Константин Сёмин: Образование царской России — наше сегодня и завтраВячеслав Володин предложил учесть опыт образовательной системы царской России: "Огромное количество ученых с мировым именем, которые реально совершили открытия, совершившие развитие многих отраслей, прошли подготовку в школах, вузах того времени". Звучит логично, но ведь основной образовательный опыт в Российской империи — образование для элиты? Своим мнением об этом с Накануне.RU поделился политический обозреватель, автор проекта "Последний звонок" Константин СЁМИН: — Я думаю, что лучше всего о ситуации говорит известная статистика о количестве неграмотных в царской России к моменту, когда произошла Февральская, а потом Октябрьская революции: до 90% населения страны не умели читать и писать, или делали это с большим трудом, а расписываясь ставили в документах крестик. Поэтому призывы опереться на царское образование - это примерно то же самое, что призывы опереться на царскую власть сегодня. С одной стороны, это демонстрирует абсолютную архаичность и деградацию правящего класса, цепляющегося за этот гнилой давно вышедший из употребления миф, а другого никакого мифа у российской буржуазии нет, украинская выбрала себе бандеровско-петлюровские декорации, а наша свой антисоветизм пытается представить вот таким образом. Если начинаешь за одно звено тянуть, приходится вытягивать всю цепочку. Если ты хочешь советских достижений в экономике, в промышленности и в науке, то необходимо, действительно, восстанавливать советскую систему образования. А советскую систему образования нельзя воссоздать, не наведя порядка в экономике, не обобществив средства производства, не произведя, по сути дела, социально-политический переворот. Но этот переворот для наших сегодняшних властителей означает расставание с рычагами управления и с собственностью, которую они награбили в начале 90-х. Поэтому единственное что им подходит — это дореволюционная царская модель камлания на фигуру святого царя-страстотерпца <...> и т.п. Самое главное — искоренение <...> рационального подхода к жизни, чтобы, не дай бог, плебс, холопы — тут же ещё и крепостное право периодически раз в неделю вспоминается — чтобы они не задумались о причинах и следствиях, о том, откуда что берётся, и куда что ушло. Так что я думаю, что система, при которой меньшинство обладает доступом к образованию, при которой установилась, в общем-то, сегрегация — экономическая, имущественная и образовательная — это сегодняшняя система, не слишком сильно в основных моментах от дореволюционной отличающаяся, ведь не просто так тогда был манифест о "кухаркиних детях", отрезающий низшие сословия от просвещения, от высшего образования. Почему это было сделано? Потому что разночинцы, приходившие в эту сферу, революционизировали общество, а стояла задача законсервировать его, не допустить социальных потрясений и того самого переворота.
Также и сегодня "лишние" знания, новые знания провоцируют человека на какие-то не до конца безопасные поступки, поэтому лучше — без знаний. Ну и кроме того, сегодняшнее расслоение, неравенство в нашей стране фактически и устанавливает эту самую "кухаркину" сегрегацию, мы показывали это в нашем фильме "Последний звонок": рассказывали об узкопрофильных школах для богатых, где выращивают "породистых скакунов" в то время, как дети из обычных бедных семей обречены не знать, не уметь, и в конечном счёте быть трудоустроенными на самые бросовые должности, получить самые невостребованные специальности. Так что отчасти это просто констатация факта, когда было объявлено о том, что мы выходим из Болонского образовательного процесса, хотя на самом деле нас просто пинком оттуда под зад вышвырнули, и если бы не известные события, я думаю, мы бы оставались там до сих пор. Когда эти слова прозвучали, мы сразу же сказали, что не надейтесь, никакого поворота в сторону советского не будет. Советские достижения, тот самый пресловутый "Sputnik moment", о котором американцы с опаской и тревогой говорили в 60-е годы — это нам не грозит, это невозможно. Нам грозит Рогозин с хохломой, осваивающий Марс с помощью баллистических ракет "Сармат", на фоне которых он записывает обращения и грозит всему миру стихами из фильма "Брат-2". Нам вот такое просвещение, вот такое образование грозит. А на всё остальное, я думаю, рот разевать не следует, потому что ножки протягивать нужно по одёжке, и смотреть нужно в первую очередь на одёжку - на то, что происходит в экономике.
|
||||
Наш канал на Яндекс-Дзен |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
|
||||