Я – только ячея, Зерно – источник вечно продолжающейся жизни, крупица творческой энергии, и в этом образе, казалось бы, преуменьшающем человека, заключена огромная жизненная сила. Книга открывается стихотворением «К ночному исходу, когда мы невольны и слабы», это своеобразная точка отсчёта, отсюда – из предрассветного единения с миром, из ощущения себя маленькой частью великой страны, мы отправляемся в путь. И сюда же мы возвращаемся в конце пути – уставшие, испить живой воды из ковша Малой Медведицы. Поэт показывает: нам всегда есть куда вернуться, под это небо, к этому животворному источнику. И пламя займётся, и сердце быстрее забьётся, «Русские истории» делятся на четыре раздела: «След на земли», «Игра в города», «Осколки», «Материк». Разделы следуют по принципу от эфемерного и нематериального – следа человека, памяти – к масштабному и в то же время близкому, родному (материк – мать, Родина). След человека на земле – это острая сегодня проблема сохранения памяти. Сперва памяти о самых близких, о своём роде, а затем – дух захватывает – от открывшейся бездонной глубины веков, народной памяти, силами, корнями которой мы живы. И начиная от физического, подчас бытового труда по сбережению памяти, поэт показывает глубокую духовную работу, которой скрепляются края времени и разрывы пространства. Сбережение памяти – долгий невидимый труд Мотив памяти неразрывен с образом матери, которая жива, пока помнят её сыновья. И оставит родную землю, удивительную и прекрасную, только когда память о ней покинет этот мир. Пронзительная тоска о матери сливается с трепетным чувством Родины. Здравствуй, мама! Хранитель памяти – живое слово, живая речь, звучащая не только в поэтических строках, которые подвластны ветру времени. И непрочная нить стекает, Самая хрупкая, драгоценная речь – земли. И услышать и уберечь её – главная задача поэта. Но в ковыльном тугом колчане Поэт говорит с родной землей, называя по именам её города и реки, её народы (раздел «Игра в города»), и это вновь сохранение памяти в живом слове. Объектом изображения становятся бытовые ситуации, случаи, зарисовки – те самые русские истории, которые обозначены в названии книги. Но и они, вписанные в контекст времени, оказываются не оторванными друг от друга отдельными эпизодами, а звеньями общей цепи, раскрывающими зачастую законы бытия. Родина, Россия, её история – это опора для веры и жизни поэта. Но и это чувство проходит определённый путь развития. Юная безоговорочная вера, не требующая подтверждений, под воздействием жизненных испытаний сменяется глубоким пониманием того, что Родина – и Бог – это единственное, во что остаётся верить, это последняя черта, за которую некуда отступать. Ах, как молодая голова Поэт не только спасает себя верой в Родину, но и сам по мере сил держит её пространство, скрепляет прорехи времени полотнами памяти. Россия в поэзии Андрея Расторгуева – это стихия. Россия всегда на распутье меж белым и чёрным, И сила её, спасительная тайна – это любовь. Россия всегда на любовь отвечает любовью, Уникальность столь редко встречающегося сегодня в отечественной литературе лироэпического направления поэзии Андрея Расторгуева заключается в непростом и непривычном для современного читателя переплетении личного и исторического, в широком масштабе поэтического изображения. Поэт создаёт прочный сплав лирики, эпики и драматической событийности «историй» – это искуство сегодня почти уже утрачено, и в эпоху клипового сознания и дробления, «рассыпания» человеческого мира имеет огромную ценность. Вырастая из прошлого, необходимо собирать и хранить память о нём во имя будущего. Поэтическое слово автора живое, оно подчиняется музыке стиха, поэтической энергии, обретает природное, фольклорное звучание. И речь о родной земле ведётся на её языке, понятном не только разуму, но и сердцу. Как на осень лето поворачивает, Лироэпический характер поэзии Андрея Расторгуева в особой полноте раскрылся в книге, вышедшей к пятидесятилетию поэта. В неё вошли стихотворения многих лет, создавшие цельное поэтическое полотно, надвременное и вместе с тем бесценное для дня сегодняшнего. Сам поэт отмечает: «Заглавие этой книги – “Русские истории” – отнюдь не означает, что речь в ней идёт об исключительно русских делах и людях. Напротив, составляя рукопись, сам удивился, сколько в ней оказалось инородцев…» «Русские истории» – это многоцветная картина русского бытия и памяти, наполненная звуками, именами, событиями. «…Именно те, кто сумеет соединить открытость миру с пониманием причастности к своим народам и общности их судеб, способны сохранить Россию хотя бы в её нынешних пределах». Это истории, из которых складывается История – Память – Любовь – самая главная духовная скрепа. Анастасия Ивановна Порошина – поэт, литературный критик, кандидат филологических наук, член Союза писателей России. Родилась в 1985 г. в Москве. Живет в Челябинске. Окончила филологический факультет Челябинского государственного педагогического университета. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Семантическая аппликация в поэтических текстах М. И. Цветаевой: структура, семантика, функции». Автор ряда научных и поэтических публикаций, двух поэтических книг «Константа весны» (Челябинск, 2011) и «Неразменный апрель» (Германия, 2012), сборника литературно-аналитических статей «Умножение смысла» (Челябинск, 2011). Руководитель детского литературно-творческого объединения «Алые паруса» (Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской, Челябинск), инициатор и организатор детского городского литературного конкурса «Алые паруса творчества» (с 2012 г.). Преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств. |