«Слово слову улыбается»

В Москве, в правлении Союза писателей России, прошел творческий вечер Александра Малиновского.

На встречу с известным самарским прозаиком и поэтом в правлении Союза писателей России пришли и маститые столичные литераторы, и критики, и просто поклонники творчества Малиновского.

Были на встрече и знаковые фигуры российской культуры – например, поэт, редактор журнала «Наш современник» Станислав Куняев и кинооператор, работавший вместе с Василием Шукшиным над фильмом «Калина красная», Анатолий Заболоцкий.

А вел вечер прозаик, директор издательства «Российский писатель» Николай Дорошенко. Кстати, именно в этом издательстве вышли главные книги Малиновского.

Открывая вечер, Николай Дорошенко назвал своего давнего товарища Малиновского писателем с детской душой. И дело не только в том, что среди многих книг самарского автора есть и детские. Малиновский, словно ребенок, познающий мир, в каждой книге открывает его для себя и читателя заново и ставит вечные вопросы о самом главном в жизни. А главное для него, как заметил один из участников встречи, - любовь, его дело и малая родина, родная Утевка. Не случайно из нескольких фильмов, рассказывающих о нем, писатель выбрал для творческого вечера фильм 1991 года «Портрет на фоне», где подчеркнуто его родство с Утевкой. Оно - и в стихах из сборника «Светлый берег», звучащих в фильме («Чем дальше светлый берег детства, Тем все труднее уезжать»).

То чувство восторга от единения с природой, которое он испытал в детстве, долгие годы питает его творчество. Как и воспоминания об отведанном давным-давно «степном чае», вкуснее которого потом не было в его жизни. Многие образы в его книгах – оттуда, из утевского детства («Солнце – словно дедушкино точильное колесо»).

С детством связано несколько последних произведений писателя, которые получили высокую оценку и рядовых читателей, и критики.

На этом вечере председатель Товарищества детских и юношеских писателей России Ирина Репьева вручила писателю диплом лауреата Международной премии имени Алексея Толстого за лучшую детскую книгу. Кстати, книга эта, «Под старыми кленами», была издана в серии «Народная библиотека», которая выходит стараниями Самарского отделения Союза писателей России и областного министерства культуры.

«В детских книгах Малиновского, - считает Ирина Репьева, – живет душа. Это литература факта, стоящая в одном ряду с произведениями Виталия Бианки и Михаила Пришвина. Та литература, которой сегодня не хватает детям, живущим зачастую в онемении чувств. Путешествие, в которое он отправляет юных читателей вместе со своими героями, возвращает их в реальную, невыдуманную действительность. Вспомним: Российская империя и создавалась потому, что человек мерил Землю шагами…»

А, по мнению профессора МГУКИ Елены Матвеевой, «книги Малиновского несут ту ноту доброты и чистоты, которой не хватает современной детской литературе».

Особенно высокую оценку собратьев по перу получили книги Малиновского «Под старыми кленами», «Под открытым небом» и повесть «В плену светоносном», написанная под впечатлением путешествия на лодке вниз по течению реки Самары.

Как считает Станислав Куняев, в этой книге, несмотря на ее незамысловатый сюжет, идет постижение тайн бытия. Путешественники, сидя у костра под ночным небом, рассуждают о самом главном в жизни. Повесть эта в свое время была напечатана журналом «Наш современник». Кстати, Станислав Куняев выразил Малиновскому благодарность за то, что тот подписал самарских писателей-ветеранов на журнал «Наш современник» и выразил надежду, что такая практика продолжится.

Название одной из ключевых повестей Малиновского – «Под открытым небом», - символично, по мнению старейшины российского литературного цеха Семена Шуртакова: «Писатель говорит об открытости славянского характера. Его произведения – традиционны, ясны, открыты. И когда он пишет о природе, это не дачное любование ею, а ощущение единства с ней».

Писателей Николай Сергованцева и Григория Калюжного поразила последняя детская книга Малиновского – «Приключения трех смельчаков», естественная, как дыхание, и обращенная не только к юному, но и к взрослому читателю. Герои повести, бобр Боря, тушканчик Тишка и скворец Сережа, плывут на плоту в Африку навстречу приключениям. Встречаясь то со слоном, то с черепахой, то с кротом, то с птичками, которые, «как балерины выпархивают из зарослей». «Малиновский сам, как скворчик, раскрывает нам это мир, - сказал Григорий Калюжный. – Читаешь книгу – как будто живую воду пьешь». По мнению выступавших, книга могла бы стать основой для очень интересного фильма.

Людмила Сурова, поэт и бакалавр богословия, высоко оценила книгу Малиновского «Противостояние» как честное свидетельство писателя и руководителя производства о том, как в девяностые годы происходил демонтаж страны.

В творческом вечере принял участие представитель Самарского землячества Валерий Курганов, который вручил писателю книгу мемуаров нашего земляка, одного из видных государственных деятелей доперестроечной России Виталия Воротникова.

В книгах самого Малиновского, которые одна за другой выходят в Москве и растекаются потом по стране, «чувствуется напевность волжской речи», отмечали читатели. «В них слово слову улыбается». Опытный читатель, пролистав несколько страниц этих книг, сразу же поймет, что автор их - волжанин. Стихи его напевны - не случайно многие из них стали песнями.

Малиновский, выступая на вечере, не стал долго рассуждать о своем творчестве. Он просто прочитал свои стихи – из «Экологического цикла», о матушке и конечно, о родной Утевке, о которой он помнил, даже когда, будучи директором крупного завода и изобретателем, уезжал далеко за пределы Родины:

«Как хлебную корку,

В далеком Нью-Йорке

Я память о нашей Утевке храню…»

Вадим Карасев

Вернуться на главную