Эмма МЕНЬШИКОВА
18 апреля 2012 г . ОГУРЕЦ ДЛЯ ПРИМАНКИ Ну, кто бы мог подумать, что наступят такие времена, когда мы на полном серьёзе будем ставить памятник… огурцу. В стране героев и святых на пьедестале воцарился овощ, которому с лихвой воздаётся должное в анекдотах и пошлых шутках…
Волшебное ныне слово бренд затмило умы важных мужей, и они не нашли ничего лучшего, как приманкой для туристов сделать гнусный по своему исполнению огурец, вызывающий явно не аппетитные ассоциации. И это в русском селе со славной историей и древними традициями. Почему именно огурец? Видимо, искали нечто необычное, эпатажное, в стиле так называемого современного искусства. До фаллоса дело не дошло, этот «бренд» выгодно для себя использовали другие пиарщики своих территорий и имен. Но нечто похожее на него – дурной пример заразителен! – нашим патриотам удалось сотворить. Да ещё выдать это произведение искусства за удачную находку, которая непременно должна привлечь потоки туристов, в том числе и иностранных, на поклон к этому сомнительному символу единения (!) и плодородия… Открывали памятник шумно, торжественно. И что? Рванули к нам западные гости? Отложили свои круизы и туры по морям-океанам и богатейшим странам Европы, Азии, Африки и кинулись к нашему огурцу? Или, может, в российских турфирмах отбою нет от сограждан, жаждущих засвидетельствовать своё почтение отлитому в металле овощу? Вряд ли. Наши люди если и тратят денежки, то на паломнические поездки. Или к литературным местам, писательским родинам и усадьбам. Или к местам боевой славы – Куликовскому, Бородинскому, Прохоровскому полям, в Сталинград, Ленинград… Кстати, и у нас в области есть свои места боевой славы. В том числе – вы не поверите! – высота… Огурец. Получившая своё название за схожесть по своей конфигурации на карте именно с этим овощем.
Поисковые отряды ведут здесь раскопки не одно десятилетие, однако отпеты и захоронены останки всего лишь сотен солдат. Да и те в основном безымянные. Редко-редко удается найти опознавательный медальон, и тогда потомки героев приезжают на эту высоту и проливают горькие слезы над обретенной могилой деда или прадеда, жалея о том, что солдатской вдове так и не довелось преклонить колена перед прахом любимого человека… Но высота Огурец с мемориальным комплексом в честь погибших за этот, по сути, клочок земли, за который сложили головы русские и грузины, белорусы и осетины, таджики и туркмены, – это не бренд. Это гордость и слава нашего народа, это вечная скорбь и память. Что нынче не очень котируется среди управляющих страной. То ли дело – бренд! Тут годится всякое, и чем чудней, нелепей – тем лучше. Видимо, и в Перми гельманы со товарищи руководствуются тем же критерием при насаждении своего бесформенного, бессмысленного, безвкусного, вызывающего «искусства»: привлекает ли оно деньги. И вот до русской глубинки, до села докатилось… Сейчас это чуть ли не показатель успешной деятельности руководителя: выделиться. Хоть чем-нибудь. Чтобы территория – не край, не район или деревня, а именно территория: безликое, ни к чему не обязывающее слово – обратила на себя внимание, привлекла к себе деньги из карманов заезжих гостей или, ещё перспективнее, инвесторов, заглянувших ненароком полюбоваться на диковинку. Ну хотя бы и на огурец… Не елецкими же чудными храмами, кружевами или Бунинскими местами инвесторов удивлять. Им на Бунина плевать. Так же, как и на Розанова, Пришвина, чьи судьбы были связаны с Елецким краем. И на прославленную военную биографию города, от стен которого бежали как войска Тамерлана, так и фашистские полчища, тоже плевать. И про икону-защитницу Ельца ему знать неинтересно. А вот на огурец должен клюнуть… Хотя чувствуется неловкость, с которой глава села представляет свой бренд нормальным людям, приехавшим просто в гости. Или чтобы познакомиться с жителями, делающими настоящую славу своей малой родине. Ведь именно они, русские мужики и бабы, до сих пор терпеливо и верно живут в этих далёких от цивилизации местах, храня отчую землю, родительские дома, дедовские церкви, созывающие народ на православные праздники, утрени и вечерни. Живут – и не ищут себе лёгкой доли. Перебиваются на скудные пенсии, выращивая на своих огородах картошку и те самые огурцы, несъедобный собрат которых стал вдруг памятником. Вы не подумайте, уговаривал нас «отец» села, что это и впрямь памятник огурцу. Это людям нашим, трудягам и бессребреникам, предкам нашим, славным ратаям и воинам, памятник. А огурец – потому что с основателями села связана легенда о привезенных кем-то из них огуречных семенах, из которых и выросли впоследствии благополучие и слава особенного огуречного края. Мол, сотни лет здесь выращивают такие огурцы, каких нет нигде окрест. А всё люди, крестьяне наши, спин не разгибающие на своих участках с ранней весны до поздней осени… Вот так и объясняет всем глава администрации смысл и идею памятника, явно в нём не воплощенные. Но ведь есть замечательный колоритный памятник Крестьянину в одном из наших же райцентров: и объяснять ничего не надо. Глянешь – и всё поймёшь, настолько завершён и глубок этот образ… А с тамошними людьми мы всё-таки познакомились: не на огурец ведь железный любоваться приехали. И поразились силе духа русского человека, его творческой деятельной натуре. Пока здоровые уродцы сотворяют невесть что с нашей культурой, больные искалеченные слабые телом люди на самых задворках так называемой цивилизации, в отдаленных глубинных деревнях и сёлах творят истинно народное, исполненное настоящей жизненной правды искусство. Почему больные? Потому что в «огуречное» село мы приехали на выставку работ инвалидов, не опустивших руки перед свалившимся на них недугом. Они поют старинные русские – не стилизованные под фольклор – песни, лепят из глины игрушки и деревенскую кухонную утварь, шьют куклы, образы которых пришли к нам еще из дохристианской Руси – обереги, куватки, лихоманки… Сколько нового, интересного узнаёшь о древних традициях и обычаях, домашнем укладе наших предков в таких вот поездках, общении с простыми людьми… Они плетут из лозы различные поделки и корзины, из лоскутов – половики и «дерюжки», из тонких нитей – кружевные узоры. Они пишут картины, режут по дереву и из дерева, мастерят украшения из бисера, шьют народные одежды, валяют валенки. Они пишут стихи! Неподалеку от огурца, что на главной площади села, в небольшом старом доме живет настоящий русский поэт Василий Бутов. Член Союза писателей России, автор семи книг, он является человеком с так называемыми ограниченными возможностями, которые умные люди уже переименовали в особые. Ибо только с особыми данными можно так отдаваться творчеству, чтобы от него светло и восторженно становилось всем вокруг, кто способен видеть, слышать, чувствовать… А вот еще один русский мужик – Евгений Ламов из села Ериловки. Он был совсем молодым, планировал будущее, осваивал профессию – а оказался в инвалидном кресле, неспособным даже к самообслуживанию. Чем заполнить длинные, тягостные дни, какую радость обрести в такой жизни? Беспомощность подавляла, ослепляла, но он старался ей не поддаваться, зацепиться хоть за что-нибудь в этих своих четырех стенах… Иногда казалось: единственное, что ему остаётся, – это смотреть. И он смотрел. И чаще всего видел перед собой мать с мелькающими спицами в руках или юрким вязальным крючком, из-под которого выходили какие-то немыслимые ажуры… Как это произошло, он и сам не понял, но однажды он тоже взял в руку крючок и начал неумело, но отчаянно нанизывать петлю на петлю. Постепенно азарт овладел им, выработалось умение и чувство красоты. Теперь из-под его пальцев выплывают изумительные узорчатые скатерти, салфетки, покрывала, особенность которым придает яркий, насыщенный цвет: он любит, чтобы его изделия радовали глаз. А потом он научился вышивать крестиком. Мелкая, кропотливая работа не утомляет его, он ею живёт, вышивая сложнейшие полотна, которые на стене, в рамках кажутся живописными картинами, с тончайшими переходами, переливами цветов и оттенков… Вот что нужно показывать иностранцам. Да и нашим согражданам тоже, особенно тем, кому большие деньги не дают заняться интересным и творческим делом, навевают тоску и сплин. Вряд ли железный огурец на площади станет для них каким-то откровением. Да и не поедут они к нему: что они, огурцов не видели? Так ещё бы и настоящие, хрустящие, солёненькие были: хоть закусить можно. А железные, даже свисающие до земли, пошлые их подобия и даром никому не нужны. Так ради чего мы сами-то на такие приманки тратимся?
|
|