Ирина ВЕРИНА-МИХАЛКИНА, член Союза писателей России, доктор педагогических наук, академик МАНПО

«УЮТНЫЙ ДВОРИК, ТИХОЕ ОКНО»

О сборнике рассказов и повестей Светланы Макаровой-Гриценко

Книга Светланы Николаевны Макаровой-Гриценко «Уютный дворик, тихое окно» — бесспорно, значительное событие не только для российских и зарубежных читателей, но и для литературоведов и культурологов.

Сборник рассказов и повестей отличается тем, что у читателя формируется целостное восприятие вошедших в книгу произведений. Казалось бы, разные временные рамки (даже эпохи — от военного времени и до сегодняшних дней), различные жизненные обстоятельства, многообразие сюжетных линий и характеров героев должны «изолировать», обособить каждый рассказ и каждую повесть. Да, каждое произведение являет свою уникальность, но эмоциональное и ментальное восприятие читателя объединяет их в своего рода разные главы одного и того же прозаического творения. И это происходит потому, что главной героиней сборника рассказов и повестей «Уютный дворик, тихое окно» является человеческая душа. Автор одинаково внимателен к душам главных героев и второстепенных персонажей, даже просто мелькнувших в ходе повествования. Читатель ощущает пульс их душ, представленных без прикрас и сгущения красок — просто в реальной жизни. Человек имеет право на ошибку, он может метаться, мучиться, даже бунтовать. Он может пройти путь определенных терзаний с обидами, озлобленностью, завистью и даже ненавистью. Но если в его душе есть хоть капля Любви и Добра, то человек приходит, в конце концов, к раскаянию и смирению. И доброе отношение к ближнему возобладает. Это, например, ярко представлено в рассказе «На что похоже время».

Как часто люди не дорожат Любовью, которой мы все награждаемся свыше при рождении. Человек рождается изначально чистым и добрым. Потом, в борьбе за место под солнцем и в «шоколадные» моменты жизни, люди часто бездумно обходятся без этого состояния души, не понимая, что именно оно способно победить любое зло внутри нас или вокруг. Как уберечь/развить/приумножить то, что мостит дорогу в рай? Тётка Галя («В светлую седмицу») точно попадёт в рай. А остальные герои? А мы –читатели? Этот же вопрос не боится Светлана Николаевна задать и себе. Беспощадно и искренне.

Примечательно, что отношение автора к своим персонажам отличается христианской любовью, терпением, состраданием. Автор дает им в трудных ситуациях право выбора. И даже у самого жёстокого персонажа есть шанс сделать шаг в сторону Добра (немец-фашист из рассказа «На закате»).

Идееобразующее начало всего сборника «Уютный дворик, тихое окно» сконцентрировано в рассказе «В светлую седмицу». Автор (на собственном примере) предупреждает читателя, что эта история, возможно, сейчас ему будет совсем не интересна: «Так они и жили втроём. Как мне думалось, на самой серой обочине жизни… А настоящая-то жизнь – неизмеримо богаче, ярче, шире, чем могли себе представить косноязычный Семён и его родители. Уж мне из городского далёка это точно было известно.» Да и что, действительно, может заинтересовать в монотонной жизни двух совсем немолодых станичников, которые пытаются сделать из своего позднего ребёнка-олигафрена (да ещё и с врожденными уродствами) приспособленного к жизни полноценного человека? В этих простых людях (и даже в постоянно выпивающем отце) любовь к собственному ребёнку заложена самой природой. Она не выражается в особой ласке и «сюсюканье», но она такова, что к своим тридцати годам сын полностью социализирован и даже собирается жениться!

Трудно человеку, не задумывающемуся о нашем главном предназначении в земной жизни и не видящему её смысл в молчаливой и созидающей Любви, в сострадании и реальной помощи ближнему, понять и прочувствовать этот рассказ. Жизнь прекрасна! Зачем писать об этой «серой обочине жизни», пусть даже с таким сомнительным счастливым концом? Но в силу жизненного опыта и глубины осмысления нашего бытия автор знает, что у каждого свой путь и пройти этот путь без испытаний никто не сможет. Никто! Путь преодоления испытаний во имя Любви (в христианском понимании), описанный в рассказе «В светлую седмицу», вселяет веру и надежду – бывает свет в конце тоннеля!

Вообще тема любви в семье, любви к детям и родителям, роль родственных отношений в большой семье – важнейшая тема произведений С.Н.Макаровой-Гриценко, вошедших в сборник «Уютный дворик, тихое окно». Эта тема освещается автором по-особенному. Светлана Николаевна с почитанием и очень тепло пишет о своей малой родине — Кубани, где семейным ценностям всегда придавали огромное значение. Это постоянно ощущается в творчестве автора сборника. Поддержка родни в сложных, в трагических ситуациях всегда была надежным фундаментом обычно больших кубанских семей. И сегодня всё постепенно возвращается на круги своя. Возможно, этим объясняется и тот факт, что в последнее время в Краснодарском крае резко сократилось число детских домов. Этому, бесспорно, способствуют и деятели культуры, ратующие за возрождение крепкой российской семьи. И в рамках этой темы слово автора сборника «Уютный дворик, тихое окно» звучит убедительно, психологически тонко и в то же время очень искренне.

Особое место в творчестве  С.Н.Макаровой-Гриценко отводится теме материнства и отцовства, которая представлена многочисленными психологическими портретами персонажей и разными жизненными ситуациями. Данная природой потребность иметь детей иногда реализуется для родителей, мечтающих о детях, путем тяжелейших испытаний. И как же беспечно, равнодушно и жестоко ведут себя те, для кого легко и случайно зародившаяся жизнь младенца нарушает привычное существование и намеченные планы на будущее. Богатейшая палитра мыслей, чувств и поступков героев в указанных ситуациях представлена в рассказах «Настин медведь» и «Уютный дворик, тихое окно».

Кстати говоря, в этих рассказах усиливается роль бытовых, событийных и поведенческих нюансов, которые вообще характерны для развития сюжетов произведений Светланы Николаевны. Переплетение этих нюансов – изящная кружевная работа автора.

С.Н.Макарова-Гриценко – мастер описания психологических портретов героев при неожиданных поворотах судьбы. Например: уход единственного сына из богатой семьи в монастырь («На что похоже время»); решение молодой женщины соединить свою судьбу с солидного возраста вдовцом, оставшимся с двумя маленькими детьми («Рыжая Алевтина»); развод в благополучной, счастливой семье и «вынужденный» отказ от сына родителей, уехавших делать карьеру за границу («Запах петуньи»). Бесспорно, сюжеты обычно диктует автору сама жизнь. Но в произведениях С.Н.Макаровой-Гриценко присутствуют такие разные и необычные жизненные виражи, что читатель вынужден стать эмоционально и ментально виртуальным участником событий. Автор умело приглашает его в круг своих героев, заставляет думать, переживать и в соавторстве с читателем ищет пути выхода из сложившейся сложной ситуации. Для читателя сборник «Уютный дворик, тихое окно» — это не расслабляющее чтиво, которое позволяет скоротать свободное время, а своеобразный путеводитель по воспитанию чувств и мыслей в направлении поиска истинных ценностей человеческой жизни.

Проблематика рассказов и повестей, психологические портреты героинь и героев представлены с общечеловеческих позиций. В произведениях С.Н.Макаровой-Гриценко нет явной женской солидарности с героинями. В них есть одна солидарность – с совестью. Автор честен и открыт. Голос автора всегда слышен, но это не голос диктатора. Читатель сам решает – с кем и когда ему солидаризироваться, кому из героев симпатизировать.

Совершенно естественно, что, поскольку автор-женщина, в фокусе произведений находятся женские судьбы. Внутренний мир женщины показан через призму разных времен, социально-бытовых сфер и ситуаций, разных профессий, различного семейного положения героинь. Автор представляет всю иерархию женской жизни: внучка, дочь, невеста/жена, мать, бабушка. Любовь счастливая и трагическая, терпеливая и взрывная, неразделенная и взаимная, корыстная и искренняя, мимолетная и очень верная – всё это есть в прозе Светланы Николаевны и представлено со множеством переливов чувств.

При описании женских судеб автор очень гармонично сочетает прошлое и настоящее. Так, в повести «В город пришла осень» воспоминания героини о прошлой жизни настолько мастерски встроены в сюжетную линию её настоящей жизни, что читатель сам создает образ этой женщины, её полный психологический портрет и понимает её поведение, и сострадает ей, и радуется за неё.

Тема женской дружбы – ещё одна линия в психологических портретах героинь произведений сборника «Уютный дворик, тихое окно». Особенно ярко эта тема представлена в рассказе «На что похоже время». Жизненность ситуаций описана без надрыва, но так оголённо, что сердце сжимается от боли сначала за одну подругу, а в конце рассказа – за другую, «предавшую дружбу».

Психологизм произведений С.Н.Макаровой-Гриценко не сужен до внутреннего мира героинь. Герои - мужчины, юноши, мальчики выступают не просто в роли фоновых персонажей, позволяющих развивать сюжет, красной линией которого является женская судьба. Автор тонко чувствует не только женскую, но и мужскую душу. Читатель видит, как за мужской сдержанностью, немногословностью и даже некоторой отстраненностью может скрываться такая гамма чувств, которая доступна не каждой женщине. Герои С.Н.Макаровой-Гриценко не боятся переосмысления своей жизни, признания собственных ошибок, появления новых душевных порывов и открытости чувств («Петух, кондор и корень-обратим», «Телефонный звонок», «Парашютист»).

Принято считать, что милосердие относится в основном к женским качествам. Но Светлана Николаевна показывает, что это качество свойственно и мужчинам («Старичок из разряда одуванчиков», ухаживающий за женой с болезнью Альцгеймера и вызывающий понимание и уважение у окружающих («Телефонный звонок»); Вадим из рассказа «Уютный дворик, тихое окно», поддерживающий жену на безумно трудном пути рождения долгожданного ребёнка). Иногда даже душевные качества персонажей-мужчин представлены автором в контрасте с жесткостью и прагматизмом героини-женщины (полярное отношение к рождению ребёнка и прерыванию беременности со стороны главной героини и её мужа Кости и друга Лёши в рассказе «Настин медведь»).

Язык произведений С.Н.Макаровой-Гриценко отличается лексическим богатством, образностью и плавностью переходов от разговорной речи персонажей к прозаическому повествованию автора. Речь героев гармонична с их образами. А просторечие не «коробит» читателя и не умаляет человеческое достоинство «простых» персонажей.

В сложных предложениях (а их у автора немало) повествование не нагромождено «камнепадно», не разбрызгивается как волна при ударе о скалы, а течет ровной рекой, за которой хочется следить взглядом и чувствовать себя с ней единым целым.

В очень тактичной форме осуществляется общение с читателем. Автор то в полный голос, то шёпотом периодически старается донести до читателя важнейшую мысль: Стучите в дверь своей собственной души! И Вам откроются многие тайны человеческого бытия. И Вы сможете найти себя, найти своё истинное предназначение в этом сложном и прекрасном мире.

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную