Консультант президентов о реальном смысле - СССР, поправки, элиты, преемник
00:00 Введение
• Владимир Лепехин, создатель школы солидарной экономики, обсуждает юридические аспекты существования СССР.
• Представитель администрации президента и депутаты обсуждают возможность внесения поправок в конституцию.
01:20 Реакция на ситуацию
• Лепехин объясняет, что это не план, а реакция на текущую ситуацию в мире и переговорный процесс по Украине.
• Роспуск СССР был нелегитимным, и это обсуждалось с самого начала.
• Россия нуждается в аргументах для признания территорий, занятых российскими войсками.
02:23 Легитимность территорий
• Вопрос легитимности территорий, занятых российскими войсками, важен для переговорного процесса.
• Россия должна повысить вес своих решений, чтобы убедить другие страны.
• Обсуждение касается не только Украины, но и Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.
04:10 Исторические границы
• Границы СССР были нарезаны произвольно, что вызывает вопросы о легитимности.
• Россия могла бы использовать принцип самоопределения для защиты своих территорий.
• Власти России избегали поднимать эту тему из-за страха нестабильности.
05:41 Переговорный процесс
• Переговорный процесс упирается в отсутствие юридической аргументации со стороны России.
• Украина настаивает на территориальной целостности, что делает Россию агрессором.
• Россия может пересмотреть решение о роспуске СССР, что изменит отношения с НАТО и Прибалтикой.
07:00 Возможные последствия
• Обсуждение темы может переместить переговорный процесс по Украине в плоскость обсуждения легитимности границ.
• Россия может использовать это как инструмент для изменения политики в будущем.
• Это касается всего постсоветского пространства и горячих точек.
10:20 Реакция общества
• Заявление Кобякова вызвало реакцию в обществе, но не имеет отношения к внутренней политике.
• Это может быть использовано как намек на пересмотр границ, установленных Беловежскими соглашениями.
• Люди не понимают политической системы и начинают будоражить ситуацию.
11:53 Механизмы перемен
• Лепехин обсуждает механизмы перемен в стране.
• Люди часто действуют без четкого плана, следуя лозунгам.
• Активность людей строится на их индивидуальном самоопределении и мотивации.
12:58 Основные формулы самоопределения
• Люди действуют по наитию, не осознавая свои мотивы.
• Большинство проектов утилитарны и направлены на карьеру или заработок.
• Люди прикрывают свои мотивы благородными целями, но на самом деле хотят быть нужными власти.
13:52 Проблемы коллективного действия
• Люди не могут договориться о своих мотивах из-за разных оценок ситуации.
• Первая причина: несогласие с властью и её решениями.
• Вторая причина: непримиримая позиция, требующая свержения власти.
15:46 Конструктивная позиция
• Мало людей занимают конструктивную позицию, критикуя систему без экстремизма.
• Конструктивная позиция предполагает постепенное взаимодействие с властью.
• Без согласия по одному из этих вариантов невозможно коллективное действие.
16:44 Целеполагание и планирование
• Второй шаг к коллективному объединению — целеполагание.
• Люди не обсуждают свои цели, особенно утилитарные.
• План предполагает алгоритмику действий, но в России такие планы редки.
17:46 Противоречия в образовании
• В одной организации могут продвигаться противоположные идеи.
• Новое поколение цепляется за цифровизацию, но традиционные ценности также важны.
• Ситуация в образовании тухлая из-за отсутствия методологии и технологий решения задач.
18:41 Информационная вакханалия и советское общество
• Информационная вакханалия усложняет договоренность между людьми.
• Советское поколение не договаривалось, так как верило в государство.
• Демократия была формальной, и мнение каждого человека не интересовало власть.
19:43 Страх перед бюрократией и отсутствие традиций
• В позднем СССР люди боялись входить в кабинеты из-за страха перед бюрократией.
• В национальных республиках были свои кланы, а русские были бесправны.
• Традиции договариваться и искать единомышленников отсутствовали.
20:38 Атрофия навыков гражданского общества
• Навыки гражданской позиции и защиты прав атрофировались.
• Профсоюзы в СССР были огосударствлены и не защищали трудовые права.
• Общество было атомизировано, и социальные группы не были оформлены.
23:26 Самоопределение элиты и маргинализация населения
• Элита быстро самоопределилась и сплотилась вокруг своих активов.
• Советский средний класс исчез, а новый не народился.
• Большинство населения маргинализовалось и не признает свое положение.
26:27 Технологии деградации и социальные рейтинги
• Технологии деградации и атоммизации населения работают.
• Социальные рейтинги показывают, что каждый за себя.
26:37 Возможные алгоритмы перемен в стране
• Пять типов позитивных перемен: революция, модернизация, эволюция, реформа, трансформация.
• Модернизация сверху наиболее эффективна и возможна.
• Россия стоит на пороге необходимости модернизации.
30:27 Необходимость модернизации системы госуправления
• Экономическая модернизация должна предшествовать модернизации системы госуправления.
• Либеральный курс на "большую Европу" провалился, и начинается движение к консерватизму.
31:17 Возвращение к Сталину
• Возвращение к сталинским методам невозможно в современных условиях.
• Присвоение результатов труда теперь частное, а не государственное.
• Люди, принимающие решения, мотивированы на личное обогащение, а не на модернизацию.
33:02 Политические блогеры и конституция
• Политические блогеры часто не разбираются в политике и не имеют системного видения.
• Конституция часто используется как инструмент для решения сиюминутных задач.
• Настоящая конституция должна отражать потребности общества и быть инструментом модернизации.
35:53 Исторические конституции России
• Конституция 1924 года закрепила опыт революции и первых лет советской власти.
• Конституции последующих лет использовались для закрепления текущих политических задач.
• В 1936 году конституция закрепила монополию партии и индустриализацию.
38:25 Конституция 1977 года и 1993 года
• В 1977 году конституция закрепила новые потребности партийной верхушки.
• В 1993 году победила президентская модель политической системы.
• Конституция 2020 года закрепила обнуление президентских сроков и создание системы, где никто кроме первого лица ничего не может сделать.
41:31 Передача полномочий и Госсовет
• Передача полномочий от президента к Госдуме и Госсовету была формальной.
• Госдума не имеет реального влияния на формирование правительства.
• Госсовет является декоративной структурой, не влияющей на принятие решений.
42:33 Разделение властей
• В России нет разделения властей и баланса между ними.
• Законодательный орган, Федеральное собрание, не является основным субъектом внесения законопроектов.
43:42 Законодательная и представительная власть
• Правительство и правовое управление администрации президента разрабатывают законопроекты.
• Госдума формально голосует за законопроекты, создавая видимость законодательной власти.
• Партии представляют в основном среднюю и крупную номенклатуру, а не социальные группы.
44:34 Конституция и административный ресурс
• Закон о политических партиях повысил роль административного ресурса.
• Конституция прикрывает текущую систему, перечисляя правильные вещи, но не позволяя критиковать её содержание.
• Изменения в конституции не изменили принцип соотношения международного и российского законодательства.
45:52 Обсуждение преемника Путина
• Путин обсуждает возможные преемники, но проблема в том, что никто не знает, кто будет выбран.
• Усиление группы "Ростех" вызывает недовольство у других групп, контролирующих транзит власти.
• Возможные изменения в конституции связаны с недовольством усилением "Ростеха".
47:53 Пример Назарбаева и Саргсяна
• Назарбаев и Саргсян пытались изменить конституцию, но это привело к бархатным революциям.
• Передача полномочий парламенту может привести к свержению власти.
• Путин опасается подобных сценариев и стремится контролировать ситуацию через силовые структуры.
53:50 Проблемы современной России
• Стареющее общество, миграционный поток, неэффективное чиновничество и стареющий Путин.
• Конфликты элитных группировок.
• Для позитивных изменений необходимо изменение политической системы, которая сейчас административно-силовая.
55:36 Возможные пути изменений
• Первый путь: Путин меняет мотивацию и начинает модернизацию.
• Второй путь: шаг в сторону коллективного принятия решений при Путине.
56:18 Роль Совета Безопасности
• Совет Безопасности может обеспечить коллективное принятие решений.
• Передача некоторых вопросов от первого лица к Совету Безопасности могла бы быть первым шагом.
• Смена руководителя Совета Безопасности не изменила его функционал.
57:17 Активизация Совета Безопасности
• Принятие решения о начале специальной военной операции было единоличным.
• Необходимо активизировать Совет Безопасности в переговорном процессе.
• Владимир Владимирович не может доверить этот процесс Медведеву или Шойгу.
58:05 Реформирование системы
• Совет Безопасности мог бы предложить реформы главе государства.
• Необходимо создать полноценный государственный сектор.
• Государственные интересы часто управляются частными корпорациями.
• Призыв к зрителям делиться своим мнением и подписываться на автора.
|