Павел МАРТЫНОВ
На этом фоне неожиданно прозвучали слова диакона Андрея Кураева. Клирик стал одним из немногих людей, смотревших фильм, и он назвал это полотно "промонархическим". "Если уж в нем и искажается история, то, скорее, в эту сторону. Вот финальная сцена: Николай II в день коронации (режиссер своей волей отождествляет ее с венчанием с немецкой принцессой) вопреки истории приезжает на Ходынку, где уже произошла трагедия. Видя бесконечную вереницу возов с трупами, он встает на колени и просит прощения у своего народа (…) Если бы царь и в самом деле не поехал на бал, а отправился на Ходынку и встал на колени, то 1917 года бы не было. Так что в данном случае Учитель очень польстил дому Романовых. Монархисты не видели фильма, но осуждают", – заметил Андрей Кураев. 30 мая 1896 г. на торжествах по случаю коронации Николая II на Ходынском поле собралось до полумиллиона человек, на гуляния людей привлекли слухи о подарках и раздаче ценных монет. В результате возникла давка, в которой погибли 1 тыс. 379 человек и были покалечены более 900. Однако торжества прерваны не были, что вызвало недовольство в обществе. Данный эпизод стал первым из тех, за которые последний император получил прозвище "Кровавый". Можно вспомнить, что к десятилетию трагических событий, ещё при жизни самого Николая II и задолго до прихода к власти большевиков, поэт Константин Бальмонт написал такие строки: "Наш царь – Мукден, наш царь – Цусима, Профессор МПГУ, доктор исторических наук Александр Пыжиков рассказал Накануне.RU, что художественный фильм – не точное следование канве событий, а потому здесь могут иметь место вольные трактовки. Автор имеет право на определённый вымысел, тогда как активность противников фильма, по словам историка – "это монархическое лобби, навязывание монархизма всему обществу". Вместе с тем, история с реакцией на Ходынскую трагедию показательна с точки зрения отношения к простому народу не столько лично императора Николая II, сколько всего дома Романовых в целом. Как подчеркнул Александр Пыжиков, новоиспечённый император не прибыл к месту трагедии, так как по плану коронационных торжеств на вечер был запланирован бал. Николай II действительно высказывал мнение не проводить его в связи с такими событиями. Но его дядя, великий князь Сергей Александрович резко настоял на том, чтобы бал проводили, несмотря ни на что. "То, что там [на Ходынке] лежат трупы, а здесь аристократия беснуется на балу, в этом и был факт, который привлёк внимание и возмутил очень многих. Его дядя, великий князь Сергей Александрович на тот момент был генерал-губернатором Москвы. Он пользовался большим влиянием на молодого на тот момент Николая II", – отметил Александр Пыжиков. Историк напомнил, что на месте убийства (4 февраля 1905 г.) Сергея Александровича в Кремле недавно поставили крест. "Сергей Александрович пользуется популярностью у монархических кругов, будто он был негативно настроен к антинародным купечеству, буржуазии, интеллигенции, но очень любил народ. И народ его якобы тоже обожал. И как раз этот эпизод с коронационными торжествами показал, как к народу относился и этот великий князь, и вся семья Романовых – они вообще считали его какой-то биомассой, о которой стоит вспоминать как можно реже и её не касаться. Поэтому Николай II не мог быть на Ходынском поле и просить там покаяния", – подчеркнул историк. По словам диакона Кураева, фильм "Матильда" – "это простая история борьбы, страсти и долга, своего рода "Анна Каренина" на мужской лад с немного другим финалом". "Нам показали парня, которому хочется, но который усилием воли берет себя в руки и действует так, как велит ему его профессиональный долг, и идет к официальной невесте. Это же победа на языке аскетики. Он победил страсть. Еще одна звездочка на его нимбе", – считает он. Публицист, писатель Дмитрий Лекух полагает, что неточности в "Матильде" связаны не с монархическими устремлениями её создателей, сколько с тем, что обе стороны полемики придерживаются искажённых воззрений на отечественную историю. Писатель назвал сложившуюся ситуацию "дуэлью на французских булках". По его мнению, сейчас с одной стороны представлены "балы, красавицы, лакеи, юнкера с шальными императрицами", с альковами, с высокопоставленным развратом. С другой стороны это боголепный народ, который непрерывно ходит с хоругвиями и "вообще непонятно, когда работает и против чего восстал". "Судя по их суждениям, вообще непонятно как возникла кровавая революция, которая ведь произошла не только из-за того, что "немцы провезли Ленина в пломбированном вагоне", но и имелись и гигантские социальные корни у революции. Это закончилось гражданской войной, в которой русский убивал русского", – напоминает Дмитрий Лекух. "Это только кажется, что что такие штуки [искажение истории, – прим.ред] безопасны, они вообще-то очень опасны", – добавил он. Насколько можно судить, вся история с "Матильдой" – она о том, как в борьбе "монархистов с монархистами" победил монархизм. Скорее всего, картина о последнем русском царе стала бы проходной и малоинтересной для российского обывателя, если бы не масштабная кампания, развернутая депутатом Госдумы Натальей Поклонской или теми, кто за ней стоял. https://www.nakanune.ru/articles/113174/ |
||||
|
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" | ||||
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
| ||||