🏠


По инициативе и при участии С.П. Козубенко в этом году Союзом  писателей России была учреждена Библиотека «Новое имя». По итогам каждого Всероссийского совещания молодых писателей в Химках под её грифом будут издаваться три книги наиболее заметных новых поэтов и прозаиков.
Первыми авторами этой книжной серии стали прозаик Алена Белоусенко (Московская обл.), поэты Мария Знобищева (г. Тамбов) и Кира Марченкова (Брянская обл.).

 

Из новой книги

Алёна Белоусенко. Нити. Рассказы. Библиотека «Новое имя» Союза писателей России. – М.: Редакционно-издательский дом «Российский писатель», 2021. –  96 с.

Герои книги Алёны Белоусенко «Нити» люди по-своему несчастные и по-своему счастливые. Они живут, страдают, радуются, любят, как умеют. «Мысль семейная» оживает на страницах этой книги множеством разных своих проявлений. Белоусенко умеет передать тонкую музыку жизни, когда кажется, не происходит ничего, но происходит многое.

Алёна БЕЛОУСЕНКО, Московская обл.

ДИНОЗАВРЫ

Юре было девять лет, но он мало что понимал про себя. Разве что носил внутри чужие, брошенные в него фразы, осторожно и слово в слово. И потому знал, что противным нравом пошел в отца, хотя ни разу его не видел. А еще то, что в садике писался во время тихого часа, мама с воспитательницей его за это ругали, а он от обиды плакал. Знал еще, что глупее других детей и что шутки у него несмешные. И достаточно было этих скудных штрихов, чтобы мнение о себе Юра имел весьма жалкое.

Из того малого, что он понимал про себя, было его очарование Катей. Оно возникло не вчера, но Юра, сидя на уроке математики, только-только поймал его, когда солнечный луч, игравший бликами с Катиной партой и рукой, невольно увлек его взгляд. Ее пушистые волосы, почему-то не в хвосте как обычно, а распущенные, лежали на спине, а сквозь их путаницу едва мелькала кофта нежно-розового цвета. И свое чувство Юра скрывал, как скрывал и все другое, что его волновало.

Жили Юра с мамой в трехэтажном панельном доме, на самой окраине крошечного города, где через дорогу уже начиналась деревня. В этой деревне у них было огорожено четыре сотки земли под грядки и железный сарай с курами и недавно купленной коровой, – без избы, без сторожки. Мама называла деревню второй работой и Юру туда брала редко – чтобы не мешал. Вечера он проводил на улице с другом Артуром или в одиночестве на скамейке у подъезда. Ему разрешали играть и на детской площадке во дворе, но без Артура он не шел – дичился незнакомых ребят.

И в этот майский вечер Юра сидел на скамейке и наблюдал закат. Иной раз ему было приятнее находиться здесь, в тишине, одному, чем с кем-то общаться. Небо притягивало его, словно пытаясь шепнуть что-то важное. И его яркие, нежные волны подсказывали Катино имя. Они – закат и Катя – были одного рода-племени и берегли одну тайну на двоих. Ее кофточка была сшита из лоскутков заката, а солнце родилось из ее волос. Вместе они были далекими-далекими и прекрасными-прекрасными. И ему никогда запросто не дотронуться было ни до Кати, ни до заката.

– Юрка, домой иди! – прокричали из окна. И Юра пошел.

Мама встретила его на пороге.

– Завтра корову загонишь, я не смогу. Я работницу заменяю, – сказала она, как обычно, сурово. – Слышишь?

Мама была в шершавой длинной юбке и теплой кофте болотного цвета. В это время года она два раза за день ходила на дачу: в шесть утра доила и выгоняла корову, а в семь вечера забирала ее у пастуха и доила повторно. Одевшись утром перед дачей, в той же одежде шла на работу. А вернувшись с завода, надевала тапки и принималась готовить обед. К вечеру – снова на дачу, с дачи – на точку продавать молоко.

Юра слышал, но не понимал, что конкретно ему нужно будет сделать. Он смотрел на мамину короткую, будто мальчишескую, стрижку – волосы жидкие, кое-где седые. Особенно из-за этой стрижки он стыдился ее. И из-за молока, которое мама продавала в изношенных пластмассовых бутылках по вечерам около центрального магазина. И еще потому, что на школьных праздниках она стеснялась учительницу и стройных женщин с тонкими браслетами на руках и от того болтала без умолку и громко смеялась. А дома, с Юрой, снова становилась прежней – важной и молчаливой.

Утром мама зашла в Юрину комнату и, положив на стол большой ключ от сарая, напомнила, что в семь вечера на пустыре у дачи будет ждать стадо. Юра, разлепляя глаза и понимая, что больше возможности не будет, все же осмелился спросить напоследок:

– А как загонять-то?

– Как-как? – удивилась мама. – Что, не видел, как я два месяца корову загоняла что ли?

Юра не раз видел, как мама загоняла корову, но в деле не участвовал, да и не интересовался им, а только ошивался поблизости.

– Видел, – сказал Юра, опустив взгляд.

– И что тебе непонятно?

– Все понятно.

– Ничего, взрослый уже, с собаками грязными не боишься вошкаться, а с коровой и подавно справишься, она сама за тобой пойдет.

После школы они с Артуром пошли на пруд, забежав по дороге домой за стеклянной банкой для тритонов. Юра надеялся, что друг согласится пойти с ним и на дачу, но Артур сказал, что бабушка просила вернуться пораньше. Юра понимал, что это неправда, но решил об этом не думать.

Тритонов к Артуру домой приносить было нельзя, и сразу от пруда Юра с банкой направился к пустырю. Он спросил у прохожего время, тот ответил: «Полседьмого». И хмуро стало на душе, что успевает, что, позабыв о времени, не загулял с Артуром допоздна. Нарочно не исполнить поручение Юра не мог, а случайно забыть о нем ему бы хотелось.

На пустыре уже стояло небольшое стадо, коров десять, и сновали повсюду мошки. Коровы походили на динозавров: сильных, древних и непредсказуемых. Они не смотрели на Юру, но ему казалось, сделай он лишний шаг – побегут на него и потопчут, будто в танце. Он поставил банку на траву, огляделся – пастуха не было видно. Его бросило в пот – никто ему теперь не поможет. Даже если найдет Звездочку, то не сможет отвести ее в сарай. Не может быть, чтобы динозавр слушался мальчика. Как не может быть, чтобы его, Юрина, мать слышала его.

Но даже найти ее было невозможно: все коровы, кроме одной, бурой, походили друг на друга. Все – белые с черными пятнами. Правда, знал Юра, что у Звездочки на лбу треугольное пятно было. Но коровы все лбами к нему не поворачивались, а подходить и обглядывать каждую было страшно. Он кругом обошел стадо. И – удача! – на противоположной стороне, с краю, стоит корова с пятном. Правда, пятно не совсем и треугольное.

–Звездочка, – позвал он вполголоса, смотря корове прямо в глаза. И, удерживая на ней взгляд, словно зовя за собой, отошел на три шага, ожидая, что та пойдет вслед. Корова не двигалась, только судорожно вздрагивали ее бока и метался хвост влево-вправо. Юра стоял, ожидая непонятно чего. Вдруг взгляд его ухватился за мелькнувшее в центре стада пятно – там, наклонив голову к земле, стояла еще одна Звездочка. Слышно было, как от натуги трава под ее толстыми губами разрывалась и потом вымешивалась крупными челюстями. Подойти к ней означало обречь себя на смерть от первобытного танца природы. Юра замер. Он всерьез выбирал между смертью и маминым недовольством. Через пару минут он решился идти домой.

Было около восьми, когда послышались движения ключа в замочной скважине. Юра притих в своей комнате. Дверь открылась, на пол поставили пакет с продуктами.

– Юрка-а, ты дома?

– Да, – сказал Юра негромко и, поняв, что мама не услышала, протянул: – Ту-ут.

– Корову загнал? – спросила мама, зайдя в комнату.

– Да, – он старался смотреть ей прямо в глаза.

– Молодец. Я тебе апельсинов купила. Сейчас картошку пожарю и пойду доить.

Юра и боялся, что она еще спросит: «Не забыл закрыть сарай?» или «Не потоптала корова цветы у калитки?» – и хотел этого всей своей трепещущей душой. Тогда неизбежное наказание придет сейчас, и его не нужно будет ждать, как дикого зверя из леса, чьи шаги уже слышны. Но мама больше ничего не спросила. Она закрыла за собой дверь и пошла на кухню. Юра прислушивался к тому, как шипело и трещало масло на сковородке, и этот привычный ласковый звук сейчас утяжелял его тоску.

Он покинул комнату, только когда все звуки затихли. На кухне, в тарелке для супа, лежали четыре дольки апельсина. Юра вздохнул. Он ощущал себя самозванцем, который заполучил сладость, принадлежащую другому, правильному мальчику. И эта сладость не радовала. Съест дольку и шепчет: «Господи, хоть бы корова не ушла никуда с пустыря, а еще лучше – подошла к сараю, тогда точно ругать не будут».

Но все же он готовился к наказанию – память сама подкидывала ему сцены.

–Врешь, паразит? – сказал он сам себе тихо, повторяя знакомую фразу. Юра втянул голову в плечи, представляя, как в очередной раз получит поварешкой по голове.

«Весь в отца!» – отозвалось где-то рядом маминым голосом.

А в прошлом триместре, когда Юра исправил двойку по математике в дневнике на четверку, мама сказала: «Отдам тебя отцу, чтобы он сам свою подлую породу выращивал». Юра обрадовался тогда. Воображал, как незнакомый ему еще папа будет играть с ним в футбол и покупать мороженое. Может, именно сегодня мама соберет его вещи, и папа впервые приедет за ним.

Вскоре Юру захватила игра с апельсиновыми шкурками-лодками, плывущими по столу через моря к отцу, как захватывает сон плачущего ребенка. И когда заскрежетала замочная скважина, он еле успел перебежать в свою комнату незамеченным. Мама поставила ведро с молоком на пол, разулась, снова взялась за скрипящую ручку, зашла на кухню. Звуки прекратились.

Юра раскрыл перед собой учебник русского языка и сел, весь превратившись в слух. Шорохи, стуки, голоса рождались в его голове, как призраки в темной комнате.

Так прошло около получаса. Юра бесшумно вышел в туалет. В квартире стояла полная тишина. На кухню он направился уже уверенный, что мамы дома нет, и вздрогнул, увидев ее прямо перед собой, сидящую на табуретке. Правый локоть лежал на столе, глаза закрыты ладонью. Будто статуя.

– Ну что, погонял меня по деревне? – сказала она, вытягивая каждое слово, и медленно подняла козырьком ладонь. Глаза ее были измученные.

Юрины губы улыбались. Он старался их сдерживать, но они вновь расплывались как у полоумного. В ответ на его улыбку мамины глаза щелкнули злостью. Она встала, подошла к раковине, включила воду и принялась мыть посуду, не глядя на Юру. Он уже не улыбался. Он дрожал. Мама повернулась к шкафу с посудой, и взгляд ее голубых глаз проскользнул по сыну так же, как по рядом стоящей плите. Она расставила тарелки и вышла из кухни.

Он знал, что поступил плохо. Особенно эти купленные мамой апельсины никак не могли выйти у него из головы. Как будто из-за них он был прежде всего виноват. Но хуже было то, что даже на утро мама с ним так и не заговорила. Не заговорила и днем, хотя у нее был выходной. И не нарушая молчания, вечером ушла на точку продавать молоко. Оставшись один на один с маминым домом, таким же враждебным, как и она, Юра затосковал. Дом молча выгонял его, и он послушался. Но дальше скамейки не ушел. И только там он вспомнил про оставленных на пустыре тритонов – теперь их точно собаки съели. Хоть и не корова, но все-таки что-то пропало, утерялось.

По тротуару тем временем проходили женщина с девочкой.

– Кать, смотри, это Юра что ли? – женщина дотронулась до плеча девочки и вопросительно посмотрела на Юру.

Юра на секунду подумал, что они пришли к нему в гости.

– Привет, – сказала Катя.

– Ты чего здесь так поздно один сидишь? Не замерзнешь? – не дав ему поздороваться в ответ, спросила Катина мама.

– Не-ет, я тут, около дома, – Юра показал на свой балкон.

– А, ну хорошо тогда. Доча, поделись конфетами.

Катина мама смотрела на Юрины литые шлепанцы, надетые поверх носков, ворот футболки, вытянутый треугольником, и мягкие спортивные брючки с катышками по бокам. Она предугадывала по его глазам, что достаточно двух теплых слов, и этот детеныш, не раздумывая, схватит крепко-крепко твои пальцы и, быстро-быстро перебирая ножками, пойдет с тобой.

Этого всего Юра не знал о себе. Он разглядывал конфеты, которые насыпала ему Катя: мишки на деревьях, белка с орехом в лапках и другие, ему еще незнакомые обертки. И только сейчас он понял, что это Катина мама берегла с небом одну тайну на двоих, а после просто поделилась ею с дочерью. Юра сидел, почти не двигаясь, – закатное небо спустилось к нему и укутало его в своих объятиях. Катя с мамой превратились в две маленькие отдаляющиеся фигурки.

ОБ АВТОРЕ
Белоусенко Алена Анатольевна родилась в 1992 году в городе Удомля Тверской области. Окончила экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова и Литературный институт им. А. М. Горького (семинары Михаила Лобанова и Руслана Киреева).
Публиковалась в журналах «Наш современник», «Роман-газета», «Традиция & Авангард», «Лиterraтура», «Подъем», «Волга – XXI век», «День и ночь» и др.
Лауреат различных литературных премий, в том числе премии сайта «Российский писатель» в номинации «Новое имя» (2015), Южно-Уральской литературной премии (2017), премии «Русское слово» (2018), премии «В поисках правды и справедливости» (2019). Участник Форумов молодых писателей России и Китая (2018, 2019).
Член Союза писателей России. Работает главным бухгалтером. Живет в г. Одинцово Московской области.

 

О ЖИЗНИ ТАКОЙ, КАКАЯ ОНА ЕСТЬ

Ни один из рассказов Алены Белоусенко невозможно  пересказать своими словами. Да даже и на вопрос, о чем она пишет, ответить не так-то просто. Хотя пишет она о таких же, как все мы, людях. Вот молодая женщина в рассказе «Мойры» едет с отцом в машине. Из их ничего не значащего разговора становится понятно, что женщина только что развелась с мужем и что у ее отца с матерью взаимоотношения сложились тоже не вполне счастливо. А когда отец начинает объяснять, как он отличает гусиные стаи от прочих, его дочь задремывает и снится ей, что она тоже летит, «чтобы разглядеть гусей поближе, а глаза у них у всех человеческие, да более того, точь-в-точь как у бывшего мужа...» Даже попавшая под колеса их машины лисица в повествовании ничего не меняет. Ну разве что это дает повод молодой женщине предположить, что «возможно, папа упрекает себя не только за лисицу, а и за маму». И далее мимоходом рассудить так: «Хотя все мы сами виноваты, что бросаемся под колеса, дорогу переходим не в положенном месте и спускаем на близких и чужих людей своих демонов».

То есть проза Алены Белоусенко это не противостояния между разного рода героями и не ситуации, в которых их человеческие характеры проявляются, а их состояния в разные мгновения жизни.

А построить внятный смысловой сюжет из всего того, что можно определить лишь как  поток сознания, и при этом не позволить читателю заподозрить автора в покушении на самое главное свойство этого потока  на его все-таки непредсказуемость это для писателя, пожалуй, самая трудная задача. И такая же трудная задача не рассказывать о внутренних состояниях героев, связанных с произошедшими с ними событиями (на самом-то деле в душу никому не заглянешь!), а угадывать их через некие внешние детали. Например, когда героиня рассказа «Сны» приезжает на похороны своей матери и в родительском доме заходит в одну из комнат, то  сидящая там за ноутбуком юная Катя тут же сама, без подсказки, горбиться перестала и «выпрямила спину». И эта вроде бы самая незначительная в общей атмосфере рассказа художественная деталь позволяет мне, читателю, с особою остротою понять, что тем самым Катя непроизвольно проявляет к более взрослой родственнице свое пока еще неумелое сочувствие. Более того, мимолетный, в две строки, эпизод заставляет меня к третьестепенной в рассказе Кате отнестись пусть и с кратким, но вполне глубоким сопереживанием. И по прочтении рассказа именно эту юную Катю вдруг запомнить.

Проза Алены Белоусенко являет собой поток случайных и неслучайных мыслей и настроений, таких же случайно и неслучайно замеченных ее героями в окружающем их пространстве людей и предметов, чаще всего оказывающихся вроде бы не взаимосвязанными, как это и на самом деле бывает в воистину непредсказуемом потоке нашей реальной жизни, а не в преобразованном художником ее отражении. Но если живописцы на своих полотнах подчиняют одно другому например, белизну чашки румяному яблоку общим цветовым рефлексом (есть даже такой термин в искусствоведении!), то как достигает Алена Белоусенко в своих рассказах-потоках  единого, вполне строго организованного текстового смысла, я даже и не могу объяснить. Вернее, объяснить могу всего лишь особым свойством ее таланта. И, конечно же, узнаваемостью изображаемых ею характеров, ее способностью изображать жизнь такою, какая она есть на самом деле. И еще ее особым художественным зрением и обязательным для настоящего писателя уровнем ее собственной человеческой развитости.

Мне бы очень хотелось, чтобы прозаик Алена Белоусенко, пока еще о себе только заявившая как явление многообещающее, сама ответственность перед своим талантом ощутила. И чтобы ей ничего не помешало реализовать себя как писателя уже в полной мере.

Николай ДОРОШЕНКО, прозаик, г. Москва

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную