Авторская страница Владимира ПЛОТНИКОВА

СЛОВОМЕР
 <<< Далее            Ранее  >>>

24.04.2015 г.

ВАЖНЕЙШЕЕ ИЗ ИСКУССТВ ДЛЯ НЕГРАМОТНЫХ?
(120 лет назад был показан первый кинофильм)

Ленин, говорят, сказал Луначарскому: «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино», а позже прибавил: «до тех пор, пока большая часть населения России неграмотна».

Это всё, наверное, домыслы, а вот факт: 120 лет назад некий дяденька взял шланг и облил окружающих (фильм «Политый поливальщик» - 1895) *. Вообразите, на дворе декабрь, а на экране ни снега, ни льда, потому как факт был снят и воспроизведён посредством очередной версии давнишней забавы аристократов -  «волшебного фонаря», правда, в новой системе «cinema» (по-русски «кино»).

Прокрутив снятого в тёплое время «политого поливальщика», два французских братца-фабриканта по фамилии Люмьер - Луи Жан (1864-1948) и Огюст Луи Мари Николя (1862-1954) – никак не думали, что им предречено в холодный день 28 декабря 1895 года снискать громкий титул «основоположников» такого рода искусства, которое сперва просветит миллионы, потом виртуально «убьёт» десятки миллионов и, наконец, реально оболванит миллиарды. Хотя тут уже всё зависит от личного фокуса и широты восприятия.

Итак, что же такое кино? Великое благо? Или гениальное зло? И то, и то.

Великое кино, как и любой жанр искусства, всегда опиралось на великую Литературу (от мифов и Библии до Голсуорси и Шолохова).

Ну, вот, к примеру, сейчас мировым лидером проката и им прокаченных голов стала как бы историческая сага «Игра престолов» («ИП»). Её жанр носит странное имя «фэнтези». Не история, не реализм, не фантастика, не утопия, не сказка, а как бы всё сразу и подряд. Плюс исключительный цинизм, чудовищный садо-натурализм, никак не импонирующие высокой Литературе в качестве авангардной силы культуры, просвещения и воспитания. Ужасно то (сам себя ловил), что довольно быстро поддаёшься «анти-ауре», привыкая к нескончаемой нарезке жестокости и мало с чем сравнимой аморальщины.

Что и есть едва ли не самое страшное! Верь не верь, но вот уже без малого пятилетку люди мира увлечённо пожирают, всерьёз сопереживают и фанатически обсуждают коллизии и перипетии несуществующих событий в выдуманных странах, забивая свои конкретные горести-болести чужими страстями-мордастями, заслоняя кошмар окружающего бытия изрядно-извращённой выдумкой анти-талантливых авторов.

Да, сериал, берёт за живое и проникает внутрь. Ну, точь-в-точь, как бойкий вирус какой-нибудь реально несуществующей, но реально отравляющей «лихорадки» им. Эболы.

Это-то и опасно для важнейшего из искусств, потому что бОльшая часть мира сейчас, увы, более безграмотна, безнравственна и потому анти-чувственна, чем века полтора назад, допустим, в пятилетку (1869-74), когда на людей просыпались один за другим «алмазы разума»: «Война и мир» Льва Толстого, «Бесы» Достоевского, «На ножах» Лескова, «Лес» Александра Островского, «История одного города» Салтыкова-Щедрина...

А что мы видим в современном кино (на примере тех же «ИП»)?! Вместо реального историзма и реалистической истории люди не на шутку ныряют в иное, страдальчески бредя не-тутошним инферно и бредово страдая за отвлечённые миры, где есть, кажется, всё: обкатанная веками цитатная мудрость, колбасная мясорубка поединков и осад, остроумно поднесённая солянка из кондовой пошлости с утончённо-грязным… развратом гарема и подворотни. Короче, на «вкус и цвет»…

Товарища нет на хитрость и коварство, ибо здесь содержится такое, чего не должно быть в произведениях культуры (не конъюнктуры): компендиум всяко-разных и, по преимуществу, безобразных псевдо-политических баталий и как-бы-интриг, анекдотически скалькированных с хроник всех времён и народов. Всё это в едином флаконе - концентрированно-обшей разблюдовочке некой вымышленной «вселенной», где возможны упыри, демоны, драконы и даже климатический симбиоз вечной зимы/лета.

Тем и берёт! Ни одна книга (кино) про реального исторического героя и даже эпоху или страну (она же ИСТОРИЯ!!!), в силу природной правды, не может охватить и переварить те «максимы» и «анналы» (от Плиния, Полибия и Карлейля до Фрейда, маркиза де Сада и Э. Тополя), что впихнуты в 40 серий о суррогатной цивилизации «ИП».

Вот, вот она где, «Эврика». Ни великие романы Толстого, ни громадная эпопея Фолкнера, ни нескончаемая хроника Гальдоса (и даже все вкупе) - они близко не смогут противостоять по всеохватности «гениальной» саге г-на Дж. Мартина о Мире, где есть всё с одной, пардон, забываемой оговорочкой, что этого мира... элементарно НЕТУ!

 Плюс замечательная (но извращённая) фантазия  соавторов (возможно, не писателя, а сценаристов), съёмочная зрелищность и бесспорная эффектность, первоклассная игра ряда актёров - великолепный Шон Бин, создавший единственного условно-положительного, в классическом понимании, персонажа; а рядом яркие Питер Динклэйдж, Пит Харрингтон, Эмилия Кларк, Джон Брэдли, Лена Хэди, Айэйн Глен, Айдан Гиллер...

Однако, если от всего этого абстрагироваться, то герои-то КТО? Нелюди, недоноски, извращенцы, быстрюки и карлики, а в главном – сверх-подлецы и серийные убийцы, неоднократно и «остроумнейше шутящие» по этому поводу,- то есть тупиковые выродки с точки зрения развития Человечества!

 Оттого-то и все главные находки фильма (в плане не композиции, а идеи и приёмов) – со знаком «не»: не-история, не-нравственность, не-правда, не-любовь, не-настоящесть.

Не потому ли звезданувшиеся фанаты на интернет-форумах, не задумываясь, выдают как достоинства сериала: отсутствие чёткой грани между злом и добром?! Докатились! Мозгов уже не хватает, понять, что это голимая обесценка ценностей, потому как искони нас учили: где не чёткое добро, там чёткое зло.

Обманка, обесценка, оглуплялка... В итоге, получилась увлекательная «отсебятина», которая завоевывает сознание масс, становясь «катехизисом мудрости и правды». Опасно, жалко, а главное обидно за так называемые умы так называемой цивилизации.

Успех «ИП» объясним: на сломе биполярного мира авторы чрезвычайно талантливо и модно  оприходовали вечную же тему распада мировой Державы/Империи, последующего хаоса и всеобщей энтропии, обобщив странности и закономерности подобных эпох: Рим, Византия, Золотая орда... вплоть до Российской империи и СССР.
_____________________________________________________________
* «Дяденька взял шланг и облил окружающих» - фигуральный оборот; по сюжету дяденька поливает кусты, а мальчишка-проказник, пережав шланг, вынуждает поливальщика заглянуть в отверстие, откуда ему в лицо  бьёт мощный фонтан.

 
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную