По степени своего воздействия на человека литературу можно разделить на две категории – на ту, которая адресована интеллекту и воздействует главным образом на читательское сознание, а также на ту, что предназначена для души и влияет на читательские чувства. Какая из них важнее – спор непродуктивный и почти бессмысленный, ибо это всё равно, что спорить о том, что человеку нужнее – еда или воздух. Понятно, что организму для продолжения полноценного существования в равной мере необходимо и то и другое, – и точно так же для полноты осознания личности ей необходима одновременно как умственная, так и душевная работа, которой в значительной мере обеспечивает людей именно литература. Давний литературный спор между «физиками» и «лириками» – это не что иное, как эхо незатухающего, вечного соперничества, идущего в искусстве между формой и содержанием, экспериментом и традицией, занимательностью и духовностью, или же, если смотреть на вещи глубже – между Законом и Благодатью. Для исповедующих Закон главным объектом творчества (и это касается не только литературы, но и всех родов искусства) является сама форма создаваемого произведения, что выдвигает на первое место художественный эксперимент и формотворческий поиск. На примере работ всевозможных модернистов, авангардистов, кубистов, сюрреалистов, конструктивистов, метаметафористов, концептуалистов, постмодернистов и множества других реформаторов художественной формы очень хорошо видно, что акцент с чувственной стороны творчества переносится здесь на утверждение концепции непосредственно самого творческого метода как такового. Произведения такого рода имеют своей целью поразить сознание адресата, они почти всегда обещают читателю (а также слушателю или зрителю) встречу с формальной новизной и потому на первых порах вызывают довольно высокий (порой даже почти ажиотажный) интерес и обеспечиваемый благодаря ему спрос, но вместе с тем они довольно быстро приедаются в силу своей духовно-смысловой незаполненности, социально-философской размытости, отсутствия какой бы то ни было идейной позиции, а также из-за гражданской незрелости и мелкоты задействованных чувств.
Видимый её сюжет повествует о движении группы самодеятельных великовозрастных туристов от истока речки Самарки вниз по течению до родного села автора – Утёвки, а её, так сказать, сакрально-подспудный сюжет показывает одновременное движение авторского взгляда от дня нынешнего – в глубь времени, в глубь истории и в глубь своей собственной души и судьбы – к своим нравственным, этическим и поэтическим истокам. Для Александра Малиновского, разносторонне развитого человека, крупного учёного, известного хозяйственника, а главное – человека пишущего, литература, книги и писатели являются такой же самоценной категорией жизни, как и природа или другие жизненные ценности. Одна из глав книги так и называется – «Светочи» и посвящена пребыванию на самарской земле А.С. Пушкина и В.И. Даля. Всплывает в повести и рассказ о Льве Николаевиче Толстом, владевшем некогда имением в Бузулукском уезде Самарской губернии.
Тот факт, что жизненный путь этих подвижников русской литературы пересекался с родной для Малиновского самарской землей, не менее важен для него, как и протекающая по этим краям Волга или наличие знаменитых Жигулёвских гор. Влияние на формирование духа народа, становление его национального менталитета и его самобытность в равной мере оказывают и художественное слово, и окружающий ландшафт, и повседневный быт, – и в книге Александра Малиновского эти три составляющие постоянно сменяют друг друга, чередуясь, точно картины гор, леса и степи за бортами несущей писателя и его друзей вниз по речному течению лодки. И он пишет об этом в одном из своих стихотворений: Плыть по течению и созерцать, Мир реален лишь в нашем сознании, Так окружающая писателя реальность становится звонкими стихами, а рождённые в путешествии стихи помогают писателю прочувствовать красоту жизни. |
||||
|
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||
|