Андрей РЕБРОВ (Санкт-Петербург)

КОПЬЕ ПЕРЕСВЕТА

 

Пройдет гроза над русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит...
Прп. Серафим Вырицкий, 1939 г.

В вагоне электрички холодно. Разговариваем - пар изо рта. Словесный пар - куда он возносится? Проходящий: «Вагон не натоплен, перейдите в другой!» Переходим... За окном: лес, дома - какие-то маленькие, кособокие: «Эти бедные селенья...» Россия оскудевшая, фаворски-сверкающими снегами преображенная.

* * *

Сусанино*. Выходим. Гуськом по белой мягкой тропе. Боязно. Вспоминается посещение Нилусом Паши Саровской, в «Сказании» о которой говорится: «...все спешили увидеть ее и услышать от нее мудрое слово назидания, утешения, совета духовного, или обличения и укора, смотря по тому, что кому потребно. И юродивая, имея дар прозорливости, говорила всякому, что для него было нужно и душеспасительно, - с иным ласково, а с иным грозно; иных же вовсе отгоняла от себя и бросала в них камнями, других жестоко обличала».

Небольшая обыкновенная изба. Топчемся у калитки. Снежный хруст и наше молчание - покаянное. Быть может, из-за него уже нужно было приехать. Наконец - решаемся, идем. У крыльца - собака, большая, с человеческими глазами, ласкается. В горнице - сразу - две иконы Богородицы: в красном углу, на буфете - именные, много; у стула Любушка в белом платочке, в очках, - светится. На стуле - женщина, спрашивает что-то, просит ее молитв. Еще две женщины, мы - все несут сюда свои печали, горести. Беды. Тяжкий груз свой оставляют, уезжают налегке. В тишине женский голос: «Отец Мелхисидек просил молитв ваших...»

Народная любовь к блаженным и довольно большое количество их в сонме святых Русской Православной Церкви указывает на особую национальную русскую принадлежность этого чина святости. Часто юродство выражается в безумии пред миром и оскорблениями и гонениями от него, и, вместе с тем, посмеянием над ним для выявления противоречия между мирским здравым смыслом и евангельской сердечно-умной правдой. И дар прозорливости, которым обладают блаженные, - духовная награда за попрание этой земной рассудочности; блаженные, стяжавшие благодать, внутренне отрешаются от мира сего, и, «безумствуя», молятся о нем, и в высшем молитвенном наитии даруют людям, чьи души чувствуют-знают их праведность, духовную помощь и провидческое советование... Впрочем, все подобные толкования юродства русского так же ограничены ресурсом здравого смысла, разума мирского... в меру его сил... Стою, жду. Рядом - молодой человек, спрашивает, будет ли он монахом или священником? Любушка Блаженная, наклонив голову, слушает Кого-то, отвечает: «Монахом - нет, священником будешь». Он, волнуясь: «Когда?» Любушка: «По мере сил». Как будто мне... Отошел к двери. Состояние необычное: яко душа моя грешная силится вместить что-то и не может - невместимо...

Спросили - порасточили наболевшее. Уходим проясневшие, ставшие чуть добрее...

Снова - поезд. В оконном стекле отражаются шестеро, полдюжины: поэты и прозаики.

Преломили хлеб, едим крохами, как птицы...

На соседних сиденьях - стайка молодежи. Ведут себя шумно, иногда даже грубовато. Из динамика их магнитолы несутся блатные песни, выдаваемые радиоведущим за русские, чуть ли не за народные...

- Да, не на чем воспитывать нынешнее поколение. - говорит один из наших писателей, - Включишь телевизор - оттуда, как из пулемета - по русской культуре...

Говорим о том, что литература второй половины ХХ века утратила своего героя. Мы хорошо помним героев русской и советской классики. За последние двадцать-тридцать лет литература не дала положительного образа такой силы и величины. В нынешней светской словесности нет созидательных примеров, на которых можно было бы воспитать молодежь. Но не прав будет тот, кто скажет, что в современной жизни России нет подвижников.

Непросто складывались судьбы нашего монашества и в «безгеройные» 70-80-е годы прошлого столетия. Показательна в этом отношении и биография архиепископа Тихвинского Константина (Горянова Олега Александровича) (ныне Митрополит Петрозаводский и Карельский). По окончании Виницкого медицинского института шесть лет он работал врачом, в том числе и на «скорой помощи», три года преподавал в институте, защитил кандидатскую диссертацию. Полгода будущий архиепископ сколачивал ящики на железной дороге, работал на лесозаготовках, и только после этого митрополит Филарет разрешил принять его сторожем в Жировицкий монастырь, чтоб уже от монастыря получить направление в семинарию. Владыка Константин закончил Московскую Духовную Семинарию и Академию, стал кандидатом богословия, архимандритом. Шесть с половиной лет был ректором Минской Духовной Семинарии. За труды по возрождению семинарии и епархии награжден Святейшим Патриархом Алексием II орденом прп. князя Даниила Московского. И сейчас является ректором Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии, викарием Санкт-Петербургской епархии и профессором. Владыка Константин собирает вокруг себя поэтов, ученых, писателей православного Петербурга и России для служения на благо нашего Отечества и Церкви... Мое стихотворение, посвящено архиепископу Тихвинскому Константину:

Золотилось небо спелой рожью,
А в полях синели васильки.
Шел монах сумняшися ничтоже
Вековой тропой, и кулики
Щебетали в долах васильковых
Под ржаною вязью облаков.
И лучилась к полю Куликову
Тропка летописною строкой...
Шел чернец строкой незавершенной,
Посох предержа в руце своей,
Мимо новорусских вавилонов,
Мимо стойких дедовых церквей.
А издалека, сквозь птичье пенье,
Сквозь халдейский ропот городов,
Доносился грозный гул сраженья:
Гром гранат, глухой, как стук щитов,
Посвист пуль, звучащий, словно эхо
Впившихся в простор ордынских стрел,
Лязг пропятых танковых доспехов,
Трубный гуд страстных монастырей.
Шел монах без устали и страха
На армагеддонское жнивье...
И служило посохом монаху
Пересвета древнее копье.

Герои нашего времени - священник и воин. Многие священники до принятия сана воевали в Афганистане, Чечне и других «горячих точках». Можно привести множество примеров, когда стараниями наших батюшек в глубинке не только строились новые храмы, но и налаживалась жизнь окрест них: открывались детские дома, школы, библиотеки... Одного священника даже выбрали руководителем полуразрушенного бывшего совхоза, который он, затем, и обустроил. А как же крестьянство? Стираются с изможденного невзгодами лика нашей Родины тысячи деревень... И все-же, именно оно крестьянство-хрестьянство, во многом, по-прежнему, кормит города, и из его среды выходит большинство воинов и монахов.

Далеко за оконным стеклом виднеются порыжевшие стога, припорошенные снегом. Золотые в солнечных лучах, как купола. В древности полагали, что золото - это «оплотненный» свет.

И так и ждешь, что величаво, вдруг, взойдет из-под снегов древний белокаменный, златоглавый град... Подымется в своей былинной славе, как символ воскресения Святой Руси и коренных ее насельников - крестьянства...

* * *

Вырица** светоблистанная. Солнце великое, снег - душа высветляется, радуется благодатной зимней чистоте... «Бог устроил этот мир, как некое отображение надмирного мира, - пишет св. Григорий Палама, - Чтобы нам через духовное созерцание его как бы по некоей лествице достигнуть оного мира». И Образ Божий в человеке св. Григорий видит в даре человеческого творчества, «творчество вещей из ничего... не из совершенного небытия, ибо это уже дело Божие, - но все остальное дано людям...». И исход человеческой души из-под гнета своего эго возможен лишь в творческом богостремительном прорыве. Но и человек, которому дан талант, не может сам, без молитвенного усилия и помощи Божией, совершить свой «малый акт творения», творческий подвиг. «К некоторым из подвизавшихся благодать приходит навстречу немедленно и подает им полноту обучения, дает отведать от обещанных наград и как бы протягивает человеколюбивую руку, - глаголит архиепископ Солунский, - поощряя их и укрепляя к дальнейшим подвигам, а у других благодать ожидает конца подвигов, приготовляя во всяком случае венцы за их терпение».

Наивысшее проявление человеческого творчества жертвенно и «синергийно», когда происходит соединение, взаимодействие свободной воли человека и божественной благодати. Люди отличаются лишь силой дара и возможностью вместить благодать. И смысл творчества в нахождении и преображении образов мира сего силой своего таланта, дарованного Господом. В нахождении прикровенных «райских» образов, путем синергийного подвижнического прорыва к божественной энергии, чтобы в симфоническом очищенном от греховной самости произведении слышалось молитвенное звучание первородной речи. Человеческое творчество призвано, в исихастском сосредоточении, преобразить и через себя привести этот отягченный нашими грехами мир ко Творцу. И в этом смысле, по мере сил, мы можем сподобиться стать соучастниками спасения нашего падшего мира. «Красно украсить» и искупить его своим творчеством... На кустах-купинах - красноватый иней. Идем лесом. Кондовым. Чудится: за поворотом тропы - вдруг - келья рубленая, заметенная...

Время спрессовано, пространство сокращено электричками, машинами. И нет кельи - она в ином времени. К ней путь долгий, может быть, и жизни не хватит... Между верхушек елей - крест на луковке, барабан деревянный, солнечный, под ним - высокий многоскатный шатер. Высокий - углубленный духовно в небеса молитвами старца Серафима. Глядь - церковь - бревенчатая со звонницей. Стенные бревнышки калиброванные, на них снег, причудливый, будто лепнина. Лепота. Врата двухстворчатые, крытые, сказочные - как на картине Константина Васильева. Войдешь - не воротишься...

Крестимся. Входим. Вдали - лампадка теплится, зовет на погост. Глянешь ввысь - сугробы облаков. Внизу - клубистые снежные сугробы, под ними могилы подвижников. Верится, именно они, как живые корни, удерживают, собирают Русскую Землю, культуру, общество, не дают им расточиться, растечься по миру... И эта горящая лампадка на могильном холмике: в ее маленьком, трепетном огоньке сосредоточена связующая сила между землей и небом. Кровная, корневая связь между Святой Русью и нынешней Россией, между нами и нашими предками; мы молимся о них, они - о нас... Гори, огонек, и никогда не угасай в душах наших! Молитвенно прорастай в них своими лучиками-корнями... Лещадки снежных горок - елочек запорошенных. На свету - кресты темные, осьмиконечные. Могила прп. Серафима Вырицкого. Подходим, целуем надмогильный, отчего-то теплый крест. Под ним на холмике - свечи погасшие. Для нас? Ставим, зажигаем. Сняли шапки. С большой ели ссыпается в них снег, золотой от солнца и невесомый, как частицы времени... Ель встряхивается от высокого ветра. Снега золотистого с ее ветвей - целый сугроб насыпался - горка снежинок-песчинок времени - золотого?.. Подле, на сугробе, - углубленные высоким светом следы крыл: ангельских сверкающих или птичьих? Крошим хлеб... У дома батюшка Алексей - строгий, молитвенный. Рассказывает об отце Серафиме...

Благословенна весь Вырицкая, вместившая подвижника. Его непрестанная молитва сохраняла и ныне хранит землю нашу.

Пророчествами и молитвами Подвижника жили люди и в страшное время. Во время войны жители Вырицы спрашивали отца Серафима, покидать ли им дома свои? Старец отвечал: «Дома ваши будут целы. И вообще вся Вырица будет цела». Все сбывалось. Однажды восьмилетняя девочка пришла с мамой к отцу Серафиму за благословением, перед их уходом Старец говорит: «Если вам на пути покажется злая собака, то прочитайте молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся», и она убежит». Так и случилось. В дороге на них напала собака, зло лаявшая, но как только молитвы были прочитаны, собака убежала. Так был преподан урок отгонять зло молитвами.

Прп. Серафим жил в Вырице до самой своей кончины. Волею Господа он оказался в ней в 1938 году после закрытия Александро-Невской лавры, где был духовником. Иеросхимонах Серафим, в миру Василий Николаевич Муравьев, родился в 1865 году под Рыбинском в селе Черемушки. Еще с детства Василий решил стать монахом, лишь семейный долг удерживал его в миру, но как только узы сии разрешились, он, раздав имущество свое, ушел в Лавру...

Идут к отцу Серафиму паломники, страждущие, правды взыскующие. Уходя в мир иной, Старец просил приходить к нему на могилу, исповедовать души свои - он услышит и поможет. «Помните, что я всегда с вами...»

Преподобный Серафим Вырицкий был и духовным поэтом (многие его стихотворения теперь напечатаны и стали известными и любимыми православными читателями, находящими в них сердечный отзыв старца на сокровенные вопросы своей души) и великим молитвенником о победе Православной России над оккультным рейхом.

В годы фашистского нашествия непрестанно молился Старец о Воинстве русском. И посему прп. Серафим является небесным покровителем и воинов и писателей; современной литературы русской, на языковом и смысловом поле которой идет ныне жесточайшая битва. Ибо нашествие инородных, чуждых нам по духу и сути слов пытается порушить новую отечественную словесность и губительно влияет на мировосприятие и миросознание нынешнего «раскованного» и одурманенного демонической свободой - очарованного вавилонской блудницей - отошедшего от Церкви, не знающего ее жизни, Таинств и устоев (а значит, не понимающего своей культуры и истории) человека.

Подобные исторически небывалые враждебные действия иной цивилизационной системы, так называемых «постхристианских» и «латинствующих» ценностей, подтачивают многовековые священные основы нашего общества, сердцем которого всегда была Русская Православная Церковь и самодержавная государственность; исподволь стирают из родовой памяти народа первородно-корневые звуко-символы и мысле-образы родной речи.

Так же, как наши отцы и деды, мы обязаны, по мере сил, противостоять врагам, исподволь пытающимся оккупировать нашу литературу; вспомним прп. Сергия Радонежского, благословившего на битву Святого Благоверного Великого Князя Дмитрия Донского, иноков воинов Пересвета и Ослябю. Если недруг личный - прости его и помолись о спасении души его, а, если враг Вере и Отечеству - дай отпор. И задача современных писателей - войти наконец в утесные церковные двери и припасть к живоносному источнику Православия, обести силы...


Казанская церковь в Вырице

Отец Алексей открывает двери во храм во имя иконы Казанской Божией Матери. Входим. В притворе темно (место для грешников - думается: идти ли дальше?). Пахнет ладаном и - с Рождества - елями. Свод промывает зарный свет из желтых стрельчатых окон. Иконостас в золотистом покрове. Душа торжествует. Прикладываемся к святыням, ставим свечи у храмовой иконы. Батюшка показывает приделы, предивный резной иконостас - высокий - дух захватывает! - из приюта бр. Брусницыных. Рассказывает о храме, возведенном всем миром на пожертвования... Пересказывать не буду, приезжайте - сами увидите...

Спешим завьюженной дорогой, за редкими машинами - не угонишься! Да и не хочется. Где-то поблизости - на Майском и на Пильном - два дома, в которых жил Старец. И камень молитвенника сохранился.

Вырицкое братство хотело выкупить дома - куда там! Не отдали. Раскатят громно, по бревнышку нынешние хозяева, низведут домики типовые - целую тучу. Купно, миром спасать надо...

Возвращаемся в холодном вагоне электрички - это теперь неважно: на сердце - тепло, на душе - светло. Высоко в темнеющих небесах крупные звезды, большие, как глаза. Небеса - многоочитые, библейской глубины, пронзительно смотрящие на зазвездившееся огоньками окон Сусанино... и в наши сердца?.. Далеко на вечернем небе над Питером туча смога. Не здесь ли тот, лишь сердцем зримый, духовный рубеж, молитвенно сохраняющий сусанинско-вырицкие земли? Здесь... или в душах наших? Вспоминается рассказ Любушкиной келейницы, которая знала и прп. Серафима. Как-то Любушка прозрела «темную тучу» (келейница говорила, что «туча» обозначала грядущий взрыв на ЛАЭС) и особенно долго и пламенно молилась. И беда миновала...

За окнами электрички - лукаво подмигивающий тусклыми глазами качающихся фонарей,обесснеженный город. Выходим на вокзальную платформу. Идем. Гомон людей, топот ног, злой собачий лай - множатся эхом под холодным сводом Витебского... Отче Серафиме, Любушка, молите Бога о нас!

1991 г.
_____________
* Сусанино - посёлок  в Костромской области 
**Вырица - посёлок в Гатчинском округе Ленинградской области

* * *
Склон юдоли инеем усыпан.
Дремлет Русь...
О чем теперь, Бог весть,
Грезит весь
Под взором неусыпным
Звездных, многоочитых небес?

СНОВИДЕНИЕ
От поля жизни - золото стерни
Всего-то и осталось…По соседству
С протокой древней прикорну. И в детство
Вернет бессмертносущий запах нив.

Бесплотно перейду по лунным водам
На тот далекий берег и во ржи,
С собой-ребенком встречусь через годы,
Что в Лету канули под тяжестью души.

Окликну я веселого ребенка
И улыбнусь сочувственно ему,
Он обернется, глянет в даль, и звонко
Заплачет, сам не зная почему,

Меня не видя, взглянет с состраданьем,
Но не прозрит, сквозь сроки, этих дней…
Я пробужусь с дарами покаянья
На серебристой, в инее стерне.

* * *
Ночь-сова в окошко глухо билась,
Терлась и скреблась, как по стволу,
И кровавой каплею скатилось
Солнце по узорному стеклу.

Зазвездились рыбами озера —
В темной кадке вспыхнула вода,
И паук с печного косогора
Кружевные сбросил невода.

БЕРЕЗЫ
Отъярились осенние грозы
И забрезжались в ясной дали,
Столь привычные взору, березы –
Златокрылые светы земли.

Замахали призывно ветвями,
Листвяным опереньем искрясь,
Прикровенно являя пред нами
Немирскую свою ипостась.

И, быть может, во дни увяданья,
Их нетленного вида страшась,
Просветлеет, стяжав покаянье,
Многогрешная чья-то душа.

ЛЕСНАЯ ФИВАИДА
Запечатлело свой образ небо
На водяной убрус.
Тем, кто прозрел, травяные хлебы
Стали сладки на вкус.

Благословясь, торопили дело,
В горнии выси молитва летела
Белыми птицами с губ.
И вырастал широко и смело
Новый церковный сруб.

Трудно молились и тихо служили.
«Едины от нищих бых».
И от пустынных трудов кормили
Блудных сынов мирских. -

Те же, юродуя босые ступни,
Шли со всея Руси,
Веруя, здесь - покаянным заступник-
Ангел земной,
Человек небеси.

* * *
Прияла пустынь схиму ночи,
И умно зрят из-под нея
Земные ангельские очи
Зарю молитвенного дня.

Небесных человеков кельи
Пустит полуночная тьма,
Но полны утренним весельем
Их нетелесные дома.

И меркнут помыслы ночные,
Аще прозришь, что на Руси
Блистают ангели земные
И человецы небеси.

И вдруг откроется: незримо
На куполах монастыря
Сияет невечерней схимой
Молитв монашеских заря.

* * *
Зарделись облачные кущи,
И вспыхнул, солнцем налитой,
Как сочный плод в Раю растущий,
Соборный купол золотой.

Зовя к молитве люд окрестный,
Преображая новый день,
Он источает свет небесный,
Свою рассеивая тень.

Так и монах, рассвет встречая
В саду молитвенной любви,
Плодом фаворским расточает
Грехи невольные свои.  
               
УПОВАНИЕ МОЕ
Засеял настовые шири
Зернистым инеем январь.
Мукой поземки через дыры
Киновный полнится амбар.

И птицы в паволоках стыни
Прильнули, чуя холода,
Ко благоверной сей твердыне -
Стене скита.

Левкасит темные просторы
Богоявленская пурга,
И на лещадках косогора,
Как митры высятся снега.

В олифе льда церквушек главы,
И - упование мое -
Изба приземистая аввы
Зовет небесным житием.

* * *
Три старца вечеруют у оконца,
Во мрак окольный глядя сквозь стекло.
А время жизни ведают по Солнцу -
Не оттого ли в душах их светло?

Не отого ль так лица их погожи
И взоры так небесно горячи,
И от нездешних глаз по смуглой коже
Текут морщин библейские лучи?

Не оттого ль так зарны их зеницы,
Что видят невечерний мир иной?
Не оттого ли зоркие зарницы
Порой являют Вечность надо мной?

* * *
Взъярились ночные метели,
Взвихрили столпы на юру,
И юные древа в бору
Поникли под снегом к утру.
И только столетние ели
Стоят нерушимо, как велии
Преклонные старцы в миру.
Пустыня —в лесных этих далях:
Средь елей теснясь и крушин,
Видал деревца я — с аршин,
Что ига снегов не стяжали,
Спасаясь, взрастая в тиши
Под сенью кондовых вершин.
И аз, яко древо из бора,
Близ ели растущее споро,
Спасаясь от вьюги мирской,
Для роста стяжаю покой:
Под сенью владычной собора,
Под старческой кроткой рукой.

Рисунок:  Казанская церковь в Вырице.pravoslavie.ru



  Наш сайт нуждается в вашей поддержке >>>

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вверх

Яндекс.Метрика

Вернуться на главную