1 июля 2014 года известному русскому литературному критику Вячеславу Лютому исполнилось 60 лет! Секретариат правления Союза писателей России и редакция "Российского писателя" сердечно поздравляют Вячеслава Дмитриевича с юбилеем! Желаем здоровья и благополучия, осуществления всех творческих замыслов и многая лета! – Играет ли русская литература сегодня какую-либо значимую роль в обществе? – Несомненно, играет. Вот только влияние литературы на жизнь сегодня не столь очевидно, как в прежние, еще советские или царские времена. Уже то, что существуют писательские фигуры величины Валентина Распутина, создает невидимый фон своего рода «духовного облучения», который можно ассоциативно сравнить с космическим радиационным фоном, в нашей жизни он постоянен. Нам, конечно, хочется, чтоб читатель сопоставлял себя с литературными героями, в которых совмещены самые разные качества действительности – и старался походить на них, или, напротив, страшился малейшего собственного сходства с ними. Сегодня это невозможно, поскольку литература находится в поле очень сильных взаимодействий – социальных, нравственных, интеллектуальных. Напряжение этого почти электрического поля огромно, а влияние литературы происходит, как правило, с интенсивностью гомеопатического лечения – постоянно и небольшими порциями. Однако здесь есть почти не замечаемый нами союз литературы и жизни: социум вздымает совесть и гнев человека, а литература проясняет события. Роль литературы в наши дни – как будто «теневая», однако это не означает, что писатели заняты келейным делом, не имеющим прямой связи с реальным миром – через действие, побуждение, эмоции. Жизнь едина и пульсирует таинственными токами – их много, они разнообразны и взаимосвязаны друг с другом. Вспомним старый анекдот: стоит человек в коридоре и подпирает плечом стену – его спрашивают, мол, что ты, чудак делаешь? – он отвечает, дескать, держу стену, чтобы не упала – идущие мимо люди крутят пальцем у виска – человек посмотрел по сторонам, подумал и отошел в сторону – стена упала… – Какова, на Ваш взгляд, дальнейшая судьба отечественных литературных журналов? – Во многом будущее региональных литературных журналов зависит от местной власти. Хватит у нее ума и широты поддерживать эти, очевидно, убыточные издания – литературные «толстяки» будут жить. Возобладает в начальствующих головах дешевая прагматичность – журналы с историей и репутацией могут исчезнуть. Однако это не приведет к тому, что они совсем пропадут – просто сменятся редакционные коллективы и бумажные издания, практически, полностью перейдут в виртуальное пространство. Сменится также и читательский актив – в возрастном и социальном плане, резко возрастет оппозиционность журнальных проектов. Литература поддержит и такой, прости Господи, «тренд» – она достаточно широка для подобного поведенческого и идейного маневра. Произойдет ее соединение с напряженностью в умах людей – и дальше может наступить фаза турбулентного развития нашего государства. Вот, кстати, грань прямого воздействия литературы на социум. Сегодня по этой причине стоит рассматривать жизнь толстых журналов как серьезный аспект стабильности общества – той его части, которая читает не только объявления о туристических турах, но воспринимает текст как сгусток энергии и нравственное размышление или повествование. Если же власть склонна к суициду, то никто не в состоянии ей помешать серьезно, хотя, разумеется, и в этом случае стоит стучать ей пальцем по лбу: что ты делаешь, безумец, остановись!.. – Какие литературные издания или деятели отвечают в наше время чаяниям русского человека? – Бессмысленно отвечать на этот вопрос, приводя конкретные названия и имена. Здесь важны идейные акценты и творческая практика – как изданий, так и людей. Важно осознать собственную роль как строительную, созидательную. При этом охранительные задачи в сфере культуры решаются только в том случае, когда старое обретает современные транскрипции, становится актуальным и эмоционально-живым. Это относится к журнальной практике, которая должна быть в духовном отношении внятной и бережной к народным проявлениям русского сознания. Если мы сегодня станем стирать русское ради превратно понятого церковного, завтра мы утратим и то, и другое. Русский человек – вот центр русской литературы, русских книг и журналов. А как же иначе? Еврей печется о своей культуре, дагестанец хочет подарить всем свои обычаи, азербайджанец утверждает традиции своей национальной кухни на Среднерусской равнине. В этих чрезвычайных обстоятельствах русский человек должен сосредоточиться и понять, кто же он такой, какова его история, чем отличается его земля от чужих палестин… И все это созерцание и размышление просто обязано пропитаться любовью к своему, а к чужому – только вежливостью, не более. Баррикадные настроения душевно утомляют людей и заставляют их поверить очередному вождю, полагаясь всего только на его широковещательные заявления. Стоит сказать всем, кто рассчитывает возглавить народное возмущение – доверия у русского человека в запасе осталось очень немного, и если оно будет в очередной раз обмануто, русская ярость никого не пощадит – это справедливо для виноватых, но русский человек просто исчезнет в таком вихре возмущения. Именно потому русский писатель и русский журнал должны взвешивать свои слова и позиции и сознавать: русский народ надо воспитывать и беречь, помогать ему и охранять его – как от чужака, так и от предателя. – Должна ли русская литература трансформироваться с учётом современных потребностей, или её задача — консервация ценностей и сохранение традиционных форм? – Однажды было хорошо сказано: традиция – это развитие принципа, а не воспроизведение старых образцов. Впрочем, одно другому не помеха. Сегодня стилистика и форма литературного произведения как будто не столь важны, как вчера. У нас в обществе сложился дефицит содержания, а форм – что называется, завались. Если писатель вложит всю боль собственного сердца и любовь к родной земле в форму необычную, и такое содержание в ней будет узнаваться читателем – чего еще желать? Проблема только в том, что для определенных чувств и их силы подойдет форма не всякая, и иной художественный результат будет очень зыбким. Русская литература очень часто брала чужие образцы и на их основе создавала произведения значительно более выразительные, нежели «оригинал». Тут речь должна идти лишь о таланте автора и конечном итоге его творческого труда, все иное – схоластические рассуждения литературных теоретиков, традиционалистов или модернистов – не важно… Стоит заметить только одно: как правило сегодняшняя литература не похожа на вчерашнюю, ее куда больше интересуют творческие достижения позавчерашнего дня. Как в семье – взаимоотношения сына и отца куда напряженней, нежели отношения внука и деда. – Изменились ли задачи, стоящие перед писателем сегодня? Если да, то в каком направлении? – Задачи писателя сегодня связаны с сохранением и очищением русского человека; с воспитанием в его душе способности к подвигу и созидательному труду; с бережным проникновением в пространство русской семьи; с уяснением русской истории как родового движения из тьмы времен в будущее, несмотря на кровавые попытки расчленить ее на хронологические лоскуты и отрезки… Это строительная функция, пусть медленная, но поступательная. И русский писатель должен непременно знать, что он – важный участник этого общего духовного движения, а совсем не бойкий сочинитель патриотических текстов на потребу безжалостного дня и почвенного столичного бомонда. Его истинный читатель живет в провинции, и он ждет книг, которые позволят опознать реальность, в которой ему приходится жить, а также понять собственное значение и место в мире. Этот мир может быть ограничен достаточно локальными житейскими границами: пространство духа русского куда шире… Писатель обязан поведать своему интеллектуальному и нравственному собеседнику правду о происходящем, а не книжную мякину о том, как все должно бы складываться, сдобренную политиканством и стремлением не задеть своих национальных соседей. Наконец, он должен создавать хорошую литературу – с живыми характерами, яркими картинами, выразительным языком, искренностью чувства и трезвостью ума, поскольку все иное уже производится либеральными перьями в избытке. Возможно, все эти задачи совсем не новые, однако соответствовать им русский писатель обязан: сегодня – как никогда ранее… ЛЮТЫЙ Вячеслав Дмитриевич – литературный критик, публицист, автор ряда статей о постмодернизме и его российской литературной практике, цикла работ о современной русской поэзии.
|