🏠


К 800-летию князя Александра Невского

Татьяна НИКОЛЬСКАЯ, кандидат исторических наук, член СП России

«Примиряющий братьев и собиратель народа»:

о малоизвестной пьесе Василия Белова

Даже почитатели святого благоверного князя Александра Невского и любители русской истории зачастую не знают, что у корифея «деревенской прозы» Василия Ивановича Белова есть пьеса «Князь Александр Невский». Действительно, это не самое заметное произведение писателя да и его обращение к эпохе русского Средневековья выглядит необычно. Пьеса была написана в 1980-е гг. и впервые опубликована в журнале «Современная драматургия» в 1988 г. – в самый разгар «перестройки», когда интерес к истории сделался массовым. Люди старшего поколения помнят очереди за книгами, аншлаги на встречах с писателями (в том числе с В.И. Беловым), переполненные театральные и кинозалы, где шли постановки о «делах давно минувших дней» и, конечно, бурные общественные дискуссии на исторические темы. Решалась судьба страны, и многие советские люди искали в прошлом ответы на актуальные вопросы современности.

В.И. Белов объяснял интерес к личности Александра Ярославича желанием «привлечь внимание нынешней молодежи не только к фигуре Александра Невского, но прежде всего – к истории Отечества». Но, думается, причины были глубже. Правление князя Александра совпало с геополитической катастрофой середины XIII в., изменившей карту и историческую судьбу Руси и даже всей Восточной Европы. Эта эпоха напоминала писателю его собственное переломное время. Размышления Белова об Александре Невском сохранились, например, в его письмах известному писателю и учёному Д.М. Балашову – автору всенародно любимых романов о русском Средневековье. Дмитрий Балашов тоже обращался к истории XIII века: в его романе «Младший сын» действуют сыновья Александра Невского.

В своей пьесе В.И. Белов так характеризует описываемую эпоху: «Русские княжества, разорённые татаро-монгольским нашествием, только-только начали подниматься из пепла, а католическая Европа, заслонённая Русью от первых монгольских ударов, объявляет крестовый поход на новгородские и дружественные Новгороду финские земли». Нет единства и среди русичей – ни у князей, ни у простолюдинов. Поэтому не случайно в центре пьесы – тема национального выбора русского народа и самого князя Александра. Его военные подвиги тоже упомянуты, но не являются основной линией сюжета – в отличие от знаменитой картины С. Эйзенштейна «Александр Невский» («Мосфильм», 1938) или более современного фильма «Александр. Невская битва» режиссёра И. Калёнова («Никола-фильм» и др., 2008). В борьбе за сохранение и единство Руси князю Александру приходится противостоять не только иноземцам, но и соотечественникам, включая родных братьев. Отстаивая национальные интересы, он ведёт сложную дипломатическую игру с ордынцами. Открыт он и для переговоров с европейцами, хотя не находит отклика с их стороны. А внутри страны едва ли не каждый видный соотечественник Александра предлагает свой путь для Руси – от немедленного восстания против ордынцев до полной «национальной смерти». В частности, посадник Пскова Твердило не надеется, что у Руси вообще есть национальное будущее. По его мнению, если подчинение иноземцам всё-равно неизбежно, то пусть лучше это будет католическая Европа, чем Золотая Орда. Как это похоже на «самоненависть» современных либералов...

Выбор Руси совершается не только в политической сфере. В одной из сцен княгиня Александра берёт для больного супруга принесённые волхвом целебные травы. Не разделяя языческой веры, княжеская чета с уважением относится к древним полезным знаниям. Когда же, встав с постели, Александр принимает папских послов из Лиона, то даёт однозначный ответ: «Учение ваше не принимаем!». Исповедуя православие, князь относительно терпим к русскому язычеству, но твёрдо отвергает католицизм, с которым «познакомился» в сражениях с крестоносцами. Ранее у Александра происходит разговор с пленным фогтом (немецким наместником-судьей в Пскове): «Кочевники жгут и ваши немецкие домы! Они терзают и вашу и нашу землю, а вы идёте на нас крестовым походом. С мечами и виселицами! Где же разум и добрая воля у папы римского?»

В одном из писем Д.М. Балашову В.И. Белов размышлял о национальном выборе России: «... почему обязательно дело надо представлять так, что либо Запад, либо Восток? Да ни Запад, ни Восток, Русь была сама по себе». Эту мысль писатель выразил в своей пьесе. В финале Александр глубоко недоволен собой, сожалеет, что «не подсобил ни братьям, ни князю Даниле». Но словно в ответ на его мысли звучат слова митрополита, который вместе с духовенством и народом славит князя: Александр – защитник веры отцовской, победитель иноземных врагов, «примиряющий братьев и собиратель народа». Главный итог жизни и правления Александра Невского – это сделанный им национальный выбор, благодаря которому Русь жива, а её самобытная история продолжается.

Пьеса «Князь Александр Невский» была впервые поставлена в 1990 г. на одной из лучших сцен того времени – в Ленинградском академическом театре драмы имени А.С. Пушкина. Не исключено, что В.И. Белов видел в пьесе и будущий сценарий для исторического фильма, хотя, к сожалению, он так и не появился до сих пор. В дальнейшем пьеса имела нелёгкую литературную и сценическую судьбу. Это можно объяснить целым рядом причин. Во первых, она сложна для театральной постановки – обилие персонажей, динамичность действия, предполагающая частую смену декораций ( впрочем, при экранизации перечисленные сложности только украсили бы картину). Во вторых, непрост язык произведения. Будучи блестящим знатоком северного вологодского говора, В.И. Белов использовал его элементы для построения речи средневековых персонажей. Например, полна колоритного юмора перебранка дружинника Пятуни с княжеским ловчим Докучаем: «Хо! Купеч-то готской, а ты дурак новгородской!». В каждой сцене чувствуется огромная увлечённость писателя личностью Александра Невского и его эпохой. В напряжённых диалогах персонажи упоминают исторические события, имена, географические названия, что требует от зрителей (а также от постановщиков и актёров) сосредоточенности и некоторых исторических знаний. Словом, ни по стилю, ни по содержанию пьеса не является развлекательной, а это противоречит современным «рыночным» понятиям об историческом жанре, как легковесном зрелище, где кровавые драки чередуются с «постельными» сценами.

И всё-таки я надеюсь, что в год 800-летия князя Александра Невского или уже после юбилея пьеса Василия Белова привлечет внимание театральных постановщиков, а может, и кинематографистов. Сценарии современных российских фильмов на историческую тему зачастую оставляют желать лучшего, поскольку написаны литературными ремесленниками, а в смысле исторических знаний – жертвами ЕГЭ. В то же время у нас оказываются незаслуженно забытыми замечательные произведения русских и советских классиков. Думаю, эту нездоровую ситуацию следует изменить.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную