Андрей РАСТОРГУЕВ
Запас прочности
(из выступления на XIV конференции Ассоциации писателей Урала, Сибири и Поволжья)

Хотел бы поделиться некоторыми итогами двух социологических опросов, которые прошли в Свердловской области. Мне кажется, они хорошо иллюстрируют доклад Нины Ягодинцевой и должны быть интересны писателям. Хотя многие, как минимум детские авторы общую ситуацию в детской и молодёжной среде наверняка чувствуют интуитивно.

Одно из этих исследований сравнительно давнее – проведено Уральским государственным педагогическим университетом в 2007 году. Но, как показало второе, уже нынешнего 2013 года, ситуация с тех пор изменилась не слишком.

Определяя ценностные ориентации выпускников школ, организаторы первого исследования предложили им выбрать из 15 слов-ценностей пять наиболее значимых. При этом от 50 до 68 процентов опрошенных выбрали семью, здоровье, любовь и дружбу . Вслед за социологами отметим: такие же приоритеты были выявлены и в 1992 году.

Помимо этих доминирующих ценностей существенными ценностями, которые выбрали от 35 до 50 процентов опрошенных, оказались работа, свобода и образование . В число периферийных ценностей – от 19 до 34 процентов школьников – вошли профессионализм, дети, самореализация, деньги, карьера . По мнению исследователей, они также значимы, но отложены на будущее, в мечты и надежды, среди которых в ответ на открытый вопрос выпускники чаще всего называли образование, материальные блага, успешную карьеру, интересную и высокооплачиваемую работу и самореализацию.

Слава, власть и удовольствие составили четвёртую группу рецессивных ценностей, которые указали от трёх до 11 процентов информантов.

Важным аспектом анализа социологи посчитали изучение страхов. В результате у выпускников тревогами первого порядка (как зеркальное отражение ценностных приоритетов) оказались бедность, болезни, одиночество, наркомания и утрата смысла жизни .

При обсуждении понятия «успех» и средств его достижения выявилось, что представители состоятельных семей рассчитывают на богатство и властные ресурсы своих родителей. Средний класс готов следовать американской мечте и добиваться успеха своими силами и способностями. А представители бедных семей, чтобы добиться успеха, выраженного в улучшении материального положения, полагаются по преимуществу на связи, знакомства и собственные волевые качества.

В целом, по заключению исследователей, участникам опроса оказался присущ здоровый прагматизм, желание добиться баланса, сочетания профессионального успеха и создания крепкой, дружной семьи. По отношению к работе подростки оказались настроены на развитие себя и своих способностей, но при этом понимали конкуренцию только как борьбу, а не как честное соревнование и перспективное сотрудничество. Именно это понимание социологи отметили как проблему.

Сформированная организаторами первого исследования выборка сделала его представительным для всей Свердловской области. Исследование 2013 года социолог Дмитрий Попов провёл в двух средних уральских городах – Камышлове и Краснотурьинске, но его результаты, очевидно, вполне могут использоваться как ориентир и для оценки положения в целом.

В качестве ценностных приоритетов от 50 до 87 процентов опрошенных школьников вновь, как и в 2007 году, выделили семью, здоровье, любовь и дружбу . Образование и учёба , по оценке исследователя, ценны для этих ребят не сами по себе, а как способ в будущем получить хорошую работу, возможность уехать из города.

Большинство опрошенных высказало мнение, что главный герой книги должен быть человеком, а не фантастическим существом. Наиболее привлекательным для себя героем двое из каждых пяти выбрали «Стратега». Это условное название, за которым кроется гениальный ум, способный создать детально проработанный план.

Тридцать процентов ответивших сформировали образы, которые условно можно сгруппировать в образ «Супергероя». Он подразумевает бесстрашного борца со злом, который обладает сверхспособностями и ради благой цели крушит всё вокруг.

То, что ни один из опрошенных, выбирая из предложенных вариантов образа героя, не предложил своего собственного, по мнению исследователя, говорит о высокой степени заимствования образцов из культурного наследия.

