Николай ПЕРЕЯСЛОВ

Белинский и мы

 

Лето приносит в культурную жизнь России обильные литературные события, словно это зависит от того, что лето и литература зависят от того, что оба эти слова начинаются на букву «л». С приходом на нашу расцветающую землю по всем российским уголкам нашего отечества пробуждаются поэзия и проза. Так, например, 6-го июня в наш мир является великий русский писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин. А 8 июня приходит русский писатель, философ и публицист Пётр Яковлевич Чаадаев. 15 июня — родился поэт и критик Константин Дмитриевич Бальмонт, 17 июня — поэт Михаил Аркадьевич Светлов, 18 июня — русский писатель Иван Александрович Гончаров, а 20 июня — поэт Роберт Иванович Рождественский. 21 июня — родился поэт Александр Трифонович Твардовский, 23 июня — русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова, а следом за ними идёт целая длинная вереница российских поэтов и прозаиков.

И одним из них является всемирно известный народу и в то же время, словно давно уже находящийся в тени других русских литераторов, знаменитый русский критик, публицист и философ Виссарион Григорьевич Белинский.

Виссарион Григорьевич Белинский родился 11 июня 1811 года в крепости Свеаборг, тогда принадлежавшей Российской империи. В 1816 году его отец переселился в родной край и получил место уездного врача в Чембаре. А в 1825 году его сын Виссарион перешёл в губернскую гимназию, где проучился 3,5 года. В первый год он учился хорошо, но дальше стал пропускать уроки и не окончил четвёртого класса.

В 1829 году Виссарион Белинский был зачислен в студенты, а в конце того же года принят на казённый счёт. В комнате общежития, где он жил, позже стал собираться кружок студентов-разночинцев Московского университета «Литературное общество 11-го нумера», который был создан для обсуждения проблем литературно-общественной и политической жизни и чтения собственных произведений.

Как литературный критик он разработал теорию реализма, ввёл новые понятия для оценки литературного произведения: «верность характеру героя», «современность». В статьях он пропагандировал принципы народности, требовал изображения действительной жизни, протестовал против фальши.

Виссарионом Белинским было написано более тысячи статей и рецензий. Он дал толчок развитию истории русской литературы, определив периоды и направления её развития; теории литературы как научной дисциплины, обосновав понятия родов и видов, жанров, специфики художественного творчества и эстетики.

Родился он 11 июня, 7 июня умер.

***

В начале нынешнего лета в Пензенской области начался фестиваль «Белинская весна». В центре событий оказались улица Белинская, музей-усадьба, мемориальный дом и бывший дом купца Антюшина.

Улица Белинская и территория Государственного музея-усадьбы Виссариона Григорьевича Белинского на день превратились в оживлённый уездный городок позапрошлого столетия — торговыми рядами, цветочными лавками и литературными беседами. «Вчера я рассказывала о музее-усадьбе Белинского на втором форуме тружеников села, который проводил Совет Федерации. Если имя Белинского звучит на таком уровне, он интересен — значит, мы движемся в правильном направлении», — поделилась своими мыслями генеральный директор литературно-мемориальных музеев Пензенской области Наталья Полева.

Торжественную часть фестиваля открыла церемония награждения лауреатов премии им. В.Г. Белинского. Награду в номинации «За достижения в литературной критике» был удостоен писатель Николай Переяслов из города Сергиева Посада Московской области. Награду в номинации «За достижения в театральной критике» получила Валентина Фёдорова из Москвы, а за номинацию «Надежда» в области молодой критики получила приз Маргарита Фирсова из Пензы.

Каждый обладатель премии наряду со званием лауреата получил диплом, денежный сертификат на сумму 50 тысяч рублей и хрустальный приз, выполненный Заслуженным художником России А. И. Фокиным.

«Для меня невероятно важно быть здесь и стоять на этой сцене, — подчеркнула Маргарита Фирсова, поблагодарив организаторов фестиваля и Пензенский государственный университет за возможность проявить себя в конкурсе. — Виссарион Григорьевич Белинский писал, что труд облагораживает человека. Я считаю, что всем людям в мире важно интеллектуально развиваться и стремиться к новым вершинам».

На улице Белинская проходили интерактивные игры, квесты и мастер-классы. В рамках праздника посетители могли узнать о жизни и творчестве Белинского на экскурсиях по музею.

В день фестиваля по традиции в Белинском была воссоздана обстановка Чембара XIX века. На Белинской улице работали интерактивные, игровые и выставочные площадки, где можно было своими руками сделать открытку, сфотографироваться в красивых нарядах и купить изделия декоративно-прикладного искусства.

По словам гендиректора литературно-мемориальных музеев Пензенской области Натальи Полевой, в планах — ремонт уездного училища, где в своё время побывал император Николай I.

***

Составляя полтора столетия назад свой «Взгляд на русскую литературу 1847 года», Виссарион Григорьевич Белинский писал по поводу наводнявших в его времена читательский рынок переводных романов «Сю, Дюма и других французских беллетристов, появляющихся теперь дюжинами», говоря, что их «нельзя считать литературными явлениями. Они пишутся сплеча, их цель — выгодный сбыт. Они находят себе множество читателей, но по этому отнюдь не следует делать резких заключений о вкусе публики. Многие берутся за романы Дюма, как за сказку, наперёд зная, что это такое, читают его с тем, чтобы развлечь себя на время чтения небывалыми приключениями, а потом и забыть их навсегда».

Великий критик совсем не считал приток в русскую литературу переводных французских романов (а также подражательных им — отечественных) ни достижением, ни трагедией русской культуры. Для него эти произведения как бы вообще не имели литературного веса, так как они не былирезультатом того «исторического пути, который прошла отечественная литература» к его времени. Они — были вне русской литературной традиции, а потому он и не ожидал ни хорошего, ни дурного эффекта от появления таких произведений по той простой причине, что «если можно представить себе литературу, в которой хоть и являются от времени до времени сочинения значительные, но чуждые всякой внутренней связи и зависимости, обязанные своим появлением внешним влияниям, подражательности, — у такой литературы не может быть истории. Её история — каталог книг <...> и появление нового, почему-нибудь замечательного произведения в ней не есть прогресс, потому что это произведение не имеет корня в прошедшем и не даст плодов в будущем...»

Таким образом, есть произведения, стоящие совсем в стороне от исторической традиции, считал Виссарион Григорьевич Белинский, и они так и остаются стоять там вне самой литературы, а потому и не могут рассматриваться ни как свидетельство её успеха, ни как свидетельство её упадка. Войдите в сегодняшние книжные магазины и при огромном количестве книг с яркими обложками увидите горы новеньких книг, отличающиеся исключительно пустотой, не оставляющие в памяти прочитавших их хотя бы не на долгое время. И при этом кажется, что рядом с нами всё время стоит Виссарион Белинский и ведёт с нами свой разговор о заполнении русской культуры переводными западными книжками. Или же о массовом подражательстве европейским и американским книгам…

О поэзии

Поэзия есть высший род искусства. Всякое другое искусство более или менее стеснено и ограничено в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого она проявляется.

Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определённое, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств. Поэзия представляет собою всю целость искусства, всю его организацию и, объемля собою все его стороны, заключает в себе ясно и определённо все его различия.

О человеке и истории

Хорошо быть учёным, поэтом, воином, законодателем и проч., но худо не быть при этом человеком.
У всякого человека есть своя история, а в истории — свои критические моменты: и о человеке можно безошибочно судить только смотря по тому, как он действовал и каким он является в эти моменты, когда на весах судьбы лежали бы его и жизнь, и честь, и счастье. И чем выше человек, тем история его грандиознее, критические моменты ужаснее, а выход из них торжественнее и поразительнее.



  Наш сайт нуждается в вашей поддержке >>>

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вверх

Яндекс.Метрика

Вернуться на главную