Юрий АПУХТИН

ИГРЫ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН:

кто на самом деле был архитектором минских соглашений

Президент России Владимир Путин прокомментировал заявление бывшего канцлера Германии Ангелы Меркель, которая сообщила, что Минские соглашения являлись инструментом, чтобы «дать Украине время». По его словам, эти слова были для него неожиданными. «Для меня это было абсолютной неожиданностью, это разочаровывает. Я не ожидал этого от бывшего федерального канцлера»....
Предлагаемая  статья была написана год назад. Она объясняет, кто был инициатором минских соглашений и дает возможность думающему читателю понять истинные цели данной аферы.

Заключенные в 2014 году Минские соглашения, предусматривающие мирное урегулирование на Донбассе, с самого начала забуксовали и до сих пор так ни один пункт и не выполнен. Принятый тогда формат урегулирования, где в качестве гарантов выступали Россия, Германия и Франция, не обеспечил реализацию политических, военных и административных аспектов соглашений.

В течение последних месяцев вокруг соглашений много шума и заявлений, причастных к конфликту сторон, говорящих об очередном этапе обострения.

Встает вопрос, а насколько соглашения отвечали интересам причастных к конфликту сторон и какие цели стороны преследовали?

Откровения Суркова

В этой связи интересны откровения бывшего кремлевского куратора Украины Суркова, по поручению президента игравшего главную роль архитектора Минских соглашений. Они интересны и тем, что излагает он их в своих интервью уже после отставки, не будучи госслужащим.

В интервью 20 февраля 2020 он заявил, что еще в 2013 задолго до начала событий чувствовалось, что вокруг Украины предстоит серьезная борьба с Западом и в каких границах или сколько будет Украин – вопросы открытые и решать их России так или иначе предстоит. А на вопрос вернется ли Донбасс в состав Украины дал четкий ответ –

«Донбасс не заслуживает такого унижения, а Украина не заслуживает такой чести».
То есть изначально нахождение Донбасса в составе Украины всерьез не рассматривалось, и Сурков в последующих интервью только подтвердил это.

Наиболее знаковыми были два интервью, данные им в июне этого года. Первое было 12 июня телеграмм-каналу WarGonzo, в котором он восхищается своей работой:

«Минские соглашения так сформулированы, что я выгоднее для Донбасса не могу представить соглашений… не только все страны Европы их признали и Америка, но и очень быстро это стало документом Совбеза ООН. От них теперь просто так не отмахнешься… Это одно из высших достижений российской дипломатии».
Сурков оговаривает, что

«Собственно, особый статус – это то, ради чего все это затевается. Что такое особый статус, о котором есть даже закон принятый? Я автор этого закона, соавтор вместе с украинскими товарищами».
По его словам,

«Это закон Украины о том, что на Донбасс не распространяются законы Украины. Это главное в этих соглашениях... Максимум, на что может претендовать Украина, на мой взгляд, по этим соглашениям – это... то, что я называю символическим суверенитетом над Донбассом».
При этом автор умалчивает, что предусмотренные соглашениями положения о «самостоятельности» Донбасса, мягко говоря, натянуты, а этот закон до сих пор так и не введен в действие, срок каждый год продлевается, и в декабре предстоит очередная процедура его продления.

Далее Сурков утверждает, что Украину «можно вернуть только силой» и сила может быть разной «Не только военная. Есть еще сила спецслужб, она другая. Есть сила, так называемая, мягкая... Есть сила экономического влияния, политического влияния». В этом он абсолютно прав, в ближайшей перспективе без принуждения Украина сама никак не переформатируется.

Во втором интервью 19 июня газете Financial Times Сурков подчеркнул, что

«Украинцы прекрасно понимают, что на данный момент их страны на самом деле не существует. Я говорил, что она может существовать в будущем... Я просто задаю вопрос, какими должны быть границы, государственная граница. И это должно стать предметом международного обсуждения. Пока мы не достигнем такого результата, борьба за Украину не прекратится. Она может угасать, она может вспыхивать вновь, но она обязательно будет продолжаться».
Сурков считает, что Минские соглашения являются первым актом, «узаконившим первый раздел Украины». Вот какое будущее Украины он видит:

«Страну можно преобразовать в конфедерацию с большой свободой для регионов, которые смогут решать вопросы самостоятельно… Украина находится непосредственно между Россией и Западом, и их геополитическая сила притяжения разорвёт Украину».
Он косвенно признает, что в Минских соглашениях были заложены невыполнимые для Киева требования.

В одной из бесед с журналистами прямо говорит, что это был крючок, на который подвесили Украину и который заглотили страны Запада в стремлении сохранить «территориальную целостность Украины».

На концептуальном уровне Сурков продвигал долгоиграющую идею развала политической системы Украины изнутри за счет внедрения разрушительного ядра в виде Донбасса и Новороссии, но опирался на продажную украинскую элиту, для которой эта идея была смерти подобна.

Позиции сторон

Стоит напомнить, что Минск-1 подписывался в сентябре 2014 после разгрома украинской армии в «котлах» под Саур Могилой и Иловайском ополчением Донбасса с участием нескольких российских батальонных тактических групп, состав участников которых никогда не раскрывался, только Захарченко накануне заявил, что «на Донбасс после обучения вернулось 1 200 ополченцев».

Минск-2 подписывался в феврале 2015 после разгрома ВСУ в Дебальцевском «котле» и Порошенко после бурных 16-часовых переговоров ничего не оставалось делать, как подписать соглашение. Правда, сейчас уже не 2014 год, и ситуация на Украине и в республиках принципиально изменилась.

На том этапе российское руководство ориентировалось на превращение Украины в федеративное (конфедеративное) государство, и локомотивом этого процесса должен был стать возвращенный в ее состав с особым статусом Донбасс. Но эти надежды не оправдались.

Запад не собирался отдавать Украину в таком переформатированном виде, понимая, к чему это приведет, и использовал Минские соглашения уже в своих целях, подвесив Россию на крючок, согласившись на утверждение соглашений Совбезом ООН. Россия теперь не может выйти из соглашений, не нарушив резолюцию Совбеза, принятую по ее инициативе.

Хотели надеть узду на Украину, а взнуздали самих себя.

Как ни пытается Сурков показать «крупную дипломатическую победу России», соглашения вылились в мертворожденный документ с непримиримыми и непреодолимыми противоречиями, связавшими руки России. Война не закончилась, Донбасс стал непризнанной никем территорией, которую Россия не может признать или включить в свой состав и тем более отдать его Украине на условиях Запада, отсюда и двойственность позиции российского государства на украинском направлении.

По прошествии семи лет видно, что Минские соглашения – тупик. Европейские гаранты без согласования с США никак не влияют на этот процесс, и разговаривать с ними просто не о чем. Только две великие державы могут разрешить украинский кризис, если пойдут на это, но пока никакого решения не найдено.

Американцам сопротивляющийся Донбасс был нужен для втягивания в войну России, пока это не получилось. При неудаче они могут нанести поражение России в другой сфере – согласиться на включение Донбасса в состав Украины на условиях соглашений, и затем украинская власть зачистит его.

В связи с этим интересно недавнее заявление по поводу Донбасса вернувшегося на политическое поле американского «полпреда» Авакова:

«Я глубоко убежден, что на местных выборах там в большинстве случаев выберут кого-то с откровенно проимперскими взглядами. Но, в стратегической перспективе, это не так и важно. Главное – сформировать переходную администрацию… Туда должна прийти центральная власть вместе с украинскими полицейскими силами… Дальше пройдут годы и мы с этим справимся, будет меняться ситуация».
Через Авакова американцы дают посыл, что готовы признать соглашения (официальные лица в Вашингтоне уже не раз говорили об этом). Украинские власти должны будут принять все необходимые законы. Изменить Конституцию и включить Донбасс в состав Украины, а через год два все отменить и полностью зачистить мятежную территорию. Сил для этого в парламенте более чем достаточно.

Это тактика «постепенных шагов», которую предложил в 2014 заместитель губернатора Днепропетровской области Филатов:

«Нужно давать мразям любые обещания… Вешать их надо потом».
При таком раскладе возвращение Донбасса на условиях соглашений приведет к катастрофе, не сразу, а через какое-то время, и Россия вряд ли что может сделать, защищать там будет уже некого.

Если в 2014 еще можно было предположить вариант мирного возвращения Донбасса, то сейчас после семи лет войны, ожесточенного противостояния и ненависти друг к другу, такое представить трудно, а точнее – невозможно. Минские соглашения не выполняют возложенную на них функцию, русское население Донбасса оказалось в заложниках ситуации, и с каждым годом она только усугубляется. Принимаемые Москвой решения по выдаче российских паспортов, открытию экономического российского пространства и оказанию помощи как-то сглаживают ситуацию, но не обеспечивают принципиальное решение проблемы Донбасса.

С осени другую позицию стали занимать и гаранты Минских соглашений – Германия и Франция, заявившие, что Россия является стороной конфликта на Донбассе и должна выполнить обязательства, «наложенные на нее соглашениями». И это при том, что Россия – такой же, как и они, гарант соглашений и не более того. Они поддерживали и поддерживают Украину в невыполнении требований соглашений и настаивали на встрече Нормандской четверки. Россия жестко стояла на бессмысленности такой встречи, поскольку решения предыдущих встреч не выполняются.

Меркель 18 ноября выразила сожаление, что встреча так и не состоялась.

«Я просила российского президента, чтобы, пока я остаюсь канцлером, такая встреча состоялась. К сожалению, этого не состоялось. Поэтому я сожалею об этом».
В ответ МИД России 18 ноября опубликовал переписку с МИД Германии и Франции, из которой следовало, что «гарантов» внезапно перестали устраивать формулировки о «внутриукраинском конфликте» и «посреднической роли России», и они не готовы брать на себя ответственность по убеждению Киева к прямому диалогу с Донецком и Луганском. То есть европейские партнеры официально отказываются от обязательств по гарантированию выполнения Украиной Минских соглашений.

Отреагировал на это и Путин, заявивший на коллегии МИДа, что

«На словах наши партнеры по нормандскому «квартету» – ФРГ, Франция, не оспаривают значение Минских соглашений. Но на деле, к сожалению, потакают курсу сегодняшнего киевского руководства на их демонтаж, что заводит переговоры и само урегулирование, к сожалению, в тупик».
То есть на высшем уровне в Москве признали Минские соглашения тупиком, и Россия стала предпринимать соответствующие шаги.

Еще в июне заместитель Лаврова Рябков сделал заявление, что Россия не возражает против участия США в минском формате, если американцы повлияют на Украину в соблюдении условий Минских соглашений. В ноябре Рябков вновь повторил предложение России, на что последовал двуличный ответ пресс-секретаря Белого дома Псаки – США приветствует разрешение конфликта на Донбассе мирным путем на основе Минских договоренностей, но никаких конкретных шагов за этим не последовало.

Провокационные заявления Запада

Запад, наоборот, приступил в ноябре ко все более серьезному нагнетанию обстановки вокруг России и Украины, и в чем-то это стало напоминать обострение весны этого года.

Россию со всех сторон начали усиленно шантажировать и обвинять в надуманной подготовке вторжения на Украину, и этому есть масса примеров, вот некоторые из них.

Американский журналист Дэвис 13 ноября в своей статье спрогнозировал возможную реакцию США в случае войны между Россией и Украиной. При плохом сценарии ситуация может привести даже к катастрофическому обмену ядерными ударами между державами. Командующий Стратегическим командованием США адмирал Ричард заявил, что Соединенным Штатам следует готовиться к ядерной войне с Россией, а начальник Генштаба Великобритании Картер в своем интервью 17 ноября подчеркнул, что риск войны Запада с Россией высок, как никогда, даже более вероятен, чем в годы холодной войны.

В свою очередь, премьер Великобритании Джонсон 18 ноября заявил, что возможный «военный авантюризм» России у границ Украины и Польши будет «трагической ошибкой», а в английской газете The Mirror 14 ноября появилось сообщение, что британская оперативная группа спецназа численностью до 600 человек готова к развертыванию на Украине на случай вторжения России.

Глава Госдепартамента США Блинкен провел встречу с главой МИД Украины Кулебой и сообщил о передвижении российских войск у границы с Украиной, предостерегая Москву от «повторения ошибки 2014 года», когда она «накопила силы вдоль границы, пересекла ее и проникла на суверенную украинскую территорию».

Американский сенатор, глава комитета по международным делам Менендес, 20 ноября предложил ввести санкции против России в случае, если правительство РФ будет осуществлять военную эскалацию или другие враждебные действия против Украины. Американское издание WSJ 20 ноября сообщило, что в разведке США серьезно относятся к угрозе «вторжения» России на Украину, и Вашингтон подталкивает европейских партнеров к разработке пакета мер для сдерживания Москвы.

К тому же Украина стала усиленно педалировать принятие закона о переходном периоде на Донбассе, противоречащего соглашениям и устанавливающего оккупационный режим Киева на Донбассе. Москва предупредила, что принятие этого закона будет расценено как выход Киева из Минских соглашений.

Своими провокационными действиями Запад, с одной стороны, провоцирует локальный конфликт между Россией и Украиной, чтобы опустить новый железный занавес от России, с другой – пытается нанести как можно более серьёзный репутационный и дипломатический урон, закрепляя за ней образ агрессора.

Ответ России

России ничего не оставалось, как отстаивать свои интересы и дать достойный ответ на шантаж и происки Запада.

На коллегии МИДа Путин подчеркнул, что в последние годы страны Запада стали прислушиваться к озабоченностям и предупреждениям России.

«Наши предупреждения последнего времени дают о себе знать, они производят определенный эффект», – сказал президент. По мнению Путина, такое состояние нужно сохранять как можно дольше, «чтобы им в голову не пришло устроить нам на наших западных рубежах какой-нибудь не нужный нам конфликт».

Путин обвинил НАТО в разрушении механизма диалога, что альянс проявляет по отношению к России подчеркнуто конфронтационный настрой, «настырно» приближая свою военную инфраструктуру к российским границам.

На пресс-конференции 19 ноября Лавров сказал, что российская сторона не потерпит поощрения милитаристских настроений на Украине, в число которых входит организация неких учебно-тренировочных военных миссий. Пресс-секретарь Песков подчеркнул, что НАТО давал обещания России о нераспространении дальше на Восток, однако обещаний не выполнил. По его словам, на данный момент идет стремительный процесс вооружения Украины, что вынуждает Москву отвечать.

Нагнетание Западом напряженности вокруг России в попытке обвинения ее в подготовке агрессии против Украины с навязыванием дискуссии о стремлении Москвы сорвать выполнение Минских соглашений, а также жесткий ответ России на надуманные обвинения, говорят о том, что тупиковый путь соглашений уже не устраивает ни Запад, ни Россию.

Прошедшие годы показали, что компромисс России и Запада по Украине и Донбассу на основе Минских соглашений невозможен.

Минский процесс, похоже, исчерпал себя и умирает, стороны понимают бесперспективность действий в рамках минского процесса и пытаются закрыть его, обвиняя друг друга в нарушении согласованных положений. Москве нужен механизм для прекращения действий соглашений не по ее инициативе. Западу и науськиваемой им Украине нужно то же самое, но по вине России, отсюда и взаимные обвинения в срыве соглашений.

Пока ни одной из сторон это не удается.

Отсюда и нагнетание напряженности. На этом этапе идет речь не о выполнении соглашений, а борьба по чьей вине они формально или неформально прекратят свое действие. Москва пришла к выводу, что компромисса по Донбассу в этом формате не может быть, и будет искать другие варианты.

Своими последними заявлениями российское руководство демонстрирует, что с европейскими гарантами ей не по пути и не прочь обсуждать эту проблему с американским сюзереном Украины.

Пресс-секретарь Песков 19 ноября подтвердил, что на планируемой в декабре встрече Путина и Байдена будет обсуждаться украинский вопрос, так как слишком много споров вокруг Украины. Не исключено, что на встрече двух лидеров Украина может стать одной из основных тем переговоров по обеспечению глобальной стабильности. Насколько они смогут найти взаимоприемлемые пути решения и будет зависеть дальнейшая судьба многострадального Донбасса.

Источник

 


Сурков: Минские соглашения - это во многом личная заслуга самого Путина. Они так сформулированы, что я выгоднее для Донбасса не могу представить соглашений. И я удивлен, что тогда благодаря его влиянию благодаря тому, что достойно очень держалось ополчения, эти не только все страны Европы их признали и Америка, но и очень быстро это стало документом Совбеза ООН. От них теперь просто так не отмахнешься.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную