Александр МОЖАЕВ (Ростовская обл.)
На Святки, перед тем, как идти христославить, первым делом мы собирались у Кудина, а уж потом всей гурьбой шли к Натахе. Без Натахи, как и без Кудина, колядки не ладились. Тётка Васятка, мать Натахи, всегда нарочито строга. - Опять побираться идёте?.. – ворчит она. - Вот же придумала, ма, «побираться»… Христославить идём! – наряжаясь, отзывается из своей комнаты Натаха. Отца своего Натаха не помнит. Когда она была маленькой, он уехал куда-то на Север на заработки, да так и затерялся невесть где. Погоревав какое-то время, мать Васятка принялась устраивать свою жизнь. Со своего двора уходить она не хотела, с пришедшими в примы не церемонилась и от этого успела побывать замужем раз десять, а то и больше. Бывало, приходит время сажать картошку – приведёт мужика, а на копку, гляди, у ней уже новый… С годами Васятка растеряла свою былую бабью красу, и любителей «копать картошку» становилось всё меньше, потом и вовсе перевелись. Взятыми из печки углями мы подрисовываем Натахе усы. Она подпоясывает оставшимся от отца ремнём тулуп, Кудин нахлобучивает ей на глаза свою старую папаху. Натаха смотрится в зеркало, лихо сбивает папаху на левое ухо. - Ну как, ма? – гордо вскинув голову, спрашивает она. Осмотрев её, тётка Васятка только вздыхает: - На Махна похожа,- говорит она. – В таком наряде, да с вашим концертом – не христославить, а только разбойничать… Ладно уж, поняйте с Богом, да глядите: у старых бабок ворота не сносите… - А у молодых бабок можно? – смеётся Кудин. - Молодые ещё надбают, а старых не обижайте. Входя в дома, чтоб обозначить цель своего прихода, пели: «Мы пришли Христа прославить, и вас с праздником поздравить». А чтоб задобрить хозяев, обязательно добавляли: «Дай Бог тому, кто в этом дому. Доброго здоровья, маслица коровья». Но верно говорит тётка Васятка: колядок, прославляющих младенца Христа, в нашем репертуаре было не густо, зато:
«Колядую-колядую Или: «Кто не даст лепёшки - завалим окошки», «Кто не даст пирога – сведём корову за рога!» И таких разбойничьих колядок у нас в арсенале было множество. Саня Барменов, которого все мы зовём Бармалеем, оправдывая своё громкое имя, одевал вывернутый наизнанку тулуп, на голову напяливал самодельный парик из конской гривы; когда он им тряс – был особенно страшен. Петь колядки Бармалей не умел. Там, где нужно было высоко поддишкантить – ревел, как медведь. Людку, дочь нашего колхозного бригадира Петра Иваныча Зынченко, в которую ещё с пятого класса безумно влюблён Бармалей, мы всегда наряжали козой. Дело это было нетрудным. У Людки была шубка из козьего меха и маска козы. Нам оставалось всего лишь на валенках и варежках дорисовать копытца да приладить ей небольшой хвост. Коза была гвоздём нашей программы. В любой дом козу заводили на верёвке первой. - Мы не сами идём, мы козу ведём! – ревел Бармалей. - Идёт коза рогатая, идёт коза поддатая! – вопреки сценарию добавлял Кудин. - Где коза ходит – там пшеница родит! – вступает Натаха. – А нашей козе немного и надо: решето овса, поверх него колбаса, да три куска сала, чтоб коза не пала! - Дайте сала-колбасы, да деньжаток на трусы! – исполняю я свою партию. - Это вашей козе трусы нужно справить? – смеются хозяева. - Мне на трусы! – кричит Кудин. – Козу Бармалей и без трусов любит! Обойдя свой хутор, и собрав приличный куш, мы шли к Деркулу. Там за мостом старые казачьи хутора Нижний и Верхний, по недоразумению приписанные к Украине. Нижний хутор сразу за мостом, у Деркула. Верхний – на горе. Школы в Нижнем и Верхнем только начальные, поэтому все старшие классы учатся уже у нас, во Власовке. Николай Носач, Жека и Володька Кубанцев, которого все знали, как КубанЕц, уже обошли Нижний хутор и поджидали нас, чтоб вместе двинуть на Верхний. Здесь всем заправлял Носач. Один он знал все колядки, прославляющие Христа, поэтому строго распределял, кому и что нужно пропеть. - А в Ерусалиме рано зазвонили, - всегда начинал он сам, при этом «Бом, бом, бом» доверялось исполнять только Кудину и КубанцУ. Натаха с Людкой-козой замечательно исполняли своё: «Динь-динь, динь-динь». Жеке, мне и Бармалею надлежало помалкивать, так как мы «бомкали» невпопад и портили песню. Особо Носач любил исполнять:
Ночь тиха над Палестиной - Опаньки! Уже «нельзя»?! – глядя на Бармалея, ревёт Жека. - У меня гены плохие, - мудрёными словами поясняет Людка. - Какие ещё Гены?! Бармалей, ты куда смотришь?! – не унимается Жека. - Гены плохие, а Бармалей хороший? – смеюсь я. - Бармалей хороший. - Ну, слава Богу, хоть с одним повезло! – После выпитой стопки, Павел Николаевич достаёт из-под лавки гармонь. - Праздник без музыки – пьянка, - назидательно говорит он и распахивает меха:
Не успеет луна появиться в небе, - Люда, ты же хорошая девочка… - начинает она подыскивать правильные слова. - А мы не пьём, Евдокия Александровна, - говорит Людка, и, поднявшись, смело дышит в лицо учительнице. Та теряется, и, озирая стол, останавливается взглядом на опустевшем графине. - И это всё, что же, он сам выпил? – невесть кому задаёт она свой вопрос. - Может и сам, может и помогал кто, - басит Бармалей. – Кто знает, сколько тут до нас побывало… - А сколько мы тут баб захватили!.. – хватается за голову Кудин. - Так что, Евдокия Александровна, вы поосторожней-то отлучайтесь, - советует КубанЕц. - А это кто? – вытянув руку, спрашивает Евдокия Александровна. - Это Бармалей… - тихо пропищала Людка. - О, Господи… Бармалей… Людочка, ты среди ночи в такой компании… - Он хороший, Евдокия Александровна… Скажи, Бармалей. Бармалей рычит что-то несуразное и согласно кивает своей гривой. Один Жека молчит; тётя по голосу его враз опознает. Нахлобучив на глаза шапку, он с деланно обиженным видом первый правится к выходу. Наконец мы вырываемся от Павла Николаевича на морозный воздух. Верхний хутор пройден, пора возвращаться домой. - А теперь мы идём к Бандере! – после выпитого торжественно объявлял Носач. И мы, уже неровной походкой, идём к высокому дому с мансардой, обнесённому высоким сплошным забором, где проживает председатель местного колхоза Блажей. Блажея много лет назад прислали на его должность с Западной Украины, а для Носача каждый выходец с этого края обязательно был «Бандерой». Долго стучим в огромные зелёные ворота. Наконец в окнах зажигается свет, и на крыльцо выходит Блажей. - Хто тут?! – кричит в темноту. - Колядовальщики! – отвечаем из-за ворот. - Чего треба? - Вот же хрен моржовый, недопонимает, «чего треба», - ворчит Жека. - Колядовать пришли! – громко кричит Носач. - Идить геть, а то я вам щас наколядую… - грозится Блажей. Мы давно готовы к такому сценарию. - Кто не даст хлеба – уведём деда! – дружно орём мы. – Кто не даст ветчины – тем расколем чугуны! - Я вам щас «расколю»! – Олэна, дай ко мою рушницу! Вот ввалю вам в срацю сили, до травня ни отмочите… Ещё какое-то время, вспоминая самые страшные колядки-пожелания, кричим их Блажею:
Кол да могилу, - У-у, козаки проклятущи… - ворчит он, и, закрыв на засовы калитку, уходит в дом. Мы, дождавшись, когда в окнах его погаснет свет, тихонько возвращаемся. Подсунув под ворота длинные, взятые из «костра» жерди, поднатужившись, снимаем их с петель. - Понесём в Нижний хутор, поставим бабке Махоре, - командует Носач. Лишь к утру, справив всё задуманное, идём к Жеке. Там, в тёплой кухнянке, при свете керосиновой лампы, раскладываем всю свою добычу, и, разделив поровну, только сейчас расходимся по домам. На Старый Новый Год, тем же составом и тем же маршрутом ходим посевать. Здесь нам хватает одной лишь колядки, которую напела Натахина мамка – тётка Васятка. Эту колядку мы разбивали по ролям, и выходило очень убедительно.
Ишёл Илья на веселье Уроди, Господи, жито-пшеницу Вино, которым во всех дворах щедро нас угощали, веселит душу, и мы, свернув с дороги, вновь идём к Блажею. - Хозяев беспокоить не будем, - говорит Носач. – Пущай отдыхают… С этим не согласен один Кудин, ему хочется побузить. - Не честно, может Блажей ждёт, чтоб ему посеяли, а мы… - Ага, заждался тебя, бедолажный. Уже и патроны с лизунцом приготовил. – Соглашаясь с Носачом, возражаем мы Кудину. – Только время потеряем... Кудин недовольно сопит, но подчиняется общей воле. Заготовленными жердями пробуем приподнять новые ворота, но как мы ни налегаем, те не поддаются. Подсаживаем КубанцА, тот перелазит во двор и отворяет ворота изнутри. Осматриваем. Петли так закованы, что ворота с них уж не снять. - В такую даль телепали – и без добычи… - ворчит недовольный Кудин. – Ну-ка, глянем, что там у него в сарае… Налыгав за рога корову, Кудин выводит её со двора. - Махоре… - шепчет Носач. - Хватит вашей Махоре ворот, - возражаю я. – Корову ведём к себе в хутор, бабке Аксютке подарим… Отойдя на приличное расстояние от Блажея, мы уже не таимся, и Кудин с Жекой во всё горло орут частушки:
А мы по хутору пройдём А на следующий день баба Аксютка в своих рваных калошах сама пришлёпала в сельский совет. - Ко мне в сарай чьяся корова приблудилась, а мне её кормить нечем… - жаловалась она. |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||