Известие о безвременной кончине Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, бессменного Главы ВРНС, который благословил нашу встречу и прислал нам свое последнее напутственное слово, мы встретили с глубокой скорбью. Но, несмотря на боль наших сердец, мы продолжили нашу соборную встречу, выполняя послушание Его Святейшества, и пришли к следующему: Слово — это великая тайна. Слово запечатлевает события истории, заглядывает в будущий век. Слово мы употребляем, чтобы возвышать человека, очищать его душу от несовершенства, от греховных помыслов, от бездействия, пассивности и уныния, вселяя в него бодрость и наполняя его мудростью. Рушились целые цивилизации, исчезали народы, оставляя после себя лишь несколько слов, но этого было достаточно, чтобы свидетельствовать о культуре народа и его языке. Если же от народа не оставалось ни единого слова, он предавался забвению. Именно поэтому каждый народ сохраняет свой язык, неразрывно связывая его со своей культурой, своей душой. В нашей печати не стихает обсуждение проблем русского языка. Такие дискуссии кипели и раньше. Ещё во времена Шишкова и Державина передовая общественная мысль мучилась вопросом: сохранится ли живое русское слово под напором различных запретов и чуждых влияний? Нужен был могучий талант Пушкина, чтобы сломать все схоластические запруды, чтобы соединить живую стихию народной речи с языком литературным. Отсутствие в сегодняшней повседневной жизни культуры речи, публично демонстрируемое и поощряемое сверху донизу словесное невежество — свидетельствует о провале культурного просвещения. Мы видим, как исчезают сценическая речь, квалифицированные дикторы и ведущие на радио и телевидении. В школах предметы языка и литературы переведены в разряд второстепенных. Неграмотность уже воспринимается не как недостаток, а скорее как достоинство. Мы превращаемся в народ, теряющий способность говорить и думать. Мы забыли предостережение М. В. Ломоносова: «Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку неподвержен, а утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славянском языке украшаться будет». Меж тем, в среде писателей и ученых-лингвистов, ответственность которых за язык огромна, на страницах их собственных книг, пьес и сценариев предоставлено место «блатному языку» и ненормативной лексике, матерной брани, как бы узаконивая их употребление. Не к нам ли обращал свое предупреждение свт. Иоанн Златоуст: «Порочное соединение с искусством в слове производит гораздо худшие беды, чем необразованность». Россия всегда была страной, в фундаменте которой заложены не столько материальные, сколько духовные ценности. Поэтому и роль писателя в нашем Отечестве была всегда неизмеримо выше, чем роль придворных менестрелей и трубадуров. Если основная задача большинства европейских писателей, начиная с «Эпохи просвещения», заключалась в том, чтобы поразить своего слушателя изощрённостью формы и изысканностью слога, то наши Пушкин и Гоголь, Щедрин и Некрасов видели свою задачу в пробуждении гражданской совести, любви к Родине, восприимчивости души к прекрасному. Сегодня, когда наш менталитет претерпевает сильнейшие изменения под воздействием рыночного прагматизма и расчёта, классическая традиция подлинного просвещения — это то единственное, что может способствовать сохранению в нас братолюбивых качеств души, неизменно присущих нашему народу. На протяжении многих столетий, ставя духовное выше материального, Россия всегда прислушивалась не столько к голосам своих политиков, сколько к голосам писателей. Слово Ломоносова и Тургенева, Бунина и Шолохова разносилось по стране быстрее любых информационных сообщений и производило в обществе гигантскую внутреннюю работу. По слову Достоевского, нельзя быть русским, не будучи православным, как нельзя называться Россией и при этом не любить ближнего! Россия и единство народа — это синонимы, они нераздельны, как неотделимы тело и душа. Обращаясь к писателям и журналистам, преподавателям, всем тем, кто работает со словом — мы призываем их быть не распространителями пессимизма и уныния, а нести людям веру в завтрашний день, веру в Промысл Божий, воспевать образ великой страны, создавать такие примеры героев, на которых вырастали бы Суворовы, Зои Космодемьянские, Маресьевы и Даши Севастопольские. Писатель просто обязан творчеством вносить свой посильный вклад в развитие общества, нести в мир ценности, которые помогут нам преодолеть любой кризис. Россия переживает трудный период своей истории. О злободневности бережливого отношения к слову в нелегкие для России дни писал Иван Бунин: Молчат гробницы, мумии и кости, — Соборная встреча объединила людей разных национальностей и духовных званий, следующих лучшим традициям классической, многонациональной нашей литературы, людей, которые свое творчество посвящают народу, Отечеству, рачительно относятся к нашему общему достоянию — русскому языку и языкам народов России. Мы, участники Соборной встречи «Духовная сила слова: основа единства народа», собрались, чтобы сохранить наше слово, наш язык, защитить их от скверны. Обращаемся к государственному руководству Российской Федерации с призывом на законодательном уровне обеспечить сохранение и должное развитие нашего языка и культуры. Для этого считаем полезным: — принять Закон о культуре, Надеемся, что Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание России и Правительство, будучи ответственными за судьбу государства и народов страны, непременно откликнутся и сделают всё, чтобы обеспечить нормальное развитие нашего главного национального достояния — великого русского слова. Москва, Зал церковных Соборов Храма Христа Спасителя, 5 декабря 2008 года |