Надежда МИРОШНИЧЕНКО, доцент кафедры РиСО гуманитарного фак-та Ухтинского государственого технического университета
КРЫМ и МЫ

Крым. Главная ассоциация детства – Артек.

В Артеке не была, но представляла, как там замечательно. Он был частью моей детской воображаемой жизни, со всеми красками юга и ярко-синим Чёрным морем.

Старшие классы школы - Бела. Лермонтов. Тамань.

Больше всего меня потрясало и воспитывало то, что, несмотря на всю любовь к Печорину, даже перед смертью Бела не изменила ради любимого своей вере. Потрясал и сам Лермонтов, место его гибели - гора Машук, по дороге на которую «кремнистый путь блестит», Тамань с её честными контрабандистами, которая почему-то представлялась сегодняшней, тёмной и таинственной. Переполненной фантазиями и опасностями.

Институт - Екатерина Великая. Потёмкин. Разоблачение лжи о «потёмкинских деревнях».

Взрослая жизнь - поездка с мужем в Севастополь и Новороссийск. Великая Отечественная война. Малахов курган, вобравший в себя две обороны Севастополя.

Взрослая жизнь – поездка в Коктебель на творческую дачу СП СССР. Знакомство с Юлией Друниной и прогулки с ней по местам крымских боёв: от Коктебеля до Старого Крыма.

Вся взрослая жизнь до перестройки – Крым - предательство Хрущёва, утрата героической части Родины. Передача Крыма и Севастополя Украине. Ужас, что мы их уже никогда не вернём.

Сегодняшний день - счастье от возвращения исконно русской территории России. Гордость патриотизмом севастопольцев и крымчан. Их любовью к России и к русскому языку. Слова Алексея Чалого: « Вы не жили 23 года без Родины!»

Вот так, навскидку, я обозрела просторы своих молниеносных ассоциаций по Крыму. И сама удивилась, как много связано у меня с этой землёй, просто лежало где-то глубоко в душе. Но ведь и формировало душу, заставляя пользоваться Крымом как оселком, на котором тоже оттачивалось мировоззрение. Конечно, не только Крым присутствовал в моём внутреннем мире. Но сегодня, когда его НАРОД явил собой нечто горячо любимое, настоящее, когда ОН, а не мы, возопил о своей любви к России как к Родине, к русскому языку – как к ценности, чем безмерно удивил нас, уже смирившихся и со снижением патриотизма, и с унижением нашего великого языка, я восприняла его присоединение к России как нечто большее, чем просто возвращение части русской земли на Родину.

И моя жизнь нескольких последних десятилетий обрела не смысл, а подтверждение правильной сути этого смысла, которая потихоньку открывалась мне в течение многих лет. Моё, ещё почти детское удивление: почему в знаменитом фонтане «Дружбы народов» на ВДНХ нет среди 16 фигур в национальных костюмах народов СССР фигуры в соборном русском костюме, символизирующем государство-образующий народ? И сделанное когда-то открытие, опасное для советского времени (хотя при моих патриотически настроенных родителях я никогда не была диссиденткой), что Великая Октябрьская революция вместе с разрушением Империи убрала из Первой советской Конституции имя Родины - России, заменив его именем политической системы - СССР, РСФСР. Но вместе с тем, оставила национальные имена народам всех союзных и автономных республик, кроме русского. Так у всех же народов появились свои « конституционные» имена, и только русские потихоньку были переведены в просто «советские». И когда я с некоторым акцентированием и юношеской запальчивостью восклицала: «Мы же советские!», всегда находился кто-нибудь рядом, кто спрашивал с подозрением: «Что вы имеете в виду?» И, понимая подтекст, я, тогда ещё инстинктивно, отвечала вопросом: «А что? Мы не советские»? И это останавливало продолжение дискуссии.

Кстати, сегодня конституционно являются «россиянами» только русские. А все остальные - россияне, но чукчи,татары, башкиры, ненцы и т.д. Ещё меня мучил собственный вопрос: почему до революции в плохой Державе границ не было, а в хорошем СССР они появились. Сначала почти условно. А теперь уже и всерьёз. Позже, спасибо сегодняшнему времени, я прочитала умные размышления по этому поводу в трудах русских философов и историков. Но собственные открытия потрясали меня больше. Именно они и заставили меня заинтересоваться настоящей историей России. А не только историей древнего мира и КПСС. Особенно меня потрясло образование Европейского Союза, где совершенно разные народы начали жить по общим правилам, а народы многовекового многонационально-единого Государства Российского начали потихоньку расходиться. Так замена Империи Федерацией по западному образцу начала свой второй после ВОСР виток распада бывшей Империи.

Активизировался процесс с принятием Декларации о суверенитете 1990 года. Еще осенью 1988, когда мне довелось побывать в США, при всём искреннем гостеприимстве американского народа, меня удивлял какой-то целенаправленный интерес к нашему национальному имени. «А правда,- говорили совершенно замечательно относившиеся к нашей группе американцы,- что в России другие народы не хотят быть русскими, а хотят - россиянами?» Когда этот вопрос прозвучал энное количество раз, мы поневоле начали понимать, что здесь что-то не так. Ещё и Ельцин-то президентом не стал со своим знаменитым: «Россияне!» А понятие уже закрутилось. К тому же, нам давали почитать и материалы из Прибалтики. К выходу которой из состава СССР мы и вернулись на Родину. Это сейчас всё так ясно. А тогда душа испытала шок.

Последняя, нынешняя, Конституция Российского государства вернула через многие десятки лет в Первую свою статью имя Родины - Россия. Но депутаты, привыкшие за все предыдущие годы к первенству политического диктата, совершили очередную ошибку. Минимальным числом голосов они добились, что имя Родины - Россия в этой Первой статье было поставлено на второе место после имени политической системы. Так мы и живём в этом порядке: «Российская Федерация, Россия». А, если Родина на втором месте, что уж тут особо печалиться и о народе, давшем ей своё имя.

Вот почему, радуясь возвращению крымчан в Россию, я одновременно и жалею их. Они, по крайней мере, русские, вернулись к своему большому русскому народу, преисполненные радостью воссоединения. А большая часть этого народа, пока Крым принадлежал Украине, по последней Конституции уже была распределена по бывшим автономиям. (Вспомним незабываемое: «Берите суверенитета, сколько проглотите.»). Сначала, в течение всего ХХ века, произошла переброска с родных земель народных масс на исполнение Планов . А, как известно, их было «громадьё». Переброска не только русских, но русских – в большинстве, как самого большого народа. Притом, в большинстве же, русских крестьян, хранителей в любом народе языка и национальных и духовных традиций. С последующим вымиранием русских деревень. Переселение началось для поднятия промышленного и национального потенциала национальных автономий и, в целом, России. А потом произошло и « дисциплинирование» пришельцев этими территориями по новым правилам. Где сегодня русский язык и литература преподаются в школах почти в таком же уменьшенном количестве часов, как на Украине, но с обязательным изучением на равных с языками малых и средних народов Отечества. Хотя достаточно было бы для некоренных народов ввести факультативные программы. Правда, в последнее время на Украине вообще запретили русский язык. Что, собственно, и вызвало самый большой гнев крымчан и севастопольцев. Но ( при отсутствии единой общегосударственной русской языковой и культурной программы) глубокое погружение русских, лишённых своих национальных корней и разделённых по многочисленным национальным территориям России, в национальные программы народов нашей страны, приводит к очередной денационализации самого большого народа России. В том числе, в основном, и самого большого на этих национальных территориях.

Я не могу ни в чём обвинять, ставшую мне родной Республику Коми ( я живу здесь с шести лет). Но то, что коми земля не поддалась почти общему поставтономному националистическому психозу, (именно эти 23 года Крым и Севастополь и отсутствовали в составе Государства Российского) заслуга отнюдь не населения республики, а её руководителей. Само население запуталось бы в активных националистических визитах представителей народных фронтов Прибалтики, Молдавии, да и той же Западной Украины. Руководители же были то сильнее, то слабее, но чутко отслеживали националистические перегибы всех живущих на коми земле народов. В том числе, самых больших по количеству - русских и коми (русских в республике проживает более 50 %). И когда, при следующей кампании денационализации русского народа, я поочерёдно обращалась к каждому из них, мне объясняли: «Надежда, это распоряжение Большого правительства, которое не исполнить мы не можем. Мы и так сохраняем относительное равновесие в рамках дозволенного».

Всё это потихоньку вело к перегибам и в свободе государственного поведения национальных территорий. А в перспективе – к плавному перетеканию из федерации в конфедерацию. Учитывая, как мало заботило это русских жителей национальных территорий, привыкших считать всю Россию своей большой Родиной, опасность становилась всё более реальной. Т.к. национальные республики получили за это время не только свои национальные языковые и культурные, но и религиозные программы, объединявшие народы на территории республик и включавшие их в Большие международные проекты. Например, финно-угорскую и тюркскую. С тесным контактом на пространствах этих международных площадей. В последнее десятилетие, после распада Югославии, появились и славянские международные программы. В одной из славянских программ я участвую тоже, являясь членом комиссии по культурному обмену Международной Академии литературы и живописи( г. Варна, Болгария. Председатель Академии Элка Няголова).

Сегодня много говорят о нашем Президенте . Но основная масса народа российского не очень понимает , какую огромную роль сыграл В . В . Путин в сохранении единства государства . Вертикаль власти спасла Россию . Но это только начало выравнивания общего положения дел. Возвращение большинства жителей России к своим главным религиям , в первую очередь, к православию , и, подчёркиваю, к т р а д и ц и о н н ы м исламу и иудаизму, тоже помогает России опять стать многонационально-единым государством Российским. Но без решения р у с с к о г о в о п р о с а, без обозначения роли русского и, более широко, русского православного народа в истории создания Государства Российского и роли Русской Православной Церкви, без понимания, что отсутствие языковой и культурной программы самого большого народа России выхода просто не видится. Одно дело – Держава, где государство работает как единое пространство с разнообразием каждой из территорий. Другое - федерация по западному принципу, без учёта принципа возникновения государства собственного, с именем Родины в Конституции на втором месте и вообще без конституционного места русского народа. Таким образом, получается, что российские коми, татары, якуты, чеченцы и все остальные народы бывших автономий занимают достойное конституционное место в Отечестве. А « коми», «татарские», «якутские» и другие русские, живущие по другим правилам, чем собственно русские в русских национальных областях, являются самым большим расчленённым народом в самой России, не знающим своей истории, своего национального, а не интернационального русского языка. И эта часть русского народа постепенно перестанет быть частью русской, не став и частью какой-либо из других национальностей России. Частью самой запутавшейся и взрывоопасной.

Возвращаясь к Крымско-Севастопольскому прецеденту, который вызвал такое бешенство за рубежом, мне очень хотелось бы верить, что именно им - Севастополю и Крыму дано возбудить в нас любовь к собственной Родине и напомнить всей России, что такое без этой Родины жить!

P.S . Конечно, эти вопросы требуют серьёзных решений. В первую очередь, нам не обойтись без референдума по изменение порядка Первой статьи Конституции. Где «РФ, Россия» должны поменяться местами: «Россия, РФ».

Статья написана для ежегодной конференции преподавателей УГТУ. И будет опубликована в сборнике статей конференции. Апрель. 2014 г.

 
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную