Юрий ПЕРМИНОВ (Омск)

ТЮТЧЕВ И НЕГОДЯИ

 

Всё, что будет изложено далее, «навеяно» редакторской работой над книгой-   складнем «Фёдор Тютчев. Живое сознание Права» (факсимильное воспроизведение автографов Ф.И. Тютчева с расшифровкой и переводом на русский язык), представление которой «городу и миру» состоится 5 декабря 2023 года от Рождества Христова (или уже состоялось – это для тех, кто прочитает позднее). В Российской государственной библиотеке. Издание осуществлено общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска», и, как случалось уже не единожды по другим, но аналогичным поводам, в Румянцевском зале Дома Пашкова соберётся немало учёного народу и государственных мужей. Незадолго до музыкальной паузы предоставят слово и редактору книги. Объявляя, добавят – поэт (видел в программе). Ну, что же, попытаюсь, в меру возможностей, соответствовать. Но не о самой книге и об этом событии данные заметки, едва ли претендующие, в отличие от нового роскошно-монументального издания фонда, на какие-либо открытия…

 

С общеизвестного, в каком-то смысле, и начну. Итак, говоря о «внешней» русофобии западно-европейского общества, Тютчев указывал на то, что и в самой структуре Российской Империи разрушающе действует, как Фёдор Иванович её называл, «антирусская клика» – «все элементы, или нерусские по происхождению, или антирусские по направлению». Говоря об «антирусской клике», Тютчев прежде всего имел в виду конкретных лиц в правительстве и управлении империей. Эта «коалиция всех антирусских в России направлений факт очевидный, осязательный... Их связывает одно – отрицательное начало, т.е. врождённая или привитая враждебность ко всему русскому...» Из всех этих явлений, которые описал и подверг резкой критике Тютчев, складывается образ русофобии «внутренней». Первой составляющей этого образа являются либералы-западники – люди, у которых напрочь отсутствует «национальное чувство», и чья русофобия, как считал великий поэт, мыслитель и дипломат, инстинктивна, беспринципна, не имеет никакой логики и вообще иррациональна:

«Раньше они говорили нам, и они, действительно, так считали, что в России им ненавистно бесправие, отсутствие свободы печати и т. д. и т. п., что потому именно они так нежно любят Европу, что она бесспорно обладает всем тем, чего нет в России… А что мы видим ныне? По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, всё более самоутверждается, нелюбовь к ней у этих господ только усиливается. В самом деле, прежние установления никогда не вызывали у них столь страстную ненависть, какой они ненавидят современные направления общественной жизни в России. И, напротив, мы видим, что никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизации, которые допускаются в Европе, нисколько не уменьшили их пристрастия к ней» (Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам. И.С. и А.Ф. Аксаковым. 1861–1872// Литературное наследство. Т. 97. Фёдор Иванович Тютчев. Кн. 1. М.: Наука, 1988. С. 306). Ничего не напоминает?

Следующая составляющая образа – «нигилисты» и «польский элемент». Второго касаться здесь не будем – сопоставление  данного «элемента» с нынешней ситуацией потребует больше места, чем указание на то, что поляки «подпитывали» своей поддержкой «революционные поползновения» в России. Собственно, Фёдор Иванович, вслед за влиятельным сторонником консервативных взглядов Михаилом Катковым, объединял первых и вторых, а современный список «подпитывающих поползновения» куда более обширен. Так вот, «нигилисты», как считал Тютчев, – это «заблудшие овцы», скот, взбрыкивающий время от времени: «Я сейчас прочитал в словаре Даля слово брык, и вот как он его определяет: беготня скота, когда в знойное оводное время, задравши хвост мятётся туда и сюда и ревёт… Итак, скажем с буквальною точностию: брык нашего молодого поколения – нашего Jeune Russie» (Там же. С. 263).

Другое дело, что, по мнению Тютчева, роль овода выполняла в 1860-е гг. полиция и в целом власть, «которая за недостатком принципов и нравственных убеждений переходит к мерам материального угнетения…», а сами «нигилисты» выводятся-де «на свет божий теплотой полицейского начала». Фёдор Иванович считал, что репрессивные меры материального воздействия в отношении любого зла не всегда единственный ответ на него, что ему следует противопоставить адекватные идеологические меры, «нравственно переубедить молодое поколение, о чьих заблуждениях возможно будут когда-то в будущем вспоминать с грустью» (Там же. С. 378). В этом его поддерживал Михаил Погодин, утверждавший, что «недоучившихся студентов, озлобленных семинаристов и самоучек-дилетантов», невежд, забывших Бога, нужно не наказывать, а убеждать и учить.

Безусловно, «современные направления общественной жизни в России» таковы, что власть, как может показаться, в храмах находится не реже, чем в кабинетах (в числе обитателей последних и сегодня немало тех, кого Тютчев называл «либералами-западниками»), и «народ и партия едины», как никогда, но к радиоэфирам, государственным деньгам и проектам по-прежнему невозбранно имеют те люди, которые занимают антироссийскую позицию. Этакие «тихушники», каких я встречаю, в том числе, среди омских чиновников и «деятелей культуры». В то же время  уровень аргументации и, так сказать, мотивировок «патриотических передач», чаще всего, способствует не прочищению мозгов, а их запудриванию. Потому как  вот эти ораторы (не все, но многие) ранее были замечены в других «убеждениях». И, да, существует опасность всё заболтать, и вновь проходимцы возьмутся за свои либеральные побрякушки. Выползут все эти тихие с виду карьеристы-ждуны, ой выползут… Да они и никуда и не заползали. Но боятся потерять место у корыта с парными отрубями, поэтому исправно ходят на службу и даже фотографируются на фоне гуманитарной помощи. Если кто забыл, плюрализм в одной голове называется шизофренией

Что касается «заблудших овец» – полудурочных, заторможенных созданий… Тут надо признать, что, по большому счёту, риск, образно говоря, получить в рожу для них сведён в настоящее время к минимуму. Если только речь не идёт о явных негодяях – террористах и прочей экстремистской сволочи. Таким надо «заворачивать ласты безотлагательно», как говорил мой ротный – якут Семёнов. И за оскорблениями в адрес людей, которые отдают свои жизни и здоровье на войне, также непременно должно следовать наказание. И тема с изыманием доходов у этих гандибоберов на нужды Русской Армии – однозначно позитивная.

Кстати, у слова «негодяй» интересная этимология: в XIX веке в России так называли не годных к строевой службе рекрутов. Поэтому буквально слово негодяй означало – не служивший в армии. Так вот, нынешняя «беготня скота», «взбрыкивание» начались не под воздействием «теплоты полицейского начала»: та самая часть Jeune Russie, чьи идейные отцы-подлецы тремя десятками лет ранее жалели о том, что Красная Армия лишила их удовольствия заполнять брюшные полости баварским пивом, рванула за кордон исключительно из-за опасений за сохранность собственных шкур. Мне ли одному тогда чудилось, будто с юга, откуда-то с российско-казахстанской границы, несло мочой, оставляемой на пограничных пунктах поголовьем «испугавшихся», которому все эти годы самой властью или при её посредничестве упорно впрыскивались в лошадиных дозах «сыворотки» потребительства и нравственного распутства?

У нас тут бегал один по двору – денег занимал: оказывается, предприимчивые казашки таким вот негодяям предлагали фиктивный брак и гражданство своей страны. А другой – не из нашего двора, но, увы, из местной писательской организации – обошёлся без женитьбы, пересидел в Казахстане, сейчас, говорят, вернулся… Вопрос о его пребывании в рядах областного отделения СП не стоит. То есть, он благополучно в них пребывает, правда, не показывается. Как, впрочем, не показывался и раньше, до вояжа в гостеприимную Караганду, или куда там…

«На мою родину никто не нападал!» – заявил ещё один «молодой» поэт, двадцать лет читающий стихи про одну и ту же берёзу, порубленную на дрова, продолжая, в возрасте Александра Сергеевича, «задрав штаны, бежать за СМЛ», а ни разу не в военкомат. «Разве у меня нет права выбора?» – спрашивает, будто речь идёт об «оптации» между покупкой банки чёрной икры и билетом до Австралии, одинаково недосягаемыми. Ты дурачок? – А то, что есть такая книга, как Конституция РФ, тебе ведомо? «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации...» А у тебя, наверное, и справка есть? Мозги – это не дрова, точнее, не углеводороды, которые нужно сжечь, чтобы нагреть воду, которая превратится в пар, чтобы крутить турбину. Других-то мозгов нет и не будет, лечить надо те, что имеются. Когда убивают русских только за то, что они русские, когда публично призывают убивать как можно больше русских, в том числе и детей, объясняя это тем, что «чем больше мы убьём сейчас, тем меньше останется убивать их потом», все, кроме дебилов или откровенных врагов, понимают – на Родину нашу напали!

Где твоя родина, сынок? – Понимаю, некоторым задавать такие вопросы не стоит, а то потом они стоят, печально потупившись, и говорят, что их неправильно поняли. Но всё-таки спрошу: твоя «родина» в тёплом углу с пивной «гранатой», куда не пролезли тараканы из подвала, чему ты несказанно рад? Правда, с билетом Союза писателей России ты никогда по своей инициативе не расстанешься – твою берёзу оплакали двадцать лет назад, а новая так и не выросла, и кому ты нужен со своими головешками рифм вроде «пропасть-напасть», «дрова-трава? Хотя та берёза (осина ли), фигурально выражаясь, могла бы и вырасти. Но… человек нашёл своё место. А кое-кто, предполагаю, вполне годный к строевой, но предпочитающий оставаться негодяем, ещё и поучает – что нужнее солдату, пряча своё презрение к нему, своё тупое неприятие СВО под мантрами о «личной свободе».

Но даже все вместе – вот эти и подобные им негодяи – на «взбрыкнушее» стадо не тянут – «маловато будет», как повторял небезызвестный мульти-персонаж. Убеждать и учить? – Наверное. На днях мой товарищ, офицер-контрактник, прибывший в 15-дневный отпуск, на вопрос студента одного из омских вузов: «А что вы делаете с предателями?», ответил: «Мы их прощаем, и у них есть матери, жёны, дети, которые за них молятся». Причём, о переходе на сторону врага речи не идёт – ничего такого в подразделении гвардии капитана не было. Пьянство, к примеру, тоже считается предательством, и таких – учат, а что касается мозгов в плане «недостатка нравственных убеждений», то для них на ЛБС довольно и других «углеводородов», извне.

«А почему вы не на фронте?» – это ещё один вопрос, обращённый уже ко мне, всё от того же стихотворца, распиливающего на коллективных выступлениях давние свои строки на дрова. Увы, дорогой, вот когда ты добывал себе справку в дни частичной мобилизации, я позвонил знакомому военкому, и он меня, 62-летнего постояльца кардиологических отделений, хотя и знающего, в отличие от тех, на чью «родину никто не нападал», где у «калаша» находится приёмник ствольной коробки, послал. Впрочем, недалеко – туда, где от меня будет больше пользы. Ну так я там уже и находился. Вот мы с друзьями на днях печки (на дровах, кстати) отправляем… Под Кременную, на Родину, стало быть. Насчёт пива – это вряд ли, а галицы точно дадим. Геморрой, говоришь?..

И всё-таки надеюсь, что и они, «взбрыкивающие» молодые (прилипли же к сему эпитету – с ушами не оторвать), «когда-то будут с грустью вспоминать о своих заблуждениях…» Вот наездятся по семинарам… Или не наездятся? – У нас тут один в году раз по десять путешествует. Или трое уже. Только бы не озлобились, «напитавшись иллюзиями», как выразился Фёдор Иванович, хотя и по другому поводу.

И всё-таки надеюсь. И всё-таки руки им, «взбрыкнувшим», больше не подам.

Спрóсите, а причём тут Фёдор Иванович Тютчев? А причём здесь печки? И об этом тоже – всегда Тютчев.

На Отчизну нашу, Россию, излей благодать Твою, Боже! Да будут безсильны козни врагов внутренних и внешних, злых сеятелей плевел на ниве Твоей, писанием, словом или делом вносящих шаткость в умы, горечь в сердца…

Наш канал
на
Яндекс-
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную