Четыре незабываемых фестивальных дня пролетели так, что участники не успели оглянуться. Впечатлений, думаю, хватит на целый год. События стремительным калейдоскопом мелькали каждый день: работа сменялась отдыхом, развлечениями, поездками, экскурсиями, встречами с писателями, деловыми беседами. Каждый день был плотно заполнен мероприятиями, и это радовало. Приходило чувство полноценной писательской жизни, как в добрые старые времена, когда литература была на одном из первых мест по значению в обществе. Вседонской молодёжный литературный шолоховский фестиваль «Золотое перо Дона», проходивший с 29 июня по 2 июля 2015 года, — знаковое событие в жизни Ростовского отделения Союза писателей России и всей области в целом. Он охватывал участников не только из нашего региона, но и из соседней, Волгоградской области — там тоже живут наши земляки, донцы, издавна составлявшие единое целое в культурном плане с казачеством Ростовской области. Фестиваль подобного масштаба и литературно-творческого уровня состоялся, благодаря поддержке Правительства Ростовской области и лично губернатора Василия Юрьевича Голубева, первого вице-губернатора Игоря Александровича Гуськова и Министерства культуры РО, которое возглавляет Александр Анатольевич Резванов, Комитета по молодёжной политике, физической культуре, спорту и туризму Законодательного Собрания РО под председательством Ларисы Николаевны Тутовой, Донской государственной публичной библиотеки и её директора Евгении Михайловны Колесниковой. А теперь всё по порядку, чтобы ничего не упустить и сохранить подробности для истории.
День первый Мероприятия в рамках фестиваля были весьма разноплановые и, главное, интересные. В первый день с одиннадцати часов в Донской публичной библиотеке, в кинозале, — регистрация участников и приглашённых гостей. Каждый получил красочно оформленные персональное приглашение на фестиваль и программу, памятный значок с профилем Михаила Александровича Шолохова — фестиваль проводится в честь 110-летия со дня рождения великого писателя Дона. Затем — официальная часть. За столом президиума — председатель Оргкомитета фестиваля, председатель правления РРО СП России, прозаик Алексей Григорьевич Береговой, представители Союза писателей России (Москва), Законодательного собрания РО, ЦБС, ДГПБ. В зале, помимо участников, — корреспонденты СМИ, литературная общественность города, зрители. Открывая молодёжный писательский слёт, с вступительным словом обратилась к собравшимся депутат Законодательного Собрания Ростовской области Екатерина Петровна Стенякина. Она поздравила творческую молодёжь с успехами — на фестиваль отбирались самые лучшие поэты и прозаики, победители двух конкурсов в номинации до 35-ти лет, состоявшихся в мае, а также — молодые литераторы, чьи произведения прошли строгий отбор профессиональной писательской комиссии. Эстафету продолжила главный библиотекарь организационно-методического отдела Центральной городской библиотеки имени А. М. Горького Марина Валерьевна Кравчснко. Она затронула животрепещущую тему: тесное сотрудничество МБУК Ростовской-на-Дону городской ЦБС (директор Сергей Манукович Джинибалаян) с многочисленными литературными объединениями города. Не секрет, что все они занимаются в библиотечных помещениях, которые без всякой арендной платы предоставляет им ЦБС. От руководства Донской государственной публичной библиотеки, которая всегда идёт навстречу Союзу писателей России, выделяя помещения для работы, выступил заместитель директора Михаил Александрович Мун. Он рассказал о возможностях библиотеки, литературных новинках, услугах, которые она предоставляет читателям, напомнил присутствующим в зале о плодотворном, взаимовыгодном сотрудничестве с Ростовским региональным отделением СПР. От Правления Союза писателей России донскую творческую молодёжь напутствовала заведующая протокольным отделом, прозаик Ирина Александровна Первозванова. Очень образно говорил, что так называемые пресловутые «похороны русской литературы», которые сулили недоброжелатели, не состоялись, почётный председатель правления РРО СП России, прозаик Василий Афанасьевич Воронов. И красноречивое свидетельство тому — нынешний молодёжный литературный фестиваль, собравший в Публичной библиотеке, несомненно, цвет будущей Донской, а может быть, и Российской литературы. Поздравил участников в краткой речи член СПР, новочеркасский поэт Валерий Калмацуй. Кроме того в работе молодёжного литературного фестиваля принимали участие известный поэт из Кореновска, секретарь правления СП России Николай Александрович Зиновьев, на стихах которого воспитывается новое поколение истинных патриотов России, ростовский поэт Игорь Николаевич Кудрявцев, заведующая организационно-методическим отделом ЦГБ им. А. М. Горького Антонина Анатольевна Попова, другие поэты и прозаики. В завершение торжественной части композитор и певица Лариса Лаухина исполнила под аккомпанемент гитары несколько песен на стихи донских поэтов: Бориса Куликова, Бориса Примерова и других. Она всегда откликается на приглашения и украшает своими задушевными лирическими мелодиями писательские встречи. Работа фестиваля началась с лекции литературного критика из Таганрога, доктора филологических наук Людмилы Николаевны Малюковой. Очень познавательно, с использованием фактического материала, она рассказала собравшимся о состоянии современной донской литературы. Отметила, что в Москве недооценивают региональную литературу, всячески отмежёвываются от серьёзных произведений, обращая внимание прежде всего на коммерческие издания. В качестве примера привела новый роман Василия Афанасьевича Воронова «Загряжский пантеон», публиковавшийся недавно в журнале «ДОН_новый» и вышедший отдельной книгой в издательстве Литературного фонда России «Донской писатель». Почему бы москвичам не издать роман у себя? Риторический вопрос, конечно… Затем участники разделялись на две группы и разошлись по разным помещениям, чтобы продолжить заниматься согласно выбранному жанру. Семинарные занятия секций поэзии и прозы провели известные писатели Дона, приглашённые гости. В качестве рядовых членов жюри им помогали прибывшие на встречу писатели отделения. Начинающих стихотворцев обучали Николай Зиновьев, Игорь Кудрявцев, Галина Студеникина, Клавдия Павленко, Ирина Сазонова, другие профессиональные поэты. В качестве собственного фотокорреспондента газеты «Донской писатель» по традиции трудился таганрогский поэт, кандидат в члены СП России Влад Терентьев. К сожалению, по разным причинам, не все из приглашённых молодых литераторов смогли прибыть на фестиваль. Были начинающие поэты, ростовчанки: кандидаты в члены СПР Елена Шевченко и Мария Склярова, Елена Волкова, Наталья Скачко, Ирина Латышева, Елена Морозова из Волгодонска, азовчане Анастасия Красноперова, Александр Драло и др. В качестве специально приглашённых в мероприятии приняли участие кандидаты в члены СПР, молодые поэты Елена Арент и Людмила Андреева, прозаик Ольга Лозбенева. С прозаиками занимались руководитель семинара Василий Воронов, преподаватели – Александр Можаев и Алексей Глазунов. Им помогали москвичка Ирина Первозванова, члены СПР Людмила Хлыстова, Иван Муругов, Павел Малов. На семинаре присутствовали три молодых прозаика: Дарья Носкова из станицы Манычской Багаевского района, Виктория Хачатурян из хутора Рогожкин Азовского района и Ольга Корнилова из города Шахты. Они прочитали публицистические работы на тему своей малой родины. И, хотя эти зарисовки были ещё ученические, довольно слабые в литературном плане, больше похожие на школьные сочинения, — подкупала искренность девочек, желание поделиться с читателем своими патриотическими чувствами, любовью к милому сердцу уголку, где они родились и выросли. Где впервые у них появилась потребность писать, чтобы запечатлеть на бумаге увиденное. Во время обсуждения работ, критические замечания конечно были, но — конструктивные, в виде доброжелательных советов, призванные помочь начинающим, а не отбить у них в дальнейшем охоту заниматься литературным творчеством. Девочки подошли к делу довольно серьёзно, без плаксивых обид, как это иногда случается среди начинающей литературной молодёжи. Главное, что вынесли семинаристки из обсуждения профессионалов, — над произведениями — особенно над языком — нужно кропотливо работать, повышать литературное мастерство, а главное — много читать. И не только современные развлекательные поделки из Интернета, но и серьёзную русскую классическую литературу. Не забывать о донских писателях, предпочитая столичным знаменитостям. Свои всё-таки ближе, понятнее, потому что это донская природа, история, быт, донской фольклор. После занятий молодёжь с наставниками пообедали в уютном, двухэтажном кафе главного корпуса ЮФУ (бывшего РГУ), что на углу Большой Садовой и Университетского, напротив универмага «Солнышко». Примечательно, что переехал в это здание университет из Варшавы в 1915 году в связи с наступлением германских кайзеровских войск, да так в Ростове и обосновался. После перерыва занятия семинара продолжились. Иногородних участников фестиваля разместили в гостинице на ночлег. На обратном пути всех застал июньский проливной ливень, но это не испортило молодым литераторам приподнятого праздничного настроения — ведь впереди было ещё три фестивальных дня, — незабываемых встреч, интересных поездок, знакомств и новых впечатлений.
День второй О прошедшем вчера дожде ощутимо давала знать утренняя свежесть, и сквозящий прохладный ветерок. Было не жарко, и многие прохожие на Пушкинской облачились в ветровки и лёгкие кофты. Небо над головой безоблачное, радовались утру крикливые воробьи под ногами, пикировали вдоль аллеи, едва не задевая крыльями прохожих, вездесущие голуби. Улица утопала в зелени. Машин почти нет, отчего пройтись по ней особенно приятно, особенно после улицы Чехова, где Пушкинская полностью пешеходная. Когда-то здесь, на Пушкинской, которая раньше называлась бульваром, недалеко от пересечения с Ворошиловским проспектом, в старинном, дореволюционной постройки, особняке располагалась Ростовская организация Союза писателей СССР. Немногие очевидцы ещё помнят скульптуру Пегаса на высоком постаменте, стоявшего во дворе, уютную беседку справа у стены, где любили посидеть маститые писатели и начинающая молодёжь, занимавшаяся в областном литературном отделении «Дон», которым руководила поэт Елена Васильевна Нестерова. Пегаса здесь уже давно нет, а вот беседка сохранилась, но только писатели там больше не сидят, их место — на улице Серафимовича… Итак, — второй день фестиваля, 30 июня. В этот день состоялся творческий конкурс прозаических и поэтических произведений участников фестиваля, итоги которого должны быть подведены 2 июля в Центральной Шолоховской библиотеке станицы Вёшенской, там же и — награждение победителей. Слушатели семинара снова разошлись по секциям в прежние помещения. На секции прозы к трём молодым участницам добавились два члена Союза писателей России: Ксения Баштовая и Вадим Селин, кандидат в члены СП России Анастасия Кривохижина. В составе жюри — все восемь прозаиков — участников фестиваля. Конкурсанты по очереди выходили в центр помещения и читали свои произведения. Перед членами жюри стояла непростая задача: по десятибалльной системе оценить произведения, выдвинутые на конкурс. Подобный метод предложил Алексей Береговой, чтобы исключить традиционные в таких случаях минусы или плюсы в неоднозначных оценках. Но и с десятибалльной системой было нелегко ориентироваться. Порой жалко было снижать балл очень эмоциональным, прочувствованным выступлениям некоторых участников за технические огрехи в содержании. Но ничего не поделаешь, судейская объективность требовала того, и артистическое исполнение не оценивалось. Хотя это тоже важно, но не в данном случае. После прочтения произведений, авторов попросили покинуть аудиторию, и жюри приступило к подведению итогов конкурса. Голосование было анонимным, конечно же, объективным, честным и беспристрастным. Некоторые конкурсанты заранее, в конце первого фестивального дня, раздали членам жюри свои произведения, чтобы те смогли ознакомиться с ними дома. Это весьма облегчило судейскую работу. Всех привлёк своим зрелым литературным профессионализмом рассказ А. Кривохижиной «Самое сложное». Психологически выверенный, стилистически безупречный, он получил самые высокие оценки жюри, и автор удостоилась первого места. Несомненно, Анастасия, или Стана, как она представляется в литературной среде — вполне сложившийся, серьёзный, подающий надежды писатель. У неё вышла книга, и она достойна быть членом писательской организации, но об этом чуть позже… Второе место жюри присудило психологу по образованию, библиотекарю ЦГБ им. А. М. Горького Вадиму Селину. Он предоставил на творческий конкурс отрывок из своей молодёжной повести, с замысловатым названием в духе времени «Роман по ICQ». Ступенькой ниже оказалась Ксения Баштовая со своим рассказом «Партия», написанным в модном сейчас стиле фэнтези. Положа руку на сердце, я не поклонник этого жанра, не любитель пухлых романов о гоблинах, эльфах, гномах, орках, драконах, вампирах и прочих сказочных существах. Но рассказ К. Баштовой не походил на словесную бессмысленную пустую Интернет-игру в литературу, а выглядел вполне весомо, литературно, и читался с интересом. В чём, в чём, а уж в фантазии ей не откажешь. Поощрительный приз за рассказ «Мой сосед Максимыч» был присуждён Виктории Хачатурян. К слову сказать, произведение замечательное, написанное с юмором и вполне профессионально, что говорит о немалом творческом потенциале начинающего прозаика. Имеют место конечно и некоторые технические огрехи, но это естественно в столь юном возрасте. Другие авторы, к сожалению, не дотянули даже до поощрительной грамоты, не говоря уже о дипломах победителей конкурса. Но фестиваль должен дать им толчок для движения вперёд, к будущим конкурсным победам. А они, несомненно, будут, если очень постараться. И основная беда всех — штампы, которые авторы не могут отличить от свежих, не избитых, собственных литературных находок. А для этого нужно много читать, чтобы знать, что уже было в литературе до них. И не повторяться, а искать своё единственное слово. Одновременно с прозаиками проводился и конкурс поэтов. В составе жюри донские поэты И.Кудрявцев, Г. Студеникина, И. Сазонова, К.Павленко, В. Калмацуй, Р. Агоева, приглашённый Н. Зиновьев, литературовед Л. Малюкова и другие писатели. Но о результатах поэтического конкурса чуть позже. Оргкомитет решил вручить награды победителям в станице Вёшенской, и участники фестиваля в этот день результаты конкурса не узнали. В этом и заключалась главная его интрига. В этот же день, после обеда, прошло ещё одно значительное мероприятие: начала работу Приёмная коллегия Секретариата Правления Союза писателей России, состоявшая из трёх секретарей, — Николая Дорошенко, Николая Зиновьева и Алексея Берегового, при участии донских писателей Алексея Глазунова, Александра Можаева, Людмилы Малюковой, Галины Студеникиной, Клавдии Павленко, Ирины Сазоновой. По итогам заседания в члены СП России были приняты бывшие кандидаты, поэты Людмила Андреева (г. Азов) и Елена Арент (г. Таганрог), прозаики Ольга Лозбенева (г. Таганрог) и Анастасия Кривохижина (г. Ростов-на-Дону). Эти молодые писатели долго и плодотворно работали, обучаясь литературному мастерству в ЛитСтудии при РРО СП России, подготовили рукописи и издали книги с одобрения секций прозы и поэзии ростовского отделения СП России, и были утверждены правлением на фестивальный приём в члены СП России. Остаётся только порадоваться за них и пожелать дальнейших творческих успехов. И главное — не отступать от достигнутых творческих рубежей. Всё остальное — приложится. Для кого-то из участников этот день оказался завершающим: работа творческого семинара закончилась, и можно было разъезжаться по домам. Всем, кроме ростовчан, конечно, которые и так были дома. Едва ли не самое интересное по программе предстояло на следующий день, 1 июля, — поездка на родину Шолохова в станицу Вёшенскую. Экскурсия по историческим местам района, встречи с земляками великого писателя. О таком можно было только мечтать. Тем более, что некоторые из участников фестиваля никогда не были в Вёшках даже проездом, не говоря уже о Всероссийском празднике «Шолоховская весна», который регулярно проходит здесь каждый год в конце мая. По завершении мероприятия в Публичной библиотеке иногородние отправились в гостиницу — хорошенько отдохнуть перед предстоящей поездкой, местные писатели и литераторы, естественно, разъехались по домам, готовиться к путешествию. Тем более, что вставать нужно рано, автобус отходил от Публичной библиотеки в восемь часов утра. Как писал Булгаков в «Мастере и Маргарите»: «За мной, читатель!» На родину великого Шолохова…
День третий Третий день, 1 июля, был, без сомнения, самый интригующий и интересный: победители конкурса, писатели, принявшие участие в мероприятии, отправились в увлекательную поездку на север области, на родину нашего великого земляка Михаила Александровича Шолохова. Не омрачили прекрасное, лирическое настроение ни традиционная июльская испепеляющая жара, ни кратковременная задержка, связанная с поломкой автобуса… Впрочем, обо всём по порядку. Уже в третий раз за неделю преодолеваю привычный маршрут по Пушкинской от Ворошиловского проспекта до переулка Университетский. Именно на их пересечении и располагается высотное здание Публичной библиотеки. Окружающие здания довольно специфические: справа, если стоять лицом к фасаду, — новый Благовещенский греческий храм, воздвигнутый взамен старого, на месте которого сейчас располагается Театр кукол; позади, на противоположной стороне улицы Максима Горького, — старая ростовская тюрьма, вернее – «тюремный замок», построенный ещё в 1768 году. Именно к тыльной стоёроне библиотеки ожидалось прибытие заказанного на поездку в Вёшки автобуса. Перед отправкой получаем названные в шутку «сухими пайками» продукты на дорогу. Ехать довольно далеко, почти 350 километров. Вот и долгожданный автобус — комфортабельный «Мерседес» с кондиционером и телевизором. Но мест хватило всем. Подбираем по ходу движения на проспекте Шолохова (весьма символично!) ночевавших в гостинице участников, на старом автовокзале дожидаемся отставшую девочку из Азова — проспала или что-то перепутала (по молодости бывает). И вот уже шумный Ростов — позади! Вокруг — простор, донская степная ширь, привычные лесопосадки, скрашивающие пейзаж, — солнце, ветер в окна, лирический восторг. Едут ведь, как-никак — поэты. Хотя есть и прозаики. Небольшая проблема с заменой автобуса у станицы Грушевской и снова — в путь! Лирическое настроение не покидало путешественников всю дорогу: так что молодёжь бойко распевала популярные отечественные песни. Что удивительно — современные эстрадные шлягеры были не к месту, — пели Высоцкого, русские народные, песни из советских кинофильмов. Ближе к Вёшенской потянулись смешанные хвойно-лиственные перелески, байрачные рощицы. Местность всхолмленная, местами покрытые редкой чахлой растительностью пески, так называемые кучугуры. Пшеничных, возделанных полей, как в низовьях – мало. Север области, Шолоховский район… На повороте на хутор Кружилинский — остановились. И не просто сфотографироваться на фоне гигантского всадника в старой казачьей форме без знаков различия, высившегося на высоком степном кургане, — отдать дань памяти белым и красным казакам, полёгшим здесь в годы братоубийственной Гражданской войны. Монумент и задуман скульптором Н. Можаевым как символ примирения, покаяния и всепрощения. Дальше по маршруту — хутор, где прошло детство Миши Шолохова в отцовском доме, ставшего теперь мемориальным отделом в Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова. Экскурсия очень удивительная, наглядная. Дала возможность осязать сам дух старой казачьей жизни, хуторской быт, суровую донскую сельскую действительность, в которой выковался характер будущего гениального певца донского края. Оглядывая колоритную экспозицию под открытым небом, начинаешь понимать, что именно здесь находятся истоки самобытного творчества Михаила Александровича, именно отсюда он черпал вдохновение и сюжеты для своих бессмертных произведений. Дом отца Шолохова, Александра Михайловича — добротный, купеческий, сработанный на совесть. В нём и по сей день жить можно. Во дворе — лавка, в которой торговала мать писателя. Интересен подбор товаров, оставшихся с тех времён: бакалейные товары здесь соседствуют со скобяными, тут же, на полках — рулоны текстиля. На стене — список цен. Ни в какое сравнение не идут с нынешними. Тогда, до революции, даже копейка чего-то стоила, сейчас и сотня — мелочь, а за рублём, валяющимся на дороге, нагнуться поленятся… В самой Вёшенской поражает внешняя величавость светлого двухэтажного строения с террасой и балконом, выходящими на юг, в котором жил уже известный на весь мир писатель Шолохов. И, в то же время, — непритязательность и скромность во всём. Ни в какое сравнение не идёт этот дом с каменными городскими дворцами нынешних новых русских. Да и за какие заслуги у них подобная роскошь? Это — второй дом семьи Шолоховых, построенный после войны, в 1949 году. Старый довоенный дом с мезонином был разрушен во время бомбёжки станицы 8 июля 1942 года. От разрыва бомбы погибла мать писателя Анастасия Даниловна, урождённая Черникова… В доме очень много комнат, но рабочий кабинет Михаила Александровича на втором этаже — небольшой, метров пятнадцать. Не разгуляешься… Расположен с краю, отдельно от остальных комнат. А, казалось бы, — такой человек! Мог бы и побольше комнату взять — с купеческим размахом. Но великих людей отличает, прежде всего, великая скромность и умеренность во всём. И для Шолохова, вероятно, гораздо важнее было удобство близких, чем собственное... Рабочий стол с письменными принадлежностями, позади шкаф с книгами, у двери кровать для отдыха, — что ещё нужно писателю для работы?! Удивительна охотничья комната: помимо гладкоствольных ружей, под стеклом — настоящий автомат ППШ, с которым прошёл корреспондент армейской газеты М. Шолохов по фронтовым дорогам, револьвер и маузер с деревянной кобурой-прикладом, с которыми, вероятно, «гонялся за бандами» в далёких двадцатых. «С 1920 года служил и мыкался по Донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, и банды гонялись за нами. Всё шло, как положено. Приходилось бывать в разных переплётах…» — писал Михаил Александрович в автобиографии. Здесь же, на территории усадьбы, — два небольших зелёных холмика: могилы Шолохова и его супруги Марии Петровны. На могиле Михаила Александровича — большой гранитный валун, на котором, согласно завещанию писателя, краткая надпись: «Шолохов». И всё. Никаких перечислений заслуг и регалий, которыми, некоторые, менее знаменитые, нескромные люди увлекаются ещё при жизни. В Вёшках к ростовчанам присоединились местные писатели-казаки, члены СПР: прозаик, шолоховед Григорий Рычнев и поэт Юрий Карташов. Рычнев взял на себя роль гида по шолоховским местам. Он их хорошо знает, всю сознательную жизнь изучает творчество и биографию знаменитого земляка. Пишет книги. К моменту нашего приезда издал новый сборник рассказов об М. А. Шолохове, его литературных героях и земляках. Книга называется «Чтим и помним». Её Григорий презентовал многим приехавшим из Ростова писателям и литераторам. Юрий Карташов — казак знатный, коренной. Бывший атаман округа. Песню казачью, старинную, которые страстно любил слушать Шолохов, заиграет — запоёт, значит, — кажется, целый хор грянул в несколько голосов. Такой мощный звук, энергия, чувство. «Зараз» старину вспомнишь, бабку с дедом, передающих традиции донской песенной культуры от отца к сыну… Так проникновенно теперь только на казачьих праздниках, да во время застольных гулянок поют… Быть добру, казаки. Любо! После размещения в гостинице и ужина у приезжих писателей было свободное время. Можно сходить на берег Дона, полюбоваться левобережьем, подышать свежим воздухом, который здесь гораздо чище, чем в Ростове. Желающие могли искупаться на пляже, сфотографироваться у памятника Гришке Мелехову и Аксинье. Кстати пришлась здесь казачья фуражка Юрия Карташова, которую примеряли многие ростовчанки, фотографируясь на память. В чём же и фотографироваться в знаменитой казачьей станице! До глубокого вечера не смолкали на набережной восторженные голоса, — звучал смех, шутки, весёлые рассказы. Местные жители реагировали на всё спокойно, видно, давно привыкли к ежегодному наплыву многочисленных «паломников» к Шолоховским «святыням». Можно с уверенностью сказать, что Вёшенская не просто станица, в которой жил и работал над своими произведениями Михаил Шолохов, сегодня это ещё и центр казачьей жизни, где переплелись история и современность. И с этим вряд ли поспоришь.
День четвёртый С утра — завтрак в гостиничном кафе. Что примечательно, обстановка для старшего поколения привычная, постсоветская, и блюда примерно из тех времён. Недаром, видимо, заведение носит символическое название «Ностальгия». После завтрака — ответственное мероприятие: встреча с литераторами и читателями верхнедонских районов в Центральной библиотеке Шолоховского района. Здесь же должно состояться награждение прозаиков и поэтов — победителей молодёжного конкурса, который состоялся в Донской государственной публичной библиотеке 30 июня. К сожалению, не все дипломанты смогли приехать; из лауреатов не было Ксении Баштовой, Вадима Селина. Награждали победителей председатель правления РРО СП России Алексей Григорьевич Береговой и руководитель секции прозы Алексей Иванович Глазунов. Поощрительную грамоту и памятный подарок — комплект из двух номеров журнала «ДОН_новый», получила начинающий прозаик Виктория Хачатурян. Из молодых поэтов были награждены дипломами, кубками и памятными подарками Елена Морозова (г. Волгодонск), занявшая первое место, Полина Колпакова (г. Таганрог) — второе и ростовчанка Анастасия Кнутова удостоившаяся третьего места. Поощрительную грамоту и памятный подарок получила кандидат в члены Союза писателей России Елена Шевченко. Все награждённые прочитали конкурсные стихотворения. А. Г. Береговой и собравшиеся поздравили принятых на фестивале в члены СП России поэтов Елену Арент, Людмилу Андрееву и прозаика Ольгу Лозбеневу. Елене Арент и Людмиле Андреевой тоже предоставили возможность выступить со своими стихами. Как всегда артистически прочитала несколько лирических стихотворений поэт Ирина Сазонова. Декламировали стихи поэт-переводчик Роза Агоева и прозаик Павел Малов, наибольший спех имело выступление поэта Владимира Хлыстова из Таганрога. Предоставили слово гостям, литераторам из города Суровикино Волгоградской области. С напутственной речью к собравшимся выступил член СП России, прозаик Григорий Рычнев. Он говорил о животрепещущих, насущных проблемах писателей и литераторов, главной из которых является отсутствие бюджетного финансирования. Благо — хоть донские библиотеки идут навстречу писателям, помогают и поддерживают, как могут. На этом встреча в библиотеке закончилась, но Григорий Рычнев уже не покидал своих коллег до самого отъезда из Вёшенской. Из Шолоховской библиотеки ростовчане перешли в соседнее здание, где располагалась историко-литературная экспозиция «М. А. Шолохов. Время и судьба». В просторных и прохладных залах экспозиции можно было увидеть черновики произведений Михаила Шолохова, различные документы писателя: удостоверение военкора, партбилет, удостоверение депутата Верховного Совета СССР. Можно было ознакомиться с эскизами и макетами к различным художественным постановкам на шолоховские темы — театральным и кинематографическим. Помимо всего, здесь были представлены плакаты советского периода. В отделах по каждому из четырёх основных произведений Михаила Александровича стояли компьютеры, с помощью которых можно было прочитать историю создания произведения, прообразы героев. Впрочем, обо всём этом рассказывала экскурсовод. В экспозиции представлены не только личные вещи великого писателя, но и другие исторические предметы, имеющие музейную ценность. Не обошлось без традиционной казачьей формы, шашки, витой ременной нагайки. Сотрудники очень вежливые, доброжелательные. Особенно к нам — литераторам. В залах — стерильная чистота, на ногах у посетителей — бахилы, как в больнице. Это уже третий по счёту музей, который посещаем за время поездки. Каждый полон впечатлений, которые переливаются через край. Фотоаппараты и камеры сотовых телефонов беспрестанно щёлкают, запечатлевая на память дорогие сердцу шолоховские экспонаты. На улице снова встречаемся с Григорием Рычневым, который словно истинный экскурсовод делится новой информацией. Ему, коренному вёшенцу, знаком здесь в станице и за её пределами каждый уголок. Рассказывает о знаменитом Вёшенском роднике «Отрог», куда едем после просмотра историко-литературной экспозиции. «Отрог» находится в живописном пойменном лесу в двух километрах к востоку от станицы. Вода в роднике кристально чистая и превосходная на вкус. Она же поступает и в вёшенский водопровод для десяти тысяч населения станицы, пить её можно без всякой очистки. По рассказам Г. Рычнева, водопровод в станицу Вёшенскую был проложен благодаря усилиям Михаила Шолохова, который всегда заботился о нуждах земляков. «Отрог» берёт начало из огромного подземного озера глубиной до пятнадцати метров, длина его около километра, ширина более ста метров. Поверх озера пролегает мощный песчаный слой. На озере находится шахта, в которой сооружена насосная станция. От родника проложены трубы в центр станицы, где высится водонапорная башня. Впрочем, ничего этого мы не видели, кроме самого источника, конечно. Вода в «Отроге» очень холодная, можно сказать ледяная. И это не смотря на летнюю жару, которая в Вёшках такая же, как в Ростове. Желающие набрали целебной, кстати, освещённой воды из источника. Кое-кто традиционно омыл ноги, а Елена Шевченко даже рискнула окунуться в воду родника. Лес вокруг напоминал картинку из таинственной сказки, журчала струя воды под деревянным помостом. Дальше «Отрог» разливался небольшим ручьём, в который спускались старые деревянные ступени с перилами, чтобы посетителям легче было набирать родниковую воду и спускаться к воде для омовения. Проезжей дороги до «Отрога» нет, несколько десятков метров приходится преодолевать пешком. Теперь уже в обратную сторону. Дорога тоже не ахти… сплошной песок, так что автобус не смог развернуться и забуксовал. Мужской половине путешественников пришлось поднатужиться, выталкивая автотранспорт из песчаного капкана. И вот все препятствия — позади. Впереди новая экскурсия — на не менее знаменитый Крутояр Лебяжий — любимый донской берег Михаила Шолохова и, с некоторых пор, — президента Владимира Владимировича Путина. — А почему Лебяжий? — спросила одна из девочек Григория Рычнева. — Хутор здесь рядом, Лебяжьим называется. Вниз по течению Дона, — охотно пояснил наш добровольный экскурсовод. От родника до места — километров пятнадцать. Крутояр, который многие видели раньше только на картинке в литературном журнале «ДОН_новый», поражает своей высотой, величием, крутизной обрывистого спуска. Заглянуть вниз с самого края — страшно. Внизу — почти 35-метровая пропасть, не дай Бог ненароком свалиться… Низина левобережья — на многие километры, как на ладони. Не охватит глаз всю эту ширь. Григорий Рычнев, указывая вдаль рукой, поясняет, какие находятся там хутора и станицы. Как будто страницы «Тихого Дона» перелистываешь, все названия знакомы, всё — рядом. Правда, крыш из-за сплошных лесных массивов не разглядеть. С Крутояра можно долго любоваться живописным видом на пологий левый берег реки, на пойму и речную луку. Никогда не наскучит. Дон в этом месте на первый взгляд не очень широк, но это только кажется с высоты птичьего полёта. А мы и стоим как раз на такой высоте — птицы у самых ног проносятся. Солнце припекает нещадно, на площадке — ни деревца, в тень не спрячешься. Приходится терпеть. Но на какие жертвы не пойдёшь ради такой красоты. Снова — общее фото на память. У самого обрыва. Что ни говори — экзотика. Вот и конец экскурсии. На душе немного грустно: осталось совсем ничего — прощальный обед в гостиничном кафе и — расставание. Когда ещё попадёшь в Вёшки? Разве через год, на Шолоховский праздник… С благодарностью жмём руку Григорию Рычневу и рассаживаемся в автобусе. Ещё раз проверяем, все ли на месте… но пора в дорогу. До Ростова ещё ехать и ехать, а многим потом ещё до Таганрога и Азова добираться.
До свидания, казачья станица! Родина Михаила Шолохова. Мы сюда обязательно вернёмся. А пока — в добрый путь! |