Сергей ПАНФЁРОВ (Кораблино Рязанской обл.)

Тихая радость моя...

(Из новых стихов)

 

БЕРЁЗЫ
Заскрипели первые морозы,
В ноябре всё больше хмурых дней.
От того и любим мы берёзы,
Что от них и в хмурый день светлей.

Солнце ль ярким златом с неба брызнет,
Или хлынет ярый дождь косой,
Встанет древний символ русской жизни
С чёрною и белой полосой.

Встанет средь дубов, осин и сосен
Над бескрайней памятью полей,
Словно от тревог горючих проседь
Или свет родимых алтарей.

Свет мечты далёкой и надежды.
Чёрный цвет на белом – потонул.
Сам Господь кроил для них одежды
Белого в них больше потому.

Пусть иные хвалят пальмы, розы –
Все творенья божьи хороши,
Но родные русские берёзы –
Дар особый для живой души.

СМЯТЕНИЕ
Видно, мало молился, неправильно
И в трудах не сумел угодить,
Или шёл по дороге неправедной,
По которой не стоит ходить…

Разуверенный, разочарованный,
Вот уж истинно – слаб человек,
Словно кем-то чужим околдованный,
И оставленный Богом навек.

На душе, и в груди злая сдавленность.
Как сомнения все превзойти?..
Пресловутая богооставленность –
Испытание в трудном пути.

***
Как только приступишь к молитве,
Лукавый уже за спиной.
И ты на молитве, как в битве
Духовной с самим Сатаной.

Он мысли твои отвлекает,
Он шепчет о чём-то ином.
Он знает, коварный, он знает,
Каким опоить нас вином.

Напомнит о разном, о многом –
О суетном и о мирском.
Он хочет, чтоб с ним, а не с Богом
Ты жил и ладком, и мирком.

Изыди, проклятый! Изыди!
Упорно в молитве стою.
Я верю, Всевышний увидит
И помощь мне явит свою.

ЗАБЫТЫЙ ХРАМ
В сотнях вёрст от Москвы, от Рязани –
Серый камень да битый кирпич…
Я вот также сегодня изранен
И от нынешней жизни опричь*.

Чуть ступаю по вздыбленным плитам,
Как по праху забытой любви.
Мысль одна в моём сердце разлита:
«Храм, за что ты покинут людьми?»

Мне вот также сейчас одиноко.
Вроде есть и друзья, и родня,
Только холод зашторенных окон
Тусклым светом лишь ранит меня.

Потому так понятны мне скорби
Этих стен без икон и кадил.
Я и сам, что таить, срезав корни,
От родного не раз уходил

За мечтами, за лучшею долей,
По незримому зову души,
Упивался свободой и волей
И страстей усмирять не спешил.

Все мы шли и чего-то искали,
Не жалея потраченных дней.
Что нашли и какими мы стали?..
…Без креста, алтаря, без корней.
____________________
*Опричь – слово имеет несколько значений. В данном случае – отдельно от чего-либо. Устаревшее. Именно таким устаревшим чувствует себя лирический герой данного стихотворения в нынешней жизни.

РОСТИСЛАВЛЬ
Твоей растущей славе
не бывать.
задумкам княжьим
никогда не сбыться.
Растаяла в лесах
былая стать,
тебе во-славу
некому молиться.

Но город был,
и крепость здесь была,
И княжества Рязанского
столица…
Истлели и постройки,
и тела.
За упокой их
некому молиться.

Поля вокруг,
а вместо стен – леса.
Над валом крепостным
взметнулась птица.
И нет креста,
и стынут небеса,
и никого –
кто мог бы им молиться.

Земля отцов
здесь обрела покой,
забыв своих былых хозяев
лица.
Но с благодарной памятью
людской
Идут к тебе потомки
поклониться

Былым векам,
остаткам старины…
И пусть тебе теперь
спокойно спится! 
Ты лёг в фундамент
нынешней
страны,
в которой нам доверено
родиться.

БОГОЯВЛЕНИЕ
Мы сегодня говорим –
Крещение,
вспоминая
и Христа, и Крест,
а тогда лишь было
омовение
и какой-то позабытый
жест.

Это после Крестного
Страдания
стали нам знамением
кресты,
и души благое
ликование,
и по вере сжатые
персты.

Было время, в круг гонимых
голодом,
измождённых в тягостном
труде
Дух Святой с Небес
спустился голубем
к иорданской вспененной
воде.

На плечо Христа присел
таинственно,
и, прозрев, уверовал
народ,
что пришёл к ним Божий Сын
единственный,
вместе с Ним спасение
грядёт

Всем, кто принял веру
и молитвенно
устремился к новому
пути,
кто прошёл по трудным в жизни
рытвинам
и сумел к Спасителю
прийти,

Заслужил грехам своим
прощение,
обретя смиренье
и покой…
Для того нам всем дано
крещение –
к вере православной
приобщение,
к Истине незыблемой,
святой!

СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА
Пророки приходили много раз.
Не многие им внемлили доныне.
Сам Бог пришёл и, выйдя из пустыни,
К народу обратил небесный глас.

И слушали, и шли за ним гурьбой –
Кто искренне, а кто из любопытства.
И фарисеи, не тая ехидства,
Пытались сбить вопросами порой.

И понял Он – слова его умрут,
Ели в сердцах не вспыхнет потрясений,
И на Голгофу в судный день весенний
Вознёс свой крест и муки принял тут…

И мы не слышим в нашей суете
Ни ангелов, ни Бога, ни пророка.
Нам словно мало страшного урока,
Когда Христа распяли на кресте.

Мы слышим Слово только через боль.
Сквозь страх страданий обретаем веру,
И вековому следуем примеру:
Для входа в храм – лишенья – наш пароль.

А в счастье упиваемся собой,
От радости сияют наши лица,
И забываем даже помолиться
Тому, кому обязаны судьбой.

КЛЮЧ РАЗУМЕНИЯ
                 ...вы взяли ключ разумения:
                  сами не вошли, и входящим
                  воспрепятствовали.
                             Евангелие от Луки 11:52

Заполнив жизнь духовной битвой,
Забыв, что знанья горячи,
Искал я в чтении с молитвой
Новозаветные ключи.

Искал, но всё же сомневался:
Та дверь узка, мне не пройти.
И крик отчаянья вздымался
В больной мятущейся груди. 

Но слово светлое сходило,
И вдохновение вело,
И неосознанная сила
Пронзала грешное чело:

«Ключ отыщи к заветной двери,
Пусть даже, знаешь наперёд,
Сам не войдёшь.
Другой – поверит
И в дверь открытую войдёт…».

И силой вышнею влекомый
Я передал, мечту храня,
То, что обрёл, мой ключ искомый,
Тем, кто достойнее меня.

***
      Святая Русь покрыта Русью грешной…
                   Максимилиан Волошин
                   «Китеж» 1919 г.

Русь Святая, я вышел из храма
И пошёл по дорогам твоим,
Но встречаю, то вора, то хама,
Ужасаюсь тому, что творим.

Всюду буйство и мат беспробудный,
Зависть, подлость и ложь по краям.
Воротилы твои – неподсудны…
Где же спрятана святость твоя?

Может в чащах укрылась от сглаза,
В древних кельях средь топких болот –
Ждёт, когда в нас мирская зараза
Или нас, иль себя изживёт?

И тогда выйдет в чистое поле,
Развернётся на Запад-Восток…
Горе горькое, горькое горе,
Неснимаемый чёрный платок.

 

Из цикла «ПОЗНАНИЕ»   

***
         …блаженны не видевшие и уверовавшие.
                                                               Ин. 20:29
Наука жаждет всё измерить,
Понять, проверить, разглядеть…
А в Бога можно просто верить –
Воскреснуть с ним и умереть!

И чувствовать – летит наружу
Душа твоя за облака.
И нет прибора взвесить душу –
Не сконструирован пока.

И нет такого телескопа,
Чтоб разглядеть, где ад, где рай.
Но можно ль отрицать Потопа?..
Разумней мир поди создай!

Отвергни заповеди божьи,
Бери – что загребёт рука,
И вмиг увязнешь в бездорожье,
И пропадёшь наверняка.

Так думай – верить иль не верить.
В неверье веру ворошить,
Иль, как в науке – всё проверить,
И с отрицаньем не спешить.

***
Смотрю в ночное небо
на звёзд далёкий свет,
там кроется
манящая дорога.
Зачем нужна Всевышнему
бесчисленность планет,
коль нет на них
ни дьявола,
ни Бога?

Зачем они, далёкие?
Неужто лишь затем,
чтоб зарождались
новые мечтанья
и в небо увлекали нас
от пройденных проблем
на долгие
вселенские скитанья?

Не может быть,
чтоб просто так
от скуки неземной
их создал Бог
без замысла и смысла,
и чёрная Вселенная
безлюдною стеной  
над нами одинокими нависла.

И мысли неустанные,
и взоры вдаль стремим
туда,
где в белых крапинках пучина.
На Бога,
то не веруя,
то примиряясь с ним,
глядим,
как на Творца и Господина.

Какой же необъятностью
пронизан Разум тот,
что смог создать
живую бесконечность?!
Взираем, удивляемся
и ускоряем ход –
одним глазком,
на шаг…
проникнуть в вечность.

***
Не жилых планет в пространстве много.
Что они, попробуй разобраться,
Неудачные творенья Бога
Или крах былых цивилизаций?

Не в безделье мы о том гадаем,
А скорей от страха пред грядущим:
Станет космос весь необитаем,
Если будет брошен Всемогущим.

И тогда у нас одна дорога:
За безумье наших грешных буден
Грянет час и без людей, без Бога
Мёртвая Земля кружится будет.

Но пока живём, живёт надежда
На спасенье наше от проклятья.
И стремим мы ввысь с надеждой вежды,
Может всё же, есть там наши братья.

***
Себя назвали – человек разумный
И, разум свой над миром водрузив,
Мечтая о свободе вольнодумной,
Бросаем вызов Богу, как Сизиф.

Не признаём порой Его господства,
Науку возвели на пьедестал,
А Он прощает наше сумасбродство,
Как много раз во все века прощал.

Учитель мудрый – терпелив и стоек,
Он дарит знанья каждому в свой срок,
А обижаться на глупцов не стоит,
Когда твой путь и светел, и высок.

Он точно знает: первым было Слово,
А не случайный неразумный взрыв.
Нам ошибаться впопыхах не ново,
Лишь дверь слегка к познаньям приоткрыв.

За много тысяч лет научных бдений
И поисков начала и конца
Не смог постигнуть человечий гений
И сотой доли замысла Творца.

***
Что-то сложилось не так исторически,
Мысли лукавые мучают слог:
То «Мать Природа», то «Разум космический» …
Будто стесняемся вымолвить – Бог.

Сеем «научную» терминологию,
Бредим открытьями, мчим во всю прыть…
Только ответьте мне, критики строгие,
Кто же закрыл то, что можно открыть?

Кто написал те законы, «инструкции»,
Кто изобрёл генетический код,
Создал программу живой эволюции,
Ту, по которой весь мир наш живёт?..

Вы же и сами запутались бедные,
Новых имён напридумав Творцу.
Тщетны старания. Всполохи медные
Не приравнять к золотому венцу.

 

***
Поле, речушка, покосы,
Долгая трель соловья,
Вербы зелёные косы –
Тихая радость моя.

Родина по бездорожью
Носит зарю в подоле.
Вышнею милостью Божьей
Жив я на этой земле.

Бога и Родину славлю,
В мир, будто в храм, восхожу.
Что на земле я оставлю?
Всё, чем теперь дорожу.

Панфёров Сергей Юрьевич родился 14 августа 1962 года в посёлке Александро-Невский Рязанской области. Ветеран органов прокуратуры, член Союза писателей России, автор восьми книг, лауреат международных, всероссийских и региональных литературных конкурсов и премий. Произведения публиковались в альманахе «День Поэзии XXIвек», журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Подъём», «Российский колокол», «Московский вестник», «Меценат и мир», «Природа и человек XXIвек», в еженедельниках «Литературная Россия», «Московский железнодорожник», в других всероссийских и региональных литературных изданиях и коллективных сборниках. Живёт в городе Кораблино Рязанской области, руководит районным творческим объединением «Кораблинские родники».  

Наш канал
на
Яндекс-
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную