Николай ПЕРЕЯСЛОВ

ВСЁ В ЭТОЙ КНИГЕ – НАСТОЯЩЕЕ

Суворовец Воевода. Боец республики. Роман. / Николай Иванов. – Издательство «Вече», 2022. – 304 с.

  
В сегодняшней России не очень-то много авторов, которые пишут художественные произведения о сегодняшних войнах и современных людях в погонах. В первую очередь здесь можно отметить известного прозаика Александра Проханова с такими его романами и повестями, как «Чеченский блюз», «Идущие в ночи», «Последний солдат империи», «Убийство городов» и целый ряд других произведений такого же рода. Кроме того, можно упомянуть ещё книгу Вячеслава Миронова «Я был на этой войне», а особенно – романы писателя Николая Фёдоровича Иванова  «Расстрелять в ноябре», «Вход в плен бесплатный», «Спецназ, который не вернётся», «Афганский шторм», «Реки помнят свои берега», а также совсем недавно вышедший в издательстве «Вече» его новый роман «Суворовец Воевода. Боец республики». Это откровенно молодёжный по духу и в то же время вполне взрослый по содержанию роман, повествующий читателям о сегодняшней войне в Донбассе и оказавшихся в ней молодых суворовцев.

Но что следует отметить, так это – щедрая под стать произведениям Александра Проханова рассыпанная по страницам книги Иванова богатая художественность, высоко поднимающая его прозу над военной публицистичностью. Зацепившись взглядом за первые же строчки романа Иванова, отложить его книгу в сторону, не дочитав до конца, уже невозможно. Потому что всё в этой книге – настоящее, всё живое, и автор не просто пересказывает в ней какие-то известные ему события, а воспроизводит их наяву – так, что мы их видим, как в реальности. К примеру, как в следующем эпизоде:

«Майор выставил на остаток кирпичной стены книгу «Три сестры». Отошёл на десяток шагов и с разворота, практически не целясь, выстрелил из пистолета в книжную мишень. Сёстры, безмятежно гулявшие в белоснежных платьях по центру обложки, кувыркнулись припудренными носиками в пыль. Майор-артиллерист, словно за шиворот, поднял их пальчиками, пролистал пробитые страницы. Отвесил щелбан пуле, застрявшей внутри книги, словно она оказалась виновной в плохом скорочтении стрелка?…»

Или же, как в эпизоде с поджигаемой Артёмом Воеводой степью, что помогает ему благополучно уйти от «нациков»:

«Широким охватом наклонил звенящие от солнечного накала, иссушённые жарой стебли. Поднёс спичку к коричневым ковыльным метёлкам. Те охотно затрещали бенгальскими искрами, по-новогоднему щедро делясь пламенем с соседями. Ветерка вполне хватило для поддува, несколько огненных разгоревшихся языков даже бросились по-детски обниматься с хозяином, и услышавшему треск собственных подпалившихся бровей Артёму пришлось отмахиваться от всполохов, как от назойливых слепней…»

А чуть дальше Николай Иванов не менее красочно описывает пробуждение раннего рассвета, который невозможно не запомнить:

«Солнце, растолкав локтями ночные тучи, вывалилось в бездонный небесный провал на окопы, пулемётные гнёзда, ходы сообщения. Рискуя получить по лбу обитой войлоком дверью, попыталось даже заглянуть в землянку: я здесь, меня рано списывать со счетов. Ещё почти лето, ещё можно смотреть на мир с улыбкой…»

Эти великолепные фрагменты художественных описаний, которые свидетельствуют о высоко профессиональном писательском мастерстве Николая Иванова, воссоздают на страницах книги яркие моменты из жизни главного героя его романа – молодого суворовца Артёма Воеводы. На юные годы этого паренька выпало немало таких жизненных моментов, как гибель его матери, убитой выпущенным нацистами в их огород снарядом, исчезновение спившегося после возвращения из Афганистана отца, участие самого Артёма в ополчении Донецкой Народной Республики, его пребывание в украинском плену, откуда он умудряется благополучно бежать, а также его учёба в суворовском училище в Туле, награждение Георгиевским крестом и знакомство с замечательными девушками-сверстницами.

За время пролетающей через роман жизни Артёма Воеводы его судьбы, она не один раз кардинально меняет своё направление. Лишившись своего отца, он сначала живёт только с матерью. Затем, оставшись без неё, он становится «сыном полка» защитников Донбасса. Потом его зачисляют учащимся Суворовского военного училища. После этого он снова оказывается в своём родном Донбассе. А увидев возле крыльца своего родительского дома нацистский БТР, Артём отчаянно кричит танкисту: «Огонь! Это мой дом. Там никого!» И слыша это, танкист решительно стреляет по нацистскому БТРу: «Танк присел от мощи, которая изверглась из жерла орудия! Окружающие схватились за головы, спасая уши, но снаряд уже вздыбил столб огня на месте дома с красным флагом и БТРом с почти фашистской свастикой. Вот уж сошлись через 75 лет после Победы. И снова бой против фашизма. И до победы опять шагать и шагать, судя по оголтелости врага…»

Доходя до этих строчек в романе, начинаешь отчётливо понимать, какой должна быть настоящая русская литература, слова и мысли героев которой не могут не совпадать с тем, что говорят и думают реальные граждане сегодняшней России. Вспомним романы хотя бы некоторых русских писателей советской эпохи – «Живые и мёртвые» Константина Симонова, «Солдаты» Михаила Алексеева, «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, «Горячий снег» Юрия Бондарева, «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова, «Убиты под Москвой» Константина Воробьёва и множество других книг, наполненных такой же острой правдой, как в только что перечисленных мною выше. Вот и книги наших сегодняшних авторов должны гореть огнём настоящего патриотизма, умеющим воспитывать в России завтрашних подлинных героев.

Именно такой является книга Николая Иванова «Суворовец Воевода. Боец республики», которую хотелось бы видеть сегодня в руках каждого молодого человека. Книга Иванова несёт в себе ту могучую внутреннюю силу, которую каждый из её читающих обретает в себе, словно древнюю богатырскую мощь, которая на протяжении долгой русской истории идёт рядом с нами из битвы в битву и из века в век. Так у одного из персонажей книги Николая Иванова откуда-то из подсознания вдруг всплывает старославянский алфавит, «в котором Z стоит в первом ряду и едва ли не на правом фланге, означая слово «Земля». Для него – донецкая… Вступив в бой, Z несла в себе некую сакральность, за которой скрывалась тайна наступления, смысл всей войсковой операции».

Этот смысл суворовцы увидели и осознали в ста метрах от границы Донбасса с Россией, где они остановились, глядя на идущие мимо них армейские машины. «Колонны продолжали каждая своё движение. И только суворовцы продолжали недвижимо стоять на нейтральной полосе. Между войной и миром. Они прекрасно знали, что ждёт выезжающих в Россию людей, но ещё больше ведали, какие испытания могут выпасть на долю следующих в зону боевых действий бойцов. Кто бы ещё ответил, что ждёт их самих впереди. Сколько им, людям в погонах, придётся пройти войн ради мира?..»

Но на это им не сможет ответить никто из тех, кто двигался в это время через границу в сторону Донбасса или России. Да и вообще никто. Разве что – само только будущее. Но и его предстоит делать ещё только им самим. А точнее даже – нам с вами…

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную