ЗАКЛАДЧИКИ

4 ноября 2014 г. господин Владимир Мединский, занимающий должность Министра культуры Российской Федерации, поучаствовал в закладке камня. По поводу назначения камня могут быть разногласия.

По мысли Мединского, это был первый камень Центра современного искусства. Однако, со кажется, что камень этот бросили в лицо исторической культурной традиции нашей страны. А кому-то, возможно, хотелось бы,  чтобы сей камень стал надгробием для нашей культуры.

В церемонии закладки (или всё же броска?) принял участие и человек, занимающий должность мэра столицы, - господин Сергей Собянин.

Оба чиновника выражали радость по поводу состоявшегося события. Мединский нахваливал московское правительство, которое, по его словам, подошло к вопросу создания ГЦСИ (государственного центра современного искусства) «креативно и комплексно» и подобрало «замечательное место – рядом с будущим метро, в центре нового перспективного района».

Речь идет о Ходынском поле. Одноименная станция метро по плану развития Московского метрополитена до 2020 г. планируется на второй кольцевой линии.

Сергей Собянин нахваливал саму идею: «Создание суперсовременного музея для современного искусства мирового уровня — большое событие для культуры Москвы. Ведь это не просто музей — это выставочные, театрально-концертные и кинозалы, мастерские для детей и начинающих художников, а также для профессионалов. Этот центр, я уверен, станет неким культурным стержнем этой территории и даст ей еще более комплексное развитие».

Кстати, о культурном стержне территории. Сразу же после закладки камня, 5 ноября стало известно, что Москомархитектура не поддержала проект  создания на Ходынском поле просветительского храмового комплекса, который планировалось возвести в рамках воссоздания Храма в честь Преподобного Сергия Радонежского, разрушенного в 20-х годах прошлого века.

"Изначально мы планировали величественный, красивый комплекс — проект функционального храма, который взял бы на себя массу социальных, просветительских направлений — это и детский сад для многодетных семей, и патриотическое воспитание, и дом художественного и театрального творчества с различными кружками для детей. Однако в настоящее время Москомархитектурой предоставлен план размещения храма на участке в 0,25 гектара, то есть, на 25-ти сотках вместимостью в 360 человек", — рассказывает отец Василий (Биксей), настоятель будущего храма.По его словам, в данном случае реализация какой-либо социально-просветительской задачи не предусматривается. Да и сам храм, построенный в соответствии с данным проектом, не сможет вместить всех желающих – по мнению священника, здание нужно рассчитывать на 700-800 человек.

Таким образом, московское правительство сделало свой выбор – вместо храмового комплекса стержнем территории будет ГЦСИ. Строить Центр будут по проекту ирландского архитектурного бюро Heneghan Peng Architects, выигравшего международный конкурс. Проект предусматривает 17-ти этажное здание общей площадью 46,5 тысяч квадратных метров. Современному искусству будет где развернуться. Возвести эту площадку художественного выкобенивания планируют за два года.

Еще недавно на Ходынском поле существовал музей авиационной техники,  что было логично, поскольку в советское время  там размещался  Центральный  аэродром им. М.В. Фрунзе. Но судьба музея оказалась печальной, и он тихо умер к 2011 году.  Несмотря на то, что сегодня страна прилагает  усилия для возрождения своей военной мощи, идея возродить авиационный музей в чиновничьи кабинеты так и не залетела.  В соответствии с проектом ГЦСИ взлетные полосы былого аэродрома всё же сохранят – на них устроят катки, цветочные сады и зоны катания на скейтбордах. Авангард и деиндустриализация в одном флаконе.

Стоит обратить внимание, что церемония закладки ГЦСИ проходила 4 ноября, в День народного единства. По календарю День народного единства совпадает с празднованием Казанской иконе Божией Матери, установленным в 1649 году в честь событий 1612 года, когда Москва была избавлена от польских захватчиков. День народного единства, таким образом, наследует память о духовном подъеме тех лет и возрождении России, то есть отсылает к исконной отечественной культурной традиции.

Лица, которые приурочили к этому дню закладку площадки, на которой любые традиции будут расщепляться, попираться и высмеиваться, в лучшем случае отличаются редкостной культурной глухотой и нравственной бесчувственностью. В худшем случае это – осознанная провокация. Враги России могут быть довольны: в тот день, когда страна должна вспоминать о своих духовных корнях, довольно высокие должностные лица заявили о реализации под эгидой государства проекта, призванного разрушить российскую культурную идентичность. Прямо-таки ритуальное жертвоприношение в рамках извращенной логики от лукавого.

Прямо с трибуны Сергей Собянин пригласил всех в Манеж на выставку «Моя история. Рюриковичи», словно ЦСИ и выставка в Манеже – звенья одной цепи.

Так должен бы выглядеть «культурный стержень территории» Ходынского поля.

hodynka1.jpghodynka2.jpg


А Министерству культуры или московскому правительству оказался милее вот такой монстр:

hodynka3.jpg

C сайта "Культуролог"

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную