда выступает мелкая чиновница  Курского комитета  культуры Н.Н.Коваленко.  Ещё одним активистом является мастер саморекламы, курский галерист и торговец предметами искусства, организатор многочисленных выставок и художник-любитель абстрактного направления Олег Радин. Беда в том, что он сходит за  высшего авторитета по части изобразительных искусств и для курского телевидения и  для чиновников.  Олегу Малевич нужен для продвижения себя и собственного бизнеса. Он учредил и присуждает «народную» премию им. Малевича, открыл в своём магазинчике музей Казимира, содержащий копии старых фотографий и газет, и даже ржавый кривой гвоздь из дома, в котором, вроде бы, жил Малевич. Впрочем, эксцентричность Радина порой анекдотична. Однажды он в телекамеру заявил, что Малевич-де был самым ищущим художником 20-го века, а он, Олег Радин − самый ищущий художник 21-го века!

Курским адептам соврискуса удалось-таки  пропихнуть переименование основного курского выставочного зала для живописи «Звёздного» в зал «им. К.С.Малевича», хотя это и встретило сопротивление общественности. В частности, было открытое письмо ведущих курских художников против этого шага губернатору Старовойту и мэру Курска Куцаку, опубликованное в «Пятой газете». Приведу показательную полемику в соцсети ВК по этому вопросу между мной и министерством культуры Курской области. Я обратился к врио (после ухода Старовойта с поста губернатора) министра культуры Ю.Н.Полетыкиной:

Юлия Николаевна, недавно Народному художнику России Василию Ерофееву присвоили посмертно звание почётного гражданина Курска. И есть за что, за его "Курских красавиц", "Солдаток", "Полюшко-поле" и многие другие воспевающие земляков и родную землю прекрасные полотна, оставленные Курску.
Я также как многие курские художники и мастера культуры считаю, что его именем должен называться в Курске зал для показа живописи.
Нельзя ли исправить допущенную Комитетом культуры Курска ошибку, и присвоить выставочному залу "Звёздный" имя Василия Ерофеева?
Я говорю об ошибке потому, что переименование зала "Звёздный" в зал "им. К.С.Малевича" прошло келейно, без обсуждения с общественностью. А она протестовала, было подписанное ведущими курскими художниками открытое письмо против. Ибо называть зал для демонстрации живописи именем человека, пытавшегося заменить её чертёжно-малярными супрематическими упражнениями, и заявлявшего: "«..живопись давно изжита, и сам художник предрассудок прошлого» просто оскорбительно для уважающих себя художников. Ряд курских живописцев во главе с Народным художником России Л.И.Рудневым отказался выставляться в зале им. Малевича. Эти факты руководство КТЦ им. Щепкина пытается замазать и замолчать. В частности, они среди отзывов на выставки не публикуют записи с протестами против переименования зала, и стирают и блокируют протесты на своих страницах в соцсети ВКонтакте.
Главный аргумент адептов Малевича, —- мол его опусы продаются на западных аукционах за миллионы баксов, и потому —- у него "мировое имя". Но такие же "мировые имена" есть и у Альберто Джакометти, Джорджи Моранди, Фонтано Лучо, Энди Уорхола и многих других. Слыхали ли вы про них? Просто в пропаганду Малевича в России иноагентурой вложены немалые средства.
Недавняя акция курам на смех провозгласила Малевича "курским характером", наряду с Дейнекой и Клыковым. Малевич был по происхождению польским шляхтичем, родившимся в Киеве и случайно оказавшимся в Курске, из которого он при первой же возможности уехал ловить славу в столицах. Чтобы хоть как-то прославиться он использовал все доступные ему средства: эпатаж, скандальчики, и даже слонялся в Москве по Кузнецкому мосту, вставив деревянные ложки в петлицы пиджака. Это и есть курский характер? А вот патриарх Кирилл называл душу Малевича чёрной... Авторы акции пытаясь хоть как-то примазать Малевича к Дейнеке выдумали факт учёбы Малевича у курского живописца Якименко-Забуги, у которого впоследствии учился Дейнека.
Малевич не оставил НИ ОДНОГО СВОЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КУРСКУ!
Так почему же курское начальство так подобострастно заискивает перед его адептами?

Министерство культуры Курской области:

Михаил, добрый день! На Ваше обращение на Прямую линию с врио министра культуры Курской области Ю.Н. Полетыкиной, в котором Вы выражаете свое несогласие с присвоением имени К.Малевича Выставочному залу муниципального бюджетного учреждения культуры «Концертно-творческий центр имени М.С. Щепкина» сообщаем следующее.
Данное решение было принято в рамках полномочий учреждением культуры, которое является самостоятельным юридическим лицом. Эта инициатива была поддержана органами исполнительной власти всех уровней, о чем Вам было неоднократно сообщено.
Инициатива учреждения культуры основывалась на мнении ведущих курских историков, краеведов, представителей общественности, Регионального отделения Союза дизайнеров России.
К. Малевич, и это исторический факт, личность мирового масштаба, чьи работы входят в коллекции ведущих музеев. Его творчество привлекает внимание, как сторонников, так и противников.
Время, проведенное им в нашем городе, официально именуется «курским периодом». Говоря о значимости деятельности К. Малевича для курян, следует отметить, что именно он стал одним из главных организаторов союза художников в нашем городе. Поэтому проводимые исследования историков, краеведов в данном направлении имеют большое значение.

Михаил Ковалёв ответил:

Министерство культуры Курской области, ваше утверждение о том, что Малевич стал одним из главных организаторов союза художников в нашем городе, не соответствует действительности!
Во-первых, он не имеет никакого отношения к организации возникшего в 1930-х, и существующего ныне Курского отделения Союза художников России.
Во-вторых, если вы говорите о Товариществе курских художников (ТКХ), существовавшем в 1910— 1917гг., то оно возникло после отъезда Малевича из Курска. Инициаторами его создания стали жившие в Курске М. Н. Якименко-Забуга, А. К. Дамберг, Л. А. Квачевский, а не отъехавший Малевич.
В чём, всё-таки, значимость деятельности Малевича для курян?
Когда речь заходит о Малевиче, непременно натыкаешься на беззастенчивое фантазёрство и ложные утверждения. Чего только стоит досужая выдумка, что Малевич с его образованием в два года аграрного училища запустил в русский язык слово "невесомость"? Или то, как усматривают в его супрематических прямоугольничках и кружочках прообраз современных космических станций. Вдохновлённый этой хлестаковщиной Олег Радин заявлял:  «На основе его супрематизма держатся и дизайн, и архитектура, и те космические корабли, которые летают! "… А ваша фраза: "Его творчество привлекает внимание, как сторонников, так и противников.".. Да никакого внимания обычных людей к его творчеству нет! Если не считать удивления и недоумения тому, что примитивные чертёжно-малярные упражнения называют гениальной живописью.
Или фраза "К. Малевич, и это исторический факт, личность мирового масштаба, чьи работы входят в коллекции ведущих музеев." Я вам уже приводил примеры таких же "личностей мирового масштаба" Альберто Джакометти, Джорджи Моранди, Фонтано Лучо, Энди Уорхола. Есть среди них и "личности мирового масштаба" мочившиеся на холст, есть и предлагавшие баночки со своим дерьмом на аукцион. И покупали. Они торгуются на тех же аукционах ещё дороже Малевича, и их работы входят в коллекции ведущих музеев Современного искусства, но знают о них лишь специалисты по соврискусу.
По какому признаку вы определяете "личность мирового масштаба"? Или вам её назначают на Сотбис и Кристис?
Действительный исторический факт — тот, что после смерти Малевича в 1935-м его быстро забыли, и даже могила затерялась. А имя его было раздуто как мыльный пузырь спекулянтами на западном арт-рыночке, начиная с 1970-х. Издание в России пятитомного собрания сочинений Казимира профинансировано Нью-Йоркским "Обществом Малевича".
И, наконец, почему решение властей о зале для демонстрации в основном живописи основывается на мнении Регионального отделения Союза дизайнеров, а не Курского отделения Союза художников России? Подавляющее большинство художников считает Малевича "голым королём"!

Ответа от минкульта не последовало.

В Курской области насаждением соврискуса занимается и благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт»  миллиардера Алишера Усманова, владеющего градообразующим для города Железногорска Михайловским горно-обогатительным комбинатом.  В Железногорске усмановский фонд открыл центр современного искусства «Цикорий», поддержанный московским «Гаражом».  Фондом проводятся арт-фестивали «Трансформация», имеющие целью приучать провинциальную публику к соврискусу, подменить серьёзное искусство всякими инсталляциями и дилетантскими поделками. В Курске в рамках «Трансформации»  прошла «Выставка нестандартных художников», прорекламированная12 на местном телевидении с участием Олега Радина.  «Нестандартный художник» Диана Бузуева расклеивает сюрреалистические репродукции,   «вдохновляясь тем, чтобы отправить кому-либо супердурацкое сообщение».  Другой «нестандартный»,  Дан Субботкин занимается пришиванием разных этикеток к футболкам, высшее его достижение − пришитый тряпичный мухомор, который он вырезал сам. По виду «нестандартные» уже взрослые, но по суждениям недоросли. Тележурналистка считает их "творчество" близким Радину по духу. Не ясно одно, − почему их называют художниками?... Впрочем, вспомним «художника» Павленского,  художественные произведения которого неизвестны, зато известны «художества» в поддержку киевского евромайдана, и  прибивание в «знак протеста» своей мошонки к мостовой.

 

Заключение

У нас традиционно имя художника находилось на недосягаемой для многих высоте. Мы отделяли художников, овладевших техническими секретами  и способных с их помощью создать новое, своё, сокровенное, от ремесленников, которым последнее недоступно. Недаром «Трансформация» старается трансформировать молодёжь. Если в массовом сознании утвердится за всяким неучем-креативщиком звание художник,  то и всякую производимую ими лабуду можно будет называть искусством. И вместо настоящего искусства можно  будет втюхивать соврискус! Потому-то продвигатели соврискуса неустанно занимаются опошлением и принижением смысла слов «художник» и «искусство». Это их хлеб.

От социалистической эпохи нам остались объединяющие художников творческие союзы: Союз художников России, а для художников слова − Союз писателей России. Они объединяют  профессионалов. В последнее смутное время при содействии наших «партнёров» возникло множество более мелких альтернативных союзов и союзиков. Названия некоторых как подделки13 под настоящие, например, Творческий союз художников России (с секциями абстрактного искусства и даже гендерной), или «Творческий союз профессиональных художников». В эти союзы-новоделы вступить просто. Не надо, как заведено в СХ России,  участвовать во многих выставках, произведения на которые отбирает составленная из профессионалов выставочная комиссия.  Таким образом, желающие получают  членские билеты, похожие на билет члена СХ России, и с гордостью именуют себя художниками. Например, Олег Радин и не пытался вступить в СХ России, но имеет Сертификат №506002, удостоверяющий, что ему Профессиональным Союзом Художников присвоена категория 4-в (состоявшийся профессиональный художник) в номинации «Живописцы и графики». Другой поклонник Малевича и обладатель внешне похожего на настоящий членского билета под номером        № 2 112 039 , на моё замечание о таком количестве желающих называться художниками неучей и бездарей ответил − «Главное что я пользуюсь всеми правами льготами для членов творческих союзов, и ваш Руднев тоже состоит в этом списке бездарей…»  (Он даже не знал, что Народный художник России Л.И.Руднев состоит совсем в другом Союзе.)

Федеральному министерству культуры тоже хочется чего-то новенького, и оно занялось выискиванием и продвижением «креативных индустрий». Не поддержкой каких-то творческих промыслов. Здесь заказчиком и мозговым центром выступает происходящий из комсомольских функционёров  политик С.Кириенко14 (фамилия при рождении Израитель ), известный в народе как киндерсюрприз. Он  считает "креативность", олицетворяющей творчество и искусство, и мечтает о том, чтобы «индивидуальное творчество и искусство превращалось в индустрию»! От таких революционных лозунгов  всякие мазилы начинают воображать себя потенциальными «пикассами». Его стараниями в эти пресловутые креативные индустрии государство делает многомиллиардные вливания через гранты. Только, несмотря на ворох заимствованных из английского слов, ничего нового Кириенко не придумал. Большая креативная индустрия − это западный арт-рынок с многомиллиардными в долларах оборотами от соврискуса. И у нас возможен лишь её филиал, созданием чего он, по существу  и занимается. Ну и конечно, имеются всякие очень креативные и прибыльные действительно индустрии вроде телефонного мошенничества, и деятельности процветающих на доходах от рекламы блогеров. Но поддержки государства они явно не требуют! Есть и индустрийки помельче, вроде фонда «Искусство наций»15 семьи Шадриных,  зарабатывающих на выставках копий опусов Дали и Пикассо,  выдавая их для простачков за подлинники. У меня на нотбуке настырно лезет галантерейная физиономия Дали с закрученными пиками усов, рекламируюшая эти выставки в центре Москвы.

К сожалению, на вершинах российской власти ещё не дозрели до понимания того, что независимое государство невозможно без продуманной политики в области культуры. Хотя некоторые подвижки происходят. Не те сейчас времена, когда слово патриот было чуть ли не бранным, а русскую культуру разрушал шустрый министр-шоумен, начинавший делать карьеру ещё в КПСС Швыдкой16 . Однако, министерский пост занимает женщина, явно не способная выработать политическую линию в области культуры. Такого же уровня женщины заняли должности директоров Третьяковки и Государственного  музея  изобразительных  искусств  им. А.С. Пушкина, ещё недавно занимавшиеся соврискусницами Трегуловой и Лошак.

Нашу культуру, в частности, изобразительную  можно сохранить. Преподающие в художественных учебных заведениях мастера ещё учат творческую молодёжь секретам мастерства, и не все выпускники бросают живопись ради более лёгких заработков, или уезжают за границу. Первым и очевидным шагом должна стать государственная поддержка объединяющего действительных профессионалов традиционного Союза художников России. Как-то дико наблюдать неимоверную скупость властей в отношении творцов профессионалов при одновременной щедрости в отношении креативщиков. Когда звание Народного художника России присуждает своим указом Президент В.В.Путин17 , а звание это влечёт столь мизерное материальное поощрение, что и на краски с холстами не хватает!  То же можно сказать и о поддержке  Союза писателей России и других творческих союзов, традиционно объединяющих профессионалов.

Свиридов писал: «Авангардизм — органическое самовыявление абсолютного Зла, бездарности, неспособности создания прекрасного. Это — псевдоискусство, которое внушает нам, что мир безобразен, и разрушение и даже утрата его — естественны и закономерны. Идея людей, направляющих подобное «искусство», — организация гигантской кровавой бани для всего человечества. Сами они пытаются этой бани избежать. Для этого у сверхвладык есть много возможностей».
Скоро ли верховные власти18 России и минкультовские чиновники осознают, что «современное искусство» не есть искусство нашего времени,  − а является всего лишь соврискусом? И поддерживать надо не соврискус и креативщину, а настоящее искусство и творчество!

Август 2024, прифронтовой Льгов

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Забавны потуги такого пропагандистского источника как Википедия опровергнуть  эту простую мысль. Для этого она включается в контекст «теорий заговора», приверженцами которых являются всяческие террористы вроде Брейвика. И для борьбы против этих, конечно же, антинаучных  «теорий заговора» даже верное средство предлагается:  «поддержание открытого общества и улучшение навыков аналитического мышления у широких масс»!

2 Мой пересказ атмосферы этого рынка был бы бледен и малоубедителен.

3 Настойчивое внедрение ложных идей в сознание людей способно делать из них в некоторых отношениях идиотов. Так  пропаганда ненависти к «рашке» и «русне» на Украине взрастила из малороссов и русских по происхождению неких бандероукров, гибнущих в братоубийственной войне за мнимую «незалежность». Бандероукров не желающих замечать, что на убой их ведёт   клоун-резидент Зеленский, духовный наследник жидков-шинкарей, наживавшихся на спаивании малороссийского народа. А священная «незалежность»  без кредитов Запада не продержится и полугода.

4 «Мои все представления стали твердыми телами, которые могу рубить, пилить, от которых могу умирать, быть разбитым, искалеченным, могу быть  преследован, эти тела могут принимать разные образы, по-разному строиться  против меня; я, наконец, схожу с ума, начинаю терять понятие о действительности, о том плане построенных мною некогда форм моих представлений; этот план был моей логической действительностью, но постоянное удержание этого плана иногда обессиливает меня, отдельного индивида, а иногда и все общество  начинает заряжаться моим поведением и его психическое равновесие теряется или организуется.» («Биографический очерк» 5-й том Собрания сочинений К.Малевича  стр.351.)  

5   Так я называю искусствоведов на содержании.

6   Хотел назвать это течение говнизмом, но экскрементизм точнее и более в духе соврискуса.

7 Родился в Витебской губернии,  мальчиком был перевезён в США. Величайшим его называют потому, что стоимость его лабуды на рынке превосходит стоимость произведений остальных художников российского происхождения.  Несмотря на коммерческий успех совершил самоубийство  в 66 лет, вскрыв вены.

8 Русская живопись 20-го века в Москве одно время была больше чем в Новой Третьяковке представлена в Институте Русского Реалистического Искусства (ИРРИ 2011-2019) мецената Алексея Ананьева. Но ИРРИ закрыли в 2019 году, наложив арест на имущество Ананьева. Неизвестно,  увидим  ли мы картины из его коллекции.

9 Исчезла из Третьяковки вместе с Трегуловой, и побыв недолго министром культуры Самарской области отъехала в Израиль.

10 Подробнее о нём можно прочитать в опубликованной в журналах «Наш современник» и «Молодая гвардия», и доступной в сети  моей статье «Зачем нам навязывают Малевича?».

11 После некрасивых историй с пен-центром в статье Википедии о Рубанове указано  лишь членство в Союзе писателей Москвы.

12 В сети есть этот ролик по адресу https://vk.com/id173141577?z=video-84923713_456254037%2Fvideos173141577%2Fpl_173141577_-2

13 У писателей − это  «Союз российских писателей», как пишут в Википедии,  «демократической направленности»,  а ещё и «Росси?йский сою?з писа?телей».

14 Занимает должность  Первого заместителя руководителя Администрации Президента РФ. По декларации в 2022  занимал в АП  третье место по  доходам, 27,2 миллиона. В направляемом им «Президентском фонде культурных инициатив» среди типов поддерживаемых проектов шесть по креативщине, один по наставничеству и лишь один по, как они пишут,  «академическому (классическому)  искусству».  В тематических направлениях господа новаторы решили продвигать традиционные духовно-нравственные ценности через, что бы вы думали? Ну конечно, через креативные индустрии. Среди членов координационного комитета фонда большинство далёкие от культуры чиновники, но есть и Швыдкой с Эрнстом (кстати, начинавшим делать карьеру как комсомольский секретарь) и вице-губернатор Питера по культуре,  сынок директора Эрмитажа Б.М.Пиотровский. Среди экспертов директор усмановского благотворительного фонда проводящего «Трансформацию» Ф.Р.Мухомеджан, внучок прихватизировавшего Академию художеств, метящего в придворные художники преуспевающего креативщика Зураба Церетели, Василий Зурабович Церетели (исполнительный директор Московского музея современного искусства,  вице-президент Российской академии художеств и член общественного совета Российского еврейского конгресса), функционёры от креативных индустрий и соврискуса,  всего лишь один писатель и тот сумевший встроиться в рынок фантаст, и ни одного авторитетного живописца.  Отказывая проектам в финансировании  не указывают по какой причине. Оценка производится по числу --- рейтингу, который  для  не получивших поддержки проектов недоступен  общему обозрению. Хорошо устроились господа креативщики!

15 Кстати, на сайте этого фонда в качестве партнёра числится Фонд президентских грантов, находящийся под крылом С.Кириенко.

16 Кредо еврея Швыдкого: "Мы хотим сделать Россию частью западного мира".  Б.А. Петров в своей книге «Михаил Швыдкой лучше Геббельса» характеризует его деятельность так: "Он занят… трансформацией всей российской культуры, которая выросла на православной традиции и никогда не сможет преобразиться в рынок, где торгуют любыми ценностями".

17 Присуждается это высшее в области изобразительных искусств звание  немногим, чаще всего членам  СХ России по представлению этой организации.

18 Обыватель находится в плену расхожего мнения, что чиновниками движут сугубо материальные соображения. Но, скажем, декларированные доходы С.Кириенко на предыдущем посту главы «Росатома» были в разы выше чем ныне в АП.

В сокращенном виде опубликовано в журнале "Молодая гвардия" №11-12 2024г.

Наш канал
на
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную