НАША АНКЕТА
Во весь рост!

1. Ваше самоощущение в современном обществе?
2. Вам как писателю в первую очередь хочется высказаться или – создать произведение искусства (хотя, вроде бы, важно и то, и другое)?
3. Свыше получает, читателю передает – таким было всегда представление о писателе. Насколько утратил сегодня писатель своё сакральное значение? Нет ли у вас ощущения, что современный литературный процесс уже не является своего рода общегражданским форумом? Какова перспектива у коммерческой литературы, доверившейся ощущению, что «Бог умер» даже не в религиозном, а в общефилософском значении этого ницшеанского образа современного мира?
4. У нас теперь появились «фабрики звезд», в том числе, в литературе, и, скажем так, талант перестал быть главным компонентом на пути к славе. Мечтаете ли вы, противостоящий медийным фабрикам кустарь-одиночка, о славе? Или все-таки – «нас мало избранных»?
5. Каковы ваша самая горячая мысль и ваше самое тревожное обращение к современному читателю?
6. Мы живем в новом тысячелетии, после многих революций и связанных с ними катастроф, после двух коренных ломок общественного строя, причем вторая предполагает полный отказ от христианских норм жизни, а, следовательно, коренным образом меняет наш национальный менталитет. Возможна ли в современной литературе связь с литературой прошлых эпох? Какие книги из прошлого, включая ХХ век, могу быть актуальны сегодня и почему?
7. Какого вопроса вы от нас не дождались и что бы вы на этот вопрос ответили?

Ответ не должен превышать 12 000 знаков (одна газетная полоса). Если будут предложения по содержанию вопросов рубрики, мы будем рады принять их.

Пётр Краснов: "...Знаю свою правоту"

1. Есть у Шевчука из рок-группы ДДТ песенная фраза: «Мы на родине в плену …» Вроде и верно, из песни слова, как говорится, не выкинешь; но это – соблазн, провокация слабости, которой ни в коем случае не надо поддаваться. Нет, по большому счёту чувствую себя хозяином положения – и в процессе литературном, и в общественном тоже. Да, в нашем доме понабилось всякой дряни человеческой, сволочи в прямом значении этого слова, по В.И. Далю, которая пытается всем верховодить по своим «понятиям», и многое им спервоначалу удалось. Но они прекрасно знают, кто хозяин и что он может «сделать» им, и я вижу, чувствую эту их слабину, инстинктивную и истеричную боязнь вора в чужом доме, знаю свою правоту, соответственно с этим и веду себя. То есть показываю, грубо говоря, кто в доме хозяин. Уже одно это очень важно, и именно с этого начинается обретение, возвращение попранных прав хозяина.

2.  Создать произведение искусства – это и значит высказаться, выразить себя. А если выскажешься «неискусно», кто тебя захочет услышать, прочесть, понять? Искусство – это выразительность, прежде всего.

3.  «Свыше получает» - это, скажем так, не по мне, не по моему разумению вещей. Человек обладает богоданной свободой воли, а значит и свободой творчества, он «сотворец» Бога, пусть и на низшей, начальной ученической ступени. И это своеволие художника, подчас даже и губительное для него самого, проявляется всегда и во всём. Не «свыше получает», а сам, своим разумением, благоприобретённым умом и сердцем «постигает» творение Божие, себя в том числе. Сакральное же – это область религиозного, непререкаемого культа, совсем другого «способа» постижения Бога, а именно верой, и потому я сильно сомневаюсь в некой сакральности «бесчинной» светской литературы.

А она, настоящая литература, была и останется этим самым общегражданским форумом, соборной мыслью и душой нашего народа. Другое дело, что в отдельные времена, как сейчас, численность «граждан» может сузиться до малого по сравнению с населенческой массой «обывателей», которая утратила (надеюсь, временно) самоё звание и значение народа.

У коммерческой же литературы «бог» не умирал и не собирается умирать, поскольку это – деньги, по самому определению, иного бога там и не водилось. Обыкновенный, с той или иной долей циничности, бизнес, расхожее развлекалово. И перспективы у неё – в связи с намеренным раскультуриваньем страны и народа (и кем, самой правящей верхушкой!) – более чем радужные …

4. Массмедийная «слава» - это продукт пропагандистских технологий, скоропортящийся и изначально пованивающий суррогат более-менее настоящей славы, и соблазниться, воспользоваться им могут и умеют лишь немногие, на мой взгляд, стоящие художники – имея, как правило, довольно скверное «послевкусие». Да и с кем чаще всего приходится иметь дело в СМИ и прочих отстойниках массовой «дезы», занятых обслуживанием наворованного в «большом хапке»?

С другой стороны, какая-никакая известность даёт массового читателя, и это уже по-настоящему важно для человека пишущего, что ни говори, значимо. К славе не рвусь, но и остаться без своего читателя никому из литераторов не хочется. Тут неизбежны некоторые компромиссы и с издателями («рукопись продать»), и со средствами информации. В объявленном нам «либеральном терроре» надо бороться за своего читателя, за восстановление в правах истинной литературы. И, как самое малое, следовать толстовскому: делать что должно, и пусть будет что будет. Здесь не какая-то личная «избранность», здесь избранное дело всей жизни.

5. Дети, то есть общее наше будущее. То, что творится, что делается с ними – с нашего молчаливого равнодушного согласия – это не меньше чем национальная катастрофа. Жутко читать даже официальную, о многом умалчивающую, а то и лгущую статистику, что уж говорить о данных, которыми располагает председатель Детского фонда, один из немногих истинных защитников детства Альберт Лиханов … Сплоткой олигархата, продажного чиновничества и криминала в стране создана омерзительная антисистема, в которой царит распад и разврат, полностью перекрывающая нам какую-либо дорогу в будущее, поистине людоедская во всех смыслах – социально-демографическом, экономическом, политическом, нравственном. С нами произошло самое страшное, что только может произойти с любой страной, народом, - предательство государственной верхушки, так называемой «элиты». И пока не будет разрублен этот «гордиев узел», надеяться нам не на что, - не на благую же эволюцию этих «воров в законе РФ» …

6. Национальный менталитет изменить «коренным образом», я уверен, нельзя, его можно лишь развратить, что сейчас вовсю стараются делать власти (чтобы, разумеется, тем самым прикрыть и оправдать свой разврат), или убить – вместе с народом. В нём, между тем, идёт невидная, но непрерывная внутренняя «работа сопротивления» навязанному абсурду россиянского существования, где осознанная, а где инстинктивная, зреют «гроздья гнева». И деградация всего и вся, заметно ускорившаяся под нынешний псевдопатриотический трёп верхов, неизбежно выявит этот долго копившийся гнев, сделает фактом «дневного сознания» всю неправедность и несостоятельность близорукого, на рвачестве основанного режима «детей Собчака». И тогда не позавидуешь ни верхам, ни низам …

А связь с «литературой прошлых эпох» у нас не порывалась и порваться не может, мы единое и тело, и дух, единый контекст. Даже постмодернистские штукари-затейники не могут обойтись без аллюзий, ассоциаций и цитат из классики, воруют их в подпорки своим болезненным, малохольным изначально фантазмам. Русская литература обладает мощным духовным притяжением, и мы видим, как многие молодые литераторы, начавши в 90-х с ультралиберального романтизма, возвратились к реализму, к сложнейшим нравственным и социальным проблемам, несовместимым с «рынком соблазнов», на патриотические позиции. А здесь злободневно едва ли не всё наше литературное наследие, со «Слова о полку Игореве» начиная, ибо разделена, раскромсана опять беловежской гнусной пьянью единая Русская земля, как раньше князья её делили и грабили в межусобицах. Более чем актуальны и Радищев, и Салтыков-Щедрин, и Лесков с Достоевским, не говоря уж о Льве Толстом, обличителе неправедности в мiре, а с ними и лучшие имена русской литературы ХХ века. Мировое зло не раз ходило походом на нашу землю, а сейчас оно собрано под единую руку, изощрено и могущественно как никогда, и понадобится, скорее всего, сосредоточение, сверхмобилизация всех сил русской цивилизации и культуры, чтобы устоять против него и справиться с внутренним неустройством.

В сущности, это ответ на седьмой, не заданный вопрос.


Комментариев:

Вернуться на главную