ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ ЖЕЛАЕТ СЧИТАТЬСЯ С НАРОДОМ

 

Кабмин РФ не поддержал проект закона о раздаче части нефтегазовых доходов на руки россиянам.

Депутаты от КПРФ внесли в Госдуму законопроект о распределении между гражданами России части доходов федерального бюджета от платежей, поступивших от добычи полезных ископаемых. По замыслу авторов документа, в 2018 году уполномоченные органы должны распределить 20% доходов федерального бюджета от платежей, поступивших от пользователей недр в связи с добычей полезных ископаемых, включая налоги и сборы. Такие выплаты могут получать официально работающие граждане и пенсионеры, которые будут определены правительством.

Платежи за пользование природными ресурсами являются одним из основных источников доходов российского бюджета. Правительство РФ не поддержало данный законопроект, поскольку предлагаемые изменения выходят за рамки предмета правового регулирования закона о недрах, в который они вносятся. Как пояснили в правительстве, вопросы распределения доходов федерального бюджета относятся «к регулированию бюджетного законодательства».

Согласно прогнозам Минфина, уровень нефтегазовых доходов, составляющих подавляющее большинство доходов федерального бюджета, связанных с добычей полезных ископаемых, в 2018 году составит 5,133 млрд рублей (в 2019 году — 5,370 млрд рублей).

Российский бюджет будет сверстываться с дефицитом, более того, предполагаются внутренние заимствования для того чтобы его покрыть. Поэтому если двадцать процентов бюджета доходов распределить между гражданами страны, это будет означать, что государству придется отказаться от финансирования социальных обязательств и укрепления обороноспособности страны, полагает проректор РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Андрей Марголин. По словам собеседника газеты «Колокол России», всегда выгодно сделать предложение, которое всем понравится, не просчитывая последствия. 

«Не так давно был внесен проект трехлетнего бюджета, и если из доходной части забрать 20 процентов, тогда появится дефицит в сумме больше трех триллионов рублей. Таким образом, возникает логический вопрос: за счет чего авторы законопроекта хотят профинансировать такую меру? Как правило, в Госдуму вносится проект закона, после чего в соответствии с действующим законодательством необходимо предусмотреть процедуру оценки регулирующих воздействий. В рамках этой процедуры выясняются, какие последствия будут от принятия подобного документа. Поэтому можно смело утверждать, что в данном случае никакой конкретной оценки сделано не было», - полагает эксперт.

Как говорится в заключении правительства на представленный законопроект, «право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется посредством перечисленных расходов государства на обеспечение льгот и выплат, гарантируемых Конституцией России и федеральными законами». Кроме того, часть средств, полученных от платежей за пользование природными ресурсами, расходуется на обеспечение функций государства, таких, как охрана прав и свобод гражданина, формирование Резервного фонда и ФНБ.

Предложенный законопроект отклонен правительством по той причине, что он противоречит либеральной концепции в том плане, что все должно принадлежать частным лицам, которые принимают решения и регулируют невидимой рукой финансовые потоки, пояснил газете «Колокол России» известный экономист Михаил Хазин. По словам эксперта, поскольку это усиливает распределительные функции государственного бюджета, правительство будет возражать, потому что это принципиально противоречит его идеологии. Либеральные фундаменталисты, которые сидят в правительстве, предложенный закон о выплате россиянам части доходов от полезных ископаемых в серьез не рассматривают.

«Российские чиновники придерживаются либерального курса, потому что их так воспитывают на протяжении 25 лет. Другого руководящего аппарата у нас нет, и вряд ли в ближайшее время он появится. Поэтому не стоит надеяться на то, что бюрократическая чиновничья машина просто так откажется от многочисленных привилегий в пользу простых граждан», - уверен эксперт.

Авторы проекта о распределении части доходов от продажи полезных ископаемых между частью гражданами, рассчитали, что, «в случае своевременного принятия проекта федерального закона» россияне смогут получить в 2018 году около 10 тыс. руб.

«Предложенный законопроект - очередная популистская идея, которая ничего общего не имеет с реальностью. Не исключено, что авторы идеи были вдохновлены опытом ряда Персидских стран или Норвегии, где государства своим гражданам такие выплаты производят. Однако нужно понимать, что правительства стран залива совсем не либеральные, а напротив, исповедуют жесткий консервативный ислам. Что касается Норвегии, то концепция подобных выплат там представляет достаточно жесткую модель: если человек получает определенную сумму, тогда он обязан платить за пользование практически всей социальной инфраструктуры. Для России такая вещь совершенно невозможна, потому что территория страны несопоставима с другими государствами, а значит затраты на инфраструктуру и оборону будут в разы больше», - резюмировал Михаил Хазин.

По мнению авторов законопроекта, закрепление права граждан на получение части доходов федерального бюджета от добычи полезных ископаемых позволяет избежать усиления таких негативных социальных явлений, как тунеядство, а также стимулирует граждан к оформлению трудовых отношений в соответствии с действующим законодательством и способствует уменьшению теневого сектора экономики.

«Благосостояние российских граждан куда более эффективно поднимать не за счет определенных выплат или субсидий, а за счет экономического роста в государстве, в результате чего в бюджете будет больше денег на различные социальные программы, а уровень доходов населения будет расти. При этом не стоит рассчитывать исключительно на сырьевые отрасли, сегодня правительство РФ, наоборот, пытается уйти от этой зависимости, стараясь диверсифицировать экономику, которая была бы независима от колебаний мировой энергетической и сырьевой конъюнктуры», - считает профессор Андрей Марголин.

В мире немало стран, где правительства выплачивает своему населению на руки часть доходов от разработки недр. Так, среднестатистический житель Аляски (США) получает по $ 1000 в месяц только за то, что на территории штата добывают золото. В ряде стран Персидского залива, таких как ОАЭ, Кувейте и Саудовской Аравии также существует практика отчислений от продажи нефти. В Кувейте в фонд будущих поколений ежегодно перечисляется 10%, в Объединенных Арабских Эмиратах государством на каждого ребенка также открывается счет, и к 18 годам там набирается около $100 тыс. Так или иначе, все арабские страны Персидского залива имеют высокий уровень государственной поддержки граждан.

Анатолий МОЛЧАНОВ

https://clck.ru/BrXXC

"ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПОСЛЕ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА БУДЕТ УЛЬТРАЛИБЕРАЛЬНОЙ"
А реальная программа, с которой власть пойдет на выборы, – популистской



"Экономическая программа после выборов президента будет ультралиберальной"

Судя по тому, что говорят источники СМИ, работа над экономической частью предвыборной программы в Кремле находится на этапе завершения. Основными постулатами станет здоровье нации, рост доходов, развитие образования, борьба с коррупцией. Тем временем, РАНХиГС опубликовала опрос граждан об экономической политике государства. Выяснилось, что настоящий курс поддерживают менее 4% россиян. Стоит ли ждать его смены? Социолог, кандидат политических наук Борис Кагарлицкий уверен, что после выборов курс не только не изменится, но и станет еще жестче по отношению к "социалке" и экономическим интересам простых граждан. Об этом он рассказал в интервью Накануне.RU.

Вопрос: Сообщается, что для предвыборной кампании Владимира Путина готовится некий пакет реформ, с которым Владимир Путин может пойти на четвертый срок. Речь идет о здравоохранении, образовании и борьбе с коррупцией. А ранее свои предложения направили бизнес-омбудсмен Борис Титов и бывший министр финансов Алексей Кудрин. Чего стоит ждать от итоговой программы и какие это будут реформы?

Борис Кагарлицкий|Фото: Накануне.RUБорис Кагарлицкий: Наши власти работают над пиаром, а не над программой как таковой. Это не значит, что плана экономических действий на 2018-2019 годы нет. Он есть. Только этот экономический план не имеет ничего общего с тем, что будет обсуждаться в ходе избирательной кампании.

Если во время избирательной кампании власть начнет озвучивать реальный план, это, скорее, будет похоже на публичное самоубийство.

Все прекрасно понимают, что после избирательной кампании, когда вопрос о передаче власти решится благополучно, начнется резкое свертывание социальных программ. Еще больше ужесточится политика экономии во всем, что касается расходов на образование, здравоохранение, дорожное строительство за пределами нескольких крупных городов. Готов план и пенсионной реформы, предполагающий сокращение прав граждан.

митинг врачей, здравоохранение, Москва, реформа|Фото: http://www.pravmir.ru

Жесткого наступления на социальные права и интересы рядовых граждан следует ожидать не из-за злой воли конкретных чиновников, а из-за того, что просто в рамках их подхода других вариантов уже нет. Они исходят из принципа "сбалансированного бюджета", в том виде, в каком он понимается нынешним Минфином. Это главная догма. В рамках такого подхода ничего другого, кроме как очередного ограбления населения, не остается. Замечу еще один момент – будет массовый рост всевозможных поборов и налогов. То, что мы видели в случае с "Платоном", превращается в повсеместную практику, власти брать стараются повсюду, самый, конечно, анекдотический случай – налог на обувь.

Так что реальный экономический план есть, я думаю, он давно утвержден, согласован, просто еще неясны детали реализации, они и обсуждаются. Во-первых, какие-то идеи все же довольно абсурдны, а во-вторых, всегда возникает вопрос, насколько это вообще реально реализовать на практике.

Что же предложат людям в Кремле в ходе самой избирательной кампании – вопрос к пиарщикам власти. Это совершенно другая тема, которая к реальной политической программе отношения не имеет.

Что касается планов Кудрина и Титова, то предложения в той мере, в какой они соответствуют парадигме ограбления граждан, могут быть использованы.

Вопрос: Получается так, что в начале правления Путина шли либеральные реформы, которые уперлись в протесты против монетизации льгот, их подморозили, и вот, на четвертом сроке Путина, хотят завершить?

Борис Кагарлицкий: В каком-то смысле, да. В 2005 году власть уперлась в ситуацию, когда выяснилось, что продолжение либеральных реформ приведет к делегетимации самого президента и всей системы в целом. И власть отступила в тот момент. Тут надо учитывать, что колебания маятника между более либеральной и менее либеральной экономической политикой связаны с прагматическими вещами, такими как балансировка бюджета. Повторюсь, мышление наших чиновников предполагает, что любые меры, которые направлены на интересы населения – на самом деле расточительство. Однако, это расточительство, вместе с тем, воспринимается как мера для сохранения поддержки у власти. Это, дескать, плохо, но это есть необходимое зло. Поэтому когда у Минфина есть лишние деньги, то чиновники готовы эти свободные средства отдавать на какие-то социальные программы или программы развития. В целом же даже экономическое развитие в Минфине не очень одобряется, так как предполагается, что свободный рынок должен развиваться себя сам.

|Фото: FotoXpress

Сейчас экономические власти оказываются в тупике. С одной стороны, у них и свободных средств-то нет, а с другой стороны, свободных средств не осталось и у населения. Метод срезания жирка, который планировался в 2005 году, становится менее эффективным. Изъять просто нечего – население обеднело. Это создает проблемы для подхода к экономике. Решат эти проблемы другим простым способом: все популярные вещи будут максимально озвучены во время предвыборной кампании, а непопулярные реализованы уже после кампании.

Вопрос: Почему считается, что новый президентский срок – удобный момент для очередного этапа либеральных реформ? Вот, к примеру, накануне РАНХиГС опубликовала результаты опросов, неизменность экономического курса поддерживают сегодня меньше 4% россиян.

Борис Кагарлицкий: Это, безусловно, так, но власть исходит из того, что деятельность президента воспринимается народом как не имеющая отношения к деятельности чиновников, Правительства, министров и даже к деятельности самого же президента. Обратите внимание, что легитимность Путина не страдает даже от его собственных действий. Люди разделяют Путина как символическую фигуру и реальные события и политику. Путин у нас как абстракция, герб, флаг, национальный символ, а реальный Путин не очень важен.

Владимир Путин, Аркадий Ротенберг|Фото: svobos.ru

Но тут есть проблема. Она заключается в том, что политическая ситуация, которая будет вызвана жесткой экономической политикой, не сможет обойти президента. С другой стороны, в Кремле не решили еще, кто пойдет на выборы президента, фамилию, я думаю, мы узнаем через месяц. На сегодня не исключен вариант, что Путин опять на 4-6 лет уйдет, а потом постарается вернуться, что теоретически возможно.

Вопрос: Чтобы удар от непопулярных мер кто-то принял на себя?

Борис Кагарлицкий: Да. Сейчас ведь будет принят целый ряд непопулярных мер. Начиная от слива Донбасса, заканчивая крайне непопулярными экономическими мерами. Тот, кто их проведет, потом будет сам слит, а на его место придет либо Путин, либо настоящий наследник. Все варианты рассматриваются как возможные политтехнологические ходы.

Насколько известно мне, правда, как мы понимаем, точно ничего не знает сейчас даже сам Путин, 80% за то, что выдвигается Путин, 20% за то, что выдвигается промежуточная фигура. Да, голосов в пользу выдвижения Владимира Путина пока больше, но все может поменяться после одного совещания, на котором его участники примут решение. Самое главное, ни одно решение по выборам 2018 года не будет принято до последнего момента, до 10-20 ноября 2017-го. Решат, когда уже просто невозможно будет тянуть.

Вопрос: Исходить же будут из того, что основная цель – углубить и усугубить либеральный курс в экономике, так получается?

Борис Кагарлицкий: Курс в российской экономике всегда был и остается либеральным. Никакого другого курса не было. Просто этот курс ограничен необходимостью оглядываться на позицию граждан. Граждане представляют некую проблему для наших экономистов во власти. Считаться с существованием населения им, так скажем, приходится.

Баланс между тем, что определенные идеи все же надо провести, поскольку есть интересы корпораций и финансовых групп, и тем, что в наличии имеется еще и страна, которую нельзя игнорировать, потому что в ней и делаются деньги, определял прошедшие 17 лет. Теперь же власть в тупике. Неспособность принять окончательные решения связана с тем, что это не какой-то выдуманный политтехнологический тупик или тупик их сознания. Тупиковая ситуация объективна. Как они будут из него выходить? Никому непонятно, даже им самим. Объективно же говоря, в нынешней парадигме власти выхода реально нет.

Иван ЗУЕВ

https://www.nakanune.ru/articles/113299/

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную