Олег Чупров – поэт народный. Это не звание, званиями он не обделён, факт признания. Песни на стихи Чупрова в разное время пели всеми любимые исполнители, звёзды – Эдита Пьеха, Борис Штоколов, Эдуард Хиль, Муслим Магомаев, Андрей Миронов, Михаил Боярский, Сергей Захаров, Марина Капуро, Игорь Скляр… поют и земляки поэта. В 2010 году Совет Усть-Цилемского района Республики Коми присвоил центральной библиотеке имя Чупрова. Северная красота и петербургское благородство – вот, если коротко, особенность творчества поэта, уроженца Усть-Цильмы, автора слов гимна Санкт-Петербурга. В 2012 году у поэта вышла книга стихов «Время листопада», сюита – о родине, любви, о небе и небесах, о реках – песенных и людских. Её лейтмотив «музыка светлой печали», ясная, напевная, простая, без упрощения, подобно узнаваемым фрагментам народных песен в опере Глинки или балете Чайковского. Печаль от древнерусского печа (забота), что жжёт, печёт изнутри. Жизнь – печаль, череда забот? Сердце, как солнце, восходит. Заботы волнуют, кипят, рвутся наружу. При этом, не странно ли, три печатных листа могут вместить жизнь поэта, убеждён Чупров, потому что – «пишу о смысле жизни / аскетическим стихом». Кипение – да, но пена… её поэт старается оставить на творческой кухне, в книгу идёт горячее слово. Согретое мыслью. Три строчки: И качается лодка твоя А в них, как минимум, сжатый рассказ, повесть, переведённая на язык символов. Символично и название книги – «Время листопада». Красочность, жгущая изнутри, выплеснута наружу, высшей точкой, пронзительной длинной нотой, финальной. И – холодок. Его лёгкое дуновение напоминает о малой светостойкости ярких красок вообще, а осенних, в частности. Блекнет золото, деревья растрёпанными зачитанными книгами, теряют листву. Собрать бы… от начала… перечесть. Книга Олега Чупрова о Слове, бывшем вначале, которое слышит поэт, спешит записать… Я пишу о жизни вечной! Художник предпочтёт кривое, корявое дерево, ровному стволу, вызывающему мысль лишь о древесине. Книги по большей части также пишутся не о гладкой жизни-биографии, – о виражах, падениях, попытках взлёта, о судьбе. Круговерть, вихрь, водоворот… неужели эти формы естественней вписываются в наше бытие, заставляют так же вертеться, суетиться, лишь потому, что напоминают… строение молекулы ДНК? Не слишком ли воспарила фантазия? Хотя… В который раз убеждаешься: неказистый ствол, умудрившийся вырасти в расщелине валуна, на краю обрыва, и дать крону – удивляет, не оторвать глаз. И опять – что же тогда такое жизнь? Путь к творческим достижениям, признанию?.. Куролесили И, кроме этих строк, у Чупрова есть вещи, также напоминающее парадоксы Розанова, впрочем, естественные примеры сложности человека, трёхчастного создания из тела, души и духа, чаще всего неладно пригнанных. Поэту ли не знать: суета первична, таков человек, без суеты лишь ангелы, и то не все. Стихотворение, слова, выстроенные «в столбик», творят из лиц – лики, приближают человека к цельности, избирают суть из суеты. Поэтесса Валентина Ефимовская, размышляя о стихах Олега Чупрова, добывающего «счастье высшей пробы» (на меньшее его лирический герой не согласен), напоминает: «В общеславянском значении "счастье“ означает – хорошая доля. Понятно, что доля не может существовать без целого». И далее о значении слова Бог – наделять, раздавать, заключая, что механизм счастья в умении воспринимать эту благодать. И мне видится творчество Чупрова благодатным. Не благостным. Он не относится к поэтам, чьё декларированное православие маскирует поэтическую несостоятельность и бескрылость мысли. Повидал я в жизни много, Но твердит упрямо лира, Здесь, в том числе, и смелая по нынешним временам, мысль о счастье принадлежать миру людей, родственников, друзей, соотечественников. Счастье: я – часть! Часть мира. Иным быть не могу, даже, если по всем приметам в миру, на родине, тоже – время листопада… Подобно соловью, Меньше ли будет саднить душа поэта, если убедить его, что деревни умирают не только в России, по всей Европе? Вряд ли, пока он слышит, как звенит в тиши Исчезнет ли глухая сердечная боль, Когда на паперти старуха Когда поэт, тонкий мелодист по природе, заострённый культурой, видит, как беснуется Листопад Олега Чупрова не сезонное явление: хрустом отрывного календаря, поворотом колеса судьбы, он также ощущается чем-то большим, чем личностное состояние. Пролистываю его книгу: так похоже на мелькание спиц, поэтическое слово – спица в колесе времени. Поэт в любое время начинает с чистого листа, стихи прорастают в сердце лопающейся почкой, разворачиваются, стремясь уловить невыразимое. Пускай листва, Осень осеняет поэта: нет сути вне суеты, и человек – мятущийся лист на древе жизни – это подтверждает. Не благодаря ли его «фаустовской» дерзновенной озабоченности, оно до сих пор «пышно зеленеет»? А мы? Перебираем листья – строки стихов Олега Чупрова, кладём среди страниц своей книги жизни, чтоб невзначай, листая, увидеть забытое, а может быть, незабываемое стихотворение. И музыка нашей печали наполняется Светом. В смятенную душу | |||
| |||