Сергей ЛЁВИН (Анапа)

Тектонические разломы, «негерои» и надежда на лучшее

О книге Ирины Иваськовой «Страна весны» (Москва. «Российский писатель», 2023)

 

В современном российском литературном пространстве имя Ирины Иваськовой знакомо многим. Ирина состоит в активе Союза молодых литераторов при Союзе писателей России, регулярно публикуется в толстых журналах (приличная часть вошедших в новую книгу рассказов уже увидела свет в «Нашем современнике», «Подъёме», «Дне и ночи» и других изданиях), пишет весёлые и познавательные повести и рассказы для детей, которые выпускает петербургское издательство «Антология», и ко всему прочему возглавляет анапское молодёжное литобъединение «Авангард», в 2021 году признанное лучшим в стране.

Книгу «Страна весны» поклонники творчества писателя ждали давно: дебютный сборник «взрослых» рассказов «Бумажный саксофон» вышел в Краснодаре в далёком 2016 году. Всё это время автор накапливала материал и традиционно подошла к процессу отбора максимально въедливо и придирчиво, оставив лишь самые важные, выверенные до запятой тексты.

В 2023 году на Всероссийском литературном форуме СПР Ирине присудили премию «Слово». Итогом признания стало издание этой книги, ставшей очередной качественной ступенью для самобытного, чуткого, выработавшего легко узнаваемый почерк писателя-гуманиста.

Иваськова принадлежит к поколению сорокалетних, на долю которого выпало немало потрясений: застав умиротворённый «хвостик» советского застоя, они видели конвульсии умирающей огромной страны и вместе со своими растерянными родителями выживали в лихие 90-е, а, когда более-менее начала восстанавливаться надежда на спокойную жизнь, столкнулись с COVID-19, специальной военной операцией, мобилизацией и другими испытаниями, на которые столь щедра наша неприветливая эпоха. Будто известное китайское проклятие про эпоху перемен адресовано именно нам.

Однако принцип автора – рассказывать не о событиях, которые всем и без того известны и деликатно остаются за кадром, а об их влиянии на людей: самых простых, негероических, по-пушкински-гоголевски-чеховски «маленьких». Из тех, что мы каждый день встречаем в своём подъезде, с которыми едем в переполненной маршрутке и стоим в очереди в супермаркете.

Зачастую крайне сложно рассмотреть, какие тектонические разломы происходят в душе человека, привычный и уютный мир которого под воздействием внешних, никак и ничем не контролируемых обстоятельств внезапно даёт крен и стремительно катится под откос, сколько горя может скрываться за потупленным взглядом или влажными глазами.

Ирине это удаётся, потому что она своих героев искренне любит и всей душой сочувствует и перипетиям их непутёвой жизни, пролетающей «быстро и горько», и каждому из них – без исключения: сочиняющей никому не нужный фэнтези-роман Елене Николаевне и бородатому мужчине в камуфляже, который вернулся домой, но всего-то на одну неделю («Страна весны»), безымянной беременной «старородке» и её говорливой соратнице по несчастью Веронике («Подозрительные вещи и забытые предметы»), убегающей от таинственной угрозы Кате и её матери, совсем как квохчущая наседка опекающей любимую дочь («Куриная слепота»).

Счастливых персонажей отыскать на страницах почти невозможно, но и назвать их поголовно несчастными неверно. Герои Иваськовой со своими радостями и бедами, исключительным рационализмом или лёгкой степенью безумия, смехом и рыданиями – плоть от плоти того самого российского среднего класса, который и составляет основную часть населения нашей гигантской страны. Они влюбляются и расстаются, изменяют и подличают, спасают и предают – живут. И у каждого – своя история, свой щедрый внутренний мир, в который появилась возможность заглянуть читателю.

Каждая новелла в небольшой, но ёмкой книге – фрагмент объёмного живописного полотна, на котором автор, никого ни в чём не осуждая и не оправдывая, рисует эпизоды судеб не великих, но от этого ничуть не менее заслуживающих внимания людей. И делает это тонко и умно, выверенно, изящно и точно используя мелодику русского слова.

Как правило, писатель оставляет концовки рассказов открытыми. Будто выхватывает из пёстрой киноленты персонажных судеб галерею случайных кадров, показывает героя в моменте, а затем оставляет наедине с его неурядицами, понимая, что на смену решённой проблеме неизбежно придёт новая. На этом и основан жизненный круговорот или, говоря терминологией Иваськовой, «формула круга», весь наш путь от рождения до заката, принцип которого схож с жёстким обучением плавать, когда тебя толкают с мостка в речной поток, а дальше как-нибудь сам: выплывешь или нет – зависит только от тебя.

И очень хочется верить, что недотёпистая собачка Милка после встречи с отмороженными хулиганами останется такой же весёлой, живой и невредимой, Елена Николаевна завершит и даже выпустит свой роман, героиня «Подозрительных вещей» станет матерью прекрасного мальчишки с солнечным именем, а хмурый бородатый сосед в камуфляже, как и тысячи подобных ему мужчин, вернётся домой, к жене и дочке, к родным, которые его ждут.

Но мы понимаем, что всё не так однозначно… И в то же время надеемся на лучшее, ведь самый чёрный час – всегда перед рассветом, да и автор, отпуская своих «негероев» в самостоятельное плавание, желает им лишь добра, которого катастрофически не хватает в нашем жестокосердном мире.

Наш канал
на
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную