«Жизнь – это тканый ковер» - Как возник замысел повести? - Мне давно хотелось написать историю разных поколений волжан. И когда я встретился с прототипом моей будущей героини, меня поразило сходство жизненных ситуаций, которые были в наших семьях. Я же тоже коренной волжанин, как и она. Я много разговаривал с ней. И потом в повести пытался передать дух того времени, в котором она жила. Наша жизнь - это тканый ковер, и все мелочи в ней взаимосвязаны. Тронул за один кончик — и истина приоткрылась. При этом я не хотел, чтобы повесть получилась сентиментальной. - Читая повесть, я подумал, что настоящая история страны – это не только описание эпохальных событий, но и соединение судеб обычных людей – таких, как ваша Марья Петровна… - Я тоже так думаю. Она представляет собой целое поколение – тех, кому сейчас около восьмидесяти. Мы не замечаем, какое это драгоценное поколение. Оно многое аккумулировало в себе. Чтобы обогатить образ, я что-то взял у ее современниц. А начинается повествование еще с позапрошлого века, с ее деда... Лодка «Редедя» - У вашей героини – сочный народный язык. Беседуя с ней, вы услышали какие-то новые для вас слова, выражения? - Конечно. Хотя она нигде, кроме средней школы, не обучалась. То она работала в юности матросом на Волге, то паромщицей, а после — много лет бухгалтером, считала сначала на деревянных счетах, потом на арифмометре. Речь у нее не затерта литературными или газетными шаблонами. И многие волжские словечки я действительно услышал впервые. Например, говоря о лодке, которая у них была, она сказала: «Отец ее называл «редедей». Откуда это слово? Я стал рыться в архивах и обнаружил, что в старину по Волге плавал пароход «Редедя князь Косогский». И был он такой громадный, что таскал за собой до сорока маленьких барж. С ним была связана такая история. Владелец парохода поспорил на несколько ведер водки с одним купцом, что, если зацепить тросом мельницу на берегу, то пароход сорвет ее с кирпичного фундамента. «Редедя» попер, и фундамент действительно не устоял. Или вот такое словечко, которое я услышал от Марьи Петровны, – какорная баржа. Уже потом я узнал, что это судно, сделанное из какорного дерева. Дерево выворачивали с корнем и, обрабатывая топорами, делали из него остов судна. И такие судна были самыми прочными - сто лет не гнили… - Трудно порою понять, где в повести проходит граница между реальными событиями и авторским вымыслом. Вот, например, история про кур и собаку, которая чуть было не стала «клушкой»... - Это подлинная история. Я бы такого не придумал. А вообще я рад, что вы не смогли обнаружить в повести грань между реальностью и вымыслом. Для меня как писателя это очень важно. Чаще всего подсказки писателю дает сама жизнь. Надо только уметь прислушиваться к ней. Интересны были всякие подробности жизни, но для меня особой задачей было сохранить и передать образ жизни уходящего поколения, его духовный строй и то, что каждая жизнь, каждая человеческая судьба — свое определенное звено в трагической, чаще всего жестокой и причудливой общей цепи русской истории. И еще. Если внимательно читать, понятно, что сохранилось все достойное и жизнестойкое в нас благодаря в основном прочным семейным устоям, переходящих от прадедов к правнукам. «В темноте и гнилушки светят» - Судьба Марьи Петровны, как и многих ее ровесниц, трагична. Бедность, военное детство, потеря близких, потеря малой родины. В чем, по-вашему, такие люди находят счастье? - Такие люди скупы на разговоры о счастье, они не привыкли изливать свою душу. Если они и говорят об этом, то вскользь. Но все равно русский человек склонен пофилософствовать. Однажды она сказала так: «Много было плохого, но были и светлые дни. В темноте и гнилушки светят». Разве такие слова скажет человек, который не думает о счастье? В другой раз она обмолвилась: «А так хочется жить радостно!» Она никого не осуждает. Но ненароком она однажды в нашем разговоре вывела формулу нашей общей беды, сказав: «Нельзя, чтобы успех достигался любой ценой». - Название повести простое, но в нем есть определенная символика – «Дом над Волгой»… - Вся Россия вышла из деревень и поселений — таких, как Сызран, Батраки, Обшаровка. И исчезновение деревенского быта, деревенских домов и уклада жизни таких поселений – трагедия для поколения. Моя героиня, как и многие ее современники, в свое время уехала на Север, осваивать те места. Там корни не пустили и здесь потеряли. А вернувшись, она как будто смотрит на все происходящее и на всю свою жизнь со стороны, из окон того дома над Волгой, в которой росла в детстве. Из которого с коромыслом бегала за водой... - Как приняли вашу повесть молодые читатели? Я знаю, что у вас на днях прошла творческая встреча с сызранскими студентами… - Встреча длилась часа два. И мне это общение очень понравилось. Порадовало, что у молодых читателей возникло много вопросов. Вообще я часто общаюсь с молодыми людьми – я же преподаю в Самарском техническом университете. У молодых – своя правда, они многое отрицают из нашего опыта. И не стоит их за это осуждать. Если бы не было отрицания опыта предыдущих поколений, не было бы и развития. Я думаю, что процентов десять из них знают, чего они хотят в жизни. Но так было во все времена. - Вы знакомы с литературными опытами молодых авторов? - Конечно. У молодежи большое желание высказаться. Особенно в стихах. Ими забиты все редакционные портфели. Смущают два момента. Во-первых, то, что молодые авторы слишком торопятся напечататься. Вообще, излишняя поспешность характерна для нашего времени. А во-вторых, по этим текстам чаще всего не видно, откуда родом их авторы, не видно их судьбы. У больших писателей их корни всегда чувствуются. Мне очень нравится проза нашего земляка Алексея Толстого. И знаете, чем? В своих заволжских рассказах и повестях он с любовью и знанием дела описал уклад русской жизни. И признавался, что и своего «Петра I» не написал бы так, если бы не родился в Заволжье, не знал бы и не любил его... Беседу провел Василий КАРАСИК
Справка http://www.vkonline.ru/article/61980.html |