…И чужая душа ни одна 10 февраля 1837 года закатилась звезда поэзии первой величины – умер Пушкин. РУКА МОСКВЫ Превосходный поэт второй половины XX – начала ХХI века Юрий Поликарпович Кузнецов одарён был талантом, похищенным у стихий.
Восприятие стихии у Кузнецова преобразуется в поэтическое слово. Об этом его стихотворение «Стихия» (1979). Многоточие отделяет вторую часть стихотворения. В ней мироощущение поэта вселенского масштаба, для которого «розное в мире едино, и только стихия творит». Святитель Игнатий Брянчанинов говорит о человеке: «Возвращение от состояния, принадлежащего естеству падшему, к состоянию, принадлежащему естеству обновлённому, совершается посредством решительного и полного отвержения деятельности по разуму и воле падшего естества, посредством решительного и полного восприятия деятельности по учению и завещанию Богочеловека».
Стихотворение «Поэзия давно легендой стала…» в книге «Избранное» Юрия Кузнецова (1990) опубликовано без названия. И здесь – бесы и вьюги – а название «Сломанный сонет» подчёркивает осознание поэтом стихии всемирно-исторического бытия. Тяжёлый огонь капитализма не любит небес. Люцифер или Бес не может представить выси небес – мятежные силы наживы влекут его в бездны. Столкновение двух миров неизбежно должно привести мировые сферы к гибели, катастрофе, если не найдётся Человек Света.
В стихотворении «Фонарь» используется русское присловье: «Днём с огнём не сыщешь…». Днём с огнём человека искал Диоген из Синопа, Диоген Синопский (тот, который в бочке сидел) – ходил по Афинам днём с огнём и на вопросы отвечал: «Ищу человека!». Замысел стихотворения исходит именно из этого, и ответ Диогену заодно. Самое страшное явление, происходящее в современной действительности, названо здесь прямо и без обиняков: туча лжи и земной мелюзги застит свет истины.
Явление стихии мистической и стихии природного бытия как космоса имеют общее направленье полёта в творениях Кузнецова. В долгих муках она умирала, Противоречивый узел научного опыта и земное мученичество природы, созданной божественной стихией, мастерски окольцовываются молодым ещё тогда (1968г.) поэтом одним, решающим весь смысл стихотворения, эпитетом счастливый. «Эту сказку счастливую слышал» в первой строфе и в заключительной: «И улыбка познанья играла на счастливом лице дурака». Какое уж тут счастье, когда наука служит самоуничтожению человечества!
В 1970 году Кузнецов написал «цивилизационное» стихотворение «Из земли в час вечерний, тревожный…». Здесь взаимодействуют основные стихии: земля, море, дерево… В 1995 году в издательстве «Современный писатель» вышла книга А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Редактировал и подготовил трёхтомник Юрий Кузнецов. В аннотации Кузнецов пишет: «Книга Афанасьева выявляет живые связи языка и преданий, более того воскрешает основы русского мышления, что особенно важно сейчас, когда язык и мышление русского человека изуродованы газетными штампами, блатным жаргоном и сленгом всякого рода, замусорены иностранными словами». Именно к обновлению и воскрешению русского языка и стремился в своей поэтической стихии Юрий Кузнецов. Поэт перенёс древние мифологические сказания на русскую историческую почву. Например, в стихах «Сказание о Сергии Радонежском», «Знамя», «Диван», «Тайна Гоголя» и других. Анализ этих стихотворений можно найти во многих критических, литературоведческих и научных работах. Но сами звуки, слова сотканы так, что стихи хочется бесконечно читать и перечитывать – в этом сила поэтики Юрия Кузнецова, Оттого в его поэзии «миф и история сливаются в народном сознании». Глубокое проникновение в изучение «Поэтического воззрения славян на природу» подарило поэту благоприятную почву для взращивания и воплощения поэтических произведений, значимых не только для русского человека. Более того – именно Кузнецову удалось выработать новое отношение к сказовому, мифологическому слову. В книге «Проблемы поэтики Достоевского» М.М. Бахтин открывает неисчерпаемые возможности мифологического слова: «Музыка и миф настолько родственны, что, в сущности, это одно и то же»; «Бах, Лист, Бетховен – музыка, которая была на пределе музыкального и чего-то более высокого, мифологического или религиозного»; «Философия, мифология и религия, и музыка – самое родственное в мире». Еще он называет книгу Фридриха Ницше «Опыт мифологии» и статью Марины Цветаевой «Искусство при свете совести» замечательными («Беседы Дувакина с Бахтиным»). И читателям, и исследователям известна особенность поэтики Юрия Кузнецова, она заключается в оптическом видении поэта Об этом говорит писатель, исследователь славянской культуры Ю.М. Лощиц в статье «После Юрия Кузнецова «говорят и мыслят по-другому»»: «Кузнецов необыкновенно увеличивает каждый предмет, попадающий в поле его зрения и, значит, соразмерно увеличивается весомость слова, обозначающего предмет. Если взглянул на иглу, то уж она ни за что не затеряется у него в стоге сена. А если глянет на стог, тот, пожалуй, вырастет до размеров галактики». Проблема «оптики», способа авторского видения Юрия Кузнецова, заметная особенность в его творчестве. В другом месте статьи Юрий Лощиц, говоря о смыслах в словаре поэта, открывает «Большой стиль» русской поэзии, родоначальником его становится Кузнецов. Помню такой случай: писатели ехали в автобусе в Реутов на похороны Геннадия Касмынина. Остановились купить воды. Юрий Поликарпович, Вячеслав Артёмов и я побежали в магазин подальше, чтобы купить сигарет. На обратном пути потеряли место остановки автобуса. Вдруг Кузнецов говорит – да вот он стоит, показывая на большой ковёр, висящий на верёвке. Артёмов удивился, надо же, принять за автобус! Меня же это не удивило, так он смотрел и видел.
«Большой стиль» русской поэзии отражается в большинстве произведений Юрия Кузнецова от кратких стихотворений до эпических поэм. Юрий Кузнецов – человек-космос, он чувствует себя частицей космического пространства – всеми микро- и макрофибрами души.
В своём «Воззрении» Кузнецов, вспоминая о своём видении в детстве воздушного сгустка, лишённого очертаний, заключает: «Это было то самое туманное дремлющее семя, из которого потом выросло ощущение единого пространства души и природы». Здесь и фольклорные мотивы: в сказке при помощи той же стрелы, летящей во зло, – сокрушается зло. И торжествует добро. Очищение произошло и началось обновление, возрождение родины, где легко и звонко можно петь, – такое освобождение возможно только по завету: «Видишь зло – отойди от зла».
Стрела, сокрушающая зло, продолжает своё действие в стихотворениях Кузнецова о войне. В них он от мифов переходит к жёсткому реализму. Самоотверженность его не знает предела: Завет Кузнецова в его «Воззрении»: «Любите Живого Христа» сбывается в жертвенном воскрешении Бога-Человека на поле боя: Стихотворения обеих циклов – 1985 и 1995 годов, посвящённые Отчизне Великой Победы, сбылись не случайно – ведь и сам Юрий Кузнецов служил в армии связистом.
Владимир Ильин говорил о войне: «Обычными причинами современных войн служат или погоня за рынками, за наживой, или национальное властолюбие». Вопрос современных войн точно определён писателем – именно национальное властолюбие гонится, теряя всякое представление о человечности, за рынками и наживой. Оно признаёт только машину войны, видит только своих наёмников, считая противника ничтожным, достойным гонения и уничтожений. Но суть есть Бог Саваоф, он «недоступен звону злата – и мысли и дела он знает наперёд». Поэтому-то национальные властолюбцы и терпят, в конце концов, поражения в грабительских войнах и становятся ненавистными всему человечеству: «Ведь сошлись против неба они». Когда живую поэтическую реальность заменяют на мёртвую, политическую, появляются стихотворцы – политики. Кузнецов же в своё время ушёл в мифологичность, но и её сделал живой поэтической реальностью. Его стихотворение «Маркитанты», которое так нравится народу, тоже миф, но созданный на истинно народном понимании войны для разных участников её. Всем известна меткая народная поговорка: «Кому война, а кому мать родна».
Недавно президент сказал её во всеуслышание. «Эх, прочитал бы ещё стихотворение на всю страну! Такой поэт, как Юрий Кузнецов, не попал да и не мог попасть в «сеточное мышление». Некрасовская боль за народ давала ему силы написать: «Ноет рука к перемене погоды, Ноет душа к перемене народа». Эта тоска от меняющегося мира России, русского народа. И с такой переменой не может смириться душа поэта. Предсказанное императором Николаем II нравственное состояние мировых перемен: «Всюду трусость, предательство и обман», сбывается на наших глазах. Вброшенное словечко фэйк подхватили политологи и прекраснодушно забыли, что есть русское слово фальшь. Но у нас есть Кузнецов, который много лет назад прямо и смело заявил: «Звать меня Кузнецов. Я один. Остальные – обман и подделка». Госпожа Санкция гуляет по России и в ящике Пандоры, и никто до сих пор не смог объявить главное: «Кому война, а кому мать родна». Поэтому с горьким порывом смело сказанное президентом народное слово хотелось бы воспринимать в качестве нового этапа в деятельности главы нашего государства. Поэт Кузнецов, как Пушкин, был «эхом русского народа».
Мы живём в напряжённом ожидании, как разрешится вопрос войны и мира в очередной раз. Стихия военного пожара может охватить все земли и народы, населяющие её. Идолопоклонники, по слову Достоевского – бесы, заставляют человека отойти от Бога, а не от зла. Как когда-то отпавший от Бога Люцифер, бывший до падения ангелом утренней звезды, утреннего света, стал дьяволом, так и непомерные материальные ценности превращают безбожников в идолов или бесов. Ими же ведётся непримиримая борьба против истинного Бога – Христа. «Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь: насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои. Посему так говорит Господь Бог: вот неприятель, и притом со всех краёв земли; он низложит у тебя крепость твою и ограблены будут чертоги твои» (Амос. 3, 9-11). Народный поэт Юрий Кузнецов не мог пройти мимо ни Ветхого, ни Нового Завета. Виктор Лапшин рассказывал мне, что при встрече с Кузнецовым они читали стихотворения Лермонтова вслух – и Юрий Поликарпович заплакал. Так живо чувствуя страдания Живого Христа ради Спасения мира, поэт не мог не посвятить этой теме свои творения. От гениального перевода «Слова о Законе и Благодати» до религиозных поэм последних лет. Но эти великие произведения ждут своего исследователя. Похищенный же у стихий талант, приведённый в высшую гармонию поэзии Большого стиля, вошёл в мир и останется в нём надолго. |
||||
Наш канал на Яндекс-Дзен |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||