ДЕТИ РУСИ МИЛОЙ…

Переводы из русинской поэзии, комментарии и вступительное слово Сергея ЛУЦЕНКО

Русины… Народ с удивительной судьбой. Сильные и настойчивые, терпеливые и открытые, жизнерадостные и дружелюбные. Самое главное, основополагающее для них – любовь к Родине.

Современные русины населяют Словакию (Прешовский край), Украину (Закарпатская область), Сербию (Воеводина), юго-восток Польши. Часть русинов проживает в Венгрии, Румынии, Чехии, Хорватии, США, Канаде, Австралии, России… Всего их более полутора миллионов человек. Русины подразделяются на этнокультурные группы: бойки, лемки, подоляне, гуцулы, покутяне, верховинцы, долиняне и другие. Ныне две трети русинов Закарпатья являются православными, а остальные — грекокатоликами.

В качестве русинского литературного языка долгое время использовался церковнославянский с многочисленными вкраплениями, так называемое «язычие». С середины XIX одни представители русинской интеллигенции стали внедрять русский язык, другие украинский, третьи пытались образовать литературный русинский язык на народной основе. В настоящее время существуют разные варианты русинского языка…

Но самое главное, пожалуй, то, что, невзирая на многолетние великие испытания и беды, эти люди упорно именуют себя «руские, руськие, руснаки, русины» и видят себя частью общерусской  цивилизации. Они считают себя необходимой ветвью великого, вечного славянского древа, которое, несомненно, переживет все топоры и бури…

 

Иван ПАСТЕЛИЙ1

ПАСТЫРЬ ДУШ
Пастырь душ скорбящих, кормщик избранный,
Ради просвещенья от Бога данный,
Как же ты всех просвещаешь,
Если в скверне погрязаешь,
Живя развратно!

Апостольства светоч тебе доверен
Ради просвещенья век твой отмерен,
А ты сам во мраке ходишь
И всех за собой уводишь
В адскую бездну!

Сам себе погибель злую готовишь,
Когда во спасенье проповедь молвишь;
Даёшь людям ту науку
Себе на большую муку:
Не так жизнь строишь!

Тесен путь до рая, врата, ох, узки!
Людям запрещаешь вина, закуски,
А сам чревом не владеешь,
Непотребно жрёшь, жиреешь,
Пьёшь, сатанеешь.

Евангелье хвалишь, ханжа, народу,
А не поминаешь кошель свой сроду;
Как простак Иван, Григорий
Примет сан – так пан уж вскоре
Целому свету!

Лучше б тебе было впредь думать всё же
И не сквернить образ и алтарь Божий;
Язык твой в молитве ходит,
А помыслы дьявол водит,
Куда захочет.

Исус нестяжанье всем заповедал,
Ты бы за богатство и Христа предал;
Люд простой ты утесняешь,
Свои скрыни наполняешь,
А душу теряешь!

Идут, поп, минуты, придёт кончина,
И тебя застанет злая година.
Глубоко спишь, пробудися,
Заплутал – так оглянися,
Поп, ох, покайся!

 

Александр ДУХНОВИЧ 2

ФАЛЬШИВОМУ ДРУГУ
И душа, и сердце тужат,
Вокруг мести мысли кружат,
Всё внутри черно, взгляни:
Боль и горечь там одни!

Кто же, пакостник, напасти
Насылал? Кто злые страсти
В душу, в сердце лил вокруг? –
Ты повинен, мнимый друг!

Ты в лицо мне улыбался,
За спиной же изгалялся,
Лесть твоё питала слово,
Я не знал тебя, другого.

Совершая злую волю,
Погубил ты мою долю;
Моя доля – мои беды,
Лесть твоя – твои ответы.

Дай Господь, Отец Небесный,
И тебе чтоб свод чудесный
Хоть на время помрачился,
Смех твой против обратился.

Говорю тебе свободно:
Злоба вся твоя бесплодна,
Будет здесь тебе страданье
И на небе воздаянье.

СЛЕПОЙ И ХРОМОЙ
Басня
На одной большой дороге
Встретились калеки,
Стали думать: как друг другу
Помогать вовеки?
Порешили, заключили:
Нёс слепой хромого
По указке, чтоб не сбиться
Им с пути прямого.
Одни очи, одни ноги
Им успех слагают;
Так себе в нужде бедняги
Мудро помогают.

НЕНАСЫТНОСТЬ
Что не имеет, скажи, насыщенья? –
Алчности подлое око;
Кинь все богатства – коснутся лишь тенью
Дна этой ямы глубокой!

 

Антоний МОГИЛЬНИЦКИЙ3

*   *   *
Соловей, пришли минуты, –
Щебечи, как встарь, – ты знаешь:
Распустился отчий гай!
Не унизишь песнь ничью ты,
Никому не помешаешь,
Смело, братец, запевай!

Отошла зима лихая,
Что царила, грудь сжимая,
Вольно дышится – весна!
Всюду нежный дым соцветий,
Милые русинов дети
Неужель в тенётах сна?

Было: в клетке окаянной
Горло сжали те, кто в силе,
Всё ж ты думал, щебетал;
А теперь замок открыли,
Волен ты – позорно, странно,
Чтобы кто-то дальше спал!

Прилети на луг старинный,
Сядь на куст родной калины,
Думой горло ты настрой:
Если веришь в свои силы,
Если любишь край свой милый,
Не охрипнет голос твой!

Солнце встанет, песне радо,
Будет в золоте природа,
Сгинет затхлая вода,
А те жабы, что когда-то
Верещали про невзгоды,
Вдруг исчезнут без следа!

 

Маркиан ШАШКЕВИЧ4

СЛОВО К МОЛОДЫМ ПОЧИТАТЕЛЯМ РУСКОГО ЯЗЫКА 5
Протяните руки, други,
Сердце к сердцу устремите;
Хоть терзают нас недуги,
Ум желаньями крепите.
Разом, разом, во все силы,
Из Руси гоните беды;
Чтобы зависть не сгубила,
Живо к свету, други, к свету!

*   *   *
Скрылся месяц круглоликий, скрылся тучей злою:
Любо ли тебе со мною так, как мне с тобою?

Ой, лесами, берегами белы снеги пали,
Мои пасмурные очи слёзоньки застлали.

Ой, студёный вихрь ветвями шарит ледяными,
Тяжко сердцу молодому с думами больными.

Ой, глодать каменья тяжко, братец мой названый,
А несчастному и пуще – всюду в свете раны.

В гробе грустно, в гробе тихо, сумрак леденистый,
Ой, как лягу, будет счастье доле неказистой.

[РУСКАЯ РЕЧЬ]
Фрагмент
Мать нас руская рожала,
Мать нас руская качала,
Мать нас руская любила:
Что ж ей наша речь постыла?
Отчего же, на смех людям,
Мы чужое вечно любим?

 

Николай УСТИЯНОВИЧ 6

ПЕСНЯ ПОВСТАНЦЕВ
Эй, братья опришки7 ! Долейте горелки,
Подкиньте в огонь ещё дров;
Настройте мне горло напевом сопелки, –
Я песню исполнить готов.

Земля зеленеет – беспечны пока мы! –
И листьями кроется лес;
Где рухнули сосны, где корни да ямы, –
В чащобе не сыщет нас бес.

Свирепые птицы, уносимся в горы
И спим там спокойно до звёзд;
Когда же спускаются сумерки, скоро
Вылазим из призрачных гнёзд.

Бараны в долинах дадут нам жаркое,
Горелка на злую есть страсть;
Кошель всяк откроет за-ради покоя,
Гуцулка же ласки нам даст.

Табак переправим с границы угорской,
Догнать тяжело нас конём;
Одёжу достанем мы в лавке жидовской
И к двери жидюгу прибьём.

Где горы и боры, крутые яруги,
Для наших там крепость и дом;
Мадьяр нам не страшен, коль сыты мы, други,
Не страшны ненастье и гром.

Вот так веселимся, покудова можем,
Недолго пожить нам дадут:
Снега предадут нас, мы головы сложим
И песни закончатся тут.

СУДЬБА
Все века – сердца рыдали,
Все века – струилась кровь,
Все века – костры пылали
И на плахи шла любовь.

Все столетья – снова, снова
Горький, жаркий стон звучал,
Все столетья – тёрн суровый
Чувства лучшие венчал.

Так горюю отчего же
И живу, судьбу кляня?
Я страдаю, нет, не больше
Тех, что были до меня.

Мне одно лишь только горе,
Злей отыщется едва ль:
Я не сам страданий море
Пью – не сам несу печаль!

 

Яков ГОЛОВАЦКИЙ8

РЕЧКА
Что, домашняя речушка,
Всё течёшь в неволе?
Что водицей не плеснёшь ты
С берегов на поле?

Хватит течь уединённо
Каждую минуту:
Пусть гудят, бушуют волны,
Чтоб их слышать всюду!

«Как же мне, родной сыночек,
Не брести в неволе?
Берега везде высоки,
Ровненькое поле.

Я бы вволю зашумела,
Да водицы мало;
Зато личико, посмотришь, –
Родника зерцало.

Были тучи, ливни, громы,
Волны задурили;
Что ж!.. Подрыли бережочки,
Воду всколотили.

Лучше течь мне потихоньку
Добрым, верным ходом,
Островки пройти сторонкой,
Камни да колоды.

Так отправлюсь тихо, смирно
Я без шума, горя;
Личико светлее неба
Донесу до моря!».

 

Александр ПАВЛÓВИЧ9

РАЗМЫШЛЕНИЯ
НАД МОГИЛОЮ ПОД БАРДЕËВОМ 10 В 1849 ГОДУ

I
С синего свет-Дона
Казак уезжает,
Свой родимый край казачий
Думкой провожает:

«О, земля Донская,
Прислушайся к сыну,
Прощай ныне, казак должен
Ехать на чужбину.

Мать, отец и сёстры,
Вам поклон сердечный,
И тебе, о Дон наш синий,
Батько вековечный!

Царь велит, – я должен
Вас покинуть ныне;
Напою где, Дон наш синий,
Коня на чужбине?».

Казак, попрощавшись,
Коня погоняет;
Конь заржал и вдаль уныло
С казаком ступает.

II
Казак степью мчится,
Степь возговорила:
«Ой, вернись, вернись, служивый,
Там твоя могила!».

–  «Не страшна могила
У родного дома:
Жаль погибнуть, хоть и славно,
В дали незнакомой!».

III
Степи он минует,
Конь под ним споткнулся:
Иль, казак, о том горюет,
Что ты не вернулся?!

Вот чужие горы,
Конь всё ржёт, вздыхает:
Иль, казак, с тобою вместе
Дон свой вспоминает?!

IV
Под Карпатской кручей
Тучи собирались;
Ой, не тучи то, а злые
Вóроны слетались.

Под Карпатской кручей
Громы раздаются;
Ой, не громы то, а вражьи
Войска лихо бьются.

V
По груди казачьей
Летят стрелы вражьи,
Но он по-казачьи скачет,
Рубит по-казачьи.

Тысячная пуля
Казака не жалит,
Но не пуля, а мадьяра
Сабля его свалит.

VI
Конь заржал печально,
Пал над рвом суровым. –
Ой, казачья приключилась
Смерть под Бардеёвом.

Казаки донские
Брата схоронили,
На могиле православной
Крест свой укрепили.

VII
Вся родня казачья
Над Доном пирует;
А с далёких гор Карпатских
Тихий ветер дует.

То не ветер дует
Тихий, легкокрылый, –
То летит душа казачья
К сторонушке милой.

«Не страшитесь ныне
Этой речи братской,
То поднялся ваш товарищ
Из земли Карпатской!

Сыну Дона тяжко
Спать в краю далёком,
Ой, летел я с ветром, чтобы
Вас окинуть оком!

Вы же мою просьбу
Выполните, братья:
Заводя казачью песню,
Меня вспоминайте!

И на каждый оклик
Тут же появлюсь я, –
Хоть на миг, а синим Доном,
Вами надышусь я!».

VIII
И родня казачья
Плачет по-над Доном,
А я тут, Русин Карпатский,
Полнюсь долгим стоном.

Прости, мать казачья,
Что в стране чужбинной
Твои очи заменяя,
Плачу возле сына.

Ведай, у могилы
Сына – в дни любые
Одна мать так горько может
Слёзы лить святые!

 

Иван ГУШАЛЕВИЧ11

ПОХОРОНЫ
Тихий ветер налетает,
Колокольный звон, уныл,
О покойнике рыдает.
Он ещë недавно жил.

Бедный путник шлëт моленья
О покойника душе,
Думая: «Через мгновенье
Зазвонят по мне уже».

Скорбный звон, как морок некий,
Пó ветру несëтся вдаль;
Узы мëртвый сверг навеки,
Друг, к чему твоя печаль?

Верный друг, ты в милой хате
С ним простился насовсем;
Не рыдай же, Бога ради,
Ведь такой конец нам всем!

МИР РУСИНАМ
Мир вам, братья, всем приносим,
Мир – то наших предков знак,
Мира мы у неба просим,
И богатый, и бедняк.
Все протягивают руку,
Каждый, братья, здесь любим;
Помогая все друг другу,
К общей цели поспешим!
Что нам ныне за препоны?
Всë исчезло, пробил час!
Дальше мирно и упорно
Все во имя Божье, враз!
Мир вам, дети Руси милой,
И добро родным домам!
Соберите, братья, силы,
Счастье, счастье будет вам!

 

Юлий СТАВРОВСКИЙ-ПОПРАДОВ12

ГОРЕ
Горе по чьему навету
Поселилось в сердце властно?
Ум, реши проблему эту,
Что терзает ежечасно!

Отчего другие, Боже,
На природу смотрят живо?
Моё сердце отчего же
Привело меня к надрыву?

Или чувства омертвели,
Чтоб понять природы прелесть?
Мне остался неужели
Увяданья горький шелест?

Ох, рука судьбы лихая,
Стань невыносимо скорбной, –
Сделай, чтобы плоть глухая
Под землёй истлела чёрной.

К МОЕМУ НАРОДУ
Все сыны народа, встаньте,
Одолейте долгий сон,
Над собою перестаньте
Погребальный ширить звон.

Встаньте, пастыри народа,
Слуги Господа Христа,
В ад не дайте стаду хода
Сквозь невежества врата!

Словом дело укрепляйте –
Сейте всюду знанья свет,
Жертвами освобождайте
Свой народ от сонма бед!

В путь, учители, свободно!
Вам вручён народа цвет,
К цели новой, всенародной
Пролагать должны вы след.

Встаньте, все сыны народа:
Встань, учёный, встань, поэт! –
И созреет плод работы,
Оживёт народ в ответ.

Встаньте, матери святые,
Руских деток воспитать!
Близьте, дочери родные,
Руской жизни благодать!

Встаньте все! Ночной невзгоде
Не подвластны зори дня.
Приступить пора к работе,
Встать из векового сна.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Пастелий, Иван (имя при рождении Иван Кóвач). 1741 – 1799. Церковный и культурный деятель, педагог, каноник, историк церкви и русинства, поэт-сатирик. В стихотворении «Пастирю душевний» («Пастырь душ»), написанном на диалекте лемков (в силлабической системе), первые буквы каждой из строф составляют фамилию автора.

2 Духнович, Александр Васильевич. 1803 – 1865. Поэт, писатель, драматург, историк, педагог, просветитель. Один из зачинателей русофильского движения в Прикарпатской Руси. Соч.: «Книжица читалная для начинающих» (1847), «Истинная История Карпато-Россов» (1853) и др. Писал на язычии.

3 Могильницкий, Антоний Любич. 1811 – 1873. Поэт, писатель, общественный и политический деятель. Писал на язычии. Соч.: «Русин-вояк» (1849), «Скит Манявский» (ч. I – 1849, ч. II – 1852).

4 Шашкевич, Маркиан Семёнович. 1811 – 1843. Галицкий будитель, поэт, писатель, переводчик, публицист, фольклорист. Один из основателей и идеологов «Русской троицы». За распространение во Львовской духовной семинарии русофильских и панславистских взглядов преследовался австрийскими властями. В 1836-ом году открыто выступил против использования греко-католической церковью латиницы вместо кириллицы.

5 Первые «будители» Галиции называли свой язык «руским» (т.е. русинским). При этом они также именовали «русским» (с двумя буквами «с») собственно русский язык.

6 Устиянович, Николай Леонтьевич. 1811 – 1885.  Поэт, журналист. Сб. «Поезии Н. Устыановича» (1860).

7 Опришки – участники народно-освободительной борьбы в XVI – первой половине XIX вв. в Галичине, Буковине, Закарпатье. Боролись против гнёта польской и украинской шляхты, молдавских, венгерских и австрийских помещиков.

8 Головацкий, Яков Фёдорович. 1814 – 1888. Галицкий будитель, поэт, писатель, учёный, фольклорист. Один из основателей группы «Русская троица». Почётный член Московского общества и древностей российских, действительный член Московского археологического общества, член Императорского Русского географического общества, Общества любителей российской словесности, Общества естествознания, антропологии и этнографии в Москве. Доктор русской словесности Новороссийского университета. Соч.: «Венок русинам на обжинки» (1846), «Народные песни Галицкой и Угорской Руси» (1878) и др.

9 Павлóвич, Александр Иванович. 1819 – 1900. Русинский, украинский и словацкий поэт, публицист, писатель, издатель, фольклорист, этнограф, юрист, общественный деятель. Лучшие произведения написаны на шаришском наречии лемков, с элементами язычия. «Будитель» русинов, сподвижник А. Духновича. Соч.: «Песник для маковецкой руской детви» (1860), «Дума об атамане Подкове» (1875) и др.

10 Бардеёв – небольшой город на востоке Словакии.

11 Гушалевич, Иван Николаевич. 1823 – 1903. Галицко-русский поэт, писатель, драматург, журналист, издатель, педагог, политич. деятель. Писал на язычии. Сб. стихов «До моей родины» (1848), «Цветы из Надднестрянской левады» (1852), «Галицкие отголосы» (1881).

12 Ставровский-Попрадов, Юлий Иванович. 1850 – 1899. Поэт, этнограф, лингвист, историк. Один из ярчайших представителей русофильского направления в литературе закарпатских русинов. Печатался в русской прессе Закарпатья, в Российской империи. Соч.: «Русский букварь» (1883) и др.

Наш канал
на
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную