Мария МОСКВИЧЕВА

Передача «Троицы» Рублева РПЦ может стать началом глобального «передела»

Чем грозит перемещение памятника XV века, помимо опасности утраты легендарного образа

Специалисты бьют тревогу — передача «Троицы» РПЦ может иметь необратимые последствия. И без того хрупкий шедевр древнерусского искусства может убить любая неосторожность, допущенная при перевозке и в условиях содержания. Однако проблема гораздо шире, ведь «Троица» в этой шахматной партии не первый год разыгрывается среди церковных памятников. РПЦ делает ход конем, забирая всем известную икону, далее может последовать гамбит, а именно: переписывание существующих законов, тотальная передача экспонатов и зданий, хоть как-то связанных с религией, из музеев храмам.


Фото: Мария Москвичева

Если нескольким избранным шедеврам смогут обеспечить условия (и то не факт), то основная масса определенно окажется в опасности. На кону вопрос о сохранении всего наследия, созданного много веков назад в религиозных целях, но сыгравшего неоценимую роль в развитии отечественного и мирового искусства.

Патовые ситуации с древними памятниками иконописи уже случались. Показательна история с иконой Боголюбской Божией Матери XII века, которую в 1992 году передали Княгинину монастырю во Владимире.

Образ находился в специальной климатической витрине, и поначалу все было ничего. Но служители храма пренебрегли рекомендациями реставраторов: забывали менять кассеты, которые обеспечивали поддержание нужной температуры и влажности, рядом ставили живые цветы. В итоге икона, реставрацией которой специалисты занимались более 40 лет (до того как она была передана в церковь), заболела грибком, начались отслоения красочного слоя, пошли трещины.

Один из самых древних сохранившихся памятников иконописи — икона, перед которой молился еще Андрей Боголюбский, — вернулась в реставрационный центр Грабаря в ужасном состоянии. На интенсивное «лечение» ушло еще 6 лет. Чудом образ спасли. Сейчас икона находится в специально оборудованном помещении реставрационных мастерских Владимиро-Суздальского музея-заповедника, и каждый желающий может ее увидеть и поклониться.

Тот же Владимиро-Суздальский музей-заповедник пошел навстречу РПЦ, и сейчас в Успенском соборе Владимира регулярно проходят многолюдные службы. При этом фрески Андрея Рублева, которые до того долгие годы расчищали и реставрировали, теперь оказались в опасности. Лучшая и самая крупная из всех сохранившихся фресок Андрея Рублева — композиция «Страшный суд» — страдает от перепадов температуры и влажности, а также из-за проблем системы вентиляции, которые имеются после не вполне удачной реставрации здания.


Успенский собор.Фото: Мария Москвичева

Успенский собор только недавно восстанавливали, но уже снова снаружи видны проблемы с фундаментом и стоками. К тому же часть фресок закрыта новым иконостасом, и не ясно, что с ними происходит.

Немало историй доводилось слышать от коллекционеров, которые передавали старинные иконы в храмы, а спустя годы, возвращаясь туда, обнаруживали, что образов нет.

Причины бывали разные: например, сменился настоятель, а прежний увез икону с собой, на память. Или памятник портился и его заменяли другой иконой. Звенигородский чин, который многие годы приписывали Рублеву (несколько лет назад специалисты Третьяковки заявили, что автор — другой мастер, тоже великий, но имя его неизвестно), был найден в сарае близ храма Успения в Суздале. А туда попал, очевидно, потому что со временем потерял свой блеск и цвет.

И вот представьте: вслед за «Троицей» в монастыри потекут другие произведения религиозного искусства, а в довесок — здания (например, Музея имени Рублева или Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном). Долго ли они сохранятся? А это может случиться, ведь уже не первый раз РПЦ выносит на обсуждение поправки к законопроекту «О Музейном фонде РФ» (ФЗ-54). Первые попытки были еще в 1990-е, и каждый год РПЦ все громче заявляет о своих намерениях.


Фото: Мария Москвичева

«Церковью предложены дополнения к законопроекту, направленные на то, чтобы музейные предметы и музейные коллекции религиозного назначения, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в государственной собственности, могли передаваться в безвозмездное пользование религиозным организациям с разрешения федерального органа исполнительной власти в сфере культуры на основании соответствующих договоров в порядке, установленном Правительством России. Предложенные поправки проходят в настоящее время согласование», — заявляла журналистам сразу после «гастролей» «Троицы» в Лавру прошлым летом руководитель Правового управления Московской Патриархии игуменья Ксения.

К вопросу об озвученных поправках в Думе позже не возвращались, потому что разгорелся скандал вокруг рублевского шедевра — его не могли вернуть в экспозицию еще несколько месяцев после трехдневного путешествия. А после того, как снова выставили в Третьяковке в конце октября, регулярно забирали на обследование и реставрацию. За год с возникшим обострением хронических «болезней» так и не справились.

Теперь «Троицу» намерены навсегда вывезти из музея и перенести 4 июня (на праздник Троицы) в храм Христа Спасителя, а через год в Лавру. Специалисты не уверены, что этот год хрупкая икона переживет, но надо думать, что теперь будут стараться соблюсти условия сохранности. Чтобы довести до конца процесс тотальной передачи церковных ценностей храмам. Однако риски слишком велики.

Источник

Наш канал
на
Яндекс-
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную