НАША АНКЕТА
Во весь рост!

1. Ваше самоощущение в современном обществе?
2. Вам как писателю в первую очередь хочется высказаться или – создать произведение искусства (хотя, вроде бы, важно и то, и другое)?
3. Свыше получает, читателю передает – таким было всегда представление о писателе. Насколько утратил сегодня писатель своё сакральное значение? Нет ли у вас ощущения, что современный литературный процесс уже не является своего рода общегражданским форумом? Какова перспектива у коммерческой литературы, доверившейся ощущению, что «Бог умер» даже не в религиозном, а в общефилософском значении этого ницшеанского образа современного мира?
4. У нас теперь появились «фабрики звезд», в том числе, в литературе, и, скажем так, талант перестал быть главным компонентом на пути к славе. Мечтаете ли вы, противостоящий медийным фабрикам кустарь-одиночка, о славе? Или все-таки – «нас мало избранных»?
5. Каковы ваша самая горячая мысль и ваше самое тревожное обращение к современному читателю?
6. Мы живем в новом тысячелетии, после многих революций и связанных с ними катастроф, после двух коренных ломок общественного строя, причем вторая предполагает полный отказ от христианских норм жизни, а, следовательно, коренным образом меняет наш национальный менталитет. Возможна ли в современной литературе связь с литературой прошлых эпох? Какие книги из прошлого, включая ХХ век, могу быть актуальны сегодня и почему?
7. Какого вопроса вы от нас не дождались и что бы вы на этот вопрос ответили?

Ответ не должен превышать 12 000 знаков (одна газетная полоса). Если будут предложения по содержанию вопросов рубрики, мы будем рады принять их.

Екатерина Полянская: "Литература для меня – дело совершенно индивидуальное, даже - интимное".

1.  Самоощущение не самое приятное – «внутреннего эмигранта» какого-то. В самом деле - не то «свой среди чужих», не то – «чужой среди своих».

2.  Ни то, ни другое (хотя и то, и другое, конечно же, на самом деле важно – но уже постфактум). Когда же я пишу, то ни о чём таком вовсе не думаю. Дело в том, что я пишу только тогда, когда именно не могу не писать , никогда ничего из себя не «выжимаю» специально, потому что вот об этом надо (или хотелось бы написать). Так вот когда я пишу стих, а потом долго работаю над ним – я просто пребываю в состоянии счастья от того, что это состояние души всё же наступило, несмотря ни на какие тяготы и суету жизни. И пусть меня даже обвинят в графоманстве (хоть я и очень много работаю над каждым стихом, но работаю тоже только тогда, когда не могу не работать, когда стих сам требует, а я это чувствую), я от этих своих слов никогда не отступлюсь.

3.  Настоящий писатель, пока он таковым является, никогда и ни при каких обстоятельствах не может утратить своё сакральное значение. Если утратил – уже не настоящий писатель, а так – бизнесмен от литературы, тусовщик. Ведь «продаваемость» книг и известность пропиаренного имени ещё не делает человека настоящим писателем, так как для Того, Кто в нас именно вдыхает дар писательства все эти вещи не имеют ровно никакого значения.

Ну а по поводу литературного процесса как «общегражданского форума» могу сказать следующее (но это – моё личное мнение, и я его ни в коем случае никому не навязываю):

Во-первых, у меня, к сожалению, нет ощущения того, что мы живём в развитом гражданском обществе, поэтому – какой уж там «общегражданский форум». А во-вторых, может быть это и очень даже неправильно, но я – закоренелый индивидуалист, и литература для меня – дело совершенно индивидуальное, даже - интимное (в отличие от политики, скажем, или – экономики, даже – образования и вопросов культуры в целом, которые обсуждать коллегиально а то и - всенародно просто необходимо), а вовсе не «форумное». Я, например, любимые книги (особенно – стихи), только с очень близкими людьми обсуждать могу. А кроме того, истинная любовь к истинной литературе (неразвлекательной), на самом деле всегда, во все времена была уделом не такой уж широкой прослойки населения.

О коммерческой литературе.

Она ведь тоже разная бывает. Вот, например, Дюма – он тоже по большому счёту представитель коммерческой литературы. Но какой талантливый представитель, и как здорово писал! Валентин Пикуль в своё время говорил о себе «Я пишу бульварные романы. Но я это делаю хорошо». Коммерческая «бульварная» литература несомненно имеет право на существование, несомненно - нужна при условии её определённой качественности. Но она должна сама знать своё место, несмотря на свои огромные тиражи и продажи. Беда начинается тогда, когда коммерческая литература объявляет себя мало того, что настоящей, но – единственно возможной вообще, когда мерилом таланта и «литературности» становится «покупабельность».

О современном же «ширпотребе» коммерческом и говорить не хочется. Какое там «ницшеанство»? Ницше – он серьёзный философ был, настоящий философ, соглашаешься ты с его идеями или не соглашаешься. А тут – однодневки. Это ведь – и вовсе не литература, а просто индустрия определённых продуктов для потребителя, подкрепляема массой маркетологических и даже психологических исследований (что лучше «пойдёт»). Урвать кусочек материального благополучия и известности на один день – и исчезнуть навсегда. «..и в Лету – бух!». У такой «литературы есть только одна перспектива – окончательно выродиться в комиксы – и писать быстрее., и «пипл» легче «хавает».

4 . Во-первых, ещё господин Шопенгауэр когда-то сказал, что храм славы состоит, преимущественно из покойников, а также из небольшого количества живых, которых, по большей части, выносят оттуда незамедлительно после смерти.

Во-вторых, что есть слава, и что значит её желать? Я ведь – не генерал, не политический деятель, не поп-звезда, не актриса. Чтоб на улице узнавали? Чтоб по телевизору показывали? Чтоб детишек в школе стихами моими мучили в обязательном порядке? Чтоб хвалебные статьи в журналах и газетах печатали?

Нет, такой славы я бы не желала. Тем более, что такая слава в поэте поэта убивает, а ведь никакая слава не сравнится для меня с безумной радостью от написания одного-единственного стиха.

Но я бы желала получить просто возможность доступа к потенциальному читателю своих стихов без всяческих унижений.

Ведь книжка, изданная тиражом 300 экземпляров за счёт автора, и самим же автором распространяемая (ни один книжный магазин не возьмёт, стихи - «не товар») – это же страшное унижение. Вот недавно попробовала я «постучаться» в одно уважаемое московское издательство, причём не сама даже, а по рекомендации издаваемого там писателя-прозаика. Ну и что? Стихи посмотрели – уже сделали одолжение. Потом сказали интересную фразу: «к стихам претензий нет». А потом вынесли вердикт: «Печатать будем только за счёт автора. Стихи хорошие, но автор «не раскручен»». И назвали цену – несколько моих зарплат.

Так вот, если мои стихи, действительно являются стихами и если они хоть кому-то из людей нужны и созвучны, то мне бы и хотелось не славы , но принципиальной возможности донести их до этих людей. И ещё хотелось бы, чтоб не было этой унизиловки, когда каждый издатель смотрит на тебя, как на графомана, или – как на идиота (любой каприз за ваши деньги), причём печатать ему за эти самые деньги абсолютно всё равно что и кого.

5. Ну что я могу сказать читателю, кроме того, что уже сказала всеми своими стихами?

И всё-таки, скажу: живите, любите, смотрите на Божий мир и слушайте его – он так красив и гармоничен, читайте хорошие книги, и – думайте, думайте, думайте. Не спешите нырнуть в толпу, не бойтесь одиночества. Вообще ничего не бойтесь. Ведь главное – за короткую земную жизнь успеть стать человеком и остаться им до последнего вздоха, несмотря ни на что.

6. Если говорить о литературе настоящей, то она просто не может существовать без литературы предыдущих эпох, как не может ребёнок появиться на свет без матери. (если когда-нибудь и научатся людей в пробирках выращивать, то ещё неизвестно – люди ли это будут, без любви, без памяти). Отрицать связь литературы современной (пока ещё, к стати, не самой блестящей в человеческой истории) со всей предыдущей отечественной и мировой литературой и культурой вообще – просто глупо. Как это вообще и в голову-то может придти?

Думаю, что вся классическая литература всегда остаётся актуальной для человека. Ведь человек не меняется – он не становится умней (только сумма его формальной средней информированности может быть увеличена), он так же рождается, любит, ненавидит, совершает добрые и злые дела, умирает достойно, или же – недостойно. А классическая литература об этом и пишет, только декорации меняются. Есть вопросы, которые должны волновать людей всегда, если они ещё люди – именно вопросы жизни и её смысла, смерти и её смысла, вечности души, веры, любви, греха, добра, зла, любви, ненависти, то есть именно те вопросы, которые под разными ракурсами и пытается как-то осветить, приоткрыть классическая литература. Если эти вопросы перестают быть актуальными, значит – мы просто «расчеловечиваемся», что-то с нашими душами нехорошее происходит. Ведь мы, и правда, - нагими приходим и нагими уходим, и, никакое «потребление», никакие «шопинги»тут не помогут.

Поэтому, пока мы – ещё люди, классическая литература актуальна. Другое дело, что для каждого человека есть свои книги, списка тут не напишешь.

7. Да всё, вроде бы. Итак слишком много наговорила, а мне это вовсе непривычно, да и неловко как-то людей на свои рассуждения отвлекать.


Комментариев:

Вернуться на главную