Владимир ПЛОТНИКОВ (Самара)
Не скрою, с удовольствием взялся за эту рекомендацию. Знаю не первый год автора, отца Сергия (он же Сергей Васильевич Ельченинов)*, как активиста Аксаковского комитета Самарской области (АКСО), где и ознакомился с его яркими, чистыми, пламенными стихотворениями. Знаю о его победах на конкурсах авторской духовной песни, о большой просветительской деятельности на ниве русской словесности в районе, где он служит и живет. Бусинки истории в «окне времени» На первый взгляд, «Марьевка» – типичный сборник жизненных очерков (или бытовых зарисовок), не связанных некой канвой и «концептуальной идеей». Спрашивается: а зачем? Мало ли за последние десятилетия скушали мы всяко-разных, в целом безобразных, постмодерновых штучек? Отец Сергий и не претендует на глубокомысленное высоколобие. Он просто повествует о том, что пережил и запомнил. Избегая нарочитой сюжетности, показательно пронзительных нот, философских обобщений, постановочного юмора, излишней образности и, тем более, благообразности – всего того, на что иные идут ради вящей художественности или по заданному замыслу, как в церковной, так и в деревенской прозе. Поэтому, несмотря на сан, его нельзя отнести ни к тем, ни к этим. Да это и не нужно. Хотя уверен: если «концепция» потребует, – справится! По крайней мере, те же пейзажные красоты он пишет вдохновенно, добротно, порой, изысканно, но – опять же безыскусно. Потому что Марьевский мир с его историями и судьбами не вымышлены. Отражая посконную правду и жизни, и характеров, Ельченинов не сдабривает и не пересаливает. Всё, как было на самом деле. Вернее, как это помнит он сам, как отложились в нём отголоски передатчиков традиций, трудов и дней. Таких как отец, мать и, перво-наперво, бабака. Рассказывая о любимой бабушке, автор воспроизводит в ярких подробностях впечатляющий событийно-бытовой круговорот жизни сельского человека советской эпохи. Импонирует то, что автору счастливо удаётся избежать морализаторской назидательности. Редкое свойство для большинства мирских и, уж тем паче, церковных литераторов. Он то ткёт узоры, то делает пластовские мазки, – но делается это не бессистемно, как может показаться вначале. И это удивительно, потому что начиналось всё именно бессистемно, «со скуки», без расчета на публикацию. Выхватывались отдельные куски воспоминаний и впечатлений: «Истории, будто бусинки, одна за другой нанизывались на общую нить». Ого! Вопрос: истории-бусинки или бусинки Истории? «И тогда перед моими глазами вставала Марьевка во всей своей древней красе, вставала будто подсмотренная через тайное окно времени, со всеми своими радостями и невзгодами, со всеми праздниками и буднями. В эти минуты я и учился видеть её, понимать и любить» («Бабака»)… Срослось всё восемь лет спустя. А время – лучший наставник и подсказчик. Автор усвоил и освоил много чего. И первой важной находкой стал алгоритм повествования. Он удачно задан уже самим – коротким – названием «Марьевка». Первые главы тоже однословны: по имени-прозвищу персонажа, которое, зачастую, отражает саму суть его характера. А уж характеров тут раздолье. Все непохожие, самобытные, они и выписаны выпукло, живо, охотно – с жадным исследовательским любопытством, заражающим и читателя. Можно сказать – с незаданной, ибо и она вполне естественна, интригой. Интрига и заставляет читателя проглатывать «от люльки до домовины» каждую главку-биографию: Бабаки и Дунёки, Кураихи и Сеньки, Опки и Полинки, Надясь и Хрести... Просто и ясно писатель воспроизводит картину заката («или даже агонии») своего села. Причем, не былинным и, тем паче, эпическим сплошняком, а: по зёрнышку, по крупиночке от каждой отдельной – поглавно расписанной – судьбы. А уже потом, где-то с середины тома чересполосица судеб и характеров преображается в целинное поле по имени русская земля. Впрочем, это уровень общего макрокосма. Автору и читателю ближе частный микрокосм – образ Человека. Чудны человеческие судьбы, неповторимы характеры: «Есть среди них обычные, незаметные, а есть особенные, запоминающиеся. Но рано или поздно для всех наступает свой час, когда каждый из нас отправляется в дальний путь по неизведанным и бесконечным дорогам Вечности... И вот уже никто и не знает, что тогда-то и там-то жил некий человек, каким он был, как сложилась его жизнь, какой след он в ней оставил. Обидно? Наверное. Но так уж устроен наш мир… Впрочем, не это важно. Люди, характеры, судьбы – вот о чём хочется рассказать».
Жизнь – от подроста до погоста Перед нами типичная сельская семья: «И Полинка, и Опка были необразованными, но простыми и очень добрыми людьми. У иных и образованных, и чистоплотных, и богатых дом всегда на запоре, и люди стороной обходят его, а у Косенковых всегда народ: зимой – в доме, а летом – на лавочке под окошками. Даже в самом, казалось бы, отрицательном (или помягче: противоречивом), персонаже – Зубаков, Лидоня, Мильтониха, Санян и Жуконька – автор находит что-то светлое, некий лучик надежды на человечность, нескошенную даже смертью. Ведь судьбы марьевцев отслежены «от подроста до погоста». И смерть, а также похороны – этапный элемент в огранке жизни практически каждого из марьевцев. «В день похорон шёл нудный затяжной дождь. Всё небо сплошь было затянуто серыми тучами, из-за которых не мог пробиться ни один солнечный лучик. Но когда гроб с телом покойницы завезли в Марьевку, и родственники стали спорить о том, что делать дальше: везти ли усопшую до кладбища на машине или нести на руках, то дождь внезапно прекратился, тучи разорвал яркий солнечный луч и упал на то место, где была похоронная процессия. В тучах образовалась прореха, которая стала постепенно расширяться. Когда же покойницу подвезли к месту, где когда-то стоял её дом, то небо над Марьевкой полностью очистилось. Все с радостным трепетом взирали на это диво... Гроб несли на руках. А потом кто-то заметил в небе над похоронной процессией стаю голубей. Уход другого светлого человека: «Когда её хоронили, я подумал: – Уходит Марьевка! Вот ещё одну из наших понесли. Грустно!» («Верочка»). Ну, и на контрасте – про мрачную смерть местной колдуньи Жуконьки: «Пошли к ней домой, адом закрыт изнутри». В тексте описка: «а дом» напечатано… слитно! Получилось: «АДОМ закрыт изнутри».
«Деревенщина» против смердяковщины Сергею Ельченинову удаётся просто и ненавязчиво проследить строй мыслей и поступков каждого героя (и, прежде всего, СВОЙ), ведущих человека к Богу. Ему чужд проповеднический пафос… Потому и личный путь Серёжи Ельченинова к Кресту подан урывками, как бы не касаемо рамок преподносимого сюжета. «И тогда бабака благословляла меня и вставала на молитву. Как и сколько она молилась, я теперь не помню, но первую молитву, которой начиналось её правило, я уже в четыре года выучил наизусть. Это была молитва Святому Духу – «Царю Небесный» («Бабака»)… …Если летом случалась засуха, то тёть Дуня собирала своих «певчих», они брали в руки иконы и ходили по полям вокруг Марьевки, пели и читали молитвы. Глядь – а на другой день и дождик пошёл. Моя бабака тоже ходила с ними и меня брала с собой. Мне очень нравилось их стройное и слаженное пение, поэтому я рано выучил молитвы, особенно заупокойные» («Дунёка»)... Но в этой-то непринуждённости и изюминка повествования. Это и есть ельчениновская, манера, которая, может, и имеет отсылки к кому-то. Но никакого заимствования «а-ля Шмелёв и прочие святочно-рождественские мотивы». Наверное, поэтому, перерастая периметр чисто прозаической «альбомной хроники портретов и жизнеописаний», книга легко переплетает разные жанры и даже научные дисциплины: история (краеведение), филология, фольклористика, этнография, топонимика, география, генеалогия… И тогда, как и положено в русской сказке, происходит волшебное преображение. Скупые наброски, штрихи, пунктиры, мазки… Количество эскизов перерастает в качество. И отворяются узкие ставни, за которыми – многофигурная, столикая мозаичная панорама. Полная солнца и звёзд, дождей и снегов, улыбок и слёз, невзгод и радостей – Жизни во всех её проявлениях… Итак, перед нами судьба русской деревни – одной из сотен без следа сгинувших за годы «реформ» только в нашей губернии. Но именно этой деревне повезло найти своего хрониста Бояна. Не строгого летописца (чтение летописи – удел продвинутых единиц), а хрониста-рассказчика, пылкого и нежного, владеющего искусством оживлять, казалось бы, мёртвое. И мелькает догадка: так ведь ельчениновская Марьевка – это же символьный макет для разборки, увы, не сборки, а исторически несправедливой разборки большинства деревень, обобщенно же – всей Русской Деревни, самой России с её вековыми общинными устоями, скрепами и традициями. Державным станом Руси всегда была деревенская община. Ещё в середине 1950-х её подточило «великое переселение в хрущобы» – 100 миллионов за десятилетку Никиты Сергеевича. Однако дело обернулось не просто авральным социально-сословным перераспределением в пользу города, но и растянувшимся на почти 7 десятилетий духовно-культурным перерождением – люмпен-деградансом. А второй куда погибельнее первого, хотя и плод его. Притом, что плод можно было уберечь. Его же безбожно, без передышки уродуют и курочат. Всё это передано в правдивой Марьевской хронике, но без нажимов и акцентов. Что придаёт ей ценность не столько уже прикладную, сколь диалектическую и даже метафизическую: «Вот так и жила деревня: кормила и поила, одевала и обувала город, работала «за палочки», свободы не имела, но при этом стала для города презираемой, отсталой, неотёсанной. А ведь если бы не эта «отсталая» и «неотёсанная» деревня, «передовой» и «гладковытесанный» город вымер бы с голоду. Ну, да ладно – не об этом сейчас речь» («Бабака Саня»). Последним предложением автор как бы предугадывает и предваряет презрительные доводы спесивых образованцев, коли тявкнуть рискнут: «Да в вашей Марьевке сплошь неотёсанная, безграмотная, суеверная, пьянь. Стоит ли она жалости и, тем более, целой книги? И стоит ли нам обсуждать автора, взявшегося за мелкую чепуху вместо высокой литературы?». Стоит! Благодаря «деревенщине», и назло смердяковщине, Русь не одну войну вынесла, не одно нашествие перемолола, в том числе фашистское. И что безграмотная –небесспорно. А вот что НЕ-беззубая это точно: «Зашумел, загалдел народ – там уже почти вся деревня собралась. Кто пришёл поддержать вдову с тремя детьми, кто по привычке, как на сельский сход, явился, кому интересно было, чем дело закончится, но все в одном сходились: бабу, которая одна из всей деревни не побоялась – мирскому ненавистнику нос утёрла, за всех, им обиженных, отомстила, нельзя одну бросать. Нет у неё заступника – так всем миром заступиться надо. Как пчелиный рой, загудел народ» («Бабака»). Так, всем миром отстоял сельский сход в злые годы бабушку автора, вдову фронтовика, от налогового мытаря Ермолая, что хотел за недоимки в лагеря её упечь. И это даёт хлипкую, но надежду…
Школа, книга, хлеб и соловьи В тексте отца Сергея нет строгого деления на части. Но если первая половина сложена именно именными главами, то вторая отдана деревенскому житийному быту, хозяйству, мироустройству, мировидению и мироощущению во всех забытых и неизвестных горожанам деталях: страда и досуг, будни и праздники, в том числе языческие. И даже магические: суеверия, заговоры, проклятия, привороты, обряды... |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||