От четверти до трети опрошенных оспорили приемлемость таких качеств, как милосердие, напористость, инициативность, наличие вредных привычек . Самой спорной характеристикой героя оказалось законопослушание : 37 процентов опрошенных посчитали нормальным, если герой игнорирует закон. И практически пополам разделились мнения о том, богатым или бедным, обычным или сверхчеловеком должен быть герой.

Доминирующими типами литературных и кинопроизведений, которые предпочли более 80 процентов опрошенных Дмитрием Поповым, являются фантастика, фэнтези и комедии . Интерес к историческим произведениям, отмечает социолог, постепенно увеличивается с возрастом и более свойствен представителям мужского пола. Также для юношей большей ценностью обладают материалы научно-популярного, технического и документального характера, интерес к которым открывается уже в более позднем школьном возрасте. Девушки, в свою очередь, значительно чаще юношей предпочитают драмы и мелодрамы, при этом в процессе взросления интерес и вкус к таким произведениям значительно возрастает.

Более чем для половины опрошенных размеры и продолжительность произведения не имеют значения. Школьники, утверждает исследователь, с одинаковым усердием будут читать как короткие рассказы, так и многотомные произведения, если эти произведения будут интересны.

Проявилась интересная зависимость предпочтений школьника от глубины его вовлечения в сетевые игры. Чем чаще школьник играет в онлайне, тем более ценными для него являются сами игры и удовольствие, но кроме этого значительно возрастает ценность денег и увеличивается ориентация на карьеру и высокую должность. Соответственно, уменьшается значимость образования и учебы, здоровья, семьи, дружбы и творчества.

Чем чаще школьник играет в онлайне, тем чаще отмечает в своих интересах боевики, приключения, ужасы, мистику, триллеры и аниме и, в свою очередь, меньше интересуется драмами, мелодрамами и трагедиями. Кроме того, онлайн-игры «убивают» размышления о будущем. Чем меньше школьник играет в них, тем больше он задумывается, фантазирует и мечтает о предстоящем – как своём собственном, так и общечеловеческом.

Однако играет роль не сам факт онлайн-игры, а её частота. С возрастом интерес опрошенных к компьютерным играм – и, к сожалению, к книгам тоже – снижается. Значимость кинематографических произведений остается на прежнем уровне.

Около 40 процентов школьников, подытоживает Попов – это маленькие взрослые, их пример для подражания – планирующий и усердный герой. Поэтому они и сами планируют своё личное будущее на 10-15 лет вперёд, при этом, правда, представляя не весь мир целиком, а только себя и свой «микрокосмос». Недетские мечты, связанные с очень взрослыми ожиданиями, ответственностью и не столько личным, сколько общественным благом, встречаются у опрошенных нечасто.

Благодаря вездесущему интернету тип поселения, в котором живёт школьник, серьёзно влияет на ценностный ряд, но не на художественные предпочтения. В процессе взросления происходит постепенный отказ от некоторых видов игр и развлечений, усложнение этих игр и обретение смысловой и художественной ценности.

Ориентация на успех, присущая школьникам, реалистична, связана с изменением себя и окружающего мира наличными ресурсами, а при отсутствии таких ресурсов формируется представление о необходимости переменить себя или место своего существования. Лишь малая часть школьников в 13-14 лет склонны убегать в виртуальный мир от насущных проблем.

Даже если школьник увлекается онлайн-играми, это, считает социолог, не приводит к катастрофической деформации личности. Да, он меньше задумывается о будущем и не склонен ценить то, что ценят окружающие. Но при этом ориентирован на достижение высокого статуса, карьеру и зарабатывание больших денег.

На фоне общей тревоги за будущее новых поколений лично мне эти противоречивые результаты представляются весьма оптимистичными. По-моему, они обнаруживают весьма высокий запас прочности нашего Отечества – во всяком случае, на Урале. Хотя тревога остаётся, на такой основе можно работать спокойно и уверенно.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную