Евгений Новичихин: "Искать достойные произведения очень трудно"

3 марта — Всемирный день писателя, а 21 марта - Всемирный день поэзии. О том, отмечают ли их в Воронеже, а также о том, чем живут люди этой профессии, корреспонденту «АиФ-Черноземье» рассказал Евгений Новичихин — поэт, прозаик, переводчик, публицист, кинодраматург.

Кому гонорар?

— Евгений Григорьевич, как вы сами относитесь ко Дню писателя и Дню поэзии?

— В России эти праздники не прижились. Более того, некоторые писатели даже не знают об их существовании.Так Всемирный день писателя был учреждён международным ПЕН-клубом, в который входит лишь небольшое число российских писателей. И тяги к этому клубу нет, наверное, потому, что у нас и у западных авторов совершенно разные проблемы. Так, на Западе писатель, когда издаёт книжку, получает определённый гонорар.

У нас же странные вещи сейчас происходят при издании книги: оплачивается труд корректора, редактора, художника, но только не писателя. В Москве некоторые издательства всё же выплачивают небольшие гонорары. Правда, из воронежских авторов мало кто издаёт свои книги в Москве. В Воронеже писатели гонорара не получают. Если говорить об истории международного Дня писателя, его создавали, в том числе, как день борьбы за свободу слова. И свобода слова у нас теперь есть, никакой цензуры нет.

— А нужна ли она?

— Цензура не нужна, это определённо. Но я бы сказал, что должна быть какая-то внутренняя цензура у каждого автора.

Издают много и мало

— В чём же проблема сегодняшних литераторов?

— Издать книгу сегодня может каждый, заплатив деньги издательству, поэтому книжек ужасно много. Плохих — просто поразительно много, а хороших — очень мало. Сейчас институт редакторов, корректоров практически исчез. Всё, что касается полиграфии, стало значительно хуже. Хотя, есть и исключения. Вот у нас, в Воронеже, есть Центр духовного возрождения, выпускает отличные книги. Однако общее правило — издательств много, а книжки выходят плохими.

— Почему воронежцы так плохо знают творчество своих земляков?

— Как правило, книги воронежских писателей и поэтов выходят мизерными тиражами. В начале 90-х годов в Якутске был пленум правления Союза писателей России. К нему работники местной национальной библиотеки подготовили выставку книг. Из Воронежа было три автора (я, Виктор Михайлович Попов и Иван Иванович Евсеенко). Подошли мы к стенду и поразились: там были буквально все книжки, вышедшие в Воронеже. Это говорит о том, что тогда книги выходили очень большим тиражом. Они поступали во все библиотеки страны. И не только России, но и в нынешние страны СНГ. И сейчас, если зайти в нашу библиотеку, можно найти много книг, выходивших до 90-го года, а после — единицы или ничего.

Читатель другой пошёл

— Что же изменилось сейчас?

— У издателей расчёт только на продажу книг, на извлечение прибыли. Скажем, поэзию, как правило, не берут даже. Совершенно другой читатель пошёл.

— Что произошло с читателем?

— Начну с того, каким читатель был. К писателям относились с интересом. Существовали кружки в школах, в которых изучали творчество местных писателей. Сейчас это редкость. Молодёжь растёт, воспитанная телевидением и Интернетом, а не литературой.

— Но ведь сегодня много литературы в Интернете?

— Интернет — это своеобразная сливная яма, где найти можно всё, что угодно. Но вот искать достойные произведения очень и очень трудно. А главное — любой написавший хоть что-то может выставить в Интернет своё произведение. Возникает слишком много «художественных» ориентиров — всё это путает читателя.

— Как воспитать художественный вкус?

— Ну, как его воспитать, если уроки литературы в школе сокращают. Например, когда мы учились, и Кольцов, и Никитин были в учебниках литературы. Сейчас их там уже не найдёшь. Воспитывать надо с малых лет.

Пробовать силы

— Как вы пришли в кинодраматургию?

— Случайно. Я в литературе человек непостоянный, хотя по жизни — совсем наоборот. В творчестве мне всё время хочется попробовать свои силы в новом жанре. Именно поэтому я писал и стихи для детей, и прозу, и публицистику, работал в жанре перевода. Захотелось мне и попробовать силы в кинодраматургии. Всё началось со сценария по одному из произведений Андрея Платонова. Сейчас вот работаю уже над четвёртым сценарием.

— Много ли в Воронеже молодых писателей?

— Я совсем недавно ушёл с поста председателя правления Воронежского отделения Союза писателей России. Могу сказать: было время (целых 20 лет!), когда мы совершенно потеряли связь с молодыми писателями. Только с 2007 года мы снова начали их собирать, они к нам тянутся. Есть группа молодых, которые пишут достаточно профессионально, некоторых, в принципе, можно и в Союз писателей России уже принимать. Вот несколько интересных имён: Алексей Ряскин, Александра Никулина, Ирина Турбина, Александр Зайцев, Вера Часовских, Мария Соколовская…

— Ваше кредо?

— Я всегда говорю: обыкновенная человеческая порядочность выше любого таланта.

Справка

Евгений НОВИЧИХИН — поэт, прозаик, переводчик, публицист, кинодраматург, лауреат многочисленных литературных премий, заслуженный работник культуры России. Родился 9 февраля 1939 года. С 1973 года — на профессиональной литературной работе. Автор более четырёх десятков книг, выходивших в Москве, Воронеже, Тамбове, а также в Греции, Польше, Молдавии, Туркмении, Украине, трёх сценариев художественных фильмов. В начале этого года указом Президента России награждён орденом Дружбы за заслуги в развитии отечественной культуры.


Комментариев:

Вернуться на главную