Людмила МАЛЮКОВА (Таганрог)

«О времени и о себе»

О романе Александра Можаева "За чертой"

 

Писать о войне по следам  раскаленных событий, вероятно,  удел  человека мужественного  и мудрого,  идущего в фарватере  нелегкого времени.

 «За чертой» так назвал свой эпохальный роман Александр Можаев,- это жестокое откровение о времени и о себе.  Всё в нем обжигающе остро и обнаженно. Ведь речь идет о судьбе России. Непосредственные  действия длятся не более двух лет:  2014 – 2015 гг. – начала трагических   событий в Донбассе. Но как много сказано!  Частые экскурсы в историю дальних и ближних времен, отраженных в отдельных человеческих судьбах, воспоминания  очевидцев, сохранившиеся приметы и отблески былого в окружающей среде,  особый языковой пласт, формировавшийся веками,  сам менталитет казачьего сословия , органически включенный в историю России, - всё это, как и многое другое ,  создает глобальную панораму  минувшего и настоящего, ставшего «на краю»  пропасти: за ним обвал, беспредел непредсказуемого.

В русском романе всегда есть  автобиографический элемент. Однако для романа А.Можаева сколь тривиальное определение  лишь «касаемо»:  он и реальный  герой,  и автор – непосредственный участник  всех событий, исключающий  приемы домысла, а тем более вымысла. Потому так   притягательна   его  суровая правда.  В то же время едва ли стоит воспринимать этот роман, как аутентично биографический или  непосредственное продолжение  казачьей истории «Тихого Дона». Автор, он же Атаман и писатель, живет в ином временном измерении – в эпоху   всемогущего техницизма и  ядерного потрясения,  создающих  совершенно  иное пространство нового  мира. И тот, природный, в котором жили предыдущие поколения, звучит скорее волшебным отголоском былого. Сохранились отдельные «островки»  духовных ценностей с  их жизнеспособными импульсами :  еще   кто-то живет  по приметам своих предков (владеет навыками охоты,   знает, что,  если месяц  молодой, -  улова не будет,  не войдет в реку не перекрестившись ), не забыты  христианские празднества с  их весельем и забубенными   играми,  не ушли люди с «чудинкой»,  как  выражение национального характера. Всё  это, как и многое другое,  с  такой тщательностью сосредоточено в восприятии автора – атамана  и  воспроизведено с таким художественным мастерством, что невольно попадаешь в плен его  завораживающего мира,  проникаешься  настойчивой мыслью:  такой край не любить невозможно.   Но человек отходит от земли, от её онтологических ценностей. С тоской  жалуется старый казак: «Сдохло крестьянство… Огород уже никто не сажает.. Зараз хутор оббижи, - молока купить ни у кого – всё поперевелось… Пьют водку, а робить не хотят. Живут на пособии». Элегической грустью веет от заброшенного хутора бабы Фени. Как умирание времени,   остались в её заброшенном доме старая домашняя утварь,  пучки почерневших трав   да слой  плотной пыли  на стенах. Как анахронизм , воспринимается старый Захарыч,  собирающий целебные травы и не признающий «химии».  С  какой тоскующей заботой относится  умирающий Иван Тихонович к своей «увитой годами» лодке,  покинутой на берегу!.  

Великий философ Н.Бердяев  в статье «Судьба человека в современном мире» в этой  парадигме времени видел тот духовный кризис, который радикально  меняет отношение человека  к пространству и времени: «Техника дает в руки человека страшную небывалую силу, которой  можно истребить  всё человечество… и тогда  судьба человечества  зависит от духовного состояния мира…  Техника есть не только власть человека над человеком,  но может служить  и Богу,  и  дьяволу… Она не нейтральна и приобретает  духовное  значение, всё становится под знак духа».  Конечно, это роман не о новейшем  боевом арсенале, как таковом.  Но   он  невольно заявляет о себе как невиданная смертоносная сила:  ДГС, ДРГ, РПС, САУ,  «Грады», «Уралы»,    100-   миллиметровые мины  и пр.., - всё  это, ранее беспрецедентное,  беспощадной лавиной   обрушивается на человека. Изменилась стратегия войны и её методы.  Даже в самой братоубийственной Гражданской  исключалось  целенаправленное уничтожение  мирного населения ( при всей жестокости  нет таких страниц и в романе  М.Шолохова «Тихий Дон»). И как  беспощадную антитезу, авторское сознание фиксирует: опустевший Луганск, люди в ожидании редких маршруток , сильный взрыв, «яркая вспышка и черный дым скрывает стоянку»: «Вижу убитых: две старухи, молодая женщина, девочка-подросток,.. хорошо одетый  при галстуке старик, рядом очки и кожаный портфель… профессор». Всё, что осталось  спустя мгновение от человека –«меры всех вещей». Через восприятие  персонажей, непосредственных участников событий , передаются бездна преступлений с «чужого  берега», еще недавно незнающего границ  в едином «родовом содружестве»: «Они же по рынку бьют… только отстреляют, а по хохляцкому ящику уже передают: «В Луганске русские террористы обстреляли рынок. И ведь многие верят»,  «Войдут под видом ополченцев в дом, ограбят, мужика скрутят под крики: «Да здравствует Россия!», жену изнасилуют и убьют, а мужик мечется, готов каждого из нас убить… Вот такая вот война!».   Между тем   ошеломляющая жестокость   приобретает значение «одичалости»  и по отношении к своим. Когда трупный запах, называемый  жутким «укропчиком», от пристреливаемой вражеской территории  становится невыносимым,  ополченцы предлагают  мирно похоронить, на что  им с  равнодушием отвечают: «Вам надо, вы и хороните» . При попытке похоронить врагов по ополченцам открывают огонь.

У этого романа уникальный вектор композиции, берущий начало в прологе от «тайной тропы», по которой  в нечеловеческом напряжении  отважный  проводник  ведет боевой отряд, поджидающий на каждом шагу  гибель. И невольно в его сознании включается тревожный вопрос: «Что должно было случиться , чтобы на   одной единой земле Войска Донского  среди родных  могил я стал  чужим, в страхе озираясь по сторонам и боясь пришлого наброда,  который  объявил эту землю своею?». Этот  вопрос тяжелым грузом   нависает и над читателем. Главы, посвященные детству, отрочеству и юности с их непосредственной    открытостью,  включающие трудовые обязанности, духовный пиетет, завещанный от  героических предков,    придают ему  особую остроту  актуальности.  В романе нет развернутых  страниц в историю, но она дает о себе знать нередко как  осуждение, приговор суда  прошлому. Где-то  за Донцом в 1920 году  красноармейская пуля сразила прадеда  автора Тихона,   предки его друга Кудима   «лежат невесть где»: «Казаков по всей земле разбросало». Трагична  судьба  Ивана Тихоновича , о которой можно писать целую книгу:  воевал в первую Мировую,  возвратился  с Георгиевскими крестами ,- за что был расстрелян, но чудом выжил, ушел воевать в Донскую армию и дошел до Новороссийска, но родину не покинул, вернулся домой и получил 5 лет лагерей; вновь вернулся и открыл «вымечтанную»  кузницу,-  в коллективизацию объявили буржуем,  конфисковали её и заставили работать  за  голодные трудодни.

Между тем  история драмы казачества уходит в глубь веков , ко времени  «великой русской смуты»,  когда  в отчаянии от притеснений « великодержавной Речи Посполитой»   Богдан Хмельницкий обратился   к  Московскому царю Алексею Михайловичу  с великой надеждой «навеки вместе с Россией». Екатерина Великая  положила  конец беспределу, подписав    Яссенскую декларацию ,  закрепляющую за Россией 6 губерний, она же заложила  и  южный город Луганск. Более 120 лет, вплоть до Октября 17 года,  казачество не знало  вражды и внутренних распрей.  С распадом СССР  «новая смута»  воспламенилась темными  силами, разыгрывая  националистическую карту  «самостийного» произвола.   И, как «отзвук забытого гимна», всплыло имя Великой  в курьезной «интерпретации»   невежественных и алчных  новоявленных руководителей . Прибывший  «на прием» памятника мэр Луганска ,« криминальный элемент»,  Данилов выносит ему  свой «авторитетный» вердикт: «Непохожа… Видел на фотографии эту английскую королеву».

В художественный текст романа  врываются  сухие лаконичные сообщения о «новой истории», повернувшей  события  к  катастрофическому обвалу: «Перед  выборами Януковича эйфория: «Будем вместе с Россией!»… И каждый верил… На выборы шли семьями. .. Народ ликовал. Но эйфория скоро сменилась недоумением… Вместо ожидаемого сближения с Россией новый  президент начал рвать даже старые связи… Закрылась ж.д. Луганск-Миллерово, а на границе  ожесточился  пропускной режим… Новый президент сменил на Луганщине всех глав и председателей Советов на прозападнических чужаков…  Непонятное наступило время». В Харькове состоялся съезд с его эфемерной идеей создания Федеративной Республики, объединяющей Юго-Восточную Украину и Крым, который завершился  абсурдом: «заправилы» уехали на поклон к олигарху  Коломойцеву в Киев, делегаты разбежались: легитимность решения  «рушилась на глазах». В Луганске установилось двоевластие. Набирающие силу события, их развитие и удручающий исход автору  важно отразить  в  сознании и поведении народа , вырванного из привычных родовых и общественных связей. В бурлящем  митинге Луганска  на площади , разделенной  «по обе стороны» , в экспрессивных репликах и жестах, в беспорядочных  выкриках и  решительных призывах слышится «диаметрально противоположное» и непримиримое: «Геть, кремлевский агент!»,  «Луганск, вставай!  За референдум!»,  «Милиция с народом!», «Стрелять в народ? Хрен ты отсюда живым уйдешь!», кто-то «футболит папаху»,  рвет на груди рубаху.. Писатель чутко улавливает  состояние и динамику народного волнения ,  которое в период разрушительных сдвигов  нередко  тяготеет к спасительной отстраненности. В начале в войну никто не верит, и танки, которые уже шли  колонами,   народ останавливает иконами. Но очень скоро танки стали давить и людей и иконы, и тогда  все поняли, что это война : произошло прозрение  «во спасение». Но как неоднозначно оно!   «Кто сумел сохранить лихость своих дедов, ушли в ополченцы»,  другие , кто убоялся расплаты за референдум, бежали  к российским границам,    иные в надежде переждать … хоронились у своих родственников.»  Как и чем всё это обернулось, в романе воспроизведено  реалистически метко и неопровержимо, порою с ошеломляющей открытостью.

Линия фронта, диалог ополченцев, обсуждающих  узость    мышления и порочность  действий  современного обывателя любой ценой  стремящегося выжить: «А местные – с нами пошел лишь каждый двадцатый… И ладно бы  бабы… стоят здоровенные мужики, кричат нам в спину: «Что ж вы, сволочи, бросаете нас? Куда бежите?... А  сами взять оружие…», - «Помирать никому ни охота… Легче орать: «Россия – Россия! Путин введи войска!», - «Айдаровец вошел: «Всем во славу Бандеры записаться в батальон!» Опомнились, ломанулись за нами, да поздно: постреляли на переправе». 

Идея утопической отстраненности,  когда Отечество   охвачено огнем,  в романе варьируется в судьбах  конкретных людей с их неоднозначной психологией и  разнородным  образом действий. Дорога войны становится тем смотровым объектом, на котором  выявляется  внутренняя содержательность человека , решается  участь его переменчивой судьбы. Вот бредет с тяжелой  поклажей  одноклассник Атамана Пашка по прозвищу Конь,  обозленно жалуется: «Вы тут судомитесь, а я с февраля теплицы посадил. Денег вывалил  немерено… Куда всё это?!». И на «ядовитый совет» : « Бендерва придут – будешь их кормить» , не задумываясь, отвечает: «А что, и буду… Мне, что эти, что те… Пофиг! Зато я живой останусь, а вас похреничат на тех буграх. Недолго до этого». Безобидный, утративший чувство опасности на «выпасном» поле,  ставшем теперь полигоном,  дед  с козочкой,  племянник ополченца, избегающий украинской мобилизации,  - все они, как и многие другие категории «нейтралитета»,  становятся жертвами боевых событий, погибают , не оставляя и следа. Характерно, что автор в этой беспрецедентной  войне не обходит и «переменчивую» интеллигенцию,  так легко   меняющую свои  духовные  ценности. Сын Атамана Василий, десантник, участник  боев в Чечне, вспоминает знакомого по казачьему хору «патриота»: «Шапка на затылке… Мы донские казаки… России служим,  ни хрена не тужим», и как только запахло порохом, - в  Киев. И теперь: «Украине служим… и  ни хрена не тужим».  

Между тем это роман  о героических людях,  о тех, кто остался  предан священным заветам  доблести  и веры  своим мужественным предкам, не растратил под ударами смертельной опасности  великого  чувства любви к многострадальной Родине,  сохранил  неувядающий гуманизм  ко всему живому и близкому . В магическую  инвективу  писателя  попадает целая плеяда персонажей с  живыми и цельными  лицами, ярких и неповторимых, порою с виду бесшабашных и пикантных, но с глубоким  внутренним чувством нравственного порядка, -  стереотипы здесь исключены. Среди них впечатляет образ Жеки Кудима, сильного и смелого, с его драматическими  метаниями  между любовью и долгом. Раненый,  он погибает от рук айдаровцев в госпитале, жена обезумела, любимая подруга юных лет Наталья  принимает мученическую смерть, - сюжетная линия достойна отдельного воссоздания. Невольно ловишь себя на мысли об опустошенном  дружеском «поле»   вокруг Атамана. Жертвой  криминала становится командир отряда Бэтмен, ведущий борьбу с грабежами и мародерством на фронте,   под большим подозрением смерть Бармалея, прошедшего  войну в Афганистане , расстрелян  Павел Сапельников, - человек «фантастического чуда», «народный слухач», без которого не обходится ни одна казачья свадьба: он погибает в поле с гармонью  - «под аккомпанемент» «Славянки» («И зовет нас на подвиг Россия»). Война психологически «ломает» людей.  После гибели жены  уходит из мира в монастырь «идейный»  председатель исполкома Носач, повторяя, как заклинание: «Всё это за грехи наши».  Напряжение  смещает все  естественные рецепторы: Жека Кудим  жалуется, что он не может спать, когда тишина, Атаман , идя по тайным тропам, «видит спиной», в «жутком звоне тишины»  « угадывает запах смерти». Объявленную на него охоту за большие деньги он ощущает как паранойю.  Но война  пробуждает в человеке и самые «темные стороны» души, и тогда: «кому-  война, а кому -мать родна». И тотчас возникает   паноптикум зловещих  типов, - среди них  криминальный элемент Колыванов,  наживающий капиталы на военных поставках,  где-то ступенью ниже – узколобый  Блажеенок, хозяин пограничного  поста,  с  его неизменным торгашеским «речитативом»: «Валюта, наркотики, оружие  - е?».

Роман завершается, будто бы, внезапно:  Атаману с высоты  балкона  виден оставшийся по другую сторону передела  священный  храм, веками объединяющий народ. И последнее изречение  автора: «Но отчего мне так грустно?» спустя 10  лет, и  сегодня, звучит , как  трагическое предчувствие в ожидании новых потрясений.  Так 100 лет назад это предчувствие образно выразил великий М.Булгаков в романе «Белая гвардия»:  взбудораженный Киев , в центре города князь Владимир с крестом,  на который наведен   огнедышащий ствол бронепоезда . Крест  расстреливают  из-за  города: и справа и слева. В романе Александра Можаева это предчувствие  живет и в народе. «А ты, знаешь, Атаман, что война будет? … Они не уймутся, пока не изведут нас»,-  вещает ему старый казак . Предчувствие сбылось. Но что теперь за его новой чертой? Какие  еще потрясения  готовит нам время?  Роман не  только о пройденном . Он и размышление   о настоящем .

Людмила Николаевна Малюкова - доктор филологических наук, профессор,  член  Союза Писателей России. Автор более 20 книг («Анна Ахматова. Эпоха ЛичностьТворчество», «Поэтический космос Б.Пастернака», «Философская поэзия», «И покатился с грохотом обвал. Судьба и творчество Ф.Крюкова»,  «Русская литература Серебряного века - 1890-1922гг»,  «Литература Русского Зарубежья»,  документально-художественных повестей «Под звон надломленной осоки», «И закурились бездны», романа «Меж крутых берегов» и др.  Более 400   статей  научно-исследовательских,  критических  и публицистических. Печаталась: ж. «Грани», «Дон», «Октябрь», «Литературное обозрение», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Филологические науки» и др. русских и зарубежных издательствах.
Живёт и работает в г. Таганроге Ростовской области



  Наш сайт нуждается в вашей поддержке >>>

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вверх

Яндекс.Метрика

Вернуться на главную