Вячеслав Лютый: "Сегодня – как никогда ранее…"

Ответы на вопросы журнала «Парус»

1 июля 2014 года известному русскому литературному критику Вячеславу Лютому исполнилось 60 лет!
Секретариат правления Союза писателей России и редакция "Российского писателя" сердечно поздравляют Вячеслава Дмитриевича с юбилеем!
Желаем здоровья и благополучия, осуществления всех творческих замыслов и многая лета!

– Играет ли русская литература сегодня какую-либо значимую роль в обществе?

– Несомненно, играет. Вот только влияние литературы на жизнь сегодня не столь очевидно, как в прежние, еще советские или царские времена. Уже то, что существуют писательские фигуры величины Валентина Распутина, создает невидимый фон своего рода «духовного облучения», который можно ассоциативно сравнить с космическим радиационным фоном, в нашей жизни он постоянен. Нам, конечно, хочется, чтоб читатель сопоставлял себя с литературными героями, в которых совмещены самые разные качества действительности – и старался походить на них, или, напротив, страшился малейшего собственного сходства с ними. Сегодня это невозможно, поскольку литература находится в поле очень сильных взаимодействий – социальных, нравственных, интеллектуальных. Напряжение этого почти электрического поля огромно, а влияние литературы происходит, как правило, с интенсивностью гомеопатического лечения – постоянно и небольшими порциями. Однако здесь есть почти не замечаемый нами союз литературы и жизни: социум вздымает совесть и гнев человека, а литература проясняет события. Роль литературы в наши дни – как будто «теневая», однако это не означает, что писатели заняты келейным делом, не имеющим прямой связи с реальным миром – через действие, побуждение, эмоции. Жизнь едина и пульсирует таинственными токами – их много, они разнообразны и взаимосвязаны друг с другом. Вспомним старый анекдот: стоит человек в коридоре и подпирает плечом стену – его спрашивают, мол, что ты, чудак делаешь? – он отвечает, дескать, держу стену, чтобы не упала – идущие мимо люди крутят пальцем у виска – человек посмотрел по сторонам, подумал и отошел в сторону – стена упала…

Какова, на Ваш взгляд, дальнейшая судьба отечественных литературных журналов?

– Во многом будущее региональных литературных журналов зависит от местной власти. Хватит у нее ума и широты поддерживать эти, очевидно, убыточные издания – литературные «толстяки» будут жить. Возобладает в начальствующих головах дешевая прагматичность – журналы с историей и репутацией могут исчезнуть. Однако это не приведет к тому, что они совсем пропадут – просто сменятся редакционные коллективы и бумажные издания, практически, полностью перейдут в виртуальное пространство. Сменится также и читательский актив – в возрастном и социальном плане, резко возрастет оппозиционность журнальных проектов. Литература поддержит и такой, прости Господи, «тренд» – она достаточно широка для подобного поведенческого и идейного маневра. Произойдет ее соединение с напряженностью в умах людей – и дальше может наступить фаза турбулентного развития нашего государства. Вот, кстати, грань прямого воздействия литературы на социум. Сегодня по этой причине стоит рассматривать жизнь толстых журналов как серьезный аспект стабильности общества – той его части, которая читает не только объявления о туристических турах, но воспринимает текст как сгусток энергии и нравственное размышление или повествование. Если же власть склонна к суициду, то никто не в состоянии ей помешать серьезно, хотя, разумеется, и в этом случае стоит стучать ей пальцем по лбу: что ты делаешь, безумец, остановись!..

– Какие литературные издания или деятели отвечают в наше время чаяниям русского человека?

– Бессмысленно отвечать на этот вопрос, приводя конкретные названия и имена. Здесь важны идейные акценты и творческая практика – как изданий, так и людей. Важно осознать собственную роль как строительную, созидательную. При этом охранительные задачи в сфере культуры решаются только в том случае, когда старое обретает современные транскрипции, становится актуальным и эмоционально-живым. Это относится к журнальной практике, которая должна быть в духовном отношении внятной и бережной к народным проявлениям русского сознания. Если мы сегодня станем стирать русское ради превратно понятого церковного, завтра мы утратим и то, и другое. Русский человек – вот центр русской литературы, русских книг и журналов. А как же иначе? Еврей печется о своей культуре, дагестанец хочет подарить всем свои обычаи, азербайджанец утверждает традиции своей национальной кухни на Среднерусской равнине. В этих чрезвычайных обстоятельствах русский человек должен сосредоточиться и понять, кто же он такой, какова его история, чем отличается его земля от чужих палестин… И все это созерцание и размышление просто обязано пропитаться любовью к своему, а к чужому – только вежливостью, не более. Баррикадные настроения душевно утомляют людей и заставляют их поверить очередному вождю, полагаясь всего только на его широковещательные заявления. Стоит сказать всем, кто рассчитывает возглавить народное возмущение – доверия у русского человека в запасе осталось очень немного, и если оно будет в очередной раз обмануто, русская ярость никого не пощадит – это справедливо для виноватых, но русский человек просто исчезнет в таком вихре возмущения. Именно потому русский писатель и русский журнал должны взвешивать свои слова и позиции и сознавать: русский народ надо воспитывать и беречь, помогать ему и охранять его – как от чужака, так и от предателя.

– Должна ли русская литература трансформироваться с учётом современных потребностей, или её задача — консервация ценностей и сохранение традиционных форм?

– Однажды было хорошо сказано: традиция – это развитие принципа, а не воспроизведение старых образцов. Впрочем, одно другому не помеха. Сегодня стилистика и форма литературного произведения как будто не столь важны, как вчера. У нас в обществе сложился дефицит содержания, а форм – что называется, завались. Если писатель вложит всю боль собственного сердца и любовь к родной земле в форму необычную, и такое содержание в ней будет узнаваться читателем – чего еще желать? Проблема только в том, что для определенных чувств и их силы подойдет форма не всякая, и иной художественный результат будет очень зыбким. Русская литература очень часто брала чужие образцы и на их основе создавала произведения значительно более выразительные, нежели «оригинал». Тут речь должна идти лишь о таланте автора и конечном итоге его творческого труда, все иное – схоластические рассуждения литературных теоретиков, традиционалистов или модернистов – не важно… Стоит заметить только одно: как правило сегодняшняя литература не похожа на вчерашнюю, ее куда больше интересуют творческие достижения позавчерашнего дня. Как в семье – взаимоотношения сына и отца куда напряженней, нежели отношения внука и деда.

– Изменились ли задачи, стоящие перед писателем сегодня? Если да, то в каком направлении?

– Задачи писателя сегодня связаны с сохранением и очищением русского человека; с воспитанием в его душе способности к подвигу и созидательному труду; с бережным проникновением в пространство русской семьи; с уяснением русской истории как родового движения из тьмы времен в будущее, несмотря на кровавые попытки расчленить ее на хронологические лоскуты и отрезки… Это строительная функция, пусть медленная, но поступательная. И русский писатель должен непременно знать, что он – важный участник этого общего духовного движения, а совсем не бойкий сочинитель патриотических текстов на потребу безжалостного дня и почвенного столичного бомонда. Его истинный читатель живет в провинции, и он ждет книг, которые позволят опознать реальность, в которой ему приходится жить, а также понять собственное значение и место в мире. Этот мир может быть ограничен достаточно локальными житейскими границами: пространство духа русского куда шире… Писатель обязан поведать своему интеллектуальному и нравственному собеседнику правду о происходящем, а не книжную мякину о том, как все должно бы складываться, сдобренную политиканством и стремлением не задеть своих национальных соседей. Наконец, он должен создавать хорошую литературу – с живыми характерами, яркими картинами, выразительным языком, искренностью чувства и трезвостью ума, поскольку все иное уже производится либеральными перьями в избытке. Возможно, все эти задачи совсем не новые, однако соответствовать им русский писатель обязан: сегодня – как никогда ранее…

ЛЮТЫЙ Вячеслав Дмитриевич литературный критик, публицист, автор ряда статей о постмодернизме и его российской литературной практике, цикла работ о современной русской поэзии.
Родился в 1954 году в городе Легница (Польша) в семье советского офицера. После окончания Воронежского политехнического института работал радиоинженером, служил в армии.
В 1993 году окончил Литературный институт имени А.М. Горького – семинар критики, учился в аспирантуре.
В 1980-90-е годы был звукооператором театра драмы, электриком, сторожем, заведующим литературной частью в Экспериментальном театре Вячеслава Спесивцева, заведующим московской редакцией журнала «Континент», инкассатором, менеджером коммерческого банка.
В настоящее время – заместитель главного редактора журнала «Подъем».
Печатался в журналах «Наш современник», «Москва», «Сура», «Дон», «Подъем», «Русское эхо», «Гостиный двор», «Аргамак», «Сибирь», «Огни Кузбасса», «Невский альманах», газетах «Завтра», «Литературная Россия», «Литературная газета», «День литературы», «Российский писатель».
Автор книг «Русский песнопевец» (2008), «Терпение земли и воды» (2011).
Лауреат премии журнала «Подъем» «РУССКАЯ РЕЧЬ» (2004), премии Общественной Палаты Воронежской области «Живые сокровища славянской культуры» (2004), премии Всероссийского конкурса литературной критики «Русское эхо».
Член Союза писателей России. Живет в Воронеже.

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную