В Совете по литературной критике Союза писателей России

ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ

БЫТИЙНОЕ ЗЕРКАЛО РУССКОЙ ЖИЗНИ

Круглый стол Совета по критике СП России

В мае 2014 года решением секретариата Правления Союза писателей России был создан Совет по литературной критике. Председателем избран литературный критик Вячеслав Лютый (Воронеж). В Совет вошли известные литературоведы, поэты и писатели – Виктор Бараков (Вологда), Светлана Замлелова (Сергиев Посад), Юрий Павлов (Краснодар), Нина Ягодинцева (Челябинск).

В июне состоялся заочный круглый стол Совета, посвященный восприятию сегодняшней литературы. В самом общем смысле тему этого обсуждения можно обозначить как «Бытийное зеркало русской жизни».

Сегодня, когда литературное пространство до предела политизировано последними событиями, связанными с Украиной, собственно проза и поэзия как будто отошли на второй план. Накал эмоций требует произведений соответствующего темперамента и тематики, но мы хорошо знаем, что важнее художественная углубленность и зрелая мысль автора, нежели внешние признаки реальности, которая встает за литературной строкой.

В этой связи возникают вопросы, которые могут занимать не только писателя, но и критика:

1. Какие темы и коллизии наиболее важны для нашей прозы и поэзии сегодня, в середине 2014 года?
2. Какие проблемы занимают сердце современника, который понимает себя русским человеком?
3. Чего не хватает в нашей литературе, что позволило бы считать ее бытийным зеркалом русской жизни?
4. Каким должен быть характер сегодняшнего литературного героя и как в нем могут быть соединены изъяны и достоинства, чтобы он обладал притягательностью и не был плоской фигурой?
5. К чему подвигает писателя нынешнее «многослойное» время: отразить его гротескно – или дать абрис реальной жизни, обращаться к уму читателя – или к его сердцу?
6. Интеллектуальна ли сегодняшняя русская проза, достаточно ли она выразительна для того, чтобы сохранив отпечаток времени, не утратить живой жизни своих героев?
7. Насколько современная поэзия отражает облик эпохи – как в публицистическом отношении, так и в художественно-бытийном, «обобщающим» происходящее со всеми нами и страной?
8. Возможно ли соединение в единый литературный поток художественных произведений, созданных почвенными авторами и либеральными, насколько кардинальны различия в изначальных авторских установках и позволит ли русскому читателю быстротекущее время воспринимать эти различные углы зрения как полноту происходящего – в истории, в семье, на войне, в любви?
9. Существуют как мрачные суждения о литературе нынешнего времени, так и вполне оптимистичные: одни говорят, что она в упадке и надеются на будущее возрождение русской художественности, другие уверяют, что мы находимся в зоне литературного цветения – какие имена и произведения дают нам основания для взвешенного суждения о литературе последнего периода?

Разговор, начатый Н. Ягодинцевой, С. Замлеловой, В. Бараковым, В. Лютым, А. Тимофеевым и А. Смолиным продолжает писатель Григорий Блехман.

Редакция "Российского писателя" рассчитывает, что и другие наши коллеги присоединятся к предложенному Советом по литературной критике важному разговору, ответят на все или на часть вопросов. Присылать по адресу: sp@rospisatel.ru

 

Предыдущие материалы круглого стола:

Нина ЯГОДИНЦЕВА: "В основе писательского служения, на мой взгляд, всегда лежит любовь"
Светлана ЗАМЛЕЛОВА: "Хорошая русская литература – это не обязательно «почвенничество»"
Виктор БАРАКОВ: "Происходящее с нашей литературой – лишь часть общего либерального плана"
Вячеслав ЛЮТЫЙ: "Если мы говорим о бытии в литературе, то непременно должны подразумевать жизнь человеческого духа"
Андрей ТИМОФЕЕВ: "Самая важная проблема сегодняшнего дня – ощущение какой-то чрезвычайной раздробленности в русском обществе, особенно это заметно по молодым людям"
Андрей СМОЛИН: "Наша литература нового времени слишком созерцательна. Нет в ней позыва к борьбе, к преодолению сложностей жизни"

Григорий БЛЕХМАН, поэт, прозаик, литературный критик

1. Какие темы и коллизии наиболее важны для нашей прозы и поэзии в середине 2014 г?

Думаю, как и в любые времена – что и почему происходит вокруг тебя и в зависимости от этого с тобой. Как это связано с предшествующей историей твоей страны, поскольку просто так ничего не бывает.

Сейчас – в середине 2014 года, конечно, самое больное для нас – события на Украине, потому что у могих из нас там родные и близкие, и потому что русские и украинцы неотделимы. Вспомним А.О. Смирнову-Россет: «Как-то спросила Гоголя, какая у него душа – русская или украинская? Гоголь отвечал: «Сам не знаю, какая у меня душа хохлацкая или русская, знаю только, что никак бы не дал преимущество ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малоросиянином. Обе природы слишком одарены Богом и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой – явный знак, что они должны дополнить одна другую».

Потому так сейчас и больно от происходящего на Украине, хотя теперь отчётливо видно как долго это зрело и почему начало зреть.

2. Какие проблемы занимают сердце современника, который понимает себя русским человеком?

Почему у нас опять: «до основанья, а затем…», ведь понятно, что это лозунг провокационный, и последствия несут долгую нравственную разруху. И как избежать очередного повтора радикальных проявлений, но и ускорить эволюцию к «разумному, доброму, вечному».

3. Чего не хватает нашей литературе, что позволило бы считать её бытийным зеркалом русской жизни?

Если внимательно читать даже то, что обнародует сайт «Российский писатель», то, на мой взгляд, наша литература такой нехваткой не страдает. И, полагаю, несколько имён останутся во времени и для будущих поколений. Не сомневаюсь, что этих имён больше, чем сегодня знаю.

4. Каким должен быть характер сегодняшнего литературного героя и как в нём могут быть соединены изъяны и достоинства, чтобы он обладал притягательностью и не был плоской фигурой?

Если тебя привлёк человек во всей его ёмкости – со всеми СЕГОДНЯШНИМИ сомнениями, ошибками, комплексами, прозрениями и преодолениями – как и у любого нормального человека, и тебе удалось его показать ЖИВЫМ, он не может не привлечь, потому что ты видишь в нём многое и из труда своей души , что-то ещё в себе открывая, а потому и веришь автору.

5. К чему подвигает писателя нынешнее «многослойное» время: отразить его гротескно – или дать абрис реальной жизни, обращаться к уму читателя – или к его сердцу?

Любое время «многослойно», и в любое время писателя, как и человека иных склонностей и дарований тянет «дойти до самой сути – в работе, в поисках пути, в сердечной смуте…». А как это отразить, зависит от таланта писать в том или ином стиле. Гоголь, Салтыков-Щерин, Шукшин… тяготели к гротеску, Толстой, Чехов, Рапутин… – к абрису реальной жизни, но эффект оказывался одинаково сильным и для ума читателя, и для его сердца. Когда писателю удаётся произведение, где, по выражению Л.Н.Толстого, «вся правда», это действует на сердце и ум читателя и остаётся во времени вместе с именем писателя, читать которого тянутся и через десятки, и через сотни…лет. Например, современный писатель Виктор Пронин нередко выбирает «низкий» жанр детектива, но основа его романов, повестей и рассказов – суть происходящего с нами в нашей нынешней жизни во всей ёмкости этих процессов и его героев. Видно, Пронину удобно писать в этом жанре, чтобы в его размышлениях через героев и их действия была эта «вся правда». Как и Сэде Вермишевой – в предпочитемой ею по склонности дарования поэтической форме. Поэтому не важно, какой выбран стиль, важно КАК ты им владеешь, чтобы донести читателю глубину своих размышлений в художественной форме.

6. Интеллектуальна ли сегодняшняя русская проза, достаточно ли она выразительна для того, чтобы сохранив отпечаток времени, не утратить живой жизни своих героев?

Земля полнится талантами в любые времена, и если перед нами писатель, то его проза и интеллектуальна, и выразительна, и с отпечатком времени, и живая как жизнь. Уже говорил, что на том же сайте «Российский писатель» достаточно имён, чьи произведения «как горла перехват, когда его волненье сдавит».

А писатель ты или нет, безошибочно может определить лишь время, как, собственно, время это всегда и показывает, отсеивая даже очень популярные в те или иные моменты имена.

7. Насколько современная поэзия отражает облик эпохи – как в публицистическом отношении, так и в художественно-бытийном, «обобщающим» происходящее со всеми нами и страной?

На мой взгляд, на сегодняшний день, в высокой степени, потому что нынче нет нужды приукрашивать, чтобы быть опубликованным. А остальное зависит от дарования и СОВЕСТИ поэта ли, прозаика, которыми, повторю, земля полнится и в наши дни. Можно обратиться к тому же сайту «Россиский писатель».

Однако, обобщения с каждым днём могут видоизменяться, потому что мы вместе со страной и миром ежедневно – заметно или незаметно – меняемся. И поскольку Художники, в том числе поэты и писатели – люди «без кожи», они эти видоизменения в движении нашей жизни чувствуют раньше остальных и даже что-то предчувствуют. Примеров тому, как мы знаем, много. И потому знаменитое: «Я – поэт. Этим и интересен» сказано не просто так.

8. Возможно ли соединение в единый литературный поток художественных произведений, созданных почвенными авторами и либеральными, насколько кардинальны различия в изначальных авторских установках, и позволит ли русскому читателю быстротекущее время воспринимать эти различные углы зрения как полноту происходящего – в истории, в семье, на войне, в любви?

Единого литературного потока в любые времена быть не может, потому что у каждого из нас собственное мироощущение. Даже в древности литература имела определения – духовная и не духовная.

Те, у кого мироощущение совпадает, являются единомышленниками. На мой взгляд, если у автора есть совесть, он – почвенник, вне зависимости от того, о чём пишет. Потому что почву имеет всё – рациональное и иррациональное.

Помню, как В.М. Шукшин назвал Ю.В.Трифонова почвенником, хотя тот, как известно, любил писать о городском быте, психологических нюансах взаимоотношений в среде советской богемы и написал, на мой взгляд, одно из лучших исторических произведений – роман «Нетерпение» о народовольцах. Василий Макарович как раз и считал, что, если человек пишет «как слышит», то пишет СВОЮ правду. Даже, если он заблуждается, и оттого его правда не совпадает с истиной, то не лукавит, а, следовательно, искренен. И потому его произведения нравственны. Шукшину даже принадлежит известное оределение: «Нравственность есть правда», которым он назвал одну из своих книг.

Если же писатель пишет для чего-то, редактируя то, что видит и чувствует, он вольно или невольно начинает при этом лукавить, искажая собственный взгляд. И оттого тут же утрачивает возможность стать почвенником. Если таких писателей называть либеральными, то, естественно, они никак в поток почвенников не вливаются, потому что там инородны. Следовательно, внутренние «установки» у ТАКИХ почвенников и либералов несовместимы. А взгляды, если в них нет лукавства, интересны разные, поскольку мы знаем, что рождается в спорах, хотя и не всегда.

Читатель же, который умеет не только читать, но и ПРОЧИТАТЬ, вопримет в любое быстротекущее время всё, чем делится с ним писатель. Потому что чтение (ПРОЧТЕНИЕ) – не меньший талант, чем написание. И такие читатели – всегда подарок писателю или поэту. Каждый из нас это знает.

9. Существуют как мрачные суждения о литературе нашего времени, так и вполне оптимистичные: одни говорят, что она в упадке и надеются на будущее возрождение русской художественности, другие уверяют, что мы находимся в зоне литературного цветения – какие имена и произведения дают нам основания для взвешенного суждения о литературе последнего периода?

В любые переломные времена художнику, как и читателю (зрителю, слушателю) требуется некий период, чтобы осмыслить, что произошло и происходит сейчас. Поскольку с детства читаю регулярно, а не наскоками, никогда не было мысли, что сейчас упадок или особое «цветение». Как и в любые времена, есть Богом отмеченные художники слова, чьи произведения, не сомневаюсь, останутся и будущим поколениям интересны, а есть люди в литературе случайные – имена сиюминутные, «надутые» по тем или иным причинам.

Ни те, ни другие называть не буду, т.к. это лишь личное, а следовательно, субъективное мнение. Но из моих многочисленных комментариев и очерков о писателях и поэтах – в «Российском писателе» и других отечественных и зарубежных журналах и альманахах – легко видеть, что пессимизма относительно современного литературного процесса никак не испытываю.

Испытываю лишь горечь и боль, что в медийных средствах нынче, на мой взгляд, засилье людей в искусстве случайных и меркантильных, и оттого тревожно за молодых, которые на этом могут воспитываться, принимая литературоподобие за литературу… То же касается живописи, музыки, театра, кино…

Но наши руки не должны опускаться. Напротив, куда только можно, надо нести Слово. И внимательнее относиться к новым именам, которыми мы тоже не можем быть бедны. Для них особенно нужна культура нашего слова, личный пример и постоянное объяснение, что оно – Слово – было «вначале», и потому ничто не может заменить чтение, в первую очередь классиков. И тогда есть надежда. Дорогу ведь осилит только идущий.

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную