Александр МАЙСУРЯН

ПОСЛАНИЕ, АДРЕСОВАННОЕ НАМ

Икона Рублёва как исторический термометр

Известно, что на иконе Андрея Рублёва «Троица» за столетия, прошедшие с момента её написания, появились многие новые детали: виноград и хлеб на столе, сандалии на ногах ангелов и т.п. Изменения... были, разумеется, не случайны.


Андрей Рублёв. «Троица». 1411—1427 годы

Протопоп Аввакум (1620—1682) писал о подобных переменах в иконописи: «По попущению Божию умножися в нашей русской земли иконнаго письма неподобнаго изуграфы. Пишут от чина меньшаго, а велиции власти соблаговоляют им, и вси грядут в пропасть погибели, друг за друга уцепившися... Пишут Спасов образ Еммануила, лице одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бёдры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинён, лишо сабли той при бедре не писано. А то всё писано по плотскому умыслу, понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую... А всё то кобель борзой Никон, враг, умыслил, будто живыя писать...»

И далее: «Посмотри-тко на рожу ту, на брюхо то, никониян окаянный, — толст ведь ты! Как в дверь небесную вместитися хощешь!.. Воззри на святыя иконы и виждь угодивишя Богу, како добрые изуграфы подобие их описуют: лице, и руце, и нозе, и вся чювства тончава и измождала от поста, и труда, и всякия... скорби. А вы ныне подобие их переменили, пишите таковых же, якоже вы сами... И у кажного святого, — спаси Бог-су вас, — выправили вы у них морщины те, у бедных: сами оне в животе своём не догадалися так сделать, как вы их учинили!».

Протопоп Аввакум точно подметил, что иконы отображают облик и быт реальных людей, которых встречает рядом с собой иконописец — «пишете таковых же, якоже вы сами», только, добавим мы, в разные эпохи и люди эти различаются. И Аввакум, конечно, немного несправедлив, обвиняя в осуждаемых им переменах в иконописи исключительно «кобеля борзого Никона», то есть своего современника патриарха Никона (1605—1681). Чтобы проверить это утверждение, возьмём и внимательно рассмотрим сохранившийся до наших дней серебряный оклад иконы времён Бориса Годунова (1600 года), то есть созданный на добрых полвека раньше деятельности Никона. Оклад, разумеется, точно повторяет то, что было в тот момент написано на самой иконе поверх слоёв потемневшей олифы и более старых слоёв краски.

О, да там идёт пир горой! Тут всё, наверное, понятно: процесс утраты правящим классом былого аскетизма, о котором в этой серии постов говорилось многократно, отражён наросшими за столетия слоями иконы прямо-таки с фотографической точностью. А ведь писалась икона, по легенде, в похвалу Сергию Радонежскому, и аскетизм одеяний и трапезы ангелов на ней был отражением вполне реального поведения Сергия и его соратников.

Вот, для лучшего понимания, выразительный рассказ из жития Сергия Радонежского, написанного в его эпоху: «Однажды нашлось у братьев сукно некое негодное — и плохое, и некрасивое, так что оно даже полиняло, — и вся братия с презрением гнушалась им и отворачивалась. И если какой-нибудь брат это сукно брал, то, немного подержав его, назад возвращал и бросал; так делал и другой, и третий, вплоть до седьмого. Преподобный же не отвернулся, но аккуратно взял сукно, благословил, и начал кроить, и шить, и сделал рясу, которую не погнушался надеть». (Епифаний Премудрый. «Житие Сергия Радонежского» — в сборнике: «Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века»).

Кстати, когда в годы революции мощи Сергия были открыты для широкой публики, то зрители отмечали, что сохранившиеся клочки одежды Сергия напомнили им самую грубую мешковину. Крестьянин, который издалека пришёл взглянуть на знаменитого игумена Сергия, свои чувства при встрече выразил так: «Я пророка увидеть пришёл, вы же мне сироту показали... Я святого мужа Сергия, как я слышал о нём, надеялся увидеть в большой чести, и славе, и величии. Ныне же из всего этого в человеке, указанном вами, ничего не вижу, ни чести, ни величия, ни славы, ни одежды красивой и дорогой, ни отроков, служащих ему, ни спешащих слуг, ни множества рабов, прислуживающих или честь воздающих ему... И думаю я — не он это».

А историк Василий Ключевский так описывал быт монашеской общины, созданной Сергием Радонежским: «В монастыре всё было бедно и скудно, или, как выразился разочарованно один мужичок, пришедший в обитель преподобного Сергия повидать прославленного величественного игумена, «всё худостно, всё нищетно, всё сиротинско»; в самой ограде монастыря первобытный лес шумел над кельями и осенью обсыпал их кровли палыми листьями и иглами; вокруг церкви торчали свежие пни и валялись неубранные стволы срубленных деревьев; в деревянной церковке за недостатком свеч пахло лучиной; в обиходе братии столько же недостатков, сколько заплат на сермяжной ряске игумена; чего не хватись, всего нет, по выражению жизнеописателя; случалось, вся братия по целым дням сидела чуть не без куска хлеба. Но все дружны между собой и приветливы к пришельцам, во всём следы порядка и размышления, каждый делает своё дело, каждый работает с молитвой и все молятся после работы; во всех чуялся скрытый огонь, который без искр и вспышек обнаруживался живительной теплотой, обдававшей всякого, кто вступал в эту атмосферу труда, мысли и молитвы. Мир видел всё это и уходил ободрённый и освежённый...»

...«Дружность» монашеской общины, о которой пишет Ключевский, очень перекликается со словами самого Сергия: «Я больше стремлюсь сам у других в подчинении быть, чем над другими властвовать и начальствовать». Собственно, это и есть ощущение любого человека в «холодной» социальной группе: и нежелание, и крайняя нелюбовь к соперничеству со «своими», к любому возвышению над ними.

Так не в этом ли и заключалась та самая главная идея, которая производила наибольшее впечатление на зрителей иконы Рублёва в эпоху её создания: полное единство между изображёнными лицами, их слияние, соединение в одно? Ноль, или даже абсолютный ноль, если пытаться измерить градус соперничества, конкуренции между изображёнными.

Ну, а потом, в последующие столетия, икона просто сыграла роль «исторического термометра», который слоями наросших изображений (в ХХ веке счистили не менее трёх таких слоёв) честно отобразил тот самый процесс «нагрева» высших сословий русского общества, о котором, среди прочего, идёт речь в данной серии. И уж где, как не на иконе Андрея Рублёва, он проявился ярче всего!

В общем, когда при Иване Грозном Стоглавый собор Русской церкви (1551 год) отвечал на вопрос: как следует писать иконы? — «писати иконописцем иконы с древних переводов... как писал Ондрей Рублев» — то от изначальной иконы Рублёва оставалось одно смутное воспоминание. Как и от исходных свойств общежительного монашества, заложенных Сергием. Что отмечал сам царь Иван: «Ведь во всех монастырях основатели сперва установили крепкие обычаи, а затем их уничтожили распутники». О положении в своё время царь с сожалением говорил так: «В монастырях чернецы и попы постригаются не ради спасения души своей, а покоя ради телесного, чтобы всегда бражничать и вместе ездить для развлечений». Какой яркий контраст с эпохой Сергия!

Послереволюционную «чистку» икон от слоёв новой краски специалист по иконописи князь Евгений Трубецкой в очерке 1917 года описывал так: «Недавно мне пришлось быть свидетелем такой «чистки» у И.С. Остроухова. Мне показали чёрную как уголь, на вид совершенно обуглившуюся доску. Вопрос, что я на ней вижу, поставил меня в крайнее затруднение: при всём моём старании я не мог различить в ней никакого рисунка и был чрезвычайно удивлён заявлением, что на иконе изображён сидящий на престоле Христос. Потом на моих глазах налили немного спирта и масла на то место, где, по словам художника, должен был находиться лик Спасителя, и зажгли. Затем художник потушил огонь и начал счищать размягчившуюся копоть перочинным ножиком. Вскоре я увидел лик Спасителя: древние краски оказались совершенно свежими и словно новыми».

Есть некая жестокая ирония истории в том, что произведения древнерусской живописи, включая творение Рублёва, открылись в своих первоначальных красках именно в эпоху революции и во многом благодаря ей. А до этого они были прочно похоронены под потемневшими дочерна слоями олифы, под написанными поверх них слоями новой краски и, наконец, под массивными драгоценными окладами (которые зачастую отличались по изображению от первоначальных икон, как земля от неба). Ну, а конец многих из этих произведений, включая, видимо, и «Троицу», может выпасть как раз на нашу эпоху. Когда эти произведения окружаются всяческим внешним почитанием, молитвами и поклонением...

 

"Троица" Рублёва, кажется, всё

Последние 30 лет красные в России беспокоились о судьбе главной святыни СССР — Мавзолея Ленина, который все Святые Девяностые из Кремля тянулись снести, а с 2004 года каждый день Победы брезгливо заколачивают фанерой. Но беспокоиться-то, оказывается, следовало как раз о главной святыне России дореволюционной, каковой можно назвать знаменитую икону «Троица» работы Андрея Рублёва. Потому что она, кажется, всё...

Из новостей: как сообщает официальный сайт Московской Патриархии, Владимир Путин принял решение о передаче Русской Православной Церкви иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым в XV веке. Икона будет выставлена в течение года в храме Христа Спасителя, а затем займёт «историческое место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры».

Могут возразить: ну и что? Неужели церковь допустит гибель собственной главной (в России) святыни? Что ж, посмотрим на прецеденты. Ведь уже были иконы Рублёва, которые передавались церкви. Вот свидетельство искусствоведа профессора Никиты Голейзовского, который рассказывал в интервью «Известиям», как во Владимире стал свидетелем следующей сцены: церковная уборщица деловито принялась вытирать настенные фрески Андрея Рублёва мокрой тряпкой, намотанной на метлу. «На моих глазах какая-то бабка подставила лестницу и стала протирать рублёвские фрески метлой, обёрнутой мокрой тряпкой. Я заорал — не выдержал. На них даже дышать нельзя, не то что тряпкой протирать. Она за мной погналась с тряпкой и выгнала меня из церкви».

Весьма печальной оказалась и судьба некоторых древнерусских икон, переданных церкви. В России сохранились считанные единицы произведений домонгольской живописи. Одно из них, знаменитая Боголюбская икона, ещё в 1990-е годы было передано церкви в Успенский собор во Владимире. Отдавая икону, реставраторы позаботились о её сохранности — изготовили специальную герметичную витрину-киот, в которой постоянно поддерживался необходимый температурно-влажностный режим. Забота была трогательной и... совершенно бесполезной, поскольку церковники через некоторое время попросту отключили климат-контроль, а часть оборудования — продали. Рассказывает реставратор Галина Цируль: «Оказалось, что две кассеты, которые должны были поддерживать микроклимат в камере, просто не работали. Одну монахини даже куда-то продали — такие вещи денег стоят. Икона стояла просто за стеклом, всего-навсего закрытой на ключик. Тем временем плесень с соседней стены благополучно ползла к иконе, прямо у витрины с образом постоянно стояли живые цветы в воде... При осмотре рядом с местом, где она недавно висела, выяснилось, со слов монахинь, что «здесь у нас крестильня и, конечно, сыро». Вот ещё деталь, которая была бы смешной, если бы всё не было так грустно: мы приподняли плинтус, а под ним — колония грибов! Со шляпками даже». В результате состояние иконы катастрофически ухудшилось, и она была фактически уничтожена плесневым грибком. Реставраторы сейчас не надеются возвратить икону в состояние, пригодное для экспонирования...

Да ведь и саму «Троицу» в 2022 году, несмотря на протесты искусствоведов, возили в Троице-Сергиеву лавру, где она находилась в течение полугода в условиях, отрицательно повлиявших на её сохранность. Вернулась в Третьяковку с изменениями состояния хранения. Казалось, этот печальный опыт должен был бы кого-то вразумить. Но где там...

Фокус ещё в том, что это только с культурно-исторической точки зрения икона «Троица» уникальна и неповторима. А по церковным канонам, любая икона может быть скопирована и надлежащим образом освящённая копия-список полностью заменяет собой икону древнего письма. Так зачем же церкви забирать из Третьяковской галереи бесценный и уникальный с точки зрения культуры и истории оригинал, если можно спокойно сделать точную копию, и она будет равноценной?

На первый взгляд, это бессмысленно. Но... как-то я писал, что, слегка перефразируя Че Гевару: любая эпоха — что революция, что реакция — подобна велосипеду: если она не движется вперёд, то падает. Вот отъём иконы Рублёва из Третьяковки и последующая её обработка шваброй со святой водой — это и есть, как ни грустно, такое продвижение нашей эпохи Реставрации вперёд. Упёршись в одном месте, она непременно будет стараться двигаться в другом. Пока не упрётся повсюду — но тогда упадёт. Снос Мавзолея сейчас не прокатывает, понятно, что общество воспримет это крайне негативно, может произойти раскол. Ну, ничего страшного, тогда двинем вперёд другие фигуры... Шах и мат! Прощай, «Троица»...

И ещё: а что там с террористами и диверсантами в условиях СВО? Не является ли далёкая от Москвы Лавра гораздо более лакомым объектом для возможного нападения? Не будем забывать, что на Украине идёт и межцерковный конфликт... Хотя какие террористы-диверсанты, о чём это я, если есть бабка с мокрой шваброй, которая с успехом заменит собой целый басаевский отряд...

Да, видимо, с творением Рублёва придётся проститься, как простились мы навсегда со знакомой с детства античной аркой из Пальмиры, которая была изображена на советских учебниках истории Древнего Мира и которую снесли в 2015-м неугомонные клерикалы, Которых-Нельзя-Называть, под чёрными флагами. Теперь вот и «Троица», похоже, всё... А ведь её идея гораздо шире любой чисто религиозной, она имеет несравненно более глубокое, не побоюсь этого слова, общечеловеческое значение. Это как бы послание, адресованное нам, да и последующим поколениям, из далёкого XV века. Конечно, она общалась с нами на том языке, на котором разговаривала та эпоха, а как же вы хотели иначе? Однако мы вполне могли этот язык понять и почувствовать радость от взаимопонимания с людьми, жившими за добрых 600 лет до нас.

Но увы...

 

Постскриптум:

Анатолий БАРАНОВ

"Троица", написанная Андреем Рублевым в XV веке - наше общенародное наследие

"В ответ на многочисленные просьбы православных верующих президентом Российской Федерации В. В. Путиным принято решение о возвращении Русской православной церкви чудотворной иконы «Троица», написанной преподобным Андреем Рублевым," — говорится на сайте РПЦ.

Гражданину Путину В.В. необходимо напомнить следующее.

В Российской Федерации пока еще действует Конституция РФ.

В ней, в частности, говорится:
"Статья 80
... 2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
... Статья 44
... 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры."

В прошлом году появились сообщения о том, что "Троица" находится под угрозой исчезновения, поскольку специалисты обнаружили на ней свыше 60 изменений.

В РПЦ добавили, что в течение года икона будет выставлена для всеобщего поклонения в храме Христа Спасителя, а затем займет историческое место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

"Троица" - одна из самых прославленных русских икон, и самое знаменитое произведение Рублева. До 1929 года хранилась в Троицком соборе, а затем до недавнего времени находилась в Третьяковской галерее.

Теперь доступ к иконе и ее сохранность будут определяться решениями РПЦ.

Это есть прямое нарушение Конституции РФ.

РПЦ как централизованная организация до 1991 года не имела статуса юридического лица, который обрела в полном объёме на территории РСФСР 30 мая 1991 года при регистрации Министерством юстиции РСФСР Гражданского устава Русской православной церкви на основании Закона СССР от 1 октября 1990 года «О свободе совести и религиозных организациях».

И как можно "вернуть" произведение искусства, созданное в 15-м веке, организации, юридически образованной лишь в 1991-м году?

Более того, РПЦ как минимум со времен Петра Первого целиком и полностью входила в состав государства, ее главой был император, а управлял ей от имени империи обер-прокурор Священного синода.. То есть национализация церковных ценностей происходила, строго говоря, без противоречия с законами Российской империи, и, кстати, на тот момент не вызывала особого противодействия церковной общественности.

Что до самой иконы, то она не "одна из самых", а самая известная в мире русская икона, символ несостоявшегося "русского возрождения", признаваемая мировым шедевром.

К примеру, проезжая мимо города Реймс, конечно, заглянул как-то в Реймский собор, и увидал там список с рублевской Троицы - что это и откуда в католическом соборе православная икона как объект поклонения, объяснить мне служители не смогли. Но факт. Перепутать невозможно. В соборе французских королей...

Сможет ли РПЦ обеспечить сохранность нечаянно доставшегося ей всенародного достояния? Судя по недавним прецедентам, ресурсов и опыта в данном вопросе у церкви недостаточно...

По материалам ЖЖ и сайта Forum.msk

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Сергей Ходнев: ОТШЕЛУШИВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДУХОВНОСТИ

Сергей Ходнев «ТРОИЦЕ» ПРОПИСАН ПОКОЙ. Икону Андрея Рублева признали нетранспортабельной, но будут транспортировать

Мария Москвичева ПЕРЕДАЧА «ТРОИЦЫ» РУБЛЕВА РПЦ может стать началом глобального «передела»

Анатолий Несмиян: ПО ПОНЯТИЯМ. Становится понятно, с чего бы вдруг РПЦ срочно затребовала себе в собственность икону Рублева

В МОСГОРДУМЕ ОБРАТИЛИСЬ В МИНКУЛЬТ И АП с просьбой не передавать икону Андрея Рублёва “Святая Троица” на постоянное хранение РПЦ

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ. Завотделом Древнерусского искусства Третьяковки рассказала о путешествии иконы в Троице-Сергиеву лавру и его последствиях: «Это было чудовищно!»

«НАДГРОБИЕ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» Какие «Похоронка» нашла слова, чтобы замминистра Обрывалин отдал сокровище Эрмитажа Церкви   

Наш канал
на
Яндекс-
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную