За полтора десятка лет я объездил дюжину православных монастырей, где молился, нёс посильное послушание, наблюдал тамошнюю жизнь. Но особенно запечатлелись на сердце те, которые создали незримо-зримый монастырский крест: Артемиево-Веркольская обитель (север), Пантелеимонов монастырь на Святом Афоне (юг), Абалакская обитель (Сибирь) и Святогорский монастырь (западная наша окрайка).
Очерки об островах православия прошли чередой на сайте «Российский писатель». Щедрой рукой Николая Ивановича Дорошенко они сопровождались многочисленными фотографиями, которые я привозил из тех поездок. В память о Николае  Ивановиче (а с ним, к слову сказать, мы в составе писательской братии стояли на службе в Борисоглебском монастыре на Ярославщине и совершили крестный ход) хочу предложить отрывки, зримо соединив их православным крестом. В такой связке они ещё не печатались…  

Михаил ПОПОВ (Архангельск)

МОНАСТЫРСКИЙ КРЕСТ

 

ДОРОГА К ХРАМУ

Сентябрьской порой…

Всё, казалось бы, сделал правильно. И благословение получил на паломническую поездку – отец Феодосий, наместник Архангельского подворья Артемиево-Веркольского монастыря, осенил напутственным крестом; и отец Иосиф, наместник обители, с которым удалось поговорить по телефону, выразил радушие, посулив встретить-приветить... Ан нет! Всё оказалось не так-то просто, во всяком случае, на последнем этапе.

В Карпогорах, куда меня доставил поезд, должна была ждать попутная машина – «буханка цвета белой ночи», как охарактеризовал её о. Иосиф. В потёмках, хоть площадь вокзальная слегка освещена, все кошки, то бишь машины кажутся серыми. Но номера-то в свете фар читаются. Увы, названного номера среди десятка-другого автомобилей не оказалось. Потом выяснилось, что та «буханка» – она доставляла на вокзал веркольских пассажиров, – выехал с некоторым запозданием и к приходу нашего поезда не поспела. Но я-то этого не знал. Пометавшись по привокзальным заулкам, и не сыскав нужной машины, я достал мобильник. Увы! Связь оказалась «на нуле»! Странное дело, с этим же аппаратом я везде – пусть и за другую плату – на связь выходил, а тут – ни звука. Ни с водителем названной «буханки» связаться не удалось, ни с о. Иосифом. Что делать? Остаётся маршрутная «газель». Сажусь в неё – мало ли как обернётся бездействие, не на вокзале же ночевать. Едем по Карпогорам, выезжаем на окраину, и тут доносится голос о. Иосифа. Это я потом только соображаю: связи нет, а голос священника прорывается сквозь безмолвие. Коротко обсказываю ситуацию, а на душе, что называется, кошки скребут. Так бывает, когда вроде не виноват, а досадно.

Дорога тянется сквозь лес, не дорога – стиральная доска. Водитель тихо ругается, пеняя дорожникам за их нерасторопность и скаредность: хотя бы раз в неделю прошлись грейдером.

Худо-бедно достигаем Верколы. Единственная попутчица выходит. Прошу водителя довезти до перевоза. Едем, пронизывая темень фарами, через Абрамовский луг. Вот и берег, так говорит водитель, но я ничего не вижу. Снова берусь за мобильник. Набираю номер паромщика. Связи нет. Как не было в Карпогорах, так нет и в Верколе. Водитель Володя, добрая душа, набирает на своём «Мегафоне» один за другим череду номеров. Время к полуночи. Номера молчат. Наконец через паузу отзывается о. Иосиф. Перевозчик, заверяет он, скоро будет.

Тихо, темно. Чувствую лёгкое смятение, но опаски нет. Я же сам писал в романе «Свиток» про монастырь, правда, Сийский, что монаси, верно, на сто вёрст вокруг поразогнали чертей. Или это не так? И это именно они и препятствуют мне? Задним числом вспоминаю святителей. «Бесы не только снаружи тебя, но и внутри». А что? Не бес ли по имени Торопыга срывает меня зачастую с места, не давая поразмыслить, а в данном случае подождать, уповая на милость Божию?!

Темноту справа пронизывает вспышка. То фонарь перевозчика. Расплачиваюсь с водителем, благодарю за помощь и терпение, захлопываю дверцу и тянусь на зыбкий свет. Под берегом лодка. Фонарь освещает её часть. Перевозчика зовут Виктор, лица его не разобрать. Заваливаюсь в длинную – метров семь-восемь – лодку. Фонарь тут же гаснет, мотор, работавший на малых оборотах, взвивается, и мы отчаливаем.

Свежо, даром что всего начало сентября, хотя чему удивляться – ночь. Оглядываюсь по сторонам. Ни луны, ни звёздочки. Справа – лоскуток далёкого отсвета, словно подёрнутый пеплом истлевающий уголёк, слева – две красные точки габаритных огней трансляционной вышки. А впереди что? Горизонтальная полоска света приближается. Не иначе «Наутилус», поднимающийся с глубины. Нет, при ближайшем рассмотрении, это – створы пристани: два фонаря, воткнутые в песок. Лодка тюкается носом между ними. Прибыли.

– Бывали здесь? – осведомляется лодочник.

– Бывал, – уверенно отвечаю, я. Однако о том, что только зимой, да при ясном свете, да весьма давно – помалкиваю. А чего? Вон виден одинокий фонарь. Монастырь там. Туда и двинусь. Выхожу из лодки, и, поблагодарив перевозчика, делаю первый шаг.

Лодка тотчас же отчаливает, мигом исчезая в потёмках, фонари за спиной меркнут. «Воды обстали меня по грудь мою» – так, кажется, в Писании. А тут темнота, да не по грудь, -  по маковку. Правое плечо моё заносит вперёд, стало быть, смещаюсь влево. Ну да, успокаиваю сам себя, ориентир – тот фонарь, а он ведь был слева. И не чую, как похихикивают, суча лапками, бес Торопыга на пару с бесом Самонадеянным.

Мотора уже не слышно, пристани с низовыми фонарями не видно. А впереди? Иду по песку, угадываю стопой и, кажется, смутно различаю. Нет, не различаю. Сентябрь – самоё тёмное время. Собственной руки не вижу, где там под ногами что-то различить. Чувствую по звуку. До того я шагал по песку, а теперь под ногами нет песочного хруста. Значит, трава. Луж, вроде, нет, иначе давно бы сырость почуял. Но нет и ориентира – того самого единственного фонаря. Его поглотил угор и деревья, стоящие на нём. Я не вижу его, но чую. Чую стопами – здесь начало подъёма, но ещё, наверное, шестым чувством, в таких ситуациях обостряющемся. Нет, угор мне не одолеть. Темень, кромешный мрак, по лицу елозят ветви кустарника, дальше – больше, впереди, надо думать, деревья, а под ногами глина. Это я «осознаю» уже руками. Хорошо что, оскользнувшись, не обронил сумку, иначе до рассвета было бы не сыскать.

«…но избави нас от лукавого»

Вот тут-то впервые за всю дорогу я и подумал про бесов. «Нелетают бесы разны...» Даже азарт появился, во рту пересохло, как перед дракой. Ну, кто кого? А обернулся через левое плечо и – на тебе извольте – два красных глаза пялятся на меня. Обернулся – это я фигурально. Оскользнулся, опрокинулся, больно ударился виском и, лёжа на боку, ломко вывернув шею, вдруг наткнулся на эти два зрака.

Вот так от неожиданности и теряют самообладание. Синдром пещерного страха крепко сидит в нас и подчас иная ночная картина или звук напрочь выбивают рассудок. Помню, как на Онеге меня настигла аспидная туча. Я правил плотом, который гнал посреди реки. Ночь, в ногах горит камелёк, о плот колотятся попутные брёвна, крик филина или другой заполошной птицы. Я оборачиваюсь и... Движение плота передаётся туче, как колёсам машины – обратное движение, и всё окружающее, все звуки и краски сливаются в одно – туча, будто гигантская птица эму, валится мне на плечи...

Медленно поднявшись с невидимой земли, нащупываю сумку. Вспоминаю про сапоги. Надо переобуться, а главное – утишить сердце. Страха нет – плевал я на эти красные габаритные зенки. Есть мысль, что к святому месту дорогу, видимо, не всегда выстилают, что дай им волю – бестии и впрямь собьют с пути, а не собьют, так поводят и вдоволь поизгаляются.

...Я однажды испытал такое. Было это в частном доме на окраине одного областного центра. Мои друзья, добропорядочная чета, выкупили вторую половину дома, где до того обитала пара пьяниц. В прежние мои приезды оттуда доносились дикая ругань, мат, а иногда утробные вопли, словно кого-то (а может, и наяву) резали. Теперь в доме стояла тишина, иногда нарушаемая звуками рояля, на котором музицировала хозяйка. Вторую половину мои друзья уже отремонтировали и обустроили. Меня из радушных побуждений они поселили именно туда. Если бы я знал, что хозяйка, женщина верующая, ещё не успела освятить её...
Всё началось среди ночи. В начале на меня обрушился звук, точнее какофония звуков – не то визгливые колокольцы, не то цок-перецок копыт. Они забыли мне уши, эти визготные перецоки, и, казалось, тотчас лишили воли. Потом стало что-то открываться – не во сне, не наяву, а где-то в зазоре между сном и реальностью. Захолустье, болотный сумрачный лес, свалка – не знаю, как это описать. Кругом паутина, слизняки, какие-то жужелицы, щупальцы. Всё это, липкое и мерзкое, касается лица, раздирает рот... А торжествует над всем этим, словно справляя победу, этот непрестанный козлиный цокот.
С неимоверным трудом я разлепил глаза, словно они были уже намертво склеены паутиной. Разлепил, хватил ртом воздуха и стремглав кинулся на другую половину...

Стоя на одной ноге, переобуваюсь. Сердце стучит не буднично, аж в ушах отдаёт. Но смятения нет. «Господи, помилуй!» Твержу и иду вдоль угора, стопой фиксируя его кромку, чуть вправо, чуть влево. Похоже, я где-то против фонаря. Угадываю не столько зрением, сколько рассудком, ведь сместившись влево – надеюсь, что влево, – уже изрядно прошёл. Зрение, видать, обострённое ситуацией, различает разницу в небесной и ближней тьме. Слабые отсветы фонаря, похоже, очерчивают кроны деревьев. Найти бы между ними прогал. «Господи, помилуй!» И вот не чудо ли! – различаю. Это как дальний отсвет при выходе из глубокой пещеры.

Туда! Где на коленках, где упираясь боковинами сапог, тянусь ввысь. Угор крутой. Оступаясь, оскальзываясь и порой теряя взятое, тянусь и тянусь. Балансируя, чтобы не сверзиться, чтобы сумка не перетянула, хватаясь за охвостья пожухлых трав, вздымаюсь и вздымаюсь. Склон крутой, кажется, – стена. Но с Божьей помощью одолеваю его. Вот вам, стрекулисты! – это я бесам, только что язык не показываю. Теперь надо осмотреться да отдышаться. Слева – силуэт деревянной церкви. Крестное знаменье. Справа – тот самый фонарь и слабое сияние храмов. Крестное знамение и поклон.

Да, Господи, фонаря монастырского я достиг. Но как же мне далеко до горнего света. Век, поди, не дойти, одолевая препоны. Но идти надо. Во мраке-то вон как бесприютно.

 

СВЕТ АФОНА

Окликание душ

На храмовую службу братию сзывает благовест. Ему вторит колоколец нашего архандаричного, который обходит подворье паломников. Пора.

На выходе встречаемся с Павлом, моим напарником по первому послушанию – уборке огорода.  Он здесь бывалец, ему, стало быть, и вести. Вместе труждались – вместе и помолимся.

Свету мало. Зато звёзд! Сначала идём вдоль нашего четырёхэтажного корпуса, потом сворачиваем на центральную аллею, обсаженную цветущими кустами и деревьями. И всю дорогу нас сопровождает тонкий летучий аромат.

В конце аллеи – широкая лестница. По каменным ступеням поднимаемся к монастырскому порталу – центральному входу. В каменном кружале, украшенном резьбой, – двустворчатые кованые ворота. Перекрестившись, входим в обитель. Свод низкой галереи. Слева подсвеченные лампадами лики Божьей Матери и св. Пантелеимона. Крестное знамение, поклон. Идём далее. За галереей открывается дворик, вымощенный камнями. Пересекаем его и оказываемся у входа в Пантелеимонов храм. Крестное знамение, поклон. И вот...

Высокие своды, пронизанные вечерним солнцем. Лучи, словно связи. А внизу – мягкий сумрак. По стенам и колоннам – лики святых, мерклое золото и серебро. Обхожу их следом за Павлом, прикладываясь к святыням. Ощущение приподнятости – сердце бьётся ровно, но учащённо, – а ещё робость: найти бы место, чтобы не заслонять, не мешать, не сделать неверного жеста. А Павел меж тем увлекает дале – за этим приделом есть передний, туда, ближе к Царским Вратам, где затепливают первые свечи, готовя служебный зачин.

Течением монахов и паломников нас с Павлом разносит. Вожатая я теряю. Однако явственно чую, как кто-то мягко понуждает меня, давая направление... Помню, в детстве, когда дожидались на пристани речного колёсника, мать подтыкала меня ближе к костерку, где сидели сомлелые ранней порой малые чада, чтобы я тоже погрелся. А тут-то кто?

Месяцем позже я оказался в Свето-Георгиевском мужском монастыре на Калужской земле. У монастырских врат стоит скульптурное изображение матери и дитя – это княгиня Евдокия и её сынок Михаил, будущий российский царь, первый Романов. Персть матери, направляющей чадо, не касается ступающего на царский подвиг сынка. Я специально зашёл сбоку. Зазор между её ладонью и головой отрока это – Божья благодать, как пояснил тамошний батюшка.

Храмовый сумрак, кажется, усиливаемый монашескими мантиями, раздвигается свечами, что возжигаются одна от другой. О начале службы возвещает голос наместника, «ветхого денми старца», согбенная фигурка которого едва угадывается. Голос шелестит, точно трут, затепливая первый сполох богослужебного пламени. Его подхватывает другой – более ясный и благолепный.

Вот так и идёт чередом – голоса, точно свечные язычки, занимаются один от другого. Одни – едва колеблясь, другие – ярко, кажется, осыпаясь незримыми живоносными искрами. И уже хор монастырский вступает – сперва один клирос, левый, потом взмётывается другой, правый. Словно белый голубь всплескивает крылами, взвиваясь под купол. А потом зажигают паникадила – огромные в три-четыре метра в диаметре свечные люстры – и раскачивают их...

И всё это вкупе и чередовании – тихий молитвенный голос и стройный братский хор о два крыла, и сияние паникадил, качающихся в вышине, словно топовые огни корабля, одолевающего вселенскую бурю – всё это в тот первый раз, наверное, не уместилось в моём сердце, а возможно, переплелось с другими службами, но явственно помню – отозвалось каким-то слышимым лишь только мне тихо-восторженным сердечно-колокольным ликованием. Меня сладко – до головокружения – обнесло, я будто приподнялся на котурны. Нет. Меня словно приподняло над землёй. Невысоко так, впору, но я отчётливо чуял – гравитация, земное притяжение – немного отстали, чуть умалились. А потом явилось прозрение: не я телесно приподнялся – душа встала на цыпочки, а может, и осторожно, робея, воспарила, оставив телесное гнездовье.

Стопа Андрея Первозданного

Малое повечерие длилось чуть больше часа. На выходе из храма меня снова прибило к Павлу. Не говоря ни слова, Павел кивнул и увлёк меня за стайкой паломников, которые следовали за молодым монахом. Мы чередой поднялись по широкой лестнице на террасу, примыкающую к Покровскому храму. С краю площадки стоит часовенка. Павел пояснил, что это хранилище святынь. «Челом и устами» – шептал монашек, пропуская паломников внутрь. Пришёл наш черёд. Я вошёл в часовенку следом за Павлом.

Вдоль стен тянутся два узких стола. В сумраке при свете лампад и двух-трёх свечей мерцают ковчежцы с частицами мощей. «Челом и устами». Крестясь, прикладываюсь к святыням. Иной раз успеваю прочесть надпись. Иоанн Предтеча, апостол Лука, Иоанн Златоуст, апостол Пётр... Имена-то! А вот стопа Андрея Первозванного, забранная в серебряный узорчатый башмак. Господи! Неужели?! Вот эта самая стопа две тысячи лет назад шествовала по днепропетровским кручам, и святой Андрей, поведя округ вещим посохом, возвестил, что здесь будет воздвигнут великий град, предрекал судьбу Киева – матери городов русских!

Но ещё удивительнее, что эта стопа достигла Новгородчины. Новегорода в привычном нам представлении тогда ещё не было, однако существовало уже неукротимое племя русичей, которые впоследствии воздвигнут этот град – Новгород Великий, а потом метнут свои стопы в разные стороны своей вольной республики, в том числе на земли, которые обретут имя Архангельские.

Андрей Первозванный, судя по свидетельствам очевидцев, был очарован и восхищён этим племенем. О том осталась запись в очень древней Ипатьевской летописи.

После пахоты мужчины этого племени, истомлённые и потные, шли в баню, где жарко парились и хвостали себя и друг дружку берёзовыми вениками, дабы освежить телесность, и выбить «кислу шерсть». По всему видать, и сам Андрей испытал русский банный дух. То есть не просто видел эти «бани древесны», раскалённые докрасна, в которых нагие мужики бьют себя «прутьем младым», а сам прошёл через это горнило. Ведь трудно удержаться от этого при виде, как измождённый от дневного упряга оратай, пройдя банное чистилище, оживает, а окатившись студёной водой, вновь становится добрым молодцем, сильным да удалым. Взяли мужи новгородские пастыря Андрея в оборот – может, среди них и мой далёкий пращур был – да приголубили его берёзовыми веничками, да поохаживали по спине и по ногам, снимая дорожную истому, дабы ходил он и дале, неся по миру слово Божье.

Стопа эта обошла многие земли, прежде чем была прибита на косом кресте – такую казнь святому Андрею Первозванному учинили враги Христовой веры. Крест этот стал символом российского флота. «С нами Бог и Андреевский флаг!» – поют от веку русские моряки, бороздя моря и океаны. А стопа Андрея Первозванного плывёт в святом ковчежце по морю вечности.

Небесный пояс Богоматери

Четвёртые сутки вне дома, трое из них – в пути. Однако усталости не испытываю. Наоборот – подъём, прилив сил. Едва раздался удар колокола, сзывающий на ночную службу, тотчас поднялся. Заснул живо и проснулся легко.

В кельях и по коридору подворья мерцает слабый свет, словно бабочки-голубянки облепили лампы. Это ночной режим, ограничиваемый реостатом. Электричество здесь солнечное – то, что скопилось в аккумуляторах за день, расходуется экономно, ведь и в этих широтах по осени уменьшается световой поток.

Из сумрака коридора бросаю взгляд на балкон, который выходит на море. Пара далёких – через пролив – огоньков, вот и всё, что разделяет небо и море. Ночь. Потемь. Совиная пора. На Руси говорят – ни зги. А выхожу из подворья, пересекаю воздушный мосток и – батюшки светы! – с небес льётся серебряный поток, не иначе! Мириады звёзд самой крупной чеканки. Таких и столько я не видывал. Даже в северной глухой тайге в декабрьскую пору. Здесь – понятно – они ближе и сияют во всю ширь да ярко-то как!

Созвездия различаются, как в звёздном атласе – и Большая медведица, и Малая... Но самое удивительное – Млечный путь. Вот он простёрся прямо над головой. Ажурная его кисея расправлена в том же направлении, что и полуостров. И тут я делаю для себя открытие. Земной пояс Богородицы хранится в одном из двадцати афонских монастырей – Ватопеде, он отсюда через перевал. А Млечный путь – это небесный пояс Божьей Матери. Там, в небесах, в этой кисее обозначены звёздами, как алмазами, все здешние монастыри. И вот та звезда – ближе к середине восточного края – наша обитель, русский монастырь Святого Пантелеимона.

Иду, задрав голову, дорожка освещается только звёздами, но нигде не спотыкаюсь.

Служба длится пять часов. И тут – удивительно – снова ауканье с небесами. На каком-то повороте молитвенного стояния опять зажигаются большие – несколько метров в диаметре – паникадила, их раскачивают, они кружатся, качаются и десятки свечей создают образ звёздного неба. Удивительно. Это будто и светопреставление, и светоликование, и окликание звёзд – объяснения этому нет. Но оно завораживает.

Исповедь

Ощущение приподнятости, что явилось на первой службе, не покидает. Душа отворена и с благоговением отзывается на всё, что открывается твоему существу.

На повечерии увидел малое чадо – дитя лет пяти, которого привёл в храм отец. Сынок покоился ошуя на отцовской руке и, взирая на образ Богоматери с Младенцем, вслед за отцом крестился. Всякое да дыхание славит Господа.

А в самом начале службы узрел чудо. Лучи вечернего солнца пронизывали верха храма, не достигая низов. И вдруг один из них преломился в многоцветном витраже и обласкал образ св. Пантелеимона, оклад иконы так и пыхнул.

А ещё до службы приметил старца. Он сидел в дальнем конце прихрамовой галереи под иконой Спасителя, ветхий и крохотный, словно истлевающий стручок гороха. Никакой жизни, казалось, уже не было в этом чёрном кукульке, и только чётки – золотистые горошинки в иссохшейся пясти – шевелились.

И всё это в череде – и молитвенная служба, и луч солнца золотой, и храмовое пение, и качание паникадил, и сумрак, в который погрузился храм на время таинства исповеди, – всё это наполнило душу таким умилением и такой – всклень – покаянной слезой, что душа моя повлекла меня на исповедь. Не рассудок, который в эту пору дремал, а она, душа моя. Встал в череду паломников и пришёл мой час – под покровом епитрахили монастырского исповедника отца Макария я, не сдерживая слёз, открыл то, что таил едва не полжизни. Словно грех свой нужно было принести именно сюда, на Афон, к Богородичному уделу под проницательный свет этих звёздных паникадил – очей Её.

 

В СИБИРСКОЙ СТОРОНЕ

Абалак: чудо за чудом

В Абалакский Свято-Знаменский монастырь мы приехали, согласно программы Ершовских дней, перед Тобольском. Но из-за того, что из Ишима выехали с опозданием, график сбился. Едва успели поставить свечечки, пришлось уезжать. Неловко было перед молодым послушником, которому  поручили провести экскурсию для приезжих писателей. А мне было досадно ещё от того, что не повидал иеромонаха Михея, исполняющего обязанности наместника монастыря, с которым заранее связался по электронке. Ведь самое время было оговорить  дальнейшую остановку в обители, о которой испрашивал благословения ещё из Архангельска. Единственно, что услышал краем уха, что по делам обустройства можно обратиться к послушнику Савве.

И вот настал день, когда программа Ершовских дней завершилась, я проводил старых коллег и новых знакомых на автобус, а сам после обеда отправился в Абалак. Однако прежде, чем покинуть величественный Тобольский монастырь, не мог не поснимать его. Ходил вдоль стен кремля, поднимался-спускался по протяжённой лестнице, ведущей на верхотуру монастырского холма, выходил на смотровые площадки... И до того увлёкся съёмкой, что «добил» весь энергетический ресурс, аккумулятор оказался на «нуле»», а зарядник, как обнаружилось впоследствии, я не захватил. Настроение, конечно, испортилось, Абалакский монастырь запечатлеть не удастся, а доведётся ли когда здесь ещё побывать!

 

С этими мыслями я подъезжал к Абалаку. Приветливая попутчица, когда мы вышли из автобуса, показала ближнюю дорогу. В первый краткий приезд мы заходили в обитель со стороны реки, где портал. А она подвела меня с другой стороны и это оказалось промыслительно. Едва я вышел на монастырскую дорожку, то увидел монаха, шагавшего на встречу. Оказалось, что это и есть брат Савва, к которому следовало обратиться. Я представился, напомнив про переписку с о. Михеем. Он кивнул и повёл меня в братский корпус.  Выразив по пути восхищение видом обители, я посетовал, что запечатлею это благолепие только сердцем, поскольку батарея фотокамеры разрядилась.

 – А какая она? - осведомился послушник, вызывая по мобильнику о. Михея. Я стал открывать аппарат, чтобы извлечь батарею, и глазам своим не поверил: индикатор показывал, что она полна, словно я и не делал до этого сотен снимков. Ну, не чудо ли! Изумлённый, я, наверное, воскликнул бы, если бы не увидел благочинного, спускавшегося по лестнице. В монастыре ведь не приняты яркие проявления чувств, тем паче экзальтация. Батюшка, не великий в летах, ласково приветствовал меня, его каштановой бороды коснулся  отблеск солнца, и она зазолотилась. Я напомнил об электронном благословении. Он мягко кивнул и пригласил меня наверх. Самолично показав келью, в которой мне предстояло обитать – это был номер 9, –  да ко всему прочему и бельё свежее принёс.  Вот она, братская душа!

– Располагайтесь, – сказал о.Михей, выходя за порог, а напоследок напомнил, что через полчаса служба.

Оглядываю келейку: иконостас, полочки с духовными книгами. Отмечаю дух хвои – это пахнет веничек из еловых ветвей. Окно выходит на алтарь Никольского храма, купола его, аки позлащённые солнцем облака. Раздаётся зов колокола. Пора.

И это чудо…

Итак повечерие, первая моя здешняя служба. Ощущение приподнятости и тихой радости. Ведь всё вышло промыслительно. Ещё час назад я, грустный от прощания с товарищами, от того, что стала бесполезной фотокамера, находился в Тобольске. А тут будто кто красную дорожку выстелил. И попутчица попалась толковая, точно знавшая, чтобы я именно в эти ворота вошёл, дабы встретить осведомлённого человека, брата Савву.  И ласковый приём о. Михея, и келья в братском (монашеском) корпусе - особая милость.  А это чудо с фотокамерой. Разве всё это не знаки?!

А тут и ещё один. В самом начале повечерия подходит ко мне дородный монах, по поясу определяю отец-эконом, и вручает мне две узкие рукописные тетради. Одна «во здравие»», другая «за упокой». Что с ними делать, мне объяснять не надо. Это своды имён, которые надлежит вычитывать по канону сорокоуста. Обычно это делают монахи, чему свидетелем я был в Артемиево-Веркольском монастыре, в Пантелеимоновом русском на Афоне и в других святых обителях. А тут доверяется паломнику. Сказать, что это послушание, язык не поворачивается, хотя по сути это так. Это по-моему честь и доверие. А для меня ещё и ответственность, ведь ни разу не доводилось...

Не теряя служебного чина, где положено отзываясь крестным знамением, читаю «во здравие». Православные русские имена, мужские и женские, написанные печатными буквами. Иные из них повторяются. Среди прочих много моих тёзок, аукаются имена сродников, внуков, друзей, коллег и сознание на миг фиксирует это, дескать, и тебе здравия, и тебе... Читаю медленно, причём не только глазами, эхо повторяется в сознании, словно под храмовый купол уносятся эти имена. С особым чувством произношу о здравии людей определённых: воина Сергия, может, он среди ополченцев Донбасса; плодоносящей Марии, дай Бог, родить тебе нового Илью Муромца, защитника Земли Русской; болящего младенца Артемия  - одолевай, Тёма, с Божией помощью недуг да становись защитником…

Вот последняя страница. Сколько же я прочёл? Пробегаю глазами по ряду, отмечаю количество страниц, выходит больше семи сотен. Дай, Господи, всем болящим и недужным здравия и крепости духа!

А вот тетрадь  «за упокой». Здесь  в моём внутреннем голосе звучит невольная скорбь, особенно, когда приходит черёд такому:  «убиенный Герман» или «убиенная отроковица...». Кто они? Что с ними стряслось? Кто посмел посягнуть на дарованную Господом человеческую жизнь?

Среди перечня усопших имена священников. Почившие отцы церкви у меня почему-то вызывают образ архиерея из одноименного чеховского рассказа. Грустный рассказ и, кажется, недоговорённый, в таких мучительных сомнения персонаж его, приуготовляющийся к вечному покою. Но при этом лично я совсем не сомневаюсь, что им-то, служителям православной церкви, уготовано Царствие Небесное, где они теперь и пребывают. Отчего? Да хотя бы оттого, что давеча перед службой взял с полки книжку батюшки  Иоанна (Крестьянкина) и прочитал вот что: «Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие. Кто принуждает себя к молитве при сухости души, тот выше молящегося со слезами»…

 

После службы возвращаюсь в келью, беру камеру и, радостный, что аппарат в действии, иду на угор снимать Божий мир. Взгляд с иртышской береговой крутизны простирается километров на пятьдесят, не меньше, толь далеко с крутояра видно. Снимаю и реку, и крутые берега в излучине, и баржу, которую тянет, как муравей еловую иглу, катер, но больше всего дали, запредельный горизонт и небо, которое на глазах меняется, по окоёму сияя синевой, по сторонами летучими тучками, штрихующими синеву дождичком, а по закрайкам высокими стоячими облаками, сулящими ясную погоду.

Возвращаюсь в лоно монастыря. Возле Никольского храма встречаю о.Михея и брата Савву.

–  Могу ли вас запечатлеть? - обращаюсь к ним, касаясь камеры.

Они не отказываются, хотя большой охоты и не выказывают. А о. Михей и смущён, дескать, плохо на фото выходит. Я немного неуклюже убеждаю в обратном и навожу камеру.

Поснимав этих приветливых и радушных людей, спрашиваю, а могу ли поснимать внутри монастыря, памятуя афонский запрет.

– Отчего нет? - вопросом на вопрос отвечает о. Михей. - У нас не военный объект.

–  Хотя и оборонный, -  уточняет могучего склада послушник.

А и впрямь оборонный. Эк ведь хорошо замечено. Если таких крепостей-монастырей на Руси прибавится, и они опояшут её вдоль и поперёк оборонным забралом, бесы-супостаты хвосты-то прижмут.

 

Под конец дня, в девять вечера Правило. Обитатели монастыря стекаются к Никольскому храму. Человек десять братии, два-три трудника, и паломники, я да маленькая женщина, на погляд девочка.

В самом начале службы один из здешних старшин повернулся ко мне:

–  Вы не читаете?

Я уже догадался, что здесь так принято, приобщать к службе прихожан и паломников. Но от предложения воздержался. Опыт у меня невелик. Однажды в Веркольском монастыре на ночной молитве перед исповедью попеременно с послушником Юрием читал каноны. И всё. Потому и покачал головой. А с другой стороны я уже нынче поднялся на одну ступеньку, вычитывая на повечерии своды имён. Это для меня событие. А читать в храме вслух пока погожу. Дозреть  надо...

 

СЛЕВА, ГДЕ СЕРДЦЕ…

Печоры – молитва под звёздным небом

Так сложилось за последние годы: конец лета, у меня – богомолье. Не стал исключением и нынешний. Я отправился  к святым местам Псковщины. А дорога выпала на 28 августа – День Успения Богородицы – престольный праздник в моей онежской вотчине.

От Архангельска до Печор даже по прямой 1 тысяча километров, а уж по земным путям – и не сосчитать... Выходя на рассвете из дому, горячо помолился. Что надо страннику?  Лётная погода да дороги без тяжёлых пробок. Так, слава Богу, и вышло. С утра до вечера я сменил трое перекладных – самолёт и два автобуса, - но на всенощную в Псково-Печорский монастырь всё же поспел и даже исповедовался, дабы на завтра прийти к причастию.

 Почему именно туда, в Псковскую сторону устремил я нынче свои стопы? Остерегаясь впасть в высокий штиль, скажу просто – потянуло, но поясню. В 2012 году я побывал в Артемиево-Веркольском монастыре, что у нас, на Русском Севере, это было через год после гибели Александра Роскова, поэта, моего друга. В 2013 году я оказался на Афоне, где молился в Русском Пантелеимоновом монастыре – в ту пору начиналась военная компания по защите Сирии. События в Крыму (2014) совпали с моей поездкой в Сибирь. Я останавливался в Тюменском и Абалакском монастырях. Теперь – чуял это сердцем - следовало завершить мой незримый поклонный крест, отправившись на западный край русской земли.

Служба шла на площади перед Михайловским собором – всех богомольцев, ближних и дальных, храм бы не вместил. Наше тысячегласное «Верую!», такое дружное и сердечное, возносилось прямо к небу. Туда же устремлялась и душа. Трепеща и ликуя, она, словно вставала на цыпочки…

Три монастырских дня слились для меня воедино. Рассудок, похоже, обретался где-то с боку-припёку, чтобы не мешать душевному стоянию. А душа радовалась, отмечая всё, что трогает сердце.

Моросит дождь. С площади, освящённой огнями и свечами, никто не уходит.  Женщина со спящим младенцем на руках укрывает его ладонью. На её лице  такое умиление, что взгляд невольно тянется к нему, как к живому огоньку. Такой, поистине богородичный,  свет не загасит никакой ливень.

Начало службы – трансляция записи мужского хора. И вдруг - сбой, что-то не сложилось в радиоаппаратуре. И тут по мановению чьей-то руки возносится братский хор. Монахи, послушники, трудники возглашают «Помилуй нас, Господи!» да так слиянно и благолепно - аж дыхание перехватывает. А следом вступает мирской хор,  также православного распева. А потом, по ходу службы - чередой два детские хора. Иные певцы - совсем  крохи, но глядишь на них, поющих акафисты, коим тысячи лет, и будто к вечности прикасаешься.

В свечной лавке зелёным листом мерцает книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». У меня дома второе издание этой книги – подарок иеромонаха Венедикта из Артемиево-Веркольского монастыря. А вот и сам  автор книги – теперь митрополит Псковский и Порховский. В Псково-Печорском монастыре начиналось его монашеское служение. С середины лета он игумен этой святой обители, расположенной на окрайке русской земли – слева, где сердце. Здесь он, яко воин Христов, стоящий на страже православной веры, и заступник православной Родины.

Завершение службы - крестный ход. Возглавляет его архимандрит Тихон. Путь освещают большие свечи.  Мы все – монахи, священство, послушники, трудники, миряне – шествуем  по дорожке, загодя выстеленной душистыми травами и цветами. Не иначе, схожая дорога ведёт в рай. И мы, миряне, поминутно кланяемся, выхватывая из-под ног стебельки душицы, полыни, мятлика, чтобы унести с собой это благоухание и сохранить в  душе  благодатное чувство  сопричастности с миром горним.

Святогорье – усыпальница Пушкина

Приехав в Пушкинские горы, устроился на турбазе и тотчас отправился в Святогорский монастырь. Доселе бывать тут не доводилось. Но ноги, как говорится, сами принесли. И то, что давно было знакомо по фотографиям, гравюрам и картинам, предстало воочию…

…Служба ещё не начиналась. Я сидел на скамье в сумраке храма и переживал встречу с последним приютом Поэта. Вот оно, свидетельство конечности человеческого бытия, и памятник за стеной как печать неизбежности. И всё же – «Нет, весь я не умру - душа в заветной лире мой прах переживёт…». Пережила. Вне всякого сомнения. Стоит только в самую лютую стужу прошептать «Мороз и солнце… День чудесный…» - и она явится, эта бессмертная душа, оделив тебя теплом и тихой  радостью. Уже два века она с нами. И будет длится и длится… Но и сожаление, и печаль, что рано оборвалась жизнь Поэта, тоже будут вечны. Потому что новые поколения будут столь же остро, как и мы, испытывать боль утраты…

…Перед алтарём в тихом свете храмовых лампад мерцает символический гроб Богородицы. Позавчера отмечалось Её Успение, теперь идут поминания. Вот так же много лет назад мерцал в этом храме гроб Пушкина. Поэта доставили сюда после отпевания из Санкт-Петербурга. Настоятель Свято-Успенской обители архимандрит Геннадий отслужил панихиду. Правда, как здесь пояснили, отпевание шло в южном приделе. Истекали последние земные минуты Поэта. Душа  его витала, колебля пламя свечей. Точились воск и слёзы. Было стыло и зябко. Потом гроб вынесли под ночное небо. Два монаха сняли дерюжку, что укрывала выработку от снега, и взорам согбенных прихожан отворилась разверстая могила. От кадила сыпались искры. В свете фонаря мерцали слёзы Никиты Козлова, верного дядьки Пушкина. Душа Поэта зябликом гнездилась на ближней ветке…

…Моё одиночество прервал какой-то человек. Он сел рядом. В сумраке проступило сухое старческое лицо, раздался глухой голос. Слово за слово – разговорились. Иван – так звали собеседника – ни дать ни взять – персонаж ненаписанного рассказа из произведения «История села Горюхина». Родом из Кировской области, с Вятки. Ему 80 лет. Первая жена ушла от него с двумя малыми детьми. Причина известная – старинная русская болезнь. В годах уже сошёлся с другой женщиной, у неё был свой дом, а у него способные мастеровитые руки. Зажили ладно, жили долго и вполне счастливо. Но подкралась беда. Жена занедужила и вскоре умерла. Дети её – сын и дочь – тотчас предъявили права на дом и выставили старика за дверь. Потеря жены, а затем и крыши над головой привели бедолагу в такое смятение, что понесло его по земле, как палый лист  студёным ветром. Очутился здесь, на окрайке русской земли. Правда, не случайно – здесь оказался один из его сыновей от первого брака. Приюта от него скиталец не ожидал, полагая, что не заслужил. Но спасибо уже за то, что не оттолкнул. Теперь Иван – трудник Святогорского монастыря. Гнездится в братском корпусе. Делает по силам разные работы. Сыну не досаждает. Рад уже тому, что не гонит и подсобляет, коли видит нужду. Такая вот история… Их много подобных судеб на Руси. Пожалуй, поболе,  чем в поры Пушкина, точнее - в поры крепостного права… 

В дорогу я захватил книгу «Дальняя обитель» - наше совместное с покойным Александром Росковым издание, имеющее подзаголовок «Странствия по православным монастырям». Один из стихотворных циклов Саши посвящён Святогорскому монастырю. Его я и показал осанистому седобородому иеромонаху, передавая этот скромный дар. Где окажется эта книга, я не задумывался – главное, что останется здесь, в монастыре, где бывал мой друг, останется как память о нём. Но неожиданно уже в ходе службы приметил её в руках у монахини. Она находилась в левом, «женском» приделе и, время от времени садясь на табуреточку, листала при свете свечи нашу книжку. После службы я представился. Монахиня Гавриила оказалась монастырским библиотекарем – такое у неё послушание. Специалист электросвязи по образованию, она в свои поры оказалась в Сибири. Личная жизнь не сложилась. Будучи уже на пенсии в год 200-летия Пушкина поехала на поклонение к любимому поэту да, согретая теплом святых мест и поэзии, так и осталась здесь.

У людей,  сердечно почитающих родную словесность, всегда найдётся тема для разговора. А тут за ней и ходить не надо – Пушкин. Само собой, возникло в разговоре известное предание, что в пору работы над драмой «Борис Годунов» Александр Сергеевич постоянно обретался в монастыре, общаясь со старцами, и ему дозволялось ночевать в монастырской библиотеке. На другой день монахиня Гавриила показала мне своё заведование. Библиотека располагается в мезонине над братским корпусом. Туда ведёт не шибко освещённая лестница. Помещение не велико. Ряды стеллажей, фото и репродукции по стенам – внешне она похожа на какую-нибудь поселковую или школьную библиотеку. Но наполнение! Здесь труды святителей церкви, здесь издания Патриархии – и давних лет, и свежие, - здесь, понятно, и Пушкин.

Над какой главой Александр Сергеевич здесь труждался? Скорее всего, - над монастырской, которая начинается монологом Пимена:

Ещё одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному…

А где, интересно, стоял стол, за которым работал Пушкин? Где располагалась лежанка, на которой он мог прикорнуть? Нынешняя хозяйка библиотечной кельи считает, что там же, где и теперешний,  - возле окна, и лежанка рядом.

На современных, хотя и не новых столах мерцает компьютер, рядом – принтер. В библиотеке не только выдаются книги, здесь идёт работа над монастырскими изданиями – «Листками Святогорского монастыря», который выходит под редакцией игумена Макария. А всю корректорскую работу ведёт монахиня Гавриила.
Да, в одной библиотечной келье сошлись два с лишним века – Пушкинский, девятнадцатый, минувший – двадцатый и нынешний – двадцать первый. И всех их объединяет одно – заветное русское слово. Дай, Господи, чтобы эта череда не пресекалась!

г.Архангельск

Наш канал
на
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную