Авторская страница Романа Круглова

02.09.2021 г.

История современной литературы: попытка систематизации

В вузах, подведомственных министерству культуры России, с 2018 года введены две новые учебные дисциплины: история современной отечественной литературы и история современной зарубежной литературы. Формируются представления общества о литературе системно; перед преподавателями, в том числе передо мной, была поставлена важная задача – подготовить эти учебные курсы.

Современная культура постоянно становится объектом идеологической игры, в которую вовлекаются действующие в наши дни элиты - научная, творческая, информационная и другие. Но период конца XX – начала XXI веков остается малоизученным, соответствующие книги почти не представлены в школьной программе. С этим связаны как методологические проблемы, так и необходимость руководствоваться именно ценностным подходом при отборе книг для изучения.

Деятельность писателей последних десятилетий – живой процесс, протекающий и осмысляемый критиками в данный момент, однако для его изучения необходим исторический принцип. Без учёта динамики социокультурной ситуации, а также контекста философской общественной, эстетической и научной мысли в России и за рубежом невозможно выявить значение того или иного произведения и понять его образно-смысловую структуру. Конечно, для целостного осмысления противоречивых явлений современной словесности необходимо прибегнуть к традиционным методам литературоведческого анализа, таким как историко-литературный, сравнительно-исторический, сравнительно-типологический. Чтобы сформировать у читателей-студентов способность ориентироваться в ценностях художественной культуры сегодня, нужен не только исторический, но и культурно-ценностный подход.

Первая проблема системного изучения истории современной отечественной литературы состоит в неопределенности ее границ. Что и на каких основаниях следует считать современностью, каковы ее хронологические рамки?

Примем за отправную точку, что программа курса истории современной литературы должна заканчиваться произведениями, созданными в последние 20-25 лет. Примерно столько составляет разница между поколениями родителей и детей. Примерно в 20-ти летнем возрасте студенты изучают эту дисциплину и, соответственно, ассоциируют с современностью время собственной жизни. Вместе с тем без понимания культурно-исторического контекста и традиции, в рамках которой создаётся произведение, невозможна его адекватная интерпретация. Для понимания литературы, написанной в последние 20-25 лет, нужно знать ее источники (поколения отцов и дедов).

В глобально-историческом смысле современная культурная эпоха началась после Великой Отечественной войны. Начавшиеся космическая и информационная эры не оказали на литературу такого последовательного влияния, как ментальные изменения, возникшие после (и отчасти вследствие) Второй мировой. Цивилизация как сфера присутствия человека в мире, освоенная и произведенная человеком (имманентная ему) сфера существования, определяется духовно-ценностным центром (ядром), закрепленном в языке и религии. Вокруг этого ядра расположены ключевые цивилизационные оболочки: культура, государственность, технологии (материальная культура). Данная трактовка, предполагающая наличие в человеческой истории различных цивилизаций, широко распространена в науке новейшего времени1 ; Технологии, при всей их важности в повседневной жизни, это лишь изменчивая периферия культурного ядра как нации, так и конкретного человека. Чем стремительнее развитие технологий, тем слабее их влияние на культуру. К примеру, лира и перо, которыми поэты уже давно не пользуются, глубже укоренены в нашем сознании, чем мгновенно устаревающие технологии современности, такие как флоппи-диск или ICQ.  

Вторая мировая война стала итогом развития западноевропейского модерна и внешним столкновением сильнейших цивилизационных сил планеты (западного империализма, основанного на идее неравенства и русского социализма, основанного на идее равенства). После Второй мировой войны начала определяться современная расстановка сил на геополитической карте и возникли новейшие мировоззренческие тенденции. Именно они определяют картину мира современного человека в части, касающейся его отличия от людей предшествующих эпох; философия, литература и искусство вообще выражают эти тенденции.

Вторая мировая война дискредитировала идею технологического прогресса; после нее вся история ойкумены стала в массовом сознании интерпретироваться как путь расчеловечивания или же самоуничтожения человечества. Для послевоенного искусства в целом характерна проблематика вины и ответственности человека за индустриальную цивилизацию, за экологические и военные катастрофы ХХ века, а также осмысление опыта модерна, напряженная рефлексия о смысле человеческой истории, которая, по-видимому, зашла в тупик. Эта рефлексия направлена на поиск выхода из цивилизационного тупика (или констатацию невозможности или ненужности спасения человечества).

Для художественного творчества после Второй мировой войны характерны негативные представления о будущем человечества, тогда как до нее преобладали положительные. Это изменение представлений о будущем связано, в первую очередь, с изменением взгляда на природу человека; изменение онтологического статуса человека в массовом сознании продиктовано столкновением идей гуманизма и реалий Второй мировой войны, таких как медицинские опыты на пленных детях в немецком концентрационном лагере Салласпилс или атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Появление ядерного оружия в конце Второй мировой войны сделало перспективу антропогенного конца света реальной и осязаемой. Всё это оказало влияние на мировосприятие человека второй половины ХХ столетия и вызвало художественную рефлексию такой силы, что более популярного исторического события, чем Вторая мировая война, в мировой литературе так и не появилось. Таким образом, в качестве центрального события XX века следует выделить самое масштабное событие в истории ойкумены – Вторую мировую войну, а в качестве начала условной современности – послевоенное время. Второй важнейшей вехой в отечественной культуре стал развал Советского Союза. Исходя из этого, период современности делится на две части – послевоенную советскую и постперестроечную. Однако недостаточно определить хронологические рамки эпохи.

Второй важнейший вопрос, связанный с определением предмета изучения, обусловлен огромными масштабами современной литературы разного качества. Какие книги следует выделить для рассмотрения из необъятного информационного потока? На него также помогут найти ответ исторический и аксиологический принципы анализа. Современная литература не может быть осмыслена как некий корпус текстов, освященных традицией чтения и интерпретации – такого корпуса попросту нет. Не существует общепринятой в научной, критической и писательской среде классификации, теории и истории современной литературы. Эти проблемы проистекают из специфики самого предмета изучения. Для того, чтобы выяснить культурно-историческое и эстетическое значение того или иного художественного явления, необходима временная дистанция. Необходимо знать, какое влияние оказало на культуру то или иное произведение; вместе с тем, вдумчивое прочтение позволяет это влияние предсказать. К примеру, рядовой читатель начала XIX века предпочитал поэзии Пушкина стихи Нестора Васильевича Кукольника, однако критики могли, глубоко анализируя текст, успешно прогнозировать дальнейшее развитие литературы и выделять лучшее, невзирая на моду.  

Не конструктивно в качестве критериев для отбора произведений руководствоваться рейтингами литературных премий, статистикой издательств и книжных магазинов – и то и другое выражает моду, которая формируется внелитературными (коммерческими и идеологическими) факторами. Как показывает мировая история искусства, далеко не всегда модные произведения сохраняют свое значение на протяжении длительного времени. Популярность, выраженная в наши дни рекламой различных типов (в том числе рейтингами премий) как критерий оценки художественных произведений не состоятельна. Для выделения действительно значимых современных произведений необходимо самостоятельно мыслить, руководствуясь, прежде всего, ценностными ориентирами.

Изучение зарубежной литературы осложняется нехваткой переводов современных произведений. Чаще всего в наши дни переводятся и издаются широко разрекламированные книги. Это значит, что круг доступных для чтения на русском языке произведений определяется не высокими художественно-смысловыми достоинствами книг, а политической или коммерческой конъюнктурой. Вследствие этого на полках магазинов и библиотек появляются произведения лауреатов литературных премий или коммерческие развлекательные книги, такие как «Пятьдесят оттенков серого» Э.Л. Джеймс, «Сумерки» С. Майер, «Любовь живет три года» Ф. Бегбедера и т.д. Переводная литература, появляющаяся на страницах литературных журналов, также далеко не всегда достойна того, чтобы рекомендовать ее для прочтения студентам. Зачастую, художественная литература переводится на русский язык спустя годы после ее публикации на языке оригинала, к примеру, считающийся одним из самых известных произведений франкоязычной Канады роман Жака Гобду «Привет, Галарно!», написанный в 1967 году, впервые был переведен на русский язык спустя ровно полвека – в 2017. Роман издан, но, прочитав его, я не нашел причин рекомендовать его к изучению. Вероятнее всего, пройдут десятилетия, прежде чем русские читатели все же получат возможность ознакомиться с лучшими произведениями ныне живущих зарубежных писателей, у которых нет информационной поддержки.

Подавляющее большинство учебных пособий и образовательных программ по современной зарубежной литературе ограничиваются литературой евроатлантического региона. Такое сужение изучаемого материала оправдано при изучении традиционного курса истории зарубежной литературы – до первой половины ХХ века включительно. Русская культура в исторической перспективе осознавала свою самобытность именно в сопоставлении с Западом. Знаменательно, что чтобы оттенить русское в характере Обломова, романист И.А. Гончаров ввел Штольца – немца, а не, к примеру, перса или китайца. Начиная с реформ Петра Великого западноевропейская традиция была привита к русской, переработана и усвоена ею; неспроста Ф.М. Достоевский писал о том, что Европа известна и дорога русскому человеку еще больше, чем самим европейцам, «Европа нам тоже мать, как и Россия, вторая мать наша; мы много взяли от нее, и опять возьмем, и не захотим быть перед нею неблагодарными2». История зарубежной литературы традиционно ограничивается западноевропейской традицией и литературой США как бывшей европейской колонии  еще и потому, что столь же подробное изучение других национальных традиций сделало бы курс переводной литературы значительно объемнее. Однако, в случае с периодом современным, ограничиваться западными книгами не целесообразно. Современная литература – это литература глобального информационного мира; было бы ошибочно полагать, что евроатлантическая культура играет в нем ведущую роль.

Опираясь на изложенные в этой заметке позиции, мною были сформированы учебные курсы истории современной отечественной и зарубежной литературы, о которых пойдет речь в следующих публикациях.

____________________

1 К примеру, знаменитый исследователь О. Шпенглер выделял восемь цивилизаций, в качестве девятой называя относительно молодую русско-сибирскую, для которой характерно специфическое «равнинное сознание».

2 Достоевский Ф.М. Дневник писателя 1881. Январь. Глава вторая IV. Вопросы и ответы

Роман Геннадьевич Круглов (1988, г. Ленинград) – поэт.
Секретарь Союза писателей России, председатель Санкт-Петербургского отделения Совета молодых литераторов СП России.
Литературовед, кандидат искусствоведения.
Автор пяти поэтических книг, а также ряда художественных, критических и научных публикаций в сборниках и периодике.
Заместитель декана факультета экранных искусств Санкт-Петербургского института кино и телевидения, доцент кафедры искусствознания.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную