Московскому музею Рубцова - 10 лет

1 сентября Московский музей Николая Рубцова отметил своё первое десятилетие.

Идея его создания принадлежит Майе Андреевне Полётовой. И начался музей с личной коллекции Майи Андреевны.

Желающие подробнее узнать о музее могут зайти на сайт музея и всё там прочитать. Скажем только, что за эти годы одних Рубцовских чтений проведено 85!

Музей стал в России необходимым Рубцовским Центром для многих людей и организаций из разных концов страны.

А в праздник 10-летия поздравить Майю Андреевну и всех, кто помогает музею пришли писатели Геннадий Иванов, Сергей Куняев, Николай Беседин, Станислав Лесневский, Сергей Небольсин, Тимур Зульфикаров, Григорий Калюжный, Михаил Карачёв, Виктор Кожемяко, Валентин Суховский, Григорий Шувалов.

На празднике присутствующие услышали такую редкость, как запись песни Георгия Свиридова на стихи Рубцова "Привет, Россия. родина моя!" Пел сам Свиридов.

Услышали воспоминания друзей и знакомых Николая Рубцова. И просто услышали много хороших выступлений. О них рассказывает наш фоторепортаж.

В конце вечера участники подписали Обращение к президенту России, главе правительства и депутатам госдумы о ситуации, которая складывается в музее на сегодняшний день: музей может оказаться без помещения. Библиотеку, в которой он сейчас находится, выселяют, а. значит, выселят и музей. Хотя депутат Мосгордумы Александр Семенников. присутствующий на юбилее, обещал не допустить такого поворота.

Дай Бог!

 

 

Ольга АНАШКИНА

Московский музей Н.М. Рубцова как научно-просветительский и культурный центр

По осени, в зиму и летом
чистый доносится зов -
жемчужным полнится светом
слово твоё, Рубцов.
Таинствен сей свет и ясен –
из глубины течёт –
он – дар у Господних яслей –
от русских широт.

Ю. Лощиц

 

Генезис музея, по мнению русского мыслителя Н.Ф.Федорова, предопределен всем историческим развитием человечества. В основе музея лежит память, идея преемственности поколений, в конечном счете – совесть человека и осознание долга перед предками и потомками. Идея осуществления через музеи связи времен и поколений прочно утвердилась в российском музееведении на рубеже ХIХ-ХХ столетий. Особая роль в осознании преемственности поколений, как известно, принадлежит мемориальным музеям. Первые из них появились еще в ХIХ в.: в 1879 - библиотека-музей А.С.Пушкина при Царкосельском музее, в 1883 г . открылся Лермонтовский музей при Николаевском кавалерийском училище, в 1894 г . основан Дом-музей П.И.Чайковского в Клину. В ходе подготовки к столетию со дня рождения А.С.Пушкина в 1899 г . возникла мысль о создании Пушкинского дома и музея при нем. В 1907 г . Положение об этом было утверждено. Пушкинский дом стал новым учреждением музейного типа при Академии наук, сохранявшим и изучавшим литературные памятники ХIХ в., и прежде всего литературное наследие А.С.Пушкина. В своей работе "Музей, его смысл и значение" Н.Ф.Федоров утверждал: "Музеи служат оправданием ХIХ в.; существование их в этот железный век доказывает, что совесть еще не совершенно исчезла. Но сохранится ли это уважение к памятникам прошедшего при дальнейшем прогрессе?.."[1].

Согласно определению научной дисциплины "музееведение", музей – это постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу, способствующее его развитию, доступное широкой публике и занимающееся приобретением, исследованием, хранением и просветительской деятельностью в целях изучения, образования и удовлетворения духовных потребностей. С философской точки зрения, музей определяется как исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации культурных объектов, осознанных обществом как ценность, подлежащая передаче из поколения в поколение.[2].

Идея создания Московского музея Н.М.Рубцова принадлежит Майе Андреевне Полетовой. В 1980 г . на Куликовом поле, в год 600-летия Куликовской битвы, она впервые услышала стихотворение Николая Рубцова "Видения на холме". С этого знаменательного в истории России события она стала изучать материалы о жизни и творчестве поэта. Благодаря подвижническому труду по собиранию малоизвестных фактов биографии русского поэта-классика, а также поиску и приобретению экспонатов 1сентября 2002 г . в библиотеке № 95 ЮЗАО в Москве был открыт музей Н.М. Рубцова.

Художественное оформление музея выполнено художником-архитектором Орбачевским Владимиром Алексеевичем. "Для начала, - говорит автор экспозиции,- нужно было освоить материал и вжиться в него, понять дух поэта, характер поэзии – трагичность и свет его мирочувствования. Ясность, простота, тематика его стихов диктовали и естественные материалы в образном решении экспозиции, такие как дерево в виде досок, фрагменты стволов деревьев, деревянные лавки и т.д. Некоторую сложность в работе представляло то, что художник, кроме решения образной задачи, должен был выступать в качестве научного сотрудника (обычно автор экспозиции опирается на тематический план, которого не было.)

Для Николая Рубцова характерен путь восхождения в поэзии - через внутренние духовные составляющие, поэтому из творческого стихотворного материала мы выбирали стихи, важные для определенных этапов его поэтической биографии. Это и ранние стихи с осознанием им своего пути ("Два пути"), и лирические откровения ("Березы", "Тихая моя родина…", "В минуты музыки печальной…", "Зимняя песня", "Зеленые цветы"), и вершинные поэтические достижения ("Видения на холме", "Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…", "Старая дорога", " Стихи о Московском Кремле", "Осенние этюды", "Привет, Россия, родина моя…"). Важное место в экспозиции отведено прижизненным сборникам его стихотворений - сборникам " Лирика"(1965г.), "Звезда полей"(1967г.), "Душа хранит"(1969), "Сосен шум"(1970г.) и вышедшему спустя полгода после трагической гибели - сборнику "Зеленые цветы" ( 1971 г .)". Так, отмечает художник Орбачевский В.А., формировался "верхний пояс" экспозиции, который представляет собой творческий путь поэта. А материалы, отражающие жизненный путь, располагались на лавках и подиуме, приподнятом над полом. В итоге – один пояс в зрительском восприятии обогащался другим. Фоном для экспозиции музея послужили контрастные черно-белые фотографии-панорамы без полутонов, которые эмоционально должны были усиливать впечатления от трагичности мира, где жил и погиб поэт. На последней фотографии-панораме видна ель со срезанной верхушкой – символом недопетой песни поэта.

Скупость и напряженность цветового решения экспозиции, обычные лавки из сосны, превращенные в витрины, вертикальные столбы из сосны, приспособленные для показа экспонатов – все это вместе должно было соответствовать аскетическому образу самого поэта, его безбытности. Минимальные средства, которые были использованы для создания музея Н.М.Рубцова, несмотря на ограниченность площади и ограниченность материальных возможностей, призваны пробудить, по мнению художника, искренний и глубокий интерес к поэзии Николая Рубцова.

Основатель музея М.А.Полетова и художник В.А.Орбачевский понимали, что музейные предметы, отобранные для экспозиции, должны обладать исторической, мемориальной и научной ценностью. В основу экспозиции положена личная коллекция Майи Андреевны Полётовой, созданная на собственные средства или полученная в дар от родственников и современников поэта.

В основной фонд музейной коллекции входят следующие экспонаты: гармонь (от П.Г.Иутинского), пестери, клюквенная грабилка, туески, стол из дерева, зыбка лубяная - из села Никольского; берет Николая Рубцова, шляпа, бушлат, подстаканник - дар дочери  поэта Елены Рубцовой; чашка с блюдцем и ложка, самовар (от учителя А.Ф.Корюкиной); самовар (от Т.И.Агафоновой-Решетовой); кружка (от Ю.А.Кирбитова); чемодан (от сестры поэта Г.М.Рубцовой); пишущая машинка "MERSEDES" (от дочери руководителя поэтического семинара Литературного института Н.Н.Сидоренко) и другие предметы.

Данные экспонаты связаны с местами пребывания поэта: в с. Никольском, в г. Вологде, в д. Космово, в г. Тотьме, в с. Холмогоры, в г. Череповце,  в п. Варнавино Нижегородской области, в г. Ленинграде и в г. Москве.

В музейной экспозиции представлены предметы быта 50-60-х гг. ХХ века: патефон с пластинкой (из оперы М.Глинки "Иван Сусанин") - в семье Рубцовых был подобный патефон; магнитофон катушечный (на подобном записывали голос Рубцова с чтением стихов и исполнением песен), пишущая машинка, керосиновая лампа, перьевая ручка, чернильница-непроливашка, чемодан с куклой, чемодан-балетка, морская форма и другие предметы.

Н.Ф.Федоров в своей работе "Музей и культура" писал: "Музей есть не собирание вещей, а собор лиц; деятельность его заключается не в накоплении мертвых вещей, а в возвращении жизни … отжившего…" [1]. И каждый предмет экспозиции музея Н.М.Рубцова оживает в рассказах экскурсовода. Эти рассказы, основанные на подлинных свидетельствах современников, в книге М.А.Полётовой "Пусть душа останется чиста!.." Николай Рубцов. Малоизвестные страницы биографии" прекрасно воссоздают историю жизни и творчества поэта.

Экспонаты музея входят в основной фонд музея, который систематически пополняется в соответствии с научно-исследовательской концепцией музея. Основной фонд является важной частью музейного собрания, к которому относятся также вспомогательные фонды, архив и библиотечный фонд.

Научно-исследовательская часть работы музея включает в себя различные виды деятельности: разработку научной концепции, различных направлений музейной деятельности, составление аналитических справок для вышестоящих организаций, каталога, обзоров коллекций; написание книг, научных статей, докладов, рецензий, пояснительных текстов к экспозиции, сценариев; подготовку сообщений, докладов на конференциях, научных чтениях (с представлением тезисов и статей), создание лекций, библиографических обзоров и методической документации на формы культурно-образовательной деятельности - методических разработок экскурсий, программы школы юного рубцововеда, сценариев "Рубцовских чтений", программ для разных групп музейной аудитории (например , сценарии внеклассных уроков по творчеству Н.Рубцова или сценарии литературно-музыкальных композиций).

 

Культурно-образовательная деятельность - важный компонент музейной коммуникации и ведущее направление музейной работы. Понятие культурно-образовательной деятельности включает все, что относится к организации и проведению многоаспектной работы с самой разнообразной аудиторией. На протяжении 9 лет мы придерживаемся тенденции гибкого дифференцированного подхода к различным категориям музейной аудитории – школьникам, студентам, взрослым посетителям, пенсионерам, а также  иностранным гостям и т.д.

В развитие новых форм музейной деятельности и новых методических приемов экскурсионной работы мы рассматриваем экскурсию как диалог, а экскурсанта как равноправного его участника. Так, например, в процессе проведения экскурсии школьники читают стихи, размещенные в экспозиции, или те, что знают наизусть; студентам и специалистам-филологам мы рассказываем о вариантах стихотворений поэта и о хранящихся в музее рукописях его произведений.

Цикловыми формами работы с музейной аудиторией, начиная с 2002 г ., становятся "Рубцовские чтения".

В продолжение многих лет мы разрабатываем проблематику и тематику "Рубцовских чтений". Рассмотрим основные ключевые проблемы нашей научно-исследовательской и просветительской деятельности, которые были положены в основу работы Международной научно-практической конференции "Россия, Русь! Храни себя, храни!..", состоявшейся по инициативе Московского музея Н.М.Рубцова в Институте мировой литературы им.А.М.Горького Российской академии наук.

1. Николай Рубцов и русская поэзия ХIХ – н. ХХI вв.

2. Николай Рубцов и духовная жизнь России3. Николай Рубцов в воспоминаниях современников

4. Анализ архивных документов о жизни и творчестве Николая Рубцова

5. Художественный мир Николая Рубцова

6. Изучение жизни и творчества Н.М.Рубцова в средней и высшей школе

7. Образ Николая Рубцова в искусстве (в живописи, графике, музыке, скульптуре,  театре и кино)

8. Поэзия Николая Рубцова в зарубежных переводах. Изучение творчества НиколаяРубцова за рубежом.

В данной статье мы хотели бы представить тематику "Рубцовских чтений" 2008-2011гг.:

1. Николай Рубцов и духовная жизнь России

    Н.Рубцов. Опыт духовной биографии

    Духовный подвиг Николая Рубцова        

    Молитвенная поэзия Николая Рубцова

2. В творческой лаборатории Николая Рубцова

    К 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя "В краю далеком, в голубой тиши  сижу за книжкой гоголевской прозы "/Н.Рубцов/

    Автографы Николая Рубцова из архива музея.

    Варианты стихотворения "Уединившись за оконцем …"

    Рукописный вариант стихотворения "Утро" (Автограф рукописи "Звезда полей" – из архива музея)

    Сопоставление вариантов стихотворения "Русский огонек" (Автографы Николая Рубцова из архива музея)

    Автографы стихотворения Николая Рубцова "Видения на холме" и его варианты (материалы архива музея)

    Стихотворение "В горнице" и вариант этого стихотворения - "В звездную ночь". Варианты музыкального исполнения этих произведений (записи из архива музея)       

    Варианты стихотворения "В гостях" ("Поэт") - автографы стихотворения Николая Рубцова из архива музея

    Изучение содержания "Словаря языка и рифм поэзии Н.Рубцова" (автор - Сидоренко М.И.)

3. Поэтические посвящения. Николая Рубцова русским поэтам и писателям ХIХ и ХХ вв.

    (А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову, Н.В.Гоголю, Ф.М.Достоевскому, Ф.И.Тютчеву, А.А.Фету, С.А.Есенину, Д.Б.Кедрину, А.Яшину, В.П.Астафьеву, В.И.Белову, А.А.Романову, А.К.Передрееву, Н.Н.Анциферову)

    Ломоносов и Рубцов

    Гоголь и Рубцов

    Пушкин и Рубцов

    Поэзия как составная часть русского космизма: от Лермонтова до Рубцова

    Тютчев, Фет, Рубцов (классические традиции русской поэзии)

    Николай Рубцов – Сергею Есенину (в поэзии и письмах)

4. Музыкальный мир Николая Рубцова

    Музыкальные интересы семьи Рубцовых

    Музыка в жизни Николая Рубцова (по воспоминаниям современников)

    Творчество Николая Рубцова в музыке (произведения композиторов Геннадия Белова( 1981 г .) и Романа Леденёва ( 1988 г .)

    Образ Николая Рубцова в музыке

    Взгляды композиторов на жизнь и творчество поэта. "Поэма памяти Николая Рубцова" (композитор Ларин А.Л.)

    Рубцов в творческом наследии композиторов: Георгий Свиридов и Валерий Гаврилин о поэзии Николая Рубцова (из материалов архива музея)

5. Литературно-музыкальные композиции, посвященные творчеству Николая Рубцова

6. Особенности перевода поэзии Николая Рубцова на немецкий, румынский, вьетнамский, японский языки (материалы вспомогательного фонда музея)

7. Образ Николая Рубцова в кинематографе (материалы вспомогательного фонда музея)

    "Зелёные цветы" (фильм, 1978 г ., реж. Борис Конухов)

    "Н.Рубцов…по следам миновавших времен" (фильм киностудии "Легенда", Молдавия, 2006 г ., реж. Константин Мунтяну )

    "Поэт Николай Рубцов" (фильм, 2006 г ., реж. Дмитрий Чернецов)

8. Образ и творчество Рубцова в театре

    "Таинственный путник" Спектакль Ставропольского студии Дворца творчества детей и юношества ( по книге Полётовой М.А. "Пусть душа останется чиста!..Н.Рубцов. Малоизвестные факты биографии". Реж. засл. артист России В.В.Гурьев) - Лауреат премии Президента России VIII Всероссийского фестиваля школьных театров ( 2006 г ).

    Спектакль-монолог "Поэзия Николая Рубцова". Читает народный артист России

    Виктор Никитин.

9. Образ Николая Рубцова в живописи, графике, и скульптуре

    Скульптурный портрет Николая Рубцова работы заслуженного художника России Н.А.Селиванова

    Портреты Николая Рубцова работы К.Блинова

    Выставка детских рисунков к произведениям Николая Рубцова (детская изостудия г. Екатеринбурга)

10. По рубцовским местам: г. Вологда, г. Тотьма, г. С-Петербург, г. Череповец, п. Варнавино, с. Никольское.

    Обзоры материалов об участии музея в Рубцовских чтениях и на конференциях

    Участие музея в ежегодном музыкально-поэтическом фестивале "Рубцовская осень" в Вологде

11. Московские адреса Николая Рубцова (по письмам Николая Рубцова и воспоминаниям современников) 

 

Образовательная концепция музея разрабатывается в соответствии с общей концепцией музея и с учетом развития всех направлений музейной деятельности:   

-- проведения исследовательской работы по изучению жизни и творчества Николая Рубцова;

--написания книг, летописи жизни и творчества поэта

--совершенствования проблематики планируемых программ;

-- сотрудничества музея с научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями г. Москвы и других городов России, ближнего и дальнего зарубежья; с Департаментом образования г. Москвы и учреждениями культуры г. Москвы и г. Вологды, с Союзом писателей России и союзами писателей различных регионов России, а также с родственниками и современниками поэта, с писателями и поэтами, с актерами и режиссерами, композиторами и др.;

-- изучения реальной и потенциальной музейной аудитории и т.д.

 

Культурно-образовательная концепция музея делает его активным участником культурной и образовательной жизни не только города Москвы, но и разных регионов России, в которых находятся центры и музеи Н.М.Рубцова. Это касается также и международных отношений работы музея (тему изучения творчества Николая Рубцова за рубежом и перевод его произведений на европейские и восточные языки, по материалам  вспомогательного фонда музея, мы рассмотрим далее). 

Культурное пространство музея служит основой для диалоговых форм работы с аудиторией и погружения её в мир духовного наследия поэта. К традиционным формам культурно-образовательной деятельности музея относятся, как известно, экскурсии и лекции. Экскурсии определяют как групповые или как индивидуальные. Осмотр музея с научными, познавательными, образовательными и воспитательными целями осуществляется под руководством специалиста-экскурсовода. В настоящее время такими специалистами в Московском музее Н.М.Рубцова являются основатель музея и заведующая музеем.

Большое значение в культурно-образовательной концепции, по нашему представлению, должно придаваться воспитанию духа соборности в восприятии материала о жизни и творчестве Николая Рубцова во время проведения групповой экскурсии и в выступлениях на "Рубцовских чтениях" - воспитания уважения и любви к великому русскому поэту-классику, завещавшему нам: "Россия, Русь! Храни себя, храни!.."

Понимая важность образовательного и воспитательного значения экскурсии, музей уделяет особое внимание разработке тем экскурсий и методикам их проведения. Так, основными темами групповых и индивидуальных экскурсий являются темы воспитания и образования Коли Рубцова (до шести лет в семье и потом  в детском доме в трудные годы военного и послевоенного времени) в удивительно доброй атмосфере и атмосфере любви - это темы, которые помогают раскрыть чистоту и красоту души будущего поэта.

М.А.Полётова в разные годы познакомилась с учителями и воспитателями Николая Рубцова по детскому дому в селе Никольском, а также с учителями Тотемского лесотехнического и Кировского горно-химического техникумов и записала их воспоминания об ученике Коле Рубцове (в музее создан архив аудиозаписей бесед). Некоторые воспоминания сохраняются в архиве в письменном виде.

 

Таким образом, мы обращаем внимание посетителей нашего музея на важные биографические сведения из детских и юношеских лет Рубцова, говорим, что учеником он был внимательным, прилежным, сообразительным, живо воспринимающим русскую классику, Коля очень любил сказки Пушкина и знал наизусть, обладал феноменальной памятью.

Валентина Васильевна Покровская-Оборина, учитель истории Тотемского лесотехнического техникума, посетив Московский Музей своего ученика, вспоминала: "Коля, узнав, о том, что я закончила исторический факультет МГУ и что занятия наши часто проходили в Историческом музее, в Музее изобразительных искусств и в Третьяковской галерее, расспрашивал о Москве, о Кремле, о Красной площади, обо всех музеях и отделах в этих музеях. Меня поразили глаза Рубцова: внимательные, жадные к знаниям и очень добрые".

Учитель русского языка и литературы Маргарита Ивановна Лагунова говорила его однокурсникам по Кировскому горно-химическому техникуму ещё в 1954 г ., что "Рубцов – наш генофонд". Поэтому не случаен и тот факт, что свой первый машинописный сборник "Волны и скалы"( 1962 г .) Николай Рубцов посвятил М.И Лагуновой. "За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью" – добрую память об учителях, а также о преподавателях Литературного института он сохранил до конца своих дней.

Мы рассказываем нашим слушателям о том, что Николай Николаевич Сидоренко, руководитель поэтического семинара Литинститута, сразу после поступления в его семинар студента Рубцова говорил, что Рубцова учить не надо - ему не надо мешать учиться.

И приводим в подтверждение их взаимно добрых отношений письма Николая Рубцова своему руководителю. Они написаны с любовью, трепетно-уважительно, доверительно, и в этих письмах чувствуется огромная духовная сила ученика.12 апреля 1964 года Николай Рубцов поздравляет своего преподавателя телеграммой: "Дорогой Николай Николаевич Христос воскрес – Рубцов – "[3

 В письмо Николая Рубцова Николаю Николаевичу Сидоренко из с. Никольского от 15 августа 1964 г . включены только что им сочиненные "В святой обители природы…", "По вечерам". 23 сентября 1964 года – стихотворение "Уединившись за оконцем…", в котором есть строфа, не публиковавшаяся в сборниках стихотворений:"…И вдруг являлся образ предка / С холмов, забывших свой предел,/ Где он с тожественностью редкой / В колокола, крестясь, гремел!.."[3].

Николай Рубцов в творческом поэтическом наследии и в письмах оставил истинно духовные ценности. В письме Александру Яшину 3 ноября 1964 г . он признаётся: "…Только вот в чём я убеждён, Александр Яковлевич (разрешите мне поделиться своим, может быть нелепым, убеждением): поэзия не от нас зависит, а мы зависим от неё. Не будь у человека старинных настроений, не будет у него в стихах и старинных слов, вернее старинных поэтических форм. Главное, чтоб за любыми формами стояло подлинное настроение, переживание, которое собственно и создаёт, независимо от нас форму. А значит, ещё главное – богатство переживаний, настроений (что опять не от нас зависит), дабы не было бедности, застоя интонаций, форм..."[3]. В письме А.Я.Яшину 22 августа 1964 г . он писал: "… за полтора месяца написал около сорока стихотворений…Предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучали до нас сотни лет и столько же будут жить после нас…"[3].

И поэт, можно с уверенностью сказать, был услышан современниками и потомками, имеющими абсолютный слух к истинно русской поэзии и причислившими Николая Рубцова к русским поэтам-классикам.

 

"…Лирика Рубцова,- писал Ю.Селезнёв, - принадлежит к тем не столь частым, но подлинно поэтическим явлениям, в которых гражданственность, патриотизм, историзм мышления не служебные покровы, не одежды, "накинутые на плечи" стихов, но плоть их и кровь, духовная сущность самой их художественности и их музыкальности…"

Музей Н.М.Рубцова с 2010 г . принимает участие, оказывая методическую помощь, в работе ежегодного Всероссийского поэтического конкурса им.Н.М.Рубцова "Не одни", который проводится среди воспитанников и выпускников детских домов. Лауреаты прошлогоднего конкурса были на экскурсии в музее, получили в подарок книги основателя музея, буклеты и диски. В мае 2011 г . нами было предложено название новой номинации конкурса юных поэтов - "За верность поэтическому слову Рубцова". Лауреатами этой номинации стали 9-11-летние дети. Мы поздравили лауреатов конкурса и наградили организаторов конкурса скульптурным портретом, выполненным (по нашей просьбе) заслуженным художником России Н.А.Селивановым.

К началу работы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Н.М.Рубцова, им был сделан бюст Николая Рубцова в гипсе, и участники конференции могли оценить работу этого замечательного мастера-скульптора, создавшего целую галерею скульптурных портретов выдающихся русских поэтов и писателей. Надо отметить, что Н.А.Селиванов впервые посетил музей Н.М.Рубцова 15 октября 2010 г ., будучи приглашенным на "Рубцовские чтения", посвященные 115-й годовщине со дня рождения С.А.Есенина. Прежде чем приступить к работе над скульптурным портретом Николая Рубцова, Н.А.Селиванов предварительно познакомился с архивными материалами и вспомогательными материалами музея.

Тема изучения творчества Николая Рубцова за рубежом и поэзия Николая Рубцова в зарубежных переводах со дня основания музея Н.М.Рубцова становится одной из ведущих тем научно-исследовательской работы.

В книге отзывов музея один из первых посетителей-иностранцев оставил следующую запись: "Николай Рубцов – это гений мирового масштаба. Он мировой, потому что собственно чисто русский. Как русский, он любил свою родину сильно, пламенно, нежно. Мы, как представители восточной культуры, всей душой и помыслами желаем, чтобы нашего гениального поэта любили сильно, пламенно, и самое важное, чтобы его любили нежно. Ли Цзюньшэн из добрососедского Китая. 1-ое октября 2002 г ."

В настоящем сборнике трудов опубликована статья Асано Акира - историка из Японии, который впервые пришёл музей Н.М.Рубцова в 2003 году.

2 октября 2010 года он посетил музей во второй раз и подарил "Journal of History, Geography and Cultural Antropoloqy", YAMAGATA UNIVERSITY, № 5, march 2004.В журнале была опубликована его статья "My Report on the Visit of Nikolaj Rubcov" (с фотографиями музейной экспозиции). Мы подарили Асано Акира книги стихотворений Н.М.Рубцова и книги М.А.Полётовой, диски с голосом Николая Рубцова и с песнями лучших исполнителей на его стихи.

 З января 2011 Асано Акира послал на адрес музея поздравительную открытку, в которой сообщил: "Я передал книги, которые принял на хранение, библиотеке при Университете Васеда. Этот Университет является научно-исследовательским центром исследования по русской литературе в Японии".

По инициативе и при участии старшего научного сотрудника ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, доктора филологических наук, переводчицы Тамары Викторовны Кудрявцевой в Германии в 2004 г . вышла книга Nikolaj Rubcov "Komm, Erde". Gedichte Russich/Deutsch, Wiesenburg. Книга представляет собой прекрасно оформленный сборник в суперобложке и содержит перевод 43 наиболее известных стихотворения Николая Рубцова, а также библиографические сноски, справочные материалы о поэте и об издателях-переводчиках - немецких поэтах Раймонде Дитрихе и Хартмуте Лёффеле, Т.В.Кудрявцевой и художнике Марине Разиной (г. Рыбинск). Цель, которую поставили перед собой переводчики, была в высшей степени сложна: сделать не просто перевод, а своего рода перенос, сохраняющий не только точный смысл, но и ритмику стихотворной строки.

В книге представлены не только переводы, но и оригиналы стихотворений автора".

В интервью немецкой газете "Schwa ische Zeitung" на вопрос, почему нужно читать Рубцова, Хартмут Лёффель отвечает: "Это живые стихи, и как читатель, остро чувствуешь, что это плод личных переживаний автора. В то же время это выражение русской культуры: не авангардного, а славянского направления -  ценности, к которой сейчас вновь  обращаются. Ничего удивительного, что к стихам Рубцова обращаются многие композиторы. Это поистине народная лирика".

Во время работы над книгой член совета музея Т.В.Кудрявцева познакомила немецких переводчиков Р.Дитриха и Х.Лёффеля с основателем музея М.А.Полётовой, которая подарила им книги "Пусть душа останется чиста!.. Николай Рубцов. Малоизвестные страницы биографии.

В послесловии книги Nikolai Rubcov "Komme, Erde" Раймонд Дитрих пишет: "М.А.Полётова не ограничилась только поиском и сбором вещей, книг и автографов Рубцова, она осуществляет также широкую просветительскую деятельность по распространению слова поэта в народе, раскрывает высокий смысл его поэзии общественности, читает его стихи, где бы она ни была, будь то в кругу своих друзей-сподвижников, и даже среди незнакомых людей – удивительно  наглядный эпизод декламации стихов на эскалаторе московского метрополитена. Она всегда находит слушателей, и таких слушателей, которые всегда бывают затронуты поэтическими словами Рубцова". [5]

18 июля 2009 года в Московский музей Н.М.Рубцова пришёл член учёного совета Ханойского университета, бывший декан факультета русского языка, Исполнительный директор центра вьетнамского языка и культуры для иностранцев при Ханойском университете Ву Тхе Хой, выпускник МГПИ им. Ленина.

 Во второй раз Ву Тхе Хой посетил музей 5 августа и подарил музею Н.М.Рубцова книгу переводов на вьетнамский язык стихотворений А.С.Пушкина (в ней есть и переводы Ву Тхе Хоя), а также подарил два своих перевода стихотворений Н.Рубцова "До конца" и "После грозы".

По возвращении на родину Ву Тхе Хой прислал в музей письмо:

"Глубокоуважаемая Майя Андреевна! Вам низкий поклон шлёт из далёкого Вьетнама, которого счастливый случай привёл в Ваш замечательный музей поэта Рубцова. Срок моей научной командировки в Институте языкознания РАН был краток, а работа по редактированию Большого вьетнамо-русского словаря такая скрупулёзная и напряжённая, но даже беглое ознакомление с экспонатами вызвало у меня восхищение, и я заразился Вашим энтузиазмом! По возвращении на родину сразу стал собирать материалы по переводу Н.Рубцова у нас во Вьетнаме.

Оказалось, что прекрасный "Русский огонёк" появился на вьетнамском языке ещё в 1985 году. Мне удалось найти целый букет переводов стихотворения "Улетели листья с тополей". Дело в том, что в 1996 году наш журнал "Иностранная литература" организовал конкурс на лучшие переводы стихов, и для перевода с русского было выбрано стихотворение Рубцова. Попытаюсь послать Вам по электронной почте сканированные обложки 4 номеров журнала "Иностранная литература" за 1996 год и страницы, где напечатаны переводы, признанные жюри лучшими. Жду Вашего ответа! Искренне Ваш Ван-Хой."

 

Весной 2010 г . музей Н.Рубцова получил из Вьетнама книгу переводов русской поэзии "NHUNG NGOI SAOBANG", NHA XUAT BAN VAN HOC, HA NOJ, 2004 Хоанга Ту Тоана. В этой книге им  было переведено 13 стихотворений Н.М.Рубцова.      

6 ноября 2010 г . Хоанг Ту Тоан приехал в Москву для вручения ему в Кремле ордена Дружбы народов и посетил музей Н.М.Рубцова. В дар от Хоанга Ту Тоана мы получили журнал "Иностранная литература" за 1997 г , в котором были опубликованы лучшие переводы стихотворения Н.Рубцова "Улетели листья с тополей…"

В настоящем сборнике трудов Международной научно-практической конференции опубликованы статьи о творчестве Н.Рубцова, переведенные с японского и вьетнамского языков. Эта работа выполнена переводчиками по просьбе сотрудников музея Н.М.Рубцова.

В 2010 г . музей получил в дар от переводчика Людмилы Беженару – книгу её переводов 67 стихотворений Н. Рубцова на румынский язык "PEREGRINUL.NICOLAI RUBTOV СТРАННИК. НИКОЛАЙ РУБЦОВ IASI – 2009.

Работа над переводами стихотворений Николая Рубцова продолжается. За прошедшие годы интерес к поэзии Рубцова значительно возрастает в немецкоязычных странах. 30 апреля 2011 г . из Австрии по интернетрадио - Funwebradio (Osterreich, Wien) прошла двухчасовая передача, посвящённая поэзии Рубцова и музыке на его стихи, подготовленная совместно Московским музеем, Т.В.Кудрявцевой и руководителем Funwebradio Дитером Картензифером.

В архивном фонде музея, кроме прижизненных изданий Н.М.Рубцова, хранятся рукопись книги Н.Рубцова "Звезда полей", рукописи и машинописные экземпляры стихотворений Н.Рубцова, журналы: "Полярное сияние" № 2, 1959, "На страже родины любимой", 1958 г ., "Юность"№ 6 1964 г .", сб. стихотворений Н.Н.Сидоренко, Н.Н. Анциферова, сборники песен на стихи Н.Рубцова с нотами, Свидетельство о присвоении имени Николая Рубцова малой планете № 4286, Архивные материалы о прохождении службы старшего матроса Рубцова Николая Михайловича и другие важные для дальнейшего изучения его жизни и творчества ценные материалы.

В книгах М.А.Полётовой "Пусть душа останется чиста!.." Н.Рубцов. Малоизвестные страницы биографии" и "Душа хранит. Николай Рубцов. Малоизвестные страницы биографии" напечатана хронология основных дат жизни и творчества Н.М.Рубцова (сост. О.И.Анашкина). Мы систематически проводим работу по составлению летописи жизни и творчества поэта, уточняя данные и сверяя их с материалами архивов: Вологодского областного архива, архива Историко-краеведческого музея г. Вологды, архива Литературного института им. А.М.Горького и других.

Архив музея содержит большую коллекцию аудио- и видеозаписей воспоминаний родственников и современников поэта. В марте 2011 г . музей получил от рязанской писательской организации диск с 8-минутной записью кинохроники проходившего в октябре 1970 г . выездного секретариата Союза писателей России. Этому событию предшествовала продолжительная переписка и общение основателя музея Н.М.Рубцова с его другом  – писателем Б.М.Шишаевым. Нам передали также и диск с беседой-воспоминанием Бориса Шишаева о Николае Рубцове, записанной поэтом Андреем Крюковым из Рязани.

В феврале 2011 музей получил в дар от председателя межрегиональной организации "Содружество творческих сил", члена Союза писателей России В.П.Аушева, в 1970 –е гг. работавшего в редакции газеты "Комсомолец Севера", альбом "Звёздная дорога Михайлы Ломоносова и Николая Рубцова" (посвященного 300-летию М.В.Ломоносова и 75-летию Н.М.Рубцова). В этом альбоме содержится уникальный материал, в частности газетные статьи октября 1970 г . о работе выездного секретариата Союза писателей России, и другие материалы. В.П. Аушев в 2004 г . подарил музею камень-талисман, который 40 лет назад, в той поездке по Северу, в Холмогорах нашёл и подарил ему Николай Рубцов.

К 75-летию со дня рождения Николая Михайловича Рубцова по инициативе и при деятельном участии Московского музея в Культурно-просветительском центре им.Н.М.Рубцова–Библиотеке № 95 ЮЗАО состоялся первый Московский городской конкурс юных чтецов "Россия, Русь! Храни себя, храни!.." На заключительном этапе конкурса выступило более 60 участников - учеников 2 – 11-х классов. По словам председателя жюри конкурса народного артиста России В.А.Никитина, "порадовало и то, что чтецы не ограничили себя только хрестоматийными стихотворениями, обращались они и к ранним стихам Рубцова. А это значит, что тома его лирики заняли достойное место в их домашних библиотеках".[4]

 Гостями "Рубцовских чтений", которые, со дня открытия Московского музея поэта, каждую третью субботу месяца проходят в Культурно-просветительском центре им. Н.М.Рубцова, были литературоведы, критики, писатели, ученые: Ф.Ф.Кузнецов, С.А.Небольсин, М.П.Лобанов, Ю.М.Лощиц, В.А.Воропаев, С.С.Куняев; актёры: А.Локтев, А.Михайлов, В.Никитин, М.Назаров; певцы: А.Подболотов, Т.Петрова, С.Зыков; композиторы: А.Л.Ларин; музыкант-фольклорист Б.Кувшинов; гармонист М.Коломыц; известные вологодские авторы музыки и исполнители: В.Громов, К.Линк, К.Пирожков, Т.Короткова, В.Сергеев и другие.

Летом 2001 г . М.А.Полётова, за год до открытия Московского музея Н.М.Рубцова, встретилась с воспитательницей детского дома в селе Никольском - Ниной Ильиничной Клыковой, которая поделилась своими воспоминаниями о том, что летом 1963 года Николай Рубцов, посетив её, сказал: "Нина Ильинична, сейчас мои таланты не так признают, но придёт время - я встану на путь Пушкина, и мои стихи будут читать даже за границей". Николай Рубцов тогда уже был автором стихотворения "Видения на холме".

Международная научно-практическая конференция "Россия, Русь! Храни себя, храни!..", посвящённая 75-летию со дня рождения русского-поэта классика Николая Михайловича Рубцова и состоявшаяся 13 – 15 января в Институте мировой литературы им.А.М.Горького Российской академии наук и в Культурно-просветительском центре им.Н.М.Рубцова–Библиотеке № 95 ЮЗАО (и как итог - публикуемые в данном сборнике материалы конференции), несомненно является подтверждением провидчески сказанных им слов.

 

1. Федоров Н.Ф. Сочинения. Философское наследие, т.85 АН СССР, Институт философии, Изд-во Мысль, М.: 1982, стр.577

2. Музейное дело России. Под ред. Каулен М.Е. М.: Изд-во "ВК", 2003.

3. Николай Рубцов Собрание сочинений: В 3 т./ Сост., вступ. ст., примеч. В.Зинченко – М.: ТЕРРА, 2000.Т.3, стр. 298, 301, 310, 315, 318

4. Nikolaj Rubcov "Komm, Erde". Gedichte Russich/Deutsch, Wiesenburg 2004

5. Новая книга России, 2(194), 2011, стр.65, Время Николая Рубцова

6. VAN HOC NUO CNGOAI HOI NHA VAN VIET NAM SO 1 – 1997

7. ASANO Akira. My Report on theVisit to the Museum of Nikolaj Rubtsov. Journal of History, Geography and Cultural Antropology, YAMAGATA UNIVERSITY, march 2004

8. "NHUNG NGOI SAOBANG", NHA XUAT BAN VAN HOC, HA NOI, 2004

9. Ludmila Bejenaru. Peregrinul. Nicolai Rubtov. Cтранник. Николай Рубцов. IASI - 2009

http://clck.ru/1_PCH


Комментариев:

Вернуться на главную