Марина МАСЛОВА, кандидат филологических наук, член СП России (Курск)

ЗАГАДКА ОЧЕРКА Е.И. НОСОВА «КРАСКИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ»

 

В преддверии 100-летнего юбилея великого русского советского и российского писателя Евгения Ивановича Носова (15 января 1925 г. - 14 июня 2002 г.) 29-30 июня 2023 года в Литературном музее в Курске прошла I Всероссийская научно-практическая конференция «Е.И. Носов: личность и творчество писателя в контексте русской литературы». Сборник материалов первой конференции издан к юбилею писателя.
Работа написана на основе доклада, сделанного 29 июня в Литературном музее, и представлена в научном сборнике. В статье говорится об одной детали в очерке Евгения Носова, не согласной с документальными фактами. Делается попытка выяснить, неточность эта случайна или это особый авторский ход. Показано, что древнерусский иконописец Дионисий в очерке не исторический, а сугубо «носовский», увиденный пристрастным взглядом. И хотя писатель рисует вполне традиционный легендарный образ художника, готовящегося к созданию ферапонтовского чуда, но в духовной иерархии Дионисий занимает у Носова несколько иное положение, нежели то, что соответствует исторической реальности. Попробуем разобраться, что же заставило писателя отступить от исторической правды и создать лирически живописный портрет реального, всем известного человека всецело по своему творческому произволу?

Автор

 

Как известно, очерк Евгения Носова «Краски родной земли» существует в двух версиях, ранней, 1987 года, и поздней, 90-х годов.

Версия 1987 года – это предисловие для книги: «Художники Курской земли: каталог выставки к 50-летию курской организации Союза художников РСФСР» (М., 1987). Автор подчеркивает близость курских художников к духовным корням среднерусского Черноземья: «Да, нелегко воссоздать облик этой не так уж и простой земли без сыновней чуткости и бережности. Но кто поймет её, для того и она откликнется доверчиво и щедро всеми своими красками, как некогда белозерская земля раскрылась бесконечным и дивным свечением перед внемлющей душой Дионисия» [4, с.5].

Дионисий здесь упомянут лишь единожды и вскользь. И только позднее, уже в девяностые годы появился пространный рассказ писателя о том, как иконописец в Ферапонтово добывает краски из «окрестных долов, яруг и холмушек».

Эта версия о происхождении красок Дионисия из ферапонтовских минералов, принятая писателем безоглядно, сегодня уже стала не более чем красивой легендой. Если коротко: это гипотеза художника Н.М. Чернышёва, предположившего, что все краски Дионисия получены из местной цветной гальки [1]. Геологи поддержали художника, не проводя измерений. Экскурсоводы Ферапонтова монастыря внедряют легенду в массы туристов. Однако для профессионалов эта версия абсурдна. Руководитель реставрационных работ в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря  О.В. Лелекова объясняет её живучесть: «…упорное желание считать росписи Дионисия созданными из местных материалов вполне объяснимо. Возникающий при этом образ средневекового художника становится созвучен «былинно-песенному» представлению о русском искусстве. И картина, которая рисует художника Дионисия собирающим камешки для красок на берегу северного озера, становится как бы частью фольклора» [3].

Эта цитата показывает, какое влияние оказывает очерк Евгения Носова на историческую реальность. Фольклорный образ Дионисия родился именно под его пером!

Когда Е.И. Носов создавал свой образ иконописца, блуждающего в поисках цветных мелков и глин, гипотеза Н.М. Чернышева была на пике популярности. Только позднее провели геологические измерения и поняли невозможность добывания красок в тех объёмах, какие нужны были для росписи ферапонтовского храма. Недавно обнаружились и документы о закупках краски великим князем. Тайна очарования фресок Дионисия, как оказалось, не в происхождении красок, а в божественном даре колориста, умеющего создавать оттенки неслыханной нежности и красоты. Носов тоже подчёркивает этот талант художника. И всё-таки ему более интересна красивая легенда о ферапонтовских минералах, и он положил её в основу своих художественных прозрений о Дионисии.

Новая версия очерка вышла необыкновенно лиричной.  Начинается она так: «Сказывают древние книги, будто великий Дионисий, замыслив расписать новоявленный храм, собирал холщовую подорожницу и уходил окрест – в лесную тишь, в одинокое раздумье. Заповедная нехоженность Ферапонтова  межозерья, пряный  ладанный  дух разомлевших златоствольных боров и хрусткая настороженность под их сомкнувшимися кронами, где далеко слыхать, как стремительно возносится, шуршит коготками по сухому корью осторожная белка или как слюдяно, ломко трепещет крылами стрекоза над фиолетовой свечкой кипрея, – это тихое общение с птахами, травами и родной землей отрешало схимного живописца от расслабляющей повседневности, очищало и возвышало душу, звало куда-то ввысь и заодно собирало воедино, копило в нем слабеющие силы для очередного бессмертного творения» [4, с.19].

Здесь встречаем неожиданный эпитет – схимный. Схимный живописец. Это и есть загадка очерка: Дионисий, расписавший церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтове и тем прославивший себя на века, у Носова не просто иконописец, мастер-мирянин, а монах-схимник. Случайно ли это? Авторский ли это замысел или Евгений Иванович попросту перепутал что-то в биографии знаменитого иконописца? Но ведь о нём существует много документальной информации, гораздо больше, чем о его старшем современнике Андрее Рублёве. Как пишут церковные исследователи, благодаря своему таланту Дионисий «оказался в самом центре культурной жизни Руси своей эпохи». Это вторая половина 15 века и самое начало 16-го.

В 1500–1502 годах Дионисий работал в Ферапонтовом монастыре со своей дружиной. В отличие от Андрея Рублёва, монаха, который, по церковному преданию, был исихастом, молчальником, подвижником молитвы Иисусовой, Дионисий был мирским человеком, имел семью, вместе с ним работали двое его сыновей, и после его кончины один из них возглавил отцовскую иконописную артель.

Почему эти факты биографии иконописца Евгений Носов игнорирует, изображая его схимником, в одиночестве собирающим по берегам рек и озёр свои таинственные вечные краски?

По сути, писатель, очарованный образом собирателя красок родной земли, создаёт свою собственную легенду, прописывая каждый жест своего (всё-таки воображаемого) героя: «Но была в том одиноком скитании и своя корысть: пройдёт ли Дионисий верховолочьем, берегом ли ручья, сам тем временем неотступно высматривает всякие земные обнажения. Растирает в щепоти мелки и глины, крошит пестиком известняки и цветные камушки, подобранные на перекатах, толчёт их в порошок в походной ступе, а потом замешивает в плошке на ключевой воде, пачкает цветной кашицей припасённые дощечки. И долго глядит сощурясь, примериваясь к полученному колеру» [4, с.19].

Вот такой поэтический образ. Жаль, не развернул писатель эти страницы очерка в целый рассказ или даже повесть. Тогда бы у нас не было оснований сомневаться в авторском замысле. Художественный (не очерковый) Дионисий мог быть кем угодно. Может, Е.И. Носов опасался, что подобный герой – всё-таки не его художественная задача, не его материал? Тут писать пришлось бы не по живому опыту, а по книжным источникам. А Е.И. Носов с самого начала книжными источниками пренебрёг. С первых же слов обновлённого очерка он вступает в стихию вымысла: «Сказывают древние книги…». Хотя речь надо вести не о древних книгах, а о гипотезе художника Чернышева.

Далее Е.И. Носов не упускает случая мастерски поиграть тонами и полутонами красок, описывая впечатление от фресок Дионисия не эмоционально-эстетическими категориями, а путём своеобразного анализа его творческих приёмов, методов работы с колером. Будучи и сам талантливым художником, Носов мог позволить себе такое уверенное проникновение в иконописную мастерскую: «…Розово-красный он укрощал до лёгкой розовости или малиновости, душную зелень смягчал до прозрачной овсяной зеленцы, а охру – до золотистой соломистости. А между этими умягчёнными тонами неприметно пускал ещё больше умягчённые тональности, и оттого все храмовые росписи – и на стенах, и на сводах, и на опорных столбах – обретали воздушно-лёгкий, серебристо-радужный колорит, подобный то ли цветной изморози, то ли нерукотворному узорочью. И эта тонкая, неуловимая для глаза вибрация полутонов сообщала живописи чарующее необыкновение!» [4, с.20].

Носов писал о фресках Дионисия не по книжным иллюстрациям. Он побывал в Ферапонтовом монастыре и созерцал всё своими глазами. После поездки  на север заинтересовался  историей  русской иконописи. В 1969-ом он писал Василию Белову: «Книжицы про северные монастыри  я не достал. Где её достанешь? Нет ли её у вас в Вологде? А плёнки, те, что мы с тобой заряжали, проявил только на днях. Одна, первая, полностью засвечена. Вторая – наполовину, а третья – Кириллово и Ферапонтово – вся целёхонька. Отпечатаю – пришлю. А мне почему-то больше понравилась поездка в Кириллово. Там хорошо посидели на лужайке, окуньков подергали... Славно так!» [6, с.182 ].

Не потому ли написал о Ферапонтово и Дионисии гораздо позже, что впечатления о монастыре затмились другой, милой сердцу радостью – «подёргать окуньков» из Белого озера.

В очерке 1982 года «Дорога к дому» он упомянул о вологодских впечатлениях, но пока лишь мельком. Перечисляя удивительные красоты, что довелось повидать, он среди прочего называет и Ферапонтово: «…безмолвно стоял перед невянущими фресками Дионисия в Ферапонтовом монастыре и заглядывал в ссыльную келью опального патриарха Никона в Кириллове-Белозерском» [5, с.523].

Можно заметить, как полюбилось писателю выражение «невянущие фрески»: повторяет его дважды (в «Дороге к дому» и в «Красках родной земли»). Значит, как минимум в течение пяти лет (1982-1987) эти фрески волновали его воображение. А то, что впоследствии писатель вернулся к этой теме и создал свой образ иконописца, представив его схимником, проповедником «небесно-земной» красоты, явно свидетельствует, что идея этой художественной «проповеди» вызревала у него долго, находя выражение во многих произведениях. Уже в рассказах северного цикла («За долами, за лесами», «И уплывают пароходы, и остаются берега», «Голубую лодку напрокат») по сюжету возникает тема иконописи, вообще религиозного искусства.

В рассказе 1966 г. «За долами, за лесами» он безоглядно восхищается изображением «Мадонны Литы» Леонардо да Винчи, наклеенным на доску поверх смывшегося образа на деревенской иконе. Тут ещё нет споров о разнице духовных впечатлений, нет и намёка на противопоставление искусства эпохи Возрождения и древнерусской иконописи. И героиня рассказа баба Евдокия с душевным трепетом хранит иконку с «огоньковской» репродукцией Леонардо, не ведая о сложных  эстетических категориях.

В повести «И уплывают пароходы…» уже возникает полемика. Сторонник западной живописи Несветский называет рублёвскую «Троицу» «досками», а самого иконописца «мальчиком в коротких штанишках» по сравнению с великим итальянцем. Его оппонент, юноша по прозвищу Гойя Надцатый, на стороне которого явно ощущаются симпатии автора, приходит в изумление от такого дикого, варварского подхода к древнерусскому искусству.

Что касается рассказа «Голубую лодку напрокат», то о нём почему-то очень редко вспоминают. А ведь тут уже явно выражены взгляды писателя, хотя и делегированы герою. Это сокращённая версия повести «И уплывают пароходы…», но с другим, более решительным и сильным героем, «онежским волком», старовером Егором Евстигнеевичем. Именно ему Носов присваивает многие из тех мыслей, которые волновали его в связи с расхищением северных религиозных святынь праздношатающимися туристами. «Растаскивают Север», – говорил он в интервью [5, с.565].

Так что обновлённая версия очерка «Краски родной земли» оказывается в известном смысле итогом многолетних размышлений писателя о русском религиозном искусстве, обнаруживая особо трепетное отношение его к древнерусской иконописи (включая стенопись – фрески).

Что касается фресок, тут возникает подозрение, что вспомнить о них помогла Евгению Ивановичу большая статья критика А. Кондратовича, посвящённая его творчеству и напечатанная в Москве в том же 1987 году, когда и очерк Носова. Тогда, в 1987-ом, он всего лишь обмолвился о Дионисии как творце невянущих фресок. Но даже эта обмолвка, судя по всему, не случайна. Кондратович (мнение которого уважал Евгений Иванович) в своей статье рассуждает о символике повести «Усвятские шлемоносцы» и решительно заявляет, что она похожа… на фреску, «с её художественной внятностью отдельных деталей и явной условностью, очевидной символикой» [2, с.33]. Критик тут же и поправляется, что символика тут не абстрактная, и «носовские шлемоносцы – это вовсе не условные чудо-богатыри… или иконописные ратники с древнерусских миниатюр» [там же].

Мог ли Носов после таких лестных сравнений не заинтересоваться историей русской иконописи вообще и фресками Дионисия в частности? Как говорится, сам Бог велел ему изучить явления, в духовно-эстетической близости с которыми оказалось его собственное творчество.

 

Как уже упоминалось, «Краски родной земли» написаны для каталога выставки к 50-летию курской организации Союза художников РСФСР. Подзаголовок очерка так и гласит: Вместо вступления. Знаменательно, что в вышедшем в 2005 году пятитомнике прозы Евгения Носова очерк стал вступлением уже ко всему собранию сочинений писателя. Но обидно, что в примечаниях к изданию ничего не сказано о том, что текст очерка существенно доработан по сравнению с вариантом почти двадцатилетней давности. То есть читатели следующих поколений даже могут и не узнать, что была первая версия, без Дионисия (лишь упоминалось имя), и что появление яркой фигуры иконописца на страницах пятитомника знаменует долгую и сложную эволюцию религиозно-эстетических взглядов писателя.

Может, и нечаянно так получилось у составителей пятитомника, но фигура Дионисия, «схимного живописца», возникающая во вступлении ко всему собранию сочинений Евгения Носова, неизбежно задаёт тон восприятию читателя, направляет его к тому тихому свету, что струится на нас с каждой страницы носовских книг.

Не странно ли, что Евгений Носов сделал центральной фигурой своих размышлений о красках родной земли не курского мастера? Но тема расширена у него настолько, что уже не имеет значения, о курской или вологодской земле идёт речь. Важна сама идея питания от корней, давших жизнь, от культуры, которая тебя взрастила. Носов и здесь остаётся верным себе, остаётся почвенником, воспевающим преданность родной земле, малой родине.

И всё-таки: почему Носов сделал Дионисия схимником?

Необыкновенность Дионисия в том и была, что, будучи мирянином, он достиг такого высокого, чистого звучания красок, какого не всякий монах добьётся. Искусствоведы говорят: Рублёв молился кистью, Дионисий кистью философствовал. Может, Носов тоже хотел подчеркнуть философичность фресок Дионисия, их вознесённость над земным горизонтом, чистоту неотмирную. И тогда «схимный живописец» не означает никакой церковно-иерархической принадлежности, а только создаёт образную соотнесённость с возвышенным состоянием духа, аскетичностью.

А если Носов знал, что «схима» в переводе с древнегреческого – «образ», то вполне мог использовать определение «схимный» и вне церковного контекста, понимая его как «творящий образы».

Как бы то ни было, это остаётся для нас загадкой. Читая очерк «Краски родной земли» и зная весь диапазон художественных прозрений писателя, мы в какой-то мере можем сегодня помыслить и его самого тем схимным живописцем, умеющим вознестись и отрешиться духом от всего, что могло бы сковать его могучий прозорливый дар.

Список литературы и источников:

  1. Грамолин А. Крылья Дионисия // Наука и жизнь. №10, 2003. https://www.nkj.ru/archive/articles/3482/
  2. Кондратович А. На прочных устоях // Книга о Мастере. Очерки творчества. Курск, «Крона», 1998.
  3. Лелекова О.В. Краски Дионисия // https://www.dionisy.ru/svet_i_cvet.html
  4. Носов Е.И. Краски родной земли. Вместо вступления // Носов Е.И. Собрание сочинений: в 5 т. Т.1. М.: Русский путь, 2005. С. 19-25.
  5. Носов Е.И. Дорога к дому // Носов Е.И. Собрание сочинений: в 5 т. Т.3. М.: Русский путь, 2005. С. 523-527.
  6. Носов Е.И. «Несказанно рад твоему письму!» Переписка разных лет // Носов Е.И. Собрание сочинений: в 5 т. Т.5. М.: Русский путь, 2005.
  7. Художники Курской земли: каталог выставки к 50-летию курской организации Союза художников РСФСР.  М., «Советский художник», 1987.

Наш канал
на
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную