«Вильяму Озолину»
На Аллее литераторов в Омске появился семнадцатый памятный камень

В Омске состоялось открытие памятного камня, посвященного 80-летию со дня рождения известного сибирского поэта Вильяма Озолина. Основанная по инициативе Общества коренных омичей (ОКО) в 2001 году мемориальная аллея, что находится на бульваре Леонида Мартынова, ежегодно пополняется новыми памятными знаками с именами литераторов, чья деятельность была связана с Омском.

Вильям Озолин родился 16 августа 1931 года в Омске в семье известного в 30-х годах поэта Яна Озолина и художницы Деборы Гонт, которые по ложному доносу были репрессированы и расстреляны в 1937-м. С клеймом врага народа в те годы было сложно получить хорошее образование, и Вильям Озолин работал матросом на судах Обь-Иртышского бассейна, занимался журналистикой на Ямале, участвовал в экспедициях геологов в горах Тянь-Шаня. И все эти годы писал стихи, публикуя их в омских периодических изданиях. Талант поэта в полной мере раскрылся в годы хрущевской оттепели. В 1962 году Озолин оканчивает Литературный институт им. Горького в Москве, а спустя пять лет его принимают в Союз писателей России. Его сборники стихов «Песня для матросской гитары», «Чайки над городом», «Возвращение с Севера» и другие публикации становятся известными далеко за пределами Сибири. Рассказы мастера охотно публикуют областные периодические издания, в том числе всесоюзный журнал «Новый мир». В начале 70-х литератор переехал в Читу, а затем в 1980 году перебрался в Барнаул. Но Вильям Янович Омск не забывал, наведываясь к друзьям, каждый раз оставлял стихи в редакциях местных газет и делал записи на омском радио и телевидении.
 
Известный омский архитектор академик Альберт Каримов вспоминает: «У нашей компании была традиция по пятницам собираться в Доме художника в мастерской у одного из живописцев и обсуждать проблемы синтеза искусств по «русскому обычаю». В теплой компании были художники Геннадий Штабнов, Николай Третьяков со своей супругой, Брюханов. Появлялись время от времени артисты и поэты, прежде всего Аркадий Кутилов – ему тоже установлен камень на аллее литераторов? ну, и конечно, Вильям Озолин, который играл на гитаре и читал свои стихи. Некоторые я помню до сих пор:
 
Я – «ноль три», с давних пор – фантазер, гитарист, сочинитель.
 
Со своею судьбой добровольно я связан навек!
 
Тихо вечер крадется… Ну что же вы мне не звоните?
 
Я готов. Я приду, если снова в беде человек.
 
Озолин был интеллигентом духа. Он неплохо рисовал, был непризнанным художником. Писательский труд кормил плохо, и Вильям подрабатывал в мединституте, где рисовал плакаты и раскрашивал учебные пособия – сердце, печень, почки и т.д.
 
Наши посиделки в Доме художника стимулировали творчество, в процессе общения происходило взаимное обогащение. Нам хотелось быть оригинальными, остроумными, неординарными людьми».
 

Последний сборник стихов Озолина вышел в Красноярске в 1998-м, спустя год после смерти поэта. Теперь это библиографическая редкость. Критики отмечают в его стихах прозрачность и изящество формы, необыкновенную легкость построения, неповторимость интонации. Это не только талант, но и профессиональная подготовка, предельная требовательность к слову. В одном из интервью Озолин говорил: «Издаваться не тороплюсь... Иной раз по месяцу над одной­то страничкой мучаюсь. Таланта, наверное, маловато – вот трудом и беру. Деньги, конечно, штука хорошая, но мне честь дороже. Иные борзописцы хотят иметь и то, и другое, а это невозможно: за деньги тебя обязательно заставят продать что­то святое. Для настоящего художника это смерть». В 90-е годы Озолин стал краснодеревщиком. Но рядом с верстаком всегда стояла пишущая машинка: во время работы литератор обдумывал каждую строку, и как только все складывалось – сразу записывал на бумагу.

Вильям Озолин не дожил один день до своего 66-летия. Теперь в Омске о большом мастере напоминает глыба белого мрамора с золотой надписью: «Вильяму Озолину».

Владимир ПАНАСЕНКОВ

http://omsk.mk.ru/article/2011/08/15/614409-izdavatsya-ne-toroplyus.html?c7bcd930

Вернуться на главную