К 80-летию Виктора Логачёва
Николай ПЕРЕЯСЛОВ, поэт, критик, прозаик, секретарь правления СП России
Как это ни печально, но сегодняшняя литература всё стремительнее утрачивает присущее ей ранее свойство выступать в качестве зеркала жизни, отражая своей художественной амальгамой глубину сопутствующей ей эпохи, и всё больше напоминает собой детскую трубочку-калейдоскоп, заполненную цветными стекляшками, отражения которых в трёхгранных зеркальных плоскостях создают фантастически красивые, но абсолютно виртуальные и нежизненные узоры. Художественных книг сегодня выпускается довольно много, может быть, даже больше, чем в те годы, когда нас называли «самой читающей страной в мире», да вот только книги эти стали почему-то совсем другого качества. Не то, чтобы хуже прежних, но... Можно ли, например, сказать, что издающиеся сегодня многотысячными тиражами иронические детективы Дарьи Донцовой или кажущиеся не имеющими конца сериалы о ментах, ворах и проститутках — это такие же художественные свидетельства о нашей эпохе, как, скажем, «Время, вперёд!» В.Катаева, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова или пастернаковский «Доктор Живаго» — о временах социализма? Да нет же, конечно!.. Из нынешней литературы практически напрочь вымываются основательность и объективность повествования, уходит традиция изображения жизни большой семьи, дававшая всегда возможность свести на пространстве одного общего сюжета представителей различных поколений, объединённых одной кровью, но разделённых разными мировоззрениями и идеями. Такие вещи, как «Семья Тибо» Роже Мартена дю Тара, «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси, «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького или же «Тихий Дон» Михаила Шолохова кажутся для современной литературы просто непредставимыми, непосильными ни для сегодняшних писателей, ни для сегодняшних читателей. Максимум, на что ещё способны и те, и другие — это осилить какой-нибудь локальный эпизод, частный случай, непродолжительный сюжет с небольшой группой персонажей, не выходящий за рамки ограниченного отрезка времени и не претендующий на осмысление никаких социальных, психологических, а тем более идеологических глубин своей эпохи. А вот Виктор Логачёв — взял да и вышагнул из параметров, диктуемых законами окапиталистиченного книжного рынка, написав классический «семейный» роман, в котором живут (действительно живут!) и действуют персонажи, не только относящиеся к разным поколениям, но и имеющие резко непохожие между собой жизненные взгляды. «Правы и виноваты» — это широкое эпическое полотно, показывающее становление молодого героя Андрея, входящего в непростую жизнь семидесятых годов XX века, а также целый круг судеб большого количества других персонажей (Петр, Олеся, Игнат, Роксолана Ивовна, Оксана, Саша Морозов и т. д.), постоянно вынужденных совершать выбор между правдой и ложью, честыо и подлостью, верностью и предательством, Богом и Его противником. Семидесятые годы прошлого века — это не только великие стройки да свершения социализма и произведения, воспевающие трудовые подвиги советского человека, семидесятые годы — это усиление роста национального самосознания в республиках бывшего СССР, появление книг Солженицына, охота на так называемых «диссидентов» и «инакомыслящих», а также другие подспудные процессы, вылившиеся в итоге в горбачёвскую перестройку и развал советской державы. Книга Виктора Логачёва воссоздаёт правду о жизни той поры, поэтому нет ничего удивительного, что в ней возникают имена Василя Стуса, Левко Лукьяненко, Василия Овсиенко и целого ряда других правозащитников и политзаключённых брежневско-андроповской эпохи, а её персонажи читают самиздатовский журнал «Украинский вестник», в котором сообщается о том, что в 1962-м году «в Украинском институте литературы имени Т. Г. Шевченко собрался определённый круг молодых людей, одержимых национальной идеей, которые «после голодовок, войн и репрессий» подали голос, возвестив о своём праве быть истинными украинцами, а не какими-то «братьями меньшими» северного народа, пусть и великого». Там же приводятся фамилии арестованных: Иван Светличный, Михаил и Богдан Горыни, Опанас Заливаха, Михаил Осадчий, Валентин Мороз, Святослав Караванский. Сюжет романа «Правы и виноваты» буквально пронизан страстями и проблемами, являвшимися стержневыми для жизни украинской интеллигенции 1970-х годов — тут и уже упоминаемое выше диссидентство, и неоднократно всплывающий в ходе повествования еврейский вопрос, и отношение к национальной истории, украинскому языку, свободе совести. В романе много говорят о литературе, высказывая мнения (порою слишком уж похожие на рефераты) о произведениях тех или иных писателей... Честно скажу (а именно к этому призывают нас судьбы героев романа), я согласен далеко не со всеми оценками, которые Виктор Логачёв даёт через своих персонажей различным сторонам жизни в СССР, мне кажется, что многое он привнёс в свой роман уже сегодня, владея той информацией, которая ранее была просто недоступна для рядовых граждан. Некоторые абзацы кажутся мне не просто излишне публицистичными и отдающими риторикой, но и написанными откровенно в угоду нынешним политическим веяниям и настроениям в Украине, чего я не советовал бы делать ни одному писателю, так как политическая реальность иной раз меняется гораздо быстрее, чем наши романы выходят из печати. Но главное в романе Виктора Логачёва — это всё же не та информация, которую он обильно цитирует из самиздатовских журналов, воспоминаний политзаключённых и личных дел бывших правозащитников, хотя сама по себе она очень интересна и читается с не меньшим напряжением, чем романная интрига. Главное — это попытка романиста заглянуть в души своих героев и увидеть, как в них отражаются все передряги и подлости выпавшего на их долю века и откуда они черпают силы для того, чтобы, пройдя через эти испытания, не утратить способности любить, радоваться труду и красоте жизни. И, может быть, это является главным не только для героев романа Виктора Логачёва, но и для нас сегодняшних, опять чего-то непонимающих в окружающей нас жизни и сетующих на то, что всё в ней идёт не так, как надо. Для того и нужна литература, чтобы, анализируя своё прошлое, мы умели избегать неправильных шагов в настоящем и строить такое будущее, какое нам нравится. Закрыв глаза на день вчерашний — споткнёшься в сегодняшнем. Не поняв, в чём было счастье для наших предков, мы не научим быть счастливыми и наших потомков. Хотя всё в этой жизни, в общем-то, так просто — человеку-то всего лишь и надо, чтобы иметь право любить, быть любимым да знать, что его Родина ему не мачеха, а родная мать, которая не накажет его за стремление говорить правду, а прислушается к его слову и постарается его понять и исполнить. Будем же внимательны к слову писателя и мы, ведь он написал его для нас. А слово, как известно из Евангелия от Иоанна, всегда находится в начале чего-то гораздо большего, чем оно само.
|
||||
Наш канал на Яндекс-Дзен |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||