Почему в Первоуральске срубили красные тополя
Фото - газета "Городские вести-Первоуральск"

Фото - газета "Городские вести-Первоуральск"

В Первоуральске срубили тополя, которые были покрашены в красный цвет.*

Неизвестные лица покрасили несколько тополей возле Старотрубного завода в Первоуральске накануне визита на Урал Владислава Суркова 26 марта 2013 года. По мнению местных СМИ, это сделали работники ПНТЗ, однако на предприятии данную информацию опровергли.

По словам директора муниципального казённого учреждения «Городское хозяйство» Юрия Попова, сначала новотрубники попытались отмыть деревья, но красная краска настолько въелась в кору, что избавиться от нее, не причинив ещё больший вред тополям, не представлялось возможным. Поэтому было принято решение спилить все три дерева.Будут ли посажены на месте, где теперь стоят пеньки, другие деревья, пока неизвестно.

Фото — газета «Городские вести-Первоуральск».

* Прозрачный намек на пермских красных человечков, порождение Гельмана и его покровителя - Суркова.

Зачем Сурков приехал в Первоуральск

Масштабнее, чем в Перми. Чтобы посмотреть на это, Куйвашев бросил заветную мечту.

Каким бы ни был результат голосования по ЭКСПО-2020, Свердловская область уже получила интересную стройку, а в довесок к ней — политический эксперимент и битву поколений (мировоззрений, укладов жизни). Во вторник на несколько часов на Урал прибыл Владислав Сурков, создатель современной политической системы России. Его проект объяснить сложно, а кто за это берется — говорит с придыханием. Хотя, по сути, Сурков повторяет эксперимент пермского губернатора Чиркунова, только расчетливее. Садитесь поудобнее, по желанию главного визионера российской власти под Екатеринбургом разворачивается масштабная культурная драма: старый уклад пожирает новый, верящий, что за ним будущее. Корреспонденты «URA.Ru» специально съездили, чтобы разглядеть план Суркова во всех деталях, заодно определив биоритмы Куйвашева и истинные пожелания жителей Первоуральска.

Вторник оказался проблемным днем для редакторов. Что ставить главной новостью? Фантастический снегопад, разразившийся в самый разгар перепалок города и области, больше похожий на подначивание от природы: «Ну давайте сожрите друг друга»? Или визит делегации Международного бюро выставок, настолько важный, что даже передовой политический еженедельник страны — «Власть» — объявляет его темой своего номера? А как относиться к приезду Владислава Суркова, создателя современной политической системы, который сам же пострадал от выстроенной Византии, а теперь переживает административный ренессанс, но в новом качестве?

Последняя тема — самая проигрышная. Сурков и раньше был героем подковерных войн, спрятанных от массовой аудитории, а сейчас, в статусе вице-премьера России, руководителя правительственного аппарата, и подавно страшно далек от народа. Да, повод для приезда позитивный и человеческий: открытие Дома новой культуры, что сокращается, конечно, до ДНК и произносится с придыханием — тут же столько глубинных смыслов. Да, на всю страну таких ДНК придумано лишь три: в Калуге, Первоуральске и Владивостоке. Но поди объясни, что это такое.

Говорят, еще неделю назад губернатор Евгений Куйвашев серьезно раздумывал: ехать или нет; хотел отправить вместо себя министра культуры Павла Крекова. Звонки, консультации — выбор сделан. Уже перед выходными не было сомнений: Куйвашев едет в Первоуральск. На языке протокола это означает: в разгар визита делегации выставочного бюро он оставляет гостей и на несколько часов исчезает с Сурковым. Для политического обозревателя ранжир событий становится понятен тут же.

Вторник, три часа дня. Мы стоим в финишном цехе Первоуральского новотрубного завода и ждем, когда же появится этот «самый важный гость» и что скажет. Само ожидание — часть образа, созданного самим Сурковым. Знающие люди давно поняли: к современной российской политике вице-премьер не имеет никакого отношения, своего сменщика Вячеслава Володина не курирует, не подставляет и вообще старается обходить свою прежнюю делянку стороной. Но образ давно живет отдельно от человека, и все ждут: кто вмешательства в борьбу области и города, кто консультаций по новому мэру Екатеринбурга, а кто и первоуральских разборок (как бы смешно это не звучало). Ожидание есть, но конкретизировать его невозможно: точь-в-точь, как и историю с ДНК.

В это время операторы снимают самодвижущихся роботов, трубу с металлом внутри, виртуальные книги виртуальной библиотеки. Вокруг нас то, что принято считать современным искусством.

Площадка даже не вызывает вопросов: после того как ПНТЗ стал собственностью Группы ЧТПЗ, все строения внутри и снаружи разукрасили без оглядки на промышленные традиции: фиолетовые будки, желтые цеха. Это нисколько не похоже на завод, и удивляет хоть лирика, хоть технаря (прежний губернатор Александр Мишарин устраивал для своих министров и директоров других заводов экскурсии в Первоуральск). Где еще презентоваться, если не здесь?

А если на заводе — то, конечно, в цехе. Так и происходит. На небольшом пятачке — черный гипсокартоновый куб, снаружи исписанный аббревиатурой проекта. Перед ним — расчерченный пол. Такие рисует фон Триер в своем «Догвилле» и «Мандерлее», абстрактно обозначая дома, улицы, сады. В Первоуральске так обозначены помещения будущего Дома культуры: та же виртуальная библиотека, медиатека, комнаты проектов.

Внутри гипсокартонового куба — сцена, на стенах — проекции разных проектов. Например, группы художников Мишмаш (по аналогии с ДНК, легко догадаться, что речь о Мише и Маше). Они делали «геопсихоизометрическую экспертизу» Москвы и Екатеринбурга (последнюю экспонировали в уральском филиале центра современного искусства, руководитель которого — Алиса Прудникова — куратор первоуральского ДНК).

«Вспыхнув в объективе фотокамер молодых жителей Первоуральска, образы города пройдут через фильтр художников. Из этого фоторяда будет создан каталог визуальных идиом Екатеринбурга», — значится в пресс-ките ДНК.

Когда Мишмаш в формате видеопривета объясняют свой замысел, настойчиво употребляя то самое «геопсихоизо...» сознание журналистов и гостей отключается, министр культуры Владимир Мединский смотрит в потолок. Кивает лишь Сурков.

Он расплывается в улыбке, слушая режиссера Евгения Григорьева, обещающего с помощью двадцати сталкеров создать «глобальную интерактивную карту города в жанре web-doc». Естественно, в самом актуальном жанре нынешнего момента. Сурков выглядит счастливым.

Вице-премьер внимателен к словам Елены Каварги. Она обещает работать над «интерактивными кинетическими sci-art объектами и инсталляциями». Затем презентуется проект новых медиа (им прочат успех уровня «Gangman style»). Какой-то порядок в этот хаос вносит лишь сама Прудникова, также в формате видеопривета сообщающая, что региональные художники вновь востребованы, а значит, первоуральская площадка даст пользу стране.

Пользу VIP-гостям демонстрируют тут же. Евгений Куйвашев подходит к «Остаточному мыслепотоку» Елены Каварги. Посетители Иннопрома 2011 года помнят эту трубу с металлом внутри: без человека она издает скрежет, но стоит взяться за две спицы, вставленные в цилиндр, и система считывает твой биоритм, создавая музыку тела. Владислав Сурков искреннее улыбался, когда на весь цех разнесся биоритм губернатора — тихий, спокойный, полная противоположность металлическому скрежету. Поверить в то, что это не запись, было сложно. Замминистра культуры Иван Демидов считал эту реакцию моментально: подбежав к Суркову, начал доказывать, что «Остаточный мыслепоток» действительно работает — он сам утром проверял.

Акционер ЧТПЗ Андрей Комаров, как партнер проекта ДНК, говорит, что новой промышленности необходима новая культура. Губернатор Евгений Куйвашев напоминает, не хлебом единым жив человек, а потом благодарит и гостя, и промышленника. Яркая речь не выходит и у министра культуры Владимира Мединского: он собирает еще больше штампов, чем губернатор; зачем-то повторяется про хлеб, рассказывает о смычке технологии и культуры, а потом добавляет, что в человеке все должно быть прекрасно. Вероятно, они все под впечатлением от увиденного. Или подыгрывают Суркову, чье финальное выступление на этом фоне — соловьиная трель.

Вице-премьер говорит, что очень впечатлен и принимается объяснять причины открытия ДНК в Первоуральске, множа смыслы: «Первоуральск — город пограничный. Это и старый, и новый уклады жизни, старые и новые технологии, граница Европы и Азии, граница Екатеринбургской агломерации, которая — серьезный центр. Здесь известные всем рок-группы, здесь жил поэт, к творчеству которого я неравнодушен, Борис Рыжий. И Дом новой культуры будет местом, где люди смогут достигать границ и пересекать их».

Сурков даже не сомневается, что это возможно, и приводит в пример сам завод. «Невозможно заставить рабочих не пить на производстве? Возможно. Лет двадцать назад я бы в это не поверил, но сегодня мы на таком предприятии», — отвешивает он комплимент Андрею Комарову, добавляя, что предприятие демонстрирует, как можно меняться.

Площадка, где собственно и будет построен ДНК, такая же визионерская: окружена стеной, внутри на земле засыпаны снегом обрезки труб. К центральному кругу ведет помост, вокруг рисунки детей, по ободку расставлены журналисты и ученики местного колледжа в серебряных накидках. Здесь слов меньше: звучит заводской гудок, играет концерт Шостаковича.

«Городу нужен простой ДК», — говорит мне один из первоуральцев. Такой, чтобы бабушки водили внучек на занятие фортепиано или балет, чтобы позже — перед товарками — могли похвастаться успехами ребенка, и собеседники бы поняли, о чем идет речь. С ДНК так, конечно, не получится: для большинства гостей церемонии открытия много из сказанного — белый шум. А для самих участников — перефраз другого проекта.

Презентованное в Первоуральске очень напоминает попытку политика Олега Чиркунова сделать Пермский край культурной столицей России. Те же экспериментальные лаборатории, поддержка государства, слова о выходе за пределы границ в поисках новых смыслов. Зачастую даже те же участники.

Какой будет на них реакция в Калуге и Владивостоке сказать сложно, а в Екатеринбурге — легко. Достаточно вспомнить общественную реакцию на выставки ГЦСИ на Иннопроме: как спешно покидала площадку Лариса Чернецкая, супруга тогда еще мэра Екатеринбурга, или удивленный взгляд совладельца УГМК Андрея Козицына. В промышленном крае (при всей большей продвинутости Екатеринбурга в отличие от других городов области и административных центров соседних регионов) этот переход «за рамки» не поддерживается: число сталкеров мизерно (чаще всего они искусственно и временно завезены), а существующая среда агрессивна, выжигает это новое, воспринимая только классику (и даже со временем не меняется). Тот же «Остаточный мыслепоток» событием Иннопрома не стал, как и «геопсихоизометрическая экспертиза Первоуральска» от Мишмаша не собирала очередь в музей, будучи выставленной в прошлом году.

Этот настрой Владислав Сурков знает. «Классическое искусство остается нашим приоритетом, — говорил он в Первоуральске, — но нужно поддерживать новое. Нельзя допустить, чтобы традиционная матрица тормозила наше развитие».

Так говорил и Чиркунов, получивший статус самого прогрессивного губернатора и спешно уволенный после смены президента. Кстати, к радости пермского обывателя, не принявшего эксперимент главы региона. В «культурной революции» Перми видели желание распилить и откатить. В ДНК, кстати, многие видят то же самое. Но больше это похоже на большой визионерский эксперимент Владислава Суркова, который теперь будет наблюдать за тем, как «новая культура» бьется с традиционным укладом, как ее ломают и пожирают.

Наблюдать будут и уральцы: площадка масштабного социального эксперимента всего в нескольких минутах езды от Екатеринбурга.

Михаил Вьюгин, ФОТО – Александр Мамаев © «URA.Ru»

Комментариев:

Вернуться на главную