Ягут НЕЙМАТОВ, профессор, доктор исторических наук., президент Фонда эффективного образования

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Если задаться вопросом, что же является характерной чертой современных гуманитарных дисциплин, в частности, русской словесности, с моей точки зрения был бы уместен ответ: поиск смысловых и языковых доминант русской национальной личности. В качестве ее важнейших атрибутов выступают духовность, религиозность, соборность, всемирная отзывчивость, стремление к высшим формам опыта, поляризованность души. В иерархии морально – нравственных, философских и психологических концептов первый уровень занимают аксиологические концепты «Душа», «Любовь» и «Счастье».

Что такое концепт? Существуют несколько определений. Например:

Концепт - это сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека.

Концепт – это то, посредством чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее.

Концепт – основная ячейка культуры в ментальном мире человека.

Однако хотелось бы, особо выделить определение концепта, данное академиком Д.С.Лихачевым: «Концепт не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения с личным и народным опытом. Потенции концепта тем шире и богаче, чем шире и богаче культурный опыт человека».

Какова же морфология концепта? Концепт представляет собой трехслойную структуру: Первый слой содержит основной, актуальный признак. Второй - дополнительный или несколько дополнительных пассивных признаков, являющихся уже не актуальными, ставшими историческими. Третий - внутреннюю форму, обычно не осознаваемую, запечатленную во внешней, словесной форме.

Следует подчеркнуть, что в современных исследованиях аксиологические концепты, определяясь как многомерные смысловые образования в коллективном сознании, «опредмеченные» в языковой форме, рассматриваются с позиции динамического развития.

В начале ХХI века процесс деградации системы морально-нравственных ценностей, начавшийся в конце ХХ века, вступил в активную фазу, а соответствующие аксиологические концепты, теряя свою структуру, впадают в аморфное состояние. Как все это сказалось на «состоянии» и «облике» русской словесности?

По результатам международных исследований в области словесности за первое десятилетие ХХI века, свыше 10 % российских школьников функционально неграмотны. В то время как в странах-лидерах, имеется в виду развитые страны, этот показатель не превышает 1 %. С чем связана подобная картина?

Во-первых, в школах резко сократилось количество часов на преподавание русского языка и литературы. Во-вторых, предмет «русская литература» исключен из общефедеральной школьной программы и передан в ведение регионов. В-третьих, предпочтение отдается изучению иностранного языка.

В-четвертых, внедрение Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) по русскому языку и литературе разрушило традиционную систему российского образования, лишив ее двух главных принципов: фундаментальности и нравственности.

Что такое ЕГЭ? Напомню, что уже в 1998 году началась попытка внедрения ЕГЭ и образовательных ваучеров – государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Главная суть намеченных тогда изменений была экономическая. Это фактически были механизмы перехода к платному образованию. Одновременно ЕГЭ, представляющий собой тестовую систему, рассматривался и как технология, препятствующая коррупции.

Отмечу лишь некоторые проблемы ЕГЭ. Во – первых, школа, кроме знаний, должна воспитывать и давать академические навыки. При сдаче экзамена только в тестовой форме не развиваются навыки сдачи устных экзаменов, умение отвечать на вопрос, не впадая в панику, выделять в ответе главное. С введением ЕГЭ увеличилось число студентов, не умеющих грамотно формулировать свои мысли, вести диалог, задавать осмысленные вопросы. Все в школьном образовании взаимосвязано: отсутствие экзамена по литературе в форме сочинения потом приводит к неумению писать конспект по математике, физике или химии. Во – вторых, ЕГЭ позволяет определить минимальный объем знаний, умений и навыков у школьника по данной дисциплине. Но минимум не годится для профессий, требующих большего объема знаний, нестандартного подхода к решению задач. Вы можете представить себе будущего писателя с таким багажом знаний? В – третьих, ЕГЭ не достиг декларируемых целей о ликвидации коррупции, повышения доступности и качества образования, но уже превратил школу в учреждение по «натаскиванию» на решение тестов, попутно снизив ее роль и значение в решении остальных задач.

Главные вопросы любых реформ заключаются в том, что является конечной целью, какой мы хотим видеть отрасль или страну, например, через десять лет, и какое отношение к этому имеет то, что мы делаем сегодня. Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что осмысленных целей у современных образовательных реформ нет. В стране по сей день отсутствуют понятные обществу обоснования вводимых иностранных новшеств. Нет методологии модернизации и в целом системных представлений о развитии национальной системы образования в обозримом будущем. С моей точки зрения, внедрение ЕГЭ, особенно в сфере гуманитарных дисциплин, окончательно «обанкротило» российскую систему образования!

Говорить на русском языке - это еще не все. На русском языке нужно научиться думать, мечтать по-русски, стихи писать по-русски. Откуда грамотность? Она по разным причинам падает. Всегда была такая старая традиция: какое – то количество поэтических, классических текстов ребенок должен был выучить. Он учил, и он тоже становился грамотнее. Он несколько раз читал один и тот же текст. Это ему помогало жить, потом, было что вспомнить. Пушкина вспомнить, Лермонтова, Блока, Есенина. А когда уходит и это из культуры памяти, то уходит и грамотность. Грамотность – это уже следствие.

«Русская литература», на мой взгляд, единственный предмет, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры, она дает юношеству нравственные идеалы как жизненный ориентир, представляет образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Следовательно, ее исключение из школьной программы ведет к устранению из сознания юношества нравственных и художественных ценностей.

Есть такой термин «языковая картина мира», которая изменилась в результате глобализации. Может быть, изменение русского языка можно объяснить не порчей языка, а изменением языковой картины мира? Язык не существует без человека, человек не существует без языка. Языковая картина мира у Пушкина и у Луначарского, у Достоевского и у Горького – это разные языковые картины. Народная песня и блатная музыка – это разные языковые картины и это не безобидные вещи. То, что происходит сегодня, очень соотносится с тем, что происходило в 20-е годы прошлого столетия, когда был очень активный приступ – изменение нации. Тогда был тезис интернационализации. Надо было создать интернациональную культуру, интернациональную литературу. Но интернационализация – это как проект, одна из модификаций глобализации. Глобализация не предполагает наличия не только русского языка с его ментальной картиной мира, она как бы смывает эти различия национальных культур. Возможно, у русского языка, у русской литературы накоплен богатейший опыт сопротивления всем попыткам пленения, уничтожения языка, и поэтому, русский язык посильнее многих языков, которые исчезают сегодня. Вопрос языка – это вопрос национального самосознания, национальной самоидентификации. Можно чувствовать эту картину мира, а за словами уже ничего не будет стоять. Он будет как иностранный, как язык общения, не более того. Останется, как сегодня любят говорить, коммуникативная функция языка. А мыслительная функция языка? У языка есть питательные источники. И когда питательные источники подрубаются, то язык попадает в абсурд, и он отражает эти процессы.

Русская литература обладает статусом, которого нет ни в одной литературе мира, а именно, она обладает пророческим даром. Помните, «громы, хороводы бесов», которые предчувствовал Ф.М.Достоевский, слышал «музыку революции» А.Блок. А русская литература начала ХХ I века смогла подняться на пьедестал пророческого служения? Разумеется, нет! Если русская литература ХIХ века предупреждала, то русская литература сегодня, к сожалению, только учила и продолжает учить, притом, не тому, чему надо учить! Вы можете представить Пушкина, который учит народ? Вы можете представить Достоевского, который учит народ?

Литература оказалась так захвачена политическими страстями, что она не думала ни о вечном, ни о родине, ни о народе. Сегодня писатель боится реальностей. Он боится жизни народа, как тот живет, как умирает. А отсюда, боязнь реальности, боязнь действительности. Почему у нас нет событий в литературе? У нас много премий, но нет событий, которые бы потрясли. Сегодня – наша привычная житейская логика! А писательство – подвиг! А привычная логика – чтобы не ошибиться, надо солгать, можно и солгать! И мы живем, когда у нас или кликушество, или подхалимаж. Они боятся современности как огня! Они путают понятия «государство» и «отчизна»! Всплеск детективов. Но это форма отстранения действительности, типа вот «нате и кушайте»! Читатель ищет, а он больше ничего не находит, кроме сериала. А реальность? Реальность – это судьба! Это выбор судьбы! Они должны выбрать судьбу! Но они не могут (и, не хотят!). Они не могут (и, не хотят!) служить своему народу, своей нации! Почему? Помните слова Мартина Лютера Кинга: «Каждый может быть великим, поскольку каждый может служить людям. Чтобы служить людям, не надо иметь ученую степень. Не надо уметь согласовывать подлежащее и сказуемое. Чтобы служить людям, нужно лишь сердце, преисполненное милосердия. Нужна душа, сотворенная любовью».

С Анной Ахматовой ничего не могли сделать. Какие комплименты в ее адрес говорил Лев Троцкий! Какое внимание было к ее персоне со стороны высокопоставленных чиновников! Купись Анна Андреевна на лесть, была бы в «белом» списке и замолчала лет на пятнадцать. Ничего не вышло! Потому что, у Анны Андреевны было другое воспитание, ее жизнь была пронизана другой системой ценностей, ее творчество было построено, в отличие от современных писателей, на других концептах! Помните ее строки, в которых Душа проявляется как ипостась личности:

И эту песню я невольно

Отдам на смех и поруганье,

Затем, что нестерпимо больно

Душе любовное молчанье.

Сегодня есть поп-музыка, есть поп-наука! Нынче в моде и поп-литература! Поэтому идет сильное отторжение классики в современной литературе. Она как бы ее уже сбросила с корабля современности. Это выбор судьбы! А, от судьбы не уйдешь!

Язык надо любить, язык надо беречь, язык надо развивать, язык надо выращивать! Потому что, язык как живой организм, требует развития, требует изучения, требует пропаганды. Без литературы, без «сбережения народа», выражаясь формулой Солженицына, русский язык не может быть спасен! Народ держится языком, он общается на языке! И нация держится! Умрет язык, умрет и нация. Он может быть один из языков, но он не будет родной язык. Сегодня в школьных программах отсутствуют понятия «родная речь», «родной язык». Язык общения – коммуникация. Есть русский язык, есть язык английский. Они приравнены, пока! А потом останется всего один язык, догадываетесь, какой?

Что же происходит? Явно, мы делаем что-то не так! Явно, нас неправильно воспитывают! Почему мы так мало ценим главное, отдавая львиную долю своей энергии и времени вещам на самом деле второстепенным – карьере, работе, деньгам, развлечениям? Я хочу вернуться к концептам «Любовь» и «Счастье».

В Британской энциклопедии 1935 года термину «атом» уделяется три страницы, а в то время как термину «любовь» - одиннадцать». Издание 1966 года той же энциклопедии демонстрирует совершенно иную картину: термину «атом» щедро отводится целых тринадцать страниц и лишь одна страница остается на долю «любви». В чем дело? Строение атома важнее любви? Всякий разумный человек скажет: «Нет, конечно. Просто это, вероятно, следствие научно – технического прогресса».

Разве можно назвать прогрессом какое – либо совершенствование или улучшение, если человек при этом не становится счастливее? Если не прибавляется на земле справедливости и добра, если не уменьшается количество голодных и обездоленных? Ведь на самом деле прогресс может быть только один – духовный, а совершенствование техники – это всего лишь замена одних железных деталей на другие, всего лишь!

Я, будучи представителем точных наук, не приемлю пренебрежительные отзывы о так называемых «лириках». Например, такое: «Если Бог хочет сделать из человека неудачника, он делает его гуманитарем». Или высказывание американского писателя Роберта Хайнлайна: «Все, что нельзя выразить в цифрах, не наука; это – мнение». Но, господин Хайнлайн забывает, что «в начале было Слово», а не «цифра»! И что, кроме количества, есть еще и качество! Бог не зря создал человека с двумя полушариями мозга: левое отвечает за логическое, материалистическое мышление, а правое – за эмоциональное, духовное. Наука – это оценка мира одним лишь левым полушарием, религия – одним только правым. Поэтому ни у той ни у другой нет цельной, объективной картины мира. Цифра – эквивалент количества, а слово – качества. И то и другое важно, поскольку весь мир – это информационно – энергетический поток. Но, давайте, задумаемся, что для нас важнее? Количество или качество? Но для нас людей, как мне кажется, все-таки первостепенное значение имеет качество. Почему? Потому что, как заметил Эмерсон, истинный прогресс любого общества определяется не количеством и качеством выпускаемых им машин, не размерами городов и численностью населения, а качеством воспроизводимого им человека. Вот почему система образования должна быть на высоте!

Нравственность, доброта, справедливость – все это не количественные, а качественные состояния человека. И если бы мы помнили, если бы выучили это назубок, то, может быть, все было бы иначе? Когда – то французский писатель Пьер Тейяр де Шарден мечтал: «В один прекрасный день, после того как мы овладеем ветрами, волнами и силами тяготения, мы начнем использовать в полной мере энергию любви. И в этот день, второй раз за всю мировую историю, человечество откроет для себя огонь».

Когда человечество откроет для себя этот огонь, быть может, тогда оно увидит Истину!


Комментариев:

Вернуться на главную