Геннадий ПЕТЕЛИН, писатель (Мордовия)
НА ЧУЖБИНЕ
Отклик на повесть Юрия Пахомова «Гражданин мира»

Повесть Юрия Пахомова (Носова) «Гражданин мира», опубликованная в журнале «Москва» № 9, не смотря на сложность и многоплановость, читается легко и, как говорят в народе, на одном дыхании.

Юрий Пахомов кадровый военный офицер, по роду своей службы (главный эпидемиолог ВМФ СССР) прошел все горячие точки локальных войн последних десятилетий прошлого века, в которые из-за геополитических соображений и интересов была ввергнута наша страна. Московский писатель Юрий Галкин о знаменитом фольклористе и сказочнике Борисе Шергине написал следующее: «…его память и его знание не только приносят ему «радостные извещения», но и постоянно строят и творчество, и личную, внутреннюю жизнь души. Знание и память как бы вытеснили на второй план все иные интересы». Эти слова в полной мере можно отнести и к творчеству Юрия Пахомова. Ему, человеку, много знающему и много повидавшему, в отличие от большинства наших писателей, есть что рассказать и поведать миру о себе и о своих близких друзьях, о сложной и противоречивой жизни тех лет, о диссидентах, часть которых прикормила так ненавистная им власть, а других отправила в места не столь отдаленные. О некоторых из них, оказавшихся на чужбине, доживающих остаток своих дней в тоске и полном одиночестве.

В новой повести Юрия Пахомова вместо привычных для читателей его произведений главных персонажей – курсантов мореходных училищ, членов экипажей атомных подводных лодок, военных кораблей – мы видим молодых людей, альма-матер которых ВИИЯ (Военный институт иностранных языков). Это их, имеющих военную подготовку и безупречно знающих иностранные языки, государство отправляло в качестве переводчиков в африканские страны, где шла освободительная война от колониальной зависимости. Один из таких выпускников – главный герой повести «Гражданин мира».

С первых страниц автор заинтриговывает читателя своей экспрессивностью и мускулистой словесной энергией. Повествование ведется от первого лица. «Да, я забыл представиться: Пьер Симон, художник, писатель, журналист. В той, прежней жизни, которая теперь мне самому кажется выдуманной, меня звали Петр Семенов. Я — парижанин, более тридцати лет живу в студии на рю Лафайет. Мне круто за пятьдесят, но редко кто дает больше сорока пяти, рост метр восемьдесят пять, блондин спортивного сложения. И то, что я слегка прихрамываю, — следствие огнестрельного ранения, — по утверждению одной итальянки, придает мне особый шарм.

Я довольно состоятелен, к тому же неплохо зарабатываю, пишу для газет и журналов очерки, эссе, оформляю книги, рисую карикатуры, иллюстрации к комиксам. А недавно в одной из престижных галерей в Париже состоялась выставка моей графики. Я здоров, лишь изредка пользуюсь услугами стоматолога, единственное, что беспокоит, — бессонница».

Что мучает, что не дает покоя такому успешному человеку, как Пьер Симон? Ответ на этот вопрос заставляет следовать за писательскими мыслями вглубь произведения. Оказывается, прошлое. И автор, мастерски пользуясь приемом ретро, вкручивает читателя в то, что так беспокоит главного героя – смерть друга детства и сокурсника. «Вчера мне приснился Гриша Снесарь. На нем была форма советника: хаки, высокие шнурованные ботинки, на поясе кольт сорок пятого калибра в брезентовой кобуре. Так он выглядел на фотографии африканского периода. Гриша погиб в Эфиопии, на границе с Суданом, в 1978 году, я в это время был в Эритрее». Ведя повествование от первого лица, Пьер рассказывает всю свою жизнь, а параллельно и жизнь друга, и этот рассказ словно покаяние. Читатель, благодаря превосходной прозе Юрия Пахомова, видит главного героя со всеми его потаенными мыслями, достоинствами и недостатками, где есть место не только героизму и мужеству, но и трусости.

— Потом. Завтра тебе предстоит командировка: сопровождать гэрэушников, будете облетывать на вертушке границу с Суданом. Вроде бы оттуда гонят караваны с оружием для сепаратов.

Я вздрогнул, у меня похолодела спина. До сих пор не могу объяснить этот приступ страха, острого желания не лететь. Предчувствие? Подлый страх?

— И надолго? — после паузы спросил я.

— Дня на три. Дозаправка на полевых аэродромах. Командировка легкая, страну посмотришь, ее западную часть.

— Понимаешь, я бы с нашим удовольствием... Но завтра должен позвонить отец...

Я врал, ненавидел себя в этот момент и ничего не мог с собой поделать.

— Когда звонок?

—  Как обычно, вечером, часов в десять, когда не так загружена спецсвязь.

— Ясно. Значит, полечу я. А тебе будет задание покруче: лететь с моряками на архипелаг Дохлак, точнее, на остров Нокра. Рекогносцировка. Там, как ты знаешь, будут строить нашу военно-морскую базу. В Асмару возвращаетесь через Массауа, опасный район... Душа не лежит туда тебя направлять.

Казалось бы, на войне, как на войне. Всегда есть потери. Но в смерти Гриши Пьер винит себя, он смалодушничал когда-то, и оправдать себя за тот поступок не может даже спустя многие годы.

Юрий Пахомов молекулярно разложил жизнь Петра на довоенную, военную и послевоенную. С войны в Африке он вернулся инвалидом третьей группы. О карьерном росте военного ему мечтать не приходилось. Все в прошлом. И все надо начинать с нуля. Как в этом случае не вспомнить эпилог романа Ричарда Олдингтона «Смерть героя», в котором есть замечательные строки:

«Я поглядел на запавшие щеки,

На глаза, что смотрели, устало, и седые виски

Стариков, окружавших меня,– им было под сорок,–

И тоже пошел от них прочь,

Сожаленьем и скорбью бессильной терзаясь».

Удачно ли сложилась послевоенная жизнь главного героя? Думается, что читатель скажет: «Нет». Юрий Пахомов показывает Петра, его творческую ищущую себя натуру на фоне разваливающегося государства, ради которого он и его друзья жертвовали собой, выполняя интернациональный долг. И даже чистая, светлая любовь к Одиль Дюран, француженке, корреспондентке газеты «Ле Монд», за которой главный герой уехал во Францию, не принесла ему душевного облегчения и покоя. Одиночество мучает Петра (Пьера), произошло роковое совпадение, его любовь Одиль, как и лучший друг детства, Григорий Снесарь, погибла в Африке.

Повесть «Гражданин мира» – современная драма. Творчество Юрия Пахомова идет не от фэнтези и не от высосанных из пальца кухонных детективов, а от реальной богатой событиями жизни, и в этом ее сила.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